В ожидании дивидендов

21.02.2011 1504 0
Валерий Кукса из того советского поколения идеалистов, которое считает, что работа или услуга, вне зависимости от того, сколько за нее заплатили, должна быть сделана качественно, а социальная значимость работы обязана превалировать над погоней за прибылью. Впрочем, несмотря на такие, зачастую утопичные идеи для сегодняшнего прагматичного времени, Валерий Николаевич и возглавляемое им «Спецавтохозяйство» уверенно вписались в текущую действительность. И это несмотря на то, что сегодня предприятию приходится за собственный счет запускать на территории Кирова проект по раздельному сбору мусора.
Процесс деления
 
Валерий Николаевич, почему реализация проекта по раздельному сбору мусора идет исключительно на средства вашего предприятия? Город, получается, не заинтересован в сохранении тарифов на прошлогоднем уровне и причинении наименьшего урона экологии?
- Во-первых, это наш проект, именно мы предложили его администрации города. Во-вторых, «Спецавтохозяйство» – основная организация, занимающаяся сбором мусора на территории Кирова. Второй пункт и подтолкнул нас на новый проект. Как, думаю, вы знаете, полигон твердых бытовых отходов в Костино уже практически исчерпал свои резервы, поэтому городу просто необходима новая система утилизации отходов. И еще хотелось бы подчеркнуть, помощь мэрии все же присутствует: она оплачивает ликвидацию несанкционированных свалок.

Складывается ощущение, что вы решили заняться благотворительностью или за этими шагами что-то еще скрывается?
- Благотворительностью мы никогда не занимались и не собираемся ей заниматься, все-таки это бизнес. Глубоко в душе мы, конечно же, надеемся получить определенные дивиденды. Хотя я прекрасно осознаю, что это произойдет весьма не скоро: мусор - это всегда «долгие» инвестиции.

А чем вызвана необходимость запуска данного проекта? Неужели все так критично?
- В стране, в Кировской области и в Кирове со свалками сложилась критическая ситуация. Если в ближайшее время ничего не предпринять, пустить на самотек, то, думаю, что-то исправлять будет уже поздно.

Как население реагирует на новые правила?
- Нормально. Всегда есть сторонники и противники. Всех не заставить сортировать мусор, ленивые найдутся всегда... Они и урнами на улицах не пользуются, и домашний мусор до контейнера иногда не доносят, оставляют у подъезда или того хуже - на лестничной площадке. Тут, наверное, одной разъяснительной работой не обойтись... Возмущаться много ума не надо. Люди часто не задаются вопросом: а в состоянии ли коммунальные службы сделать все идеально за те деньги, которые население и предприятия платят?

Сегодня все, в том числе и вы, выступаете за воспитание экологического сознания у населения. Не боитесь остаться без работы, когда это сознание все-таки удастся воспитать?
- Я выступаю за порядок, в первую очередь. Будет порядок, будет и нормальная экология. А мусор никуда не денется, даже при самом цивилизованном подходе.

Кто-то говорит, что сбор мусора – это «золотое дно», другие утверждают, что этот бизнес на грани рентабельности. Вы лично, какой потенциал видите у предприятия?
- Потенциал большой, но его надо достичь. 1 января мы проснулись при новой стоимости  дизтоплива. И вот, спрашивается, как достичь своего максимального потенциала с такими непредсказуемыми ценами? Я уже не говорю про запчасти и энергетику. К тому же, последняя вместе с топливом – неотъемлемые составляющие инфляционного процесса.

Перестройка сознания
 
Может быть, не стоило превращать свое предприятие их муниципально-унитарного в общество с ограниченной ответственностью? Насколько известно, вы были известны, как непримиримый противник приватизации предприятия.
- Нет, я не был каким-то особым противником. В 2003 году, в период банкротства МУП «Спецавтохозяйство», перед нами стояла задача выбора формы устройства, которая была бы удобна и нам, и администрации города. А самое главное, чтобы эта форма собственности не привела к повышению тарифов на наши услуги. Вполне логично, что мы выбрали общество с ограниченной ответственностью.

Особого труда это не составит. Судите сами, мусора с каждым годом становится все больше. Думаю, работы у вас хоть отбавляй.
- Тут вы правы. Мы предоставляем услуги, которые при всех формациях и рыночных условиях будут востребованы. Если лет 15 назад на 1 человека количество накопленного мусора составляла 0,75 куб.м. в год, то сегодня  этот показатель подошел к цифре в 1,7 куб.м. Благосостояние людей растет. Компании, конкурирующие за внимание потребителя, все больше и больше совершенствуют свое мастерство в производстве яркой и оригинальной упаковки. Отсюда и объемы.

Условия и форма работы как-то принципиально поменялись вместе с формой собственности?
- Поменялось отношение сотрудников: сейчас нам нужно стремиться оставаться на своем рынке, а для этого мы просто обязаны качественнее выполнять все заявленные услуги, чтобы не пришел кто-то и не стал оказывать эту услугу еще качественнее. По крайней мере, мы до своих сотрудников стараемся это донести. Кроме того, общество с ограниченной ответственностью – это абсолютно не зависимая коммерческая структура. Сами принимаем решения, сами за них отвечаем.

Любое частное предприятие направлено на извлечение прибыли, иначе, в чем его смысл?
- Никто не мешает поставить на первый план качественное оказание услуг, а на второе - извлечение прибыли. Предприятие, имеющее своей целью только извлечение прибыли, без удовлетворения каких-либо потребностей общества, обречено. Однако сейчас такое время, что необходимо просчитывать все до мелочей. С другой стороны, пройдет еще немало лет, пока данный рынок услуг придет в более-менее цивилизованный вид. Но населению ждать некогда, оно живет сегодня... Хотя я не сторонник «кивать на Европу». Во-первых, у нас разные возможности, во-вторых, разная стадия развития рынка.
 
Программа, которую мы полноценно запускаем уже с 1 мая, - это новое направление работы с отходами. В первую очередь, она направлена на то, чтобы сегодняшние полигоны дольше существовали. Места для нового полигона в окрестностях Кирова нет, все занято под коттеджное строительство, а любое удаление полигона от города на каждые 5-10 км ведет за собой увеличение тарифа на вывоз мусора. А себестоимость услуг уже высокая, и сегодняшние тарифы недостаточны даже для покрытия затрат. Плановая рентабельность, которая закладывается в тариф - это 5%. При таких доходах думать о развитии предприятия весьма затруднительно.

Однако эти 5%  вас не испугали стать совладельцем предприятия.
- Я почти за три десятка лет работы ко всему привык. Меня сложно испугать. Раньше и партийные бюро были, и обкомы,  где нас разгоняли за некачественную работу. Что пугаться? Везде надо работать.

То есть, вы считаете, что сегодняшние коммунальные тарифы недостаточно высоки?
- Низкие тарифы – это проблема не сегодняшнего дня. Не всем по карману расценки, которые должны быть реальны. Существующий тариф, согласно нашим подсчетам, должен быть выше не менее, чем на 27%.

У кого голова болит?
 
Хотелось бы поговорить о ваших конкурентах. Как складываются у вас с ними отношения? Насколько я знаю, в Кирове желающих избавить город и предприятия от мусора около 15.
- Пересечение путей в любом случае происходит: все отходы везут к нам в Костино. Не могу сказать, что мы отбираем друг у друга кусок хлеба, работы на этом поприще достаточно. Кроме того, мы уверены в своих силах.

Ходят различные слухи о том, что вы собираетесь реконструировать полигон ТБО в Костино. Можно ли узнать более конкретные планы?
- В ближайшее время начнется строительство мусоросортировочного комплекса на новом земельном участке. Этому есть насущная необходимость: во-первых, запускается проект по раздельному сбору мусора, во-вторых, если его не запустить, то нового полигона хватит максимум лет на 5, а с мусоросортировочным комплексом – значительно дольше. Проект готов и ждет экологической экспертизы. Если вас интересуют сроки, то мы рассчитываем начать реализацию в 2011-2012 годах.

Одним из потенциальных инвестпроектов, считающимся важным для региона, называют строительство мусороперерабатывающего завода. Насколько его строительство нам необходимо?
- Однозначно, необходимо. Ситуация того требует. Насколько я знаю, инвестор уже найден Этот проект не связан с  программой частно-государственного партнерства, то есть его строительство всецело пойдет на деньги инвесторов. Правда, сложно сказать что-то конкретное. Надеюсь, в ближайшем будущем ситуация прояснится.

Много головной боли вам причиняют несанкционированные свалки? Или от них голова должна болеть у горадминистрации?
- Нет, это совместный вопрос администрации города и нашего предприятия. Администрация выделяет средства (к примеру, в этом году выделено 14 млн. рублей). Эти деньги, как можно догадаться, могли бы пойти на более полезные нужды, это же наши с вами налоги. Но несанкционированные свалки в последнее время стали носить такой повальный характер, что несвоевременная их ликвидация попросту может привести к катастрофе. Хочу заметить, что 14 миллионов - это только на полгода, дальнейшее финансирование пока не определено.

Несанкционированные свалки часто создают коммерческие организации. Насколько я знаю, они жалуются на высокие тарифы.
- Это не тарифы высокие. Это, во-первых, банальное нежелание жить в чистом городе, во-вторых, нежелание платить. И прежде чем говорить о высоких тарифах «Спецавтохозяйства», пусть взглянут на собственные тарифы и расценки. Например, уважаемые АЗС. День у них начинается с одной цены, заканчивается уже совсем другой. Нас контролирует региональная служба по тарифам, а их кто-нибудь контролирует? Складывается ощущение, что нет.

Путин повлиял
 
Сейчас модно заниматься модернизацией. У вас не планируется совершенствование техники и технологий? Если у дорожников наблюдаются новые средства ремонта и передвижения, то у «САХ» все еще продолжают ездить мусоровозы 30-летней давности.
- Вы не сравнивайте. Дорожники попали в федеральную программу, за счет чего неплохо обновились. У нас вся модернизация идет за счет собственных средств, а это не происходит быстро. Возможно, поэтому наши обновления не бросаются в глаза, но они есть. Если лет 5 назад износ техники на предприятии составлял 90%, то сейчас 70%. Каждому свое развитие.

По большому счету, «САХ» сегодня – главный «санитар» города. Вас не обижает расхожее утверждение, что «Киров – город грязный»?
- Нет, я с этим не согласен. С каждым годом город становится чище, это многие отмечают. Вместе с тем, чистота в городе соответствует тем деньгам, которые на это дело расходуются. Могу сказать, что в этом году выделено лишь 1/8 часть средств от необходимого. Согласно расчётам, производимым проектным институтом, потребность финансирования работ по благоустройству городских территорий составляет 1,8 млрд рублей в год. На 2011 год  выделено только 205 миллионов на работы, которые осуществляют все кировские предприятия благоустройства.

Кстати, об уборке. В этом году достаточно оперативно вывозится снег с улиц. Приезд Путина так повлиял?
- Не без этого, хороший хозяин всегда к приему гостей готовится заранее. Но сказать, что прибрали только исключительно к приезду премьер-министра, это неправда, у города есть и другие насущные проблемы. Например, пробки, которые из-за неубранных улиц только увеличиваются.

Как вам, вообще, удается противостоять вечному недовольству населения?
- Я не противостою: коммунальщика сегодня не ругает только ленивый. Это такая сфера услуг, которую люди хотят получать в полном объеме, вне зависимости от того, сколько они за это платят. В любом случае, обратная связь быть должна, пусть даже негативная.

Оправдываться не надоело?
- Мы не оправдываемся. Мы работаем.

Досье:

Кукса Валерий Николаевич, директор компании «Спецавтохозяйство»
«У меня украинская фамилия. Я, правда, не знаю, что она означает, но она точно украинская»
Дата и место рождения:  Украина, г. Кировск («Как и не переезжал!»).  
Дата рождения: 31 октября 1949 года.
Карьера:
1966-1968 - рабочий на шахте;
1968-1970 - армия;
1870-1983 -  завод «Почвомаш» г. Киров  (должность – начальник транспортного цеха);
1983 - по сегодняшний день - «Спецавтохозяйство».
Любимое блюдо: все острые блюда.
Любимый фильм: все старые советские фильмы, особенно про войну.
Любимая музыка: «Предпочтений в музыке нет, но в свое время закончил музыкальную школу. Она любовь к музыке не отбила, но мое музыкальное развитие на этом и закончилось».
Увлечение: 8 месяцев в году главным увлечением является сад, а остальные 4 - отдых от этого сада.
Девиз: если берешься за дело - делай его хорошо, иначе, и браться не стоит».

Беседовала
Светлана Муравьева
murraviova@yandex.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте