Бизнес и благотворительность: синергия на примере фандрайзинга «Дорогою добра»
От 500 рублей до осознанности
В интернете «гуляет» история о том, что однажды антрополога Маргарет Мид спросили, что является самым ранним признаком цивилизации. И она ответила – сросшаяся бедренная кость. Эта самая длинная кость в организме человека заживает долго после перелома. И если это произошло, то говорит об одном – кто-то заботился о человеке всё это время, был рядом. Получается, сострадание и соучастие в жизни другого и является первым признаком цивилизации. Общество по траектории маятника то уходит от этой простой истины, то возвращается к ней.
По словам руководителя фанд-райзингового отдела «Дорогою Добра» (ДД) Веры Коротаевой, общество начинает осознавать две главные мысли: важен каждый человек и помогать – это норма.
– В 2013 году мы придумали проект «Особый кадр», который изначально не задумывался как фандрайзинг. Но в итоге дал старт этому направлению работы, – рассказала Вера. – Предложили известным людям города – политикам, бизнесменам, артистам – сфотографироваться с нашими воспитанниками. Неожиданно участники проекта стали предлагать свою помощь: финансовую и экспертную. В результате у «ДД» появился первый филиал. С тех пор не просим денег, а показываем бизнес-сообществу, что мы как эксперты в этой области в курсе проблем детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и чётко знаем, как их можно решить. Это не история о том, как «пристроить» условные 500 рублей в благотворительность ради галочки. Это про осознанное желание делать общество лучше, транслировать в мир свои ценности, передать детям планету, где есть место каждому.
Тренд на благотворительность как часть корпоративной культуры и делового имиджа набирает силу последние лет десять. Представляем ТОП-10 схем, как включиться в него и почувствовать свою значимость в деле – ни много ни мало – фундаментальных сдвигов гуманизации общества.
Схема 1. Покупка=поддержка работы
У «Дорогою Добра» есть свой магазин, ассортимент которого составляют работы столярной, швейной и гончарной мастерских. Там трудятся подопечные центра под руководством наставников. Также организация регулярно выпускает фирменный мерч: зипперы, футболки, толстовки и шопперы.
Делая покупку в магазине «Дорогою Добра», вы поддерживаете работу мастерских, обеспечивая занятость молодых людей с ОВЗ. К примеру, кировские филиалы ПАО «Т Плюс» и биофармацевтическая компания «Нанолек» заказывают здесь корпоративные подарки с собственной символикой. Отличный способ не манифестировать свою благотворительность, но ненавязчиво заявить: тема мне небезразлична.
Схема 2. Мы партнёры – помощь деньгами и услугами
Когда есть потребность расширить свое участие в благотворительности, компании заключают договор с «Дорогою Добра». В рамках документа возможно обговорить, будет помощь финансовой (адресной на определенный проект или уставную деятельность; разовой или регулярной) или услугами.
– К примеру, кировская компания «Водовоз» закрыла нам потребность в питьевой воде, – продолжает собеседница. – Это значимая статья расходов: у нас порядка 400 благополучателей, около 40 сотрудников и 50 волонтеров. Фирма «Mi&Ko» обеспечивает нас бытовой химией. В центре, кроме столярной, швейной и гончарной, работает кулинарная мастерская и для нее нужны продукты. Скоро у нас откроется уникальный для нашего города проект – квартира сопровождаемого проживания. Там молодые взрослые с особенностями развития будут учиться жить самостоятельно. Можно финансово помочь на старте этой программы.
Как пример адресной помощи ОАО «Нововятский лыжный комбинат», который купил муфельную печь, теперь она в полной рабочей загрузке в гончарной мастерской. Также на благотворительные средства приобрели дорогостоящий вертикализатор.
Схема 3. К вам в гости
Специалисты «ДД» устраивают на территории предприятий акции и благотворительные ярмарки. Подобные не раз проходили в АО «Газпром газораспределение Киров». Здесь уместна также информационная помощь. Допустим, среди сотрудников распространить буклеты об уважительном общении с человеком с ОВЗ.
– Недавно обсуждали с коллегами перспективную, на наш взгляд, идею – принять участие в корпоративном форуме, – поделилась мыслями Вера. – Это может быть в форме дискуссионной площадки или воркшопа. Хотим поговорить предметно, какой интерес у бизнеса участвовать в благотворительности. У нас есть потребность услышать предпринимателей, что они хотят видеть в нашей работе. Ждём приглашений!
Схема 4. К нам в гости
Отличный способ увидеть, как работают благотворительные деньги, – наведаться в гости в «ДД». В рамках одной корпорации сюда приходят целыми семьями и участвуют в мастер-классах вместе с особыми мастерами. На выходе у участников остаются вполне материальные впечатления: интерьерные корзинки, тарелки и ключницы, вкуснейшие кексы. Здесь любой желающий видит: я пожертвовал деньги, на них купили оборудование в мастерские, благодаря чему ребята с ОВЗ приобрели конкретные трудовые навыки, у них появилось полезное дело, ради которого можно просыпаться с утра с радостью.
– Мы организуем для наших партнеров КВИЗ. Этой осенью будет уже второй. Стараемся придумывать такие проекты, чтобы благотворительность понималась не только как польза, но и приносила удовольствие, – продолжила делиться опытом Вера Коротаева.
Схема 5. Повышаем скиллы ваших сотрудников
– Хорошая история, когда бизнес, особенно который оказывает услуги населению, хочет сформировать у себя более принимающую и комфортную среду, – продолжила руководитель фандрайзингового отдела. – Приглашают нас, чтобы мы обучили сотрудников основам общения с людьми с ОВЗ. С таким запросом к нам пришли из парка приключений «Zамания» и цент-ра активного отдыха «Летучий корабль». Мы бесплатно провели тренинги. Теперь сотрудники этих компаний чувствуют себя более уверенно, повысив свою компетентность. И семьи с детьми с ОВЗ знают проверенные места, куда спокойно можно прийти отдохнуть.
Схема 6. Волонтёрим корпоративно
Сотрудники компании «Нанолек» собирают группу и приходят в качестве волонтеров на групповые занятия «ДД». Программ множество, поэтому и волонтерская помощь нужна всегда. После урока в уютной обстановке за чашечкой ароматного чая происходит обсуждение совместного труда. Общее дело, как известно, объединяет. Особенно, если оно наполнено смыслом.
Схема 7. Рабочий момент
Воспитанники «ДД» ходят с экскурсиями на кировские производства. Были ребята на крупных промышленных площадках и у представителей малого бизнеса. Как минимум, это расширяет кругозор молодых взрослых. Как максимум – возможность реального трудоустройства. Есть у «ДД» программа помощи с работой своим воспитанникам. Она включает как сопровождение на открытом рынке труда, так и организацию собственных рабочих мест.
Схема 8. Инклюзивные дни – ваша фишка
– Это наш новый проект, который сейчас готовим. В первую очередь приглашаем к участию в нем точки общепита: кофейни, кафе, столовые, которые готовы устроить у себя инклюзивный день. Это когда в роли бариста, официанта или повара выступают люди с ОВЗ. Такая практика распространена в мире и нередко становится изюминкой кафе. Мы предлагаем кировским заведениям присоединиться к такому тренду, – заключает Вера.
Схема 9. Помогать в кайф
Делать то, что доставляет тебе удовольствие. Делать это хорошо и душевно. Как бонус – тем самым участвовать в благотворительности. По словам Веры Коротаевой, это идеальная история сотрудничества:
– Так произошло с проектом «Хвалитик» («БН» писали об этом в номере от 10 сентября). Или с компанией «СушиМаг», специалисты которой пригласили воспитанников «ДД» к себе, научили готовить роллы. Теперь в меню есть отдельный сет «Дорогою Добра». Заказывая его, вы жертвуете часть денег нам. В «Coffee Like» есть программа, по которой процент от покупки чашки кофе также уходит нам. Владелец «Водовоза» Ильяс Агаев в соавторстве выпустил книгу «Директор 2.0. Как управлять компанией, чтобы акционер был доволен, а ваши нервы целы», и часть денег от продажи пожертвовал нашей организации. Все эти истории по-своему красивы и полны достоинства. Также мы участвуем в благотворительной программе Ozon. Сейчас находимся в процессе заключения договора с МТС – нас выбрали в числе шести организаций со всей России, которые будут в благотворительном проекте этой корпорации.
Схема 10. Свой вариант
Культура заботы друг о друге развивается. Осознанность бизнеса растет. Еще 10 лет назад человек с инвалидностью был заперт в четырех стенах без перспектив и надежд. Общество не видело его, не знало его проблем, не хотело участвовать в чужой судьбе. Сейчас медленно всё меняется. Мы меняемся. Ищем себя, значение своей жизни и понимаем вдруг – на самом деле мы можем менять себя и свое окружение, быть действующей силой и прожить эту жизнь со смыслом и любовью.