Вплоть до угроз
Галина Михеева о профсоюзах, собственности и угрозах.
Некоторые считают их анахронизмом прежних времен, а для кого-то они - последняя надежда получить свое с работодателя. Они - самая многочисленная общественная организация Кировской области. Речь о профсоюзах, бывших некогда «филиалом КПСС», а ныне лишь ищущие свое место в новой системе хозяйствования. Руководит ими в нашем регионе Галина Михеева, в интервью «Бизнес Новостям» рассказавшая о силе вятских профсоюзов, противоречивых отношения с властью и недоброжелателях.
Их 160 тысяч
Галина Геннадьевна, являются ли профсоюзы реальной силой в Кировской области?
- Реальной силой? Я считаю, да, профсоюзы - реальная сила. Это самая многочисленная общественная организация в нашем регионе. В Кировской области более 160 тыс. членов профсоюза.
А сколько это в процентном отношении от всех работающих?
- Более 60%.
Давно интересно, в чьем подчинении вы находитесь?
- На уровне области мы никому не подчиняемся. А вот на уровне страны у нас есть руководство в лице Михаила Шмакова. Мы входим в состав Федерации независимых профсоюзов России. А каждая отраслевая организация входит с состав центральных комитетов отраслевых профсоюзов.
Насколько мне известно, Михаил Шмаков в конце прошлого года часто попадал в информленты, так как имел разногласия с правительством России: федерация отказывалась подписывать генеральное соглашение с исполнительной властью. Можете пояснить, в чем там были трудности?
-Разногласий в проекте не очень много, но они принципиальны. Один из главных вопросов, конечно, по плате труда. Профсоюзы настаивают на необходимости обеспечить МРОТ на уровне не ниже прожиточного минимума. Исключить из МРОТ компенсационные и стимулирующие выплаты. Удалось не все, но по многим вопросам найдено взаимопонимание. Профсоюзы обсудили инициативу РСПП о 60-ти часовой рабочей неделе.
Тем не менее, с работодателями мы договорились, устранили непонимание с федеральным правительством и в конце декабря прошлого года генеральное соглашение все-таки было подписано. Конечно, это соглашение не может решить все наши проблемы- но это результат достигнутых нами компромиссов.
Вы упомянули инициативу РСПП (идея миллиардера Михаила Прохорова) об увеличении рабочей недели. Почему профсоюзы были против? Просто потому, что вы профсоюз и должны быть против?
- Выступление Прохорова - популизм. Подобные решения опасны. Разве может человек работать 60 часов в неделю? Это физически крайне сложно. Давайте подсчитаем: 60 часов при пятидневной рабочей неделе, в день получается 12 часов. Как вы считаете, это легко для шахтера, слесаря, доярки, механизатора, любого человека, занятого физическим трудом? 12-ти часовой рабочий день может быть приемлем только для вахтеров, охранников. Представителям этих и подобных профессий отработать половину суток на работе, наверное, по силам. Говорить сегодня, что все начнут работать по 12 часов - это бессмыслица и безумие.
Во всем мире профсоюзы являются неким буфером между бизнесом и властью. Есть ли предпосылки, что что-то подобное будет существовать и в нашей стране?
- Можно сказать, что мы буфер, но не между властью и бизнесом, а между трудовым коллективом и работодателем. В любом случае, созданная на предприятии первичная профсоюзная организация, защищает именно права работающих. Если взять «повыше», то нельзя сказать, что мы буфер между властью и работодателем. Профсоюзы в этих отношениях – одна из сторон социального партнерства, защищающая социально- трудовые права работников-членов профсоюза.
Защищающая от руководителя?
- Нет. Защищать от руководителя нам никого не нужно, мы должны с ним договариваться. Если есть проблема, необходимо садиться за стол переговоров, приходить к пониманию, находить точки соприкосновения. К тому же, зачастую руководитель сам является членом профсоюза. Да, он стоит «по ту сторону» трудового коллектива, поскольку заключаемые на предприятиях коллективные договоры защищают в основном права и интересы работников.
Такая разная лояльность
Насколько часто вам приходится конфликтовать с работодателями?
- Конфликтовать? Пожалуй, называть решение проблем конфликтами будет не по-деловому. Да, случаются разногласия. К примеру, по вопросу все той же минимальной заработной платы. Если тарифные ставки первого разряда по соглашению работодателя с профсоюзом должны находиться на уровне «минималки», то мы зачастую сталкиваемся с тем, что собственник предприятия с этим не соглашается и устанавливает ставку первого разряда значительно ниже уровня МРОТ. Здесь приходится не конфликтовать, а действовать методом убеждения. Все-таки работодатели - это наши партнеры и не те люди, с кем мы должны воевать. Молодым руководителям, конечно, приходится объяснять, что такое профсоюз, как с ним работать. Опытные же руководители понимают, что между ними и коллективом должно быть те, кто будет сглаживать проблемы. Когда начался кризис, работодатели вместе с профсоюзами решали вопросы.Во многом за счет этого, как мне кажется, мы смогли избежать огромного количества проблем.
А власть в этом диалоге какое-то место занимает?
- Это наш социальный партнер, а значит, место его довольно значительно. К тому же, членами профсоюза являются бюджетники, государственные служащие, где работодателем является та же власть.
То есть с местной властью у вас отношения налажены?
- Налажены. Мы взаимодействуем достаточно плотно. Но работаем мы независимо, так как власть выполняет государственные функции, а мы совершенно другие – защитные.
Однако мне приходилось слышать точку зрения, что местные профсоюзы к власти слишком лояльны?
- По каким вопросам мы были слишком лояльны? Мы что должны выходить на баррикады и, простите, махать транспарантами или пускать в ход вилы и лопаты? Мы сегодня сидим с властью за столом переговоров и это многого стоит. К примеру, мы до сих пор не заключили соглашение с правительством. Почему? Потому что мы работаем с исполнительной властью региона над перечнем разногласий. Они пока не хотят нас услышать по МРОТ, а мы, соответственно, отказываемся подписывать соглашение. Однако все решаемо, мы находимся в переговорном процессе, создана областная трехсторонняя комиссия. Определенные договоренности достигнуты, поэтому я убеждена в том, что соглашение мы подпишем. Если говорить о вопросе по переходу на новую систему оплаты труда бюджетников, то я не считаю, что мы подошли к этому лояльно: мы вместе с правительством и губернатором организовали достаточно много встреч, где говорилось, что мы не согласны с установлением базовых окладов, с другими моментами. Разве лояльность заключается в умении договариваться? Но я, кстати, не помню, что до моего прихода федерация занималась лишь митингами.
Как-то ваши отношения с правительством изменились?
- Да.
И как это проявляется?
- Мы научились договариваться, нашли контакты и подход друг к другу. Если это назвать лояльностью, то я лояльна.
Насколько я знаю, федерация профсоюзов приняла активное участие в решении вопросов по заводу «Молот». В чем заключалась эта помощь и продолжает ли областная федерация профсоюзов помогать предприятиям в решении проблем?
- Когда случилось то, что случилось, профсоюзный комитет завода стал действовать активно. Было много встреч, совещаний, писем, обращений, мы дошли до президента. Это, в частности, повлияло на то, чтобы в итоге проблемы решились. Сейчас пытаемся разрешить трудности «Эликона»: мы встречались с губернатором, выезжали в Мурыгино. В тяжелом положении находится лесная отрасль, существует задолженность по заработной плате в районных лесхозах. Ситуация эта осложняется еще и тем, что в настоящее время «Кировлес» проходит процедуру банкротства. А обрабатывающие производства вовсе занимают первое место в списке должников по выплате заработной платы. Также мы работаем со Стрижами с заводом «Силикат»... Старые хозяева ушли, передали бразды правления новому руководству, к которому мы в настоящее время ищем подходы. Вообще-то налаживание связей - это работа отраслевых профсоюзов, а если нужна наша помощь, то подключается областная федерация.
То есть слово председателя областной федерации значит больше, чем большая работа председателя отраслевого профсоюза?
- Нет, я бы так не сказала. Значимость «отраслевиков» крайне велика, ведь они решают множество вопросов. Их преимущество перед председателем областной федерации состоит в том, что они знают проблему своей отрасли, что называется, изнутри.
На теме не выплат заработной платы также хотелось бы заострить внимание. Не так давно принята норма, карающая работодателей за выплату долгов по зарплате частями. Можно ли, на ваш взгляд, решить проблему одними лишь карательными мерами?
- Я вообще противник карательных мер, они только озлобляют людей. Понятно, что задержек быть не должно, но к каждой ситуации необходимо подходить отдельно. У нас есть соглашение с областной прокуратурой: вопросы по задолженностям мы решаем совместно. В прошлом году прокуратура рьяно проверяла предприятия сельского хозяйства, по итогам этих проверок органы прокуратуры дисквалифицировали ряд руководителей именно из-за задержек. Мне поступало множество звонков от руководителей сельхозпредприятий, утверждавших, что санкции накладывались прокурором за задержку в два дня. С этим согласиться, конечно, нельзя. В то же время, если задолженность составляет месяц-два, меры принимать необходимо.
Ранее профсоюзам принадлежали серьезные «куски» государственной собственности: дома отдыха, загородные лагеря. Сегодня в ведение областной профсоюзной организации есть подобные объекты?
- Есть. У федерации есть, к примеру, лагерь «Березка», находящийся у нас в оперативном управлении. Ранее в собственности имели большое количество спортивных комплексов. К примеру, одним только профсоюзом сельского хозяйства было построено 70 культурно-спортивных комплексов в районах области. К сожалению, в настоящее время у нас нет ни одного из этих комплексов. Федерации принадлежал трамплин, СК «Спартак», были базы отдыха, турбазы.
То есть количество имущества значительно уменьшилось. За счет чего в таком случает функционирует федерация?
- Наш основной доход - членские профсоюзные взносы и доходы от управления оставшимся имуществом.
Бог не выдаст, свинья не съест
Можете ли вы сравнить влиятельность профсоюзов в советское время и сегодня?
- Знаете, я работала и в то время и сейчас. Раньше профсоюзы являлись школой коммунизма. Работать было проще,и в то же время сложнее, так как существовало единое партийное управление. К тому же, следует помнить, что несколько десятилетий назад практически 100% работающих состояли в профсоюзах. Когда этого не стало, у людей появилась свобода выбора, они стали задумываться о необходимости членства. Однако говорить о том, что количество членов профсоюза наших организаций серьезно сократилось, неверно, ведь за последние два десятилетия количество работающих уменьшилось в разы. К тому же не на всех предприятиях есть профсоюзные организации. Более того, в районах области нами созданы координационные советы муниципальных образований, в которые входят первичные профсоюзные организации, работающие в районе. Ранее представители отраслевых профсоюзов (образования, здравоохранения, сельского хозяйства) объединены не были и решали свои вопросы самостоятельно. Мы решили их деятельность с помощью советов объединить. Поставили перед собой цель создать подобные структуры в каждом районе. В настоящее время их нет лишь в семи их них. В большинстве поселений между советами с местными властями и работодателями уже заключены трехсторонние соглашения.
Извините, а кому это нужно? Неужели эти органы действенны?
- Это крайне важно. К примеру, для бюджетников, которые объединившись, могут высказывать не свое личное мнение к власти, а представлять точку зрения коллегиального органа, объединяющего практически все организации района.
В конце прошлого года перед зданием областного правительства под эгидой федерации профсоюзов был проведен пикет работников социальной сферы. Способствовал ли он каким-либо изменениям?
- Пикет был организован отраслевым профсоюзом работников народного образования, а мы этот пикет поддержали и приняли в нем активное участие. Во время пикета мы встречались с губернатором и достигли определенных договоренностей. Решить удалось, конечно не все, но мы отдаем себе отчет, что при дефицитном характере областного бюджета выставлять правительству заоблачные требования не имеет смысла. Однако в ближайшее время вновь намерены встретиться с главой региона, чтобы прояснить вопрос об индексации зарплат бюджетникам. Ведь с первого июня уровень МРОТ вырастет на 6,5%. В областном же бюджете с этого же числа заложена индексация заработной платы работникам бюджетной сферы на те же 6,5%.
Думаете, встреча поможет и бюджет пересмотрят?
- Если честно, не знаю. Сложно ответить на этот вопрос. Будем договариваться.
Планируются еще подобные акции протеста?
- Пока планируем лишь встречи.
В прошлом году по Кирову ходили упорные слухи о вашей отставке. Насколько они обоснованы и с чем были связаны?
- Стремления уйти в отставку у меня никогда не было. Я должна оправдать доверие делегатов, которые выбрали меня, поверили в меня. Я не могу оставить свой пост сейчас, когда нами поднят огромный пласт работы. Кому-то слухи о моем уходе были нужны, кто-то их целенаправленно муссировал. Я связываю это с нашими действиями по вопросам собственности. Ни один коллегиальный орган федерации о моем уходе не говорил и ничего подобного не обсуждал. Заверяю вас, что до конференции профсоюзов, которая планируется на 24 марта, я останусь на своем посту.
А что вы имели в виду, говоря о собственности?
- Основной решенный имущественный вопрос - по гостинице «Интурист». Мы расторгли договор доверительного управления гостиницей, заключенный в 2000 году. Удалось нам это в 2008 году, после чего управлять собственностью профсоюзов самостоятельно, за счет этого, кстати, только в 2009 году получили дополнительно в бюджет 5 млн рублей, а это, согласитесь, сумма весьма немалая. Также решаем вопрос с гостиницей «Спутник». Естественно, что многим наши действия не нравятся. Кроме того, мы не дали продать турбазу «Вишкиль» по бросовой цене. Туда надо вкладывать огромные деньги, но пока их у нас нет...
Нажили, наверное, недоброжелателей...
- Одним «Интуристом» нажила столько, что... Много в общем.
Не пугают?
- Угрозы были. В плоть до реальных предупреждений.
Как-то с этим боролись?
- В «структурах» мне говорят, чтобы была осторожна, выходя из здания сразу садилась в автомобиль. А я привыкла доверять людям, привыкла, что в отношениях между людьми должна быть честность, порядочность. Я в это верю, и, возможно, поэтому Бог мне помогает.
Федерация профсоюзов является общественной организацией. На места в Заксобрании претендуют 6 членов еще одной подобной структуры - Общественной палаты. Вы своих кандидатов не выставили?
- Две политические партии обращались ко мне с предложением баллотироваться в Законодательное собрание по их спискам, но я отказалась. Не ассоциирую себя с политикой и заниматься ею не хочу. Можете считать это принципом. Но учтите, что наш голос в Заксобрании слышат. Мы участвуем в выработке тех или иных нормативных актов задолго до того, как за них голосуют депутаты. Нас, к примеру, привлекают к обсуждению областного бюджета.
Не случается ли в предвыборное время попыток давления на профсоюзы со стороны тех или иных политических сил?
- Ничего подобного не было. Абсолютно никакого давления пока не ощутила.
Досье:
Михеева Галина Геннадьевна, председатель Федерации профсоюзных организаций Кировской области.
Дата и место рождения: 15 января 1955 года, Зуевский район Кировской области.
Образование: высшее, окончила Кировский сельскохозяйственный институт.
Карьера: непродолжительное время работала в областном управлении сельского хозяйства, с мая 1981 года в профсоюзах, член Общественной палаты Кировской области.
Семейное положение: замужем, двое детей, один внук.
Любимая музыка: в зависимости от настроения.
Любимый фильм: старые фильмы, в частности, картины Эльдара Рязанова.
Любимое блюдо: пельмени собственного приготовления.
Жизненное кредо: Однажды услышала: «Если тебе плюют в спину, значит, ты идешь вперед» и поняла, что это и есть мое кредо.
Беседовал
Павел Караваев
karavaev@bnkirov.ru