«Выставка – это серьезный производственный процесс» – Артём Маркелов

«Выставка – это серьезный производственный процесс» – Артём Маркелов

28.03.2021 16:43:22 3203 0
За счет презентации музеев предприниматель может с выгодной стороны показать гостям и свой бизнес. В Кирове для этого созданы все условия. И музеи – это не застывшая жизнь, как считают некоторые, а динамика, постоянное развитие, движение, адаптация под запросы посетителей. Об этом в интервью «Бизнес новостям» рассказал директор Кировского областного краеведческого музея, кандидат исторических наук Артём Маркелов.

БН Артём Владимирович, музей — не отдельный объект, а целый комплекс? Что в него входит?

– Действительно, это комплекс объектов. Включает главное здание на Спасской,6, в котором 5 постоянных экспозиций и несколько локаций для передвижных проектов. Музей воинской славы на Красноармейской, 1а, справа от филармонии. В комплекс также входят дом-музей Салтыкова-Щедрина, музей Александра Грина и музейно-выставочный центр «Диорама», где в настоящее время размещается еще и музей «Вятские народно-художественные промыслы». 

БН Вы сказали про передвижные выставки, это в том числе привозные?

– Да. В течение года на наших площадках проходит около 50 выставочных мероприятий, в том числе привозные из других регионов. К примеру, в конце прошлого года-начале этого проходила привозная выставка «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны». Признаться, я не ожидал такого интереса. Люди шли, шли и шли, и это был один из самых посещаемых проектов. Есть примеры, когда работа выставок продлевается из-за повышенного интереса. В Диораме совместно с Вятской ТПП и региональным Союзом дизайнеров организовали выставку «Промышленный дизайн советской эпохи»0+. Изначально планировали проводить в течение месяца, затем продлили работу еще на две недели. 

БН Какова в среднем «жизнеспособность» передвижной выставки?

– Выставка успешно работает примерно два месяца: месяца мало, не успевает раскрутиться. Сейчас открыли выставку «Имя Александра Невского в истории Вятского края»6+, ее решили проводить в течение 3 месяцев, до Дня России. При этом важно, чтобы все эти три месяца были наполнены мероприятиями. 

БН Свои экспонаты вывозите за пределы региона?

– Вывозим. Сейчас планируем в музей города Воткинска вывезти экспозицию по Салтыкову-Щедрину, а они к нам привозят выставку «Театр Чайковского»0+. Такая работа необходима, в том числе и для продвижения нашего региона. 

БН Как в целом пандемия отразилась на работе музея и «переформатировала» вашу деятельность?

– Конечно, это был удар. Работали-работали и раз – все закрылось, посетителей нет. Естественно, начали активно выходить в интернет, рассказывали об открытых до пандемии выставках. Провели онлайн лекции, презентовали новую экспозицию в Музее воинской славы. Такие виртуальные мероприятия набирали тысячи просмотров –
к примеру, лекцию, посвященную Ивану Степановичу Коневу, увидели более 5000 человек! То есть в сложившейся ситуации были, во-первых, освоены новые форматы работы, и, во-вторых, музеями заинтересовались люди, которые раньше были далеки от музейной тематики. 

БН Есть риск, что привыкшие к онлайну посетители откажутся от традиционных выставочных форматов?

– Надо понимать, что онлайн-выставка и живая – совершенно разные вещи. Да, можно сказать: «Зачем идти, если мы все это видели в интернете?» Это неверное суждение. В интернете ты видишь лишь малую часть экспозиции. На Васнецовский пленэр приезжали художники, побывали в Диораме. Потом поделились: «Мы видели эту панораму в интернете, в каталогах, но когда увидели воочию – поразились уровню исполнения». Говорили, что в Кирове лучшая панорама России (мы сейчас именно о художественной, не об идеологической составляющей). 

БН Возвращаются ли посетители после пандемийного периода?

– Конечно, к допандемийным масштабам работы мы не вернулись, число посетителей снизилось примерно на треть, а то и больше. Но и мы подстраиваемся под новую целевую аудиторию. Так, в настоящее время упор делаем на семейные посещения. 

БН В какое время года наблюдается максимальный поток?

– Традиционно летом и во время новогодних каникул много приезжих, в том числе в рамках экскурсионных туров. Зимой, во время учебы, приезжает очень много школьников, студентов. На какие-то праздники приходят с небольшими экскурсиями. С коллегами здесь анализировали поток, заметили особенность этого года: много посетителей было на 23 февраля, а на 8 марта – затишье. Видимо, папы семью собрали и на свой праздник – в музей. 

БН Как рассказываете о потенциале музея?

– Через общение с туристическими фирмами, с учителями. Приводим, показываем, заинтересовываем. На недавней такой встрече одна из преподавателей сказала: «Мне было очень интересно. А если интересно нам, учителям, то мы и до детей сможем этот интерес донести».

Поверьте, когда человек заходит в музей, у него полностью меняется взгляд на это место. Главное – заинтересовать. Недавно пришел папа с сыном. Кассир предложила: «У вас мальчик, сходите в Музей воинской славы». Нет, говорит, сына оружие не интересует, мы природу пришли смотреть. Услышал диалог, подхожу, спрашиваю у ребенка: «Ты знаешь, по подобию какого насекомого сделан вертолет?» – «Мухи». – «Почти верно рассуждаешь, но по подобию стрекозы».

Важно понимать, что музей это не какая-то застывшая композиция, это движение, жизнь. Это понимание запросов посетителя и адаптация к этим запросам. Кто-то любит экскурсионные группы, а лично я – не очень. Мне не очень нравится идти за группой в заданном темпе, люблю сам пройтись, посмотреть, почитать, поэтому у нас есть условия как для экскурсионных групп, так и для одиночных посетителей. Заставить читать людей сейчас сложно, но для этого существуют различные гаджеты, QR-коды. Нажал – и прочитал или прослушал сообщение об экспонате. Все эти новые технологии мы также планируем внедрять.

У нас в музее сейчас появилось много молодежи, а это тоже определенный психологический момент. Друзья говорят: видел ваш музей в сюжете, там молодая девушка с горящими глазами так интересно рассказывает! И сразу музей начинает восприниматься по-новому. 

БН Сколько в целом длится подготовка к выставке?

– Подготовка выставки – это серьезный производственный процесс, длится не месяц и не два. Необходимо все переосмыслить, изучить литературу, фондовые каталоги, провести исследовательскую работу. В среднем на подготовку уходит примерно полгода, иногда и больше. Все зависит от тематики, насколько она изучена. К примеру, к выставке «Непобедимые. Спортивная жизнь в годы Великой Отечественной войны» 6+готовились почти год: тема была практически не изучена. Ряд экспонатов нам передали спортивные школы города, к примеру центр «Вятка-старт». Затем по крупицам собирали информацию в фондах, архивах, музеях. Находили любопытные факты. Так, до подготовки к выставке никто точно не мог сказать, летала наша команда «Динамо» в Сталинград или нет? Мы нашли подтверждение. Летом 43-го команда из Сталинграда приезжала на Поволжскую спартакиаду в Горький, затем в Киров, и в октябре 43-го с ответным визитом наше «Динамо» летало в Сталинград. Доказали, что переданное нам фото относится именно к этой поездке. Подготовка к выставке – это целое исследование, в результате которого и появляются такие потрясающие сюжеты. 

БН Часто ли экспонаты приносят жители?

– Часто. Мы обращаемся: возможно, у кого-то остались значки, документы, предметы обихода, одежда. Люди часто не воспринимают какие-то вещи как ценность и выбрасывают, а для музея эти вещи важны. Любая вещь спустя несколько лет приобретает ценность. На выставке «Тайны музейных коллекций» были представлены билеты 1950-х годов в наш драмтеатр, сегодня это уже артефакт. Музейные фонды должны пополняться, это одна из наших главных задач. Стараемся, чтобы после каждой выставки в фонды поступало что-то новое.

На той же выставке «Промдизайн» представлена продукция, которую в фонды еще в советское время передали кировские предприятия. А сейчас мы хотим обратиться к представителям промышленности, чтобы и образцы современной продукцию смогли поступить в музей: ведь через 20 лет это станет раритетом. 

БН Что в дальнейшем происходит с этими переданными вещами?

– Проходят ряд процедур и передаются на вечное хранение в музейный фонд РФ. 

БН Насколько сложно сберечь экспонаты и хватает ли места для их хранения?

– Проблема с фондохранилищами существует не только у нашего музея, но и у федеральных. Дело в том, что к помещениям фондохранилищ предъявляются очень серьезные требования, необходимы особые условия для хранения экспонатов: соответствующий температурный режим, противопожарная, аварийная сигнализация и так далее. Коллекции бывают разными, и для хранения каждой свои требования. Для книг одни, для дерева другие, для металла третьи. Для текстиля необходимо, чтобы все окна были закрыты, если проветривать помещение, то только в темноте, чтобы ткань не выцветала. Свет, когда входишь внутрь, – только искусственный. 

БН Если вам предложат разместить выездную выставку, к примеру, заспиртованных животных или страшные восковые фигуры, пустите на площади?

– В любом случае будем обсуждать коллективно, вынесем на заседание научно-мтодического совета. Посмотрим, насколько вставка интересна, оттолкнет или привлечет людей, как прошла по другим регионам и насколько качественно сделана с точки зрения оформления. У нас проходила выставка «Удивительный мир пауков», выставка репродукций Босха и Брейгеля, о которой я уже упоминал. Эти привозные выставки сделаны очень качественно. Если пауки, то они не просто сидят в террариумах, а представлена подробнейшая информация, чтобы посетитель выставки мог узнать всё про жизнь этих обитателей планеты. Если говорить про картины – они сопровождались рассказом об эпохе создания произведения, сюжете.

Иногда приходится отказывать, потому что площади не позволяют разместить экспозицию. Ну и, безусловно, предложенная нам выставка должна соответствовать тематике, мы все-таки исторический музей. Планку надо держать и не приносить авторитет в жертву прибыли. 

БН За счет каких финансовых источников работаете?

– Мы областное учреждение, учредителем выступает министерство культуры Кировской области, поэтому финансирование идет из областного бюджета. При этом для получения средств нам необходимо выполнять целевые показатели. Есть, к примеру, планы по посещаемости, в зависимости от которых выделяется субсидия. При этом мы имеем право зарабатывать сами и направлять эти средства на развитие музея. 

БН Каким образом зарабатываете?

– На тех же привозных выставках: часть дохода получают организаторы, часть мы. Делаем проекты для бизнеса. К примеру, организовывали выставку к юбилею Кировского мясокомбината: разрабатывали проект, оформляли, размещали, проводили экскурсии. Такой же проект сделали совместно с Центробанком, и сейчас эта выставка стала передвижной — возим по районам области. Делали экспозицию для одного из частных музеев Кирова: концепцию, сопровождающие документы, фоторяд. В настоящее время готовим проект к юбилею Сбербанка. Пытаемся зайти на получение грантов, это тоже один из источников привлечения внебюджетных средств. Некоторые муниципальные музеи на этой стезе успешно работают. У нас есть и два конференц-зала, предлагаем их для проведения мероприятий.

Предприниматели возят к нам своих гостей после завершения деловой программы. Бизнес таким образом позиционирует не только себя, но и показывает потенциал Кировской области, доказывает, что с нашим регионом интересно работать. Возьмем Дом-музей Салтыкова-Щедрина. Редко где в областном центре сохранилась подобная усадьба. Мы, живя в Кирове, воспринимаем это как обыденность, для многих кировчан это не более чем название остановки. А приезжие усадьбой восхищаются! За счет презентации таких объектов гостям предприниматель может и свой бизнес преподнести выгоднее. 

БН Есть какой-то из экспонатов фонда, который, по вашему личному мнению, особенно интересен?

– Любой экспонат интересен, когда он представлен своевременно и в контексте выставки. Если, к примеру, на выставке, посвященной 1920-м годам, представить «Вятку-автомат» или коляску, которую раньше производил «АВИТЕК», посетители не поймут. А на «Промышленном дизайне» такая коляска полностью соответствует тематике выставки и вызывает у посетителей приятные воспоминания. Любой экспонат ждет своего часа, и о каждом, если сделать это правильно, можно рассказать интересно.

Недавно у нас завершилась выставка «Эволюция предметов». По названию видно, что мы представили историю развития бытовых вещей: осветительных приборов, техники для глажки белья. Одним из экспонатов стал пейджер. Выставлять где-то на другой экспозиции бессмысленно, а здесь – в тему, чтобы показать, как эволюционировала связь. Ведь раньше все думали, что именно пейджеры заполнят рынок, а они через 5 лет оказались тупиковой ветвью развития.

И в случае с этим же пейджером надо понимать, что каждый посетитель смотрит на предмет своим взглядом. Взрослые о пейджерах знают, а дети о них не слышали. Спрашивают: «Что такое? Зачем?» Для них непонятно, как раньше все люди общались без мобильных телефонов, и в диковинку проводные телефоны с дисками. И это им интересно! Поэтому любой экспонат интересен, если выставлен своевременно и в контексте конкретного выставочного проекта. 

БН По факту вы показываете не экспонаты, а историю через экспонаты?

– Конечно, и эта представленная история очень разнообразна. У нас в Кирове музейные комплексы высокого уровня и, самое главное, они разнообразны. Есть мероприятия, приуроченные к разным эпохам. Сейчас готовим выставку об истории осветительных приборов с древности до наших дней. Где еще можно увидеть светец (подставка для лучины, освещающей жильё, избу. - Ред.), кроме как не на такой выставке? А это предмет обихода наших предков. И мы стараемся, чтобы посетители увидели все это многообразие жизни. Люди часто думают: мы современные, продвинутые, а до нас только щи лаптями хлебали. А посмотришь то же оружие 12,13 веков – отлично сделано! Понятно, что предметы в те времена были другими. Люди были другими, и, к сожалению, в основополагающих моментах они были глубже наших современников.

Через историю экспонатов мы действительно раскрываем историю людей. Приведу такой пример: когда скончался знаменитый тренер «Спартака» Константин Иванович Бесков, президент клуба ЦСКА Евгений Гинер собрал всех игроков и повез на похороны: отдать дань легенде футбола. Гинер поступил очень правильно, потому что Бесков – это история спорта нашей страны.

Сейчас, в год 155-летия музея, мы выходим с инициативой об установке мемориальной доски основателю нашего музея Петру Владимировичу Алабину. Благодаря таким людям можно понять жизнь целой эпохи. Точно так же, как и через музейные экспозиции. Поэтому наш слоган – «Время идти в музей!».


Беседовала Анастасия Белова.

Это один из материалов свежего печатного номера газеты «Бизнес новости в Кирове».

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте