Вятские забавы по-губернаторски
В минувшие выходные в селе Истобенск Кировской области с размахом прошел праздник «Истобенский огурец», на котором собралось большое количество известных блогеров.
«Не ждем мы никаких итогов от нашей встречи, мы - не политбюро, вот если бы удалось хоть немного повлиять на вятский менталитет, уже было бы здорово», - сказал на празднике «Истобенский огурец» Александр Плющев, журналист радио «Эхо Москвы», известный блогер. Новость о том, что 30 июля в кировский регион съедутся самые известные «свободные мыслители» России, собрала в вятском селе около 5 тыс. человек. Кто-то огурцов поесть, другие – поговорить о внутреннем туризме.
Белых - «затейник»
Еще пять лет назад, да что уж говорить, даже в прошлом году, праздник отмечали только жители самого Истобенска и приехавшая в отпуск молодежь. В эти выходные там было не протолкнуться: все свободные лужайки заставлены транспортом, милиционеры-полицейские строго следят за тем, куда можно, а куда нельзя парковать машины, народ оккупировал шашлычные, пивные (о «сухом законе», видимо, забыли), «сувенирные», и естественно, огуречную лавку (насколько я заметила, она была всего одна на праздничной площади – как говорится, сапожник без сапог).
Повсюду развешаны яркие плакаты с псевдофольклорными надписями типа «Солнце, воздух, огурец, и ты в спорте - удалец!», артисты выдумывают для игр незатейливые, но очень забавные названия: «Корнишоны по-кикиморски», «Петрушка в гостях у Огурца». На сцене - песни, пляски и губернатор Никита Белых лично солит огурцы. Рядом глава Кирова Владимир Быков, заместитель главы администрации города Дмитрий Драный, федеральный инспектор по Кировской области Роман Береснев, депутат Госдумы Олег Валенчук. Все в сборе. На празднике огурца.
Вот только если для жителей Истобенска долгожданным гостем оказался Белых, то для многих приезжих - вольные философы Интернета, блогеры из Москвы и других регионов страны. Примерно месяц назад губернатор объявил об этом съезде и совместно с Плющевым даже придумал для него отборочный конкурс. В качестве приманки предлагалась научно-развлекательная программа, конференции, путешествие по трем кировским заводам (производящим пиво, мясо, мороженое) и, конечно же, засолка огурцов. Необходимо было изобретательно снять ролик про этот самый зеленый овощ. Для именитых «акул блогерского пера» - все включено. И все за счет Белых, чем он и похвалился на одной из пресс-конференций.
Знаменитости прилетели. Были, к примеру, Олег Козырев, журналист издания «The New Times», Евгений Козлов, менеджер компании «Меридиан Групп Девелопментс Лимитед» (его федеральные СМИ называют самым популярным после Дмитрия Медведева русскоязычным пользователем микроблоговой сети Твиттер), Сергей Доля - популярный блогер-путешественник (его ЖЖ читают почти 40 000 человек) и генеральный директор компании Soundline. Это лишь часть тех, кто уже написал в своих сетях о Кировской области (далеко не всегда лестно, правда, но вполне справедливо; да и читает их вся Россия - эффективный пиар получился).
Набросали «фишки» для Вятки
И что интересно, практически все согласились приехать. Не смогли лишь те, у кого были уважительные на то причины: известный блогер Другой, к примеру, не явился на слет по семейным обстоятельствам. К слову, как сказал Плющев, у каждого из приглашенных, как минимум по 1 000 регулярных читателей, а это значит, что о Кировской области в одночасье может узнать около 20 000 человек. Безусловно, спасибо им. Лучшей рекламы и не придумаешь.
Да и тема внутреннего туризма именно на «Истобенском огурце» под вятское пиво (было не до правительственной антиалкогольной программы) и мясо зашла очень весело. Необычным для России патриотизмом поразил всех американец, живущий в Москве - Тим Керби. Он сказал, что для каждого американца его страна - самая лучшая, и они не видят смысла ехать куда-то еще, поэтому не более 30% американцев имеют загранпаспорта. «А у вас в России думают, что все города одинаковы, а Москва - «пуп земли» и больше смотреть не на что. Еще у вас сформировались определенные стереотипы со времен СССР - Хрущев настроил всех думать только о еде и все пытаются только прокормиться. Кроме того, большинство россиян - «нежные фиалки» и постоянно стонут, что вокруг коррупция и агрессивные чеченцы. На самом деле в России не больше преступности, чем в Америке, где практически кто угодно может расстрелять людей просто так», - это лишь часть аргументов, которые приводил Тим в защиту туризма внутри России. На российских сайтах, по его словам, очень сложно найти информацию о каких-либо наших достопримечательностях - любой человек, увидев слишком много букв, просто не поймет, где и что неординарного можно увидеть.
- А ехать надо за фишкой, - сказал Сергей Доля. - Вот, к примеру, Астрахань известна широкой публике своей рыбалкой, а ваш истобенский огурец, простите меня, конечно, за нелюбезность, - не такое уж и интересное мероприятие. Вот вы, Никита Юрьевич, говорили о том, что в вашем регионе очень популярна охота - почему бы не сыграть на этом?
Реакция Белых была ожидаема - все вопросы к кировскому бизнесу. Причем тут губернатор? Хотя если ничего не сдвинется с места, он пригрозил сам войти в эту отрасль. «Мы уже обсуждали возможность создания областного предприятия в сфере туризма, - сказал Никита Юрьевич. - Возможно, это будет не либерально, и если я займусь этим, я «грохну» всех частников... Но это и произойдет, если власть и бизнес не наладят взаимодействие».
Однако тех, на кого свалили часть вины за неразвитость туризма, в Истобенск не пригласили. Губернатор решил самостоятельно показать всем, как это надо делать. Сам и повел гостей на экскурсию по селу. Зашли к местным на грядки. Кто видел - знает, что масштабы огурцового поля ничуть не меньше картофельных плантаций в обычных огородах. Отведали «короля стола», картофеля, поговорили о сортах с хозяевами огорода, а также приняли местные грязевые ванны, так как начался дождь. Таков деревенский экстрим. Выдержали вроде бы все. Позже, когда вернулись обратно в блогеский лагерь, представлявший из себя обычный шатер, ударились в вольную беседу.
– Вам самим надо все делать, ни на кого не рассчитывая, - посоветовал нам журналист Олег Козырев. - Поднимать интерес к региону, рассылать везде информацию о нем. Ваши заводы, те, на которых мы были, ничем не хуже европейских, просто о них мало кто знает. Почему бы не рекламировать экскурсии по ним? Почему главам районов и местных администраций не вешать таблички, указывающие путь к достопримечательностям? Это же не сложно. А еще я видел на сайте какого-то маленького города звуковую карту региона. Разве это не здорово? Там можно прослушать шум рек, ветра, самого города. Такие «фишки» очень привлекают внимание.
Пока же, по словам представительницы портала Tourblogger.ru Людмилы Зубовой, только 11% населения России путешествует в принципе. Около 32 млн человек ездят по своей стране, тогда как за границу выезжают, как минимум, в два с половиной раза меньше. Но при этом доля выездного туризма постоянно увеличивается на 30-40%, а внутреннего - нет.
Приятно одно - 20 человек из этих путешествующих заехали на огонек именно на Вятку. Поправят нам статистику, глядишь, да другим расскажут. Моря, пальм и гор у нас, конечно, нет, зато огурца и деревенского экстрима хоть отбавляй. Ну скажите, заманчиво?
Елена Окатьева