«Давайте по-честному» – интервью с зампредом правительства Кировской области Алексеем Жердевым

«Давайте по-честному» – интервью с зампредом правительства Кировской области Алексеем Жердевым

21.05.2023 19:55:29 3325 0
У меня нет никаких секретов. Но есть вопрос: «Вы заинтересованы в том, чтобы менялась территория, на которой живете?» С этого начался наш разговор на «Клубе редакторов ИНМЕДИА» с заместителем председателя правительства Кировской области Алексеем Жердевым. Он курирует непростые направления, среди которых строительство и дороги. Публикуем блоки разговора, касающиеся специфики «Бизнес новостей» – бизнес, политика, власть. И немного личного. 

Резервы и ресурсы 

Алексей Александрович, как оцениваете сегодняшний диалог с предпринимательских сообществом? Вопрос в первую очередь касается участников строительного рынка. 

— Думаю, удалось его выстроить. Стараемся максимально слышать бизнес и помогать. Лично я раз пять участвовал в заседаниях профессиональных объединений – регионального Союза строителей и СРО. Ассоциации включают в себя практически всё активное профессиональное сообщество, могут выражать свое мнение, позицию, давать предложения и озвучивать критику. Работа продуктивнее, чем, к примеру, вести разговор со 100-200 оппонентами. 

Мы сформировали «Ассоциацию управляющих организаций Кировской области». Коллеги откликнулись на наше предложение о взаимодействии, тоже совместно работаем. Так что считаю, что диалог начался. Результат будет отражаться в новых построенных многоэтажных домах, качестве работы управляющих компаний (хотя в этой сфере жалобы будут всегда, но их число и глобальность уменьшатся), новых дорогах, мостах... По направлениям, которые находятся под моим кураторством, все просто: есть дорога – хорошо, нет – плохо. 

Зампред добавил, что «все наши предложения по строительству социальных объектов, капитальному ремонту дорог, домов и прочих в первую очередь были обращены к местному бизнес-сообществу»: 

— Только через 3-4 месяца по ряду направлений с учетом объемов работ и сроков по реализации проектов, когда появилось понимание, что наших сил и средств не хватает, мы «бросили клич» в соседние регионы и на всю страну. В моем понимании разработанные на 5-летний срок программы по развитию строительства, дорог, сферы ЖКХ позволят нашим местным предпринимателям видеть перспективы работы, объемы. Готовиться заранее – реконструировать или строить производственные базы, набирать персонал. Когда общался с предпринимателями, слышал о созданных ранее определенных условиях, не позволяющих полностью развернуться здесь, поэтому приходилось в регионе сокращать объемы производства и уезжать в другие. Огромное спасибо, что все-таки сохранили многие заводы, материально-техническую базу. Думаю, получится быстро расширить эти виды деятельности и справиться с задачами. В итоге все это улучшит жизнь кировчан. 

— В первом квартале доведенный Минстроем РФ план по вводу жилья регион перевыполнил на 38%. Однако по-прежнему в общем объеме превалирует индивидуальное жилищное строительство, что простимулировала программа догазификации. На ваш взгляд, каким должно быть правильное соотношение ввода ИЖС и МКД для нашего региона и как этого достичь?

— Доведенный до региона план на 2023 год – 580 тысяч кв. метров. Из них 289 тысяч – многоквартирное жилье, это почти на 75 тысяч квадратных метров больше, чем в прошлом году. Остальное – индивидуальное жилищное строительство. 

По поводу догазификации как ключевого стимула для регистрации индивидуальных жилых домов пояснил: 

— Да, это действительно один из факторов мотивации населения регистрировать свои дома, люди могут пользоваться программой. Мы один из первых регионов, в которых ввели субсидию до 100 тысяч рублей на догазификацию для отдельных категорий граждан. Эта работа продолжится. Полностью согласен с Александром Валентиновичем, что большое достижение в заключении с «Газпромом» соглашения о дополнительных инвестициях в регион почти в 25 млрд рублей. Дополнительно порядка 95 тысяч жителей муниципалитетов получат природный газ, это тоже будет стимулом для ввода ИЖС. 

Однако добавил, что «я бы все-таки не делил ИЖС с МКД, потому что у потребителей разные стратегии»: 

— Кто-то хочет жить в многоэтажном доме, а кто-то, наоборот, в своем собственном. Желательно, чтобы это был благоустроенный коттеджный поселок или просто поселок с инфраструктурой – такими проектами тоже планируем заниматься, особенно в пригороде Кирова. Метр есть метр. Люди получают новое жилье. 

В то же время подчеркнул, что «без строительства МКД доведенные федеральным Минстроем объемы не построить»: – Поэтому сейчас все силы направлены на увеличение градостроительного потенциала, он у нас составляет порядка 4 млн квадратных метров. И на решение еще одной большой проблемы прошлых лет: по нашему анализу на конец прошлого года у нас было выдано разрешений на строительство в объеме 670 тысяч квадратных метров. 

По опыту своей предыдущей работы (и для строителей это ни для кого не секрет), если план по вводу 580 тысяч (и он отражает потребность населения в жилье), для его выполнения необходимо иметь минимум 5-6-кратный «перевес». То есть разрешения должны быть выданы на 2,5-3 млн квадратных метров, потому что цикл строительства дома – 3 года. 

Сейчас «эту проблему быстро пытаемся решить»: 

— Нам за этот год необходимо собрать все резервы и ресурсы. Собираем все возможные объекты и пытаемся достраивать. Параллельно активно работаем над тем, чтобы ввести в оборот как можно больше земли – тут у нас есть спектр возможностей. В том числе и за счет выстраивания диалога со строителями, которые «распаковывают» свои заначки по земельным участкам (знаю, что земли немало, особенно у крупных строительных компаний). Мы им максимально стараемся во всем содействовать, сокращаем сроки выдачи документов, стараемся помогать с инфраструктурой, если возникают сложности. 

Отдельно остановился и на строительстве по механизму КРТ, в том числе проанонсировав готовящиеся торги на два участка для застройки нового микрорайона в Чистых Прудах. 

— Максимально содействуем в работе застройщиков. Сокращаем сроки выдачи документов, стараемся помогать с инфраструктурой, если возникают вопросы. 

Параллельно используем (такое модное слово) механизм КРТ – комплексное развитие территорий. Буквально в конце июня, может, плюс-минус две недели, планируем выставить на конкурсные процедуры два участка в Чистых Прудах. Работа ведется уже полгода. И на первом-втором этапе – это 667 тысяч квадратных метров потенциально построенного жилья. В целом новый микрорайон может дать около 2 млн квадратных метров жилья в Кирове, – сказал Алексей Жердев. Параллельной задачей, которая сейчас стоит перед региональными чиновниками и «для решения которой ищем все возможности», назвал строительство инфраструктуры. Причем не «после», а «перед». 

— В пятницу вновь еду в командировку в ДОМ.РФ в Москву, чтобы обсуждать возможности привлечения федерального финансирования на инфраструктуру. Не после того, как будут построены дома, а параллельно, может, даже немного раньше, на строительство 6-полосной дороги протяженность 4,7 км, которая станет дублером улицы Ленина (и продолжением улицы Ивана Попова, – ред.). Сейчас этот вопрос параллельно решаем и находим поддержку со стороны строительного сообщества. Если в итоге всё удастся сделать, а всё в наших руках, это позволит увеличить темпы строительства. А на рынке чем больше строишь – тем цена несколько дешевле, – резюмировал зампред. 


Добавим, в настоящее время в Кирове заключено 23 договора о КРТ, все по инициативе правообладателей земельных участков. В результате реализации проектов планируется ввести в эксплуатацию более 723,8 тысяч кв. метров жилья. 

Единые правила 

— На процедуру оценки регулирующего воздействия вынесен проект распоряжения, где прописаны дополнительные требования к участникам торгов на право заключения договора о комплексном развитии территории Кировской области. Одно из предлагаемых требований – наличие опыта строительства в качестве застройщика юридическим лицом социальных объектов, в том числе объектов образования, подтвержденного разрешениями на ввод таких объектов в эксплуатацию. Верно ли понимаем, что этот и другие документы, связанные с КРТ, которые в настоящее время разрабатываются, направлены в том числе на то, чтобы исключить победу в конкурсных процедурах компаний без необходимого опыта, которые, условно, для ведения своей деятельности купили другое юрлицо?  

— Сегодня есть федеральное законодательство, которое регламентирует работу по КРТ. И у региона есть полномочия, в рамках которых при помощи наших нормативных документов мы можем менять те или иные критерии. Вы правильно сказали, что сейчас мы дорабатываем этот объем документов, принимая решения с учетом компетенций. Если ты выходишь на КРТ, то должен быть опыт работы по строительству социальных объектов, потому что комплексное развитие территорий подразумевает не только строительство жилья, но и больниц, детских садов, школ, других социальных объектов, опорных пунктов полиции, парковых зон – это комплекс. Так что требование вполне разумное, – прокомментировал Алексей Жердев. 

И обозначил второй важный момент, сообщив, что «мы сейчас утверждаем единый подход по критериям». 

— Потому что раньше были такие... понятийные вещи: давайте сделаем сквер, давайте сделаем это... Сейчас подход полностью поменяли. Будет единая шкала оценки. Застройщик знает: есть, условно, 2 га земли и она в собственности. Если выходит на КРТ, то должен построить это, это и это, а не то, что кто-то сказал в кабинете. То есть мы пытаемся убрать из нормативной базы коррупционную составляющую и чтобы на рынке были единые понятные правила игры. Это не «купи-продай», а рынок и бизнес, которому требуется планирование на несколько лет, крупные инвестиции. Бизнес должен понимать, зачем и почему заходит в проекты. 

Зампред подчеркнул, что подобные документы обсуждаются и принимаются публично, в том числе с участием депутатского корпуса, их направляют «на общественную» проверку профессиональном сообществу – региональному Союзу строителей, «от которого тоже получаем рекомендации и заключения». 

— Проходят прокурорский надзор. Только после этого документ утверждается. Надеюсь, в ближайшее время все эти документы отредактируем окончательно, – заверил Алексей Жердев. 

«Чтобы завтра было хорошо» 

— Возникают мысли, почему ваши предшественники не решили те или иные проблемы? Что приходится решать то, что не сделала предыдущая команда? 

— У меня принцип – никогда не критиковать то, что было. Нам надо жить немного сегодня и большей частью завтра. Делать так, чтобы завтра было хорошо. Не могу комментировать работу предыдущей команды: я здесь раньше не жил, не работал, не взаимодействовал с этими людьми, не знаю причин и следственных связей, поэтому давайте оставим этот вопрос. Может, для моих коллег, которые работают давно. 

Лучше скажу про тех, с кем работаю сейчас. Вы же знаете, что команда большей частью сформирована из местных, кировчан. Считаю, мы со всеми нашли общий язык, взаимодействуем очень конструктивно, и это усиливает каждого по отдельности в команде. Все прекрасные образованные люди, со своими плюсами и минусами, но команда нивелирует минусы и приумножает плюсы. У нас полное взаимодействие, и мы готовы к выполнению объема задач, поставленных президентом, губернатором и, самое главное, к выполнению запроса граждан. Он понятен. 

Дороги на гарантии 

— Ваша личная оценка вятских дорог? 

— Дороги необходимо регулярно поддерживать в нормативном состоянии и делать новые. Честно скажу – они не самые плохие. Три недели назад за неделю на машине проехал 7 тысяч км – был в Нижнем Новгороде, Казани, потом в командировке в Запорожской области на подшефных территориях. Если сравнить с теми дорогами, то у нас прекрасные. Если с Татарстаном или Нижним Новгородом (я говорю не про городские, а межмуниципальные), у нас не самые плохие. Понимаю, сейчас начнется критика, но я же тоже живой человек. Недавно на родину в Кострому на машине – за Котельничем есть 7, 27, 30-й км. Работы по ним до 1 июня должны выполнить. 

Работы много, стараемся переломить ситуацию. Опорную сеть дорог необходимо довести по нормативному сос тоянию до 85%. Почем у эта цифра? Да льше идет определенна я отсечка – выбытие дорог. Объективный срок действия трассы – 7-8 лет. Затем необходимо объемы нормативов сохранять. И поддерживать с позиции обслуживания дорог – содержать. 

— А как ведется работа с «плохими» участками, где до окончания гарантийного срока есть проблемы? 

Есть закон, другого ничего не скажу. Понятно, всем бы хотелось, чтобы ситуация была идеальной. Чтобы на конкурсы выходили идеальные подрядчики, укладывали идеальный асфальт в идеальных погодных условиях. Мы понимаем, что на 100% этого не достичь никогда ни в одной стране мира. Наша задача – максимально грамотно контролировать это процесс. 

Претензионная работа ведется постоянно. Все, кто по договору не исполнил обязательства, будут наказаны, от этого люди страдают. Получат и штрафные санкции. И обяжем их сделать гарантийный ремонт. Если попытаются уйти от ответственности – то вплоть до передачи материалов в следственные органы. Все бюджетные деньги должны быть потрачены на благо людей. 

«Надо все ногами выбегивать» 

— В автобусы кировские заглядывали? 

— Конечно. 61 автобус, которые регион получил в прошлом году, хорошего европейского уровня (назову немодным сейчас словом). Комфортные, качественные. Дальше зависит от того, как их будут содержать. Кстати, изначально планировалось закупить 54 автобуса, мы дважды расторговывали экономию.

— В рамках федеральных программ обновление общественного транспорта планируется? 

— Мы направили заявку в Минтранс и Фонд развития территорий РФ. Запросили 500 млн на целевое приобретение 80 среднемагистральных автобусов для межмуниципальных перевозок. Это будет и увеличение маршрутов, рейсов. Высокая вероятность, что Москва нас поддержит. Нам надо активно участвовать в федеральных программах. Стараемся участвовать во всех. На конкурентной основе. Принимать участие могут все, но у кого-то не получается, кто-то получает, что хочет, а кто-то и больше. 

Своего рода KPI для чиновников – как ты в этой программе сможешь получить больше. Зависит и от подготовки заявки, и аргументов, и мотивации. И давайте честно: нас спрашивают, почему в Москву часто ездим. Если ты не будешь там, на месте, работать с представительствами и профильными министерствами-ведомствами – отношение к тебе тоже будет формальным. Надо все ногами выбегивать. 


Зам Соколова

— Вы работали в структуре Россельхозбанка, Газпрома и ряде других. Зарплата там явно была выше, нам Александр Соколов говорил, что уговорил вас приехать на зарплату намного ниже. Почему решились на такой шаг и взяли ответственность за такие серьезные направления? 

— В свое время добровольно отказался от карьеры банкира. Посчитал, что уже потолок, начинается эмоциональное выгорание. Предыдущая работа позволила мне приобрести определенную финансовую независимость, это я тоже не скрываю, в той же структуре «Газпрома». Но, считаю, когда ты полон сил, у тебя много знаний, есть опыт работы в различного уровня организациях разных направлений... Закончил РАНХиГС, отучился в «Сколково», экономист, служил в органах. Поэтому, считаю, кругозор сформировал и могу принести пользу. Александра Валентиновича знаю давно, отношусь к нему с большим уважением. Конечно, пришел под конкретного человека. Здесь и климат ближе, и близость в Родине. Мне и семье в Кирове комфортно. У меня четыре ребенка: старшему через месяц 24 года, работает в Москве. Средняя учится. Младшие дочки живут в Кирове. Супруга здесь. Собачка есть.

— Уроки с детьми вместе делаете? 

— Редко: режим работы не позволяет. 

— Активным отдыхом занимаетесь? 

— Активный отдых нам обеспечивает Александр Валентинович Соколов. Движение и мотивация постоянные, так что особо времени нет. Хотя, если честно, хотелось бы заняться спортом, особенно водным, речным. Раньше занимался аквабайками. Дважды был Чемпион кубка Поволжья, приглашали в сборную РФ. После одной трагедии решил отказаться – все-таки это опасный вид спорта, а у меня ребенок родился. 

— Чем занимается зампред во время долгих переездов в автомобиле с водителем? 

— Если про меня, то мешаю работать другим служащим. Если еду не за рулем в автомобиле, то министру транспорта звоню неоднократно. В муниципалитеты еду – по дороге стараюсь попутно с главами вопросы проговорить. 

— Надо равняться не на тех, кто на твоем уровне, а на тех, кто тебя превосходит. На кого вы равняетесь? 

— На губернатора, и это правда. На отца равняюсь. Сейчас говорят, что тяжело, а тогда было в разы тяжелее. Равняюсь на жену, которая дома воспитывает детей и все воспринимает с улыбкой. Ее даже называют декабристка. Поехала со мной в Кострому, затем в Москву (хотя, знаете, там тоже непросто на съемной квартире), потом в северные условия Сургута. 

photo_2023-05-17_16-21-55.jpg

— Какие у вас увлечения? 

— Их много. Неплохо играю в бильярд – русский. В последнее время с коллегами увлеклись нардами. Для фитнеса спортзал подобрал. 

— Что как руководитель больше всего цените в сотрудниках и что никогда не простите? 

— Не прощу предательства. И когда человек, пользуясь доверием, будет прикрываться моим именем и решать свои корыстные вопросы. Об этом всем говорю при приеме на работу. Давайте честно: о чиновниках всегда говорят или нейтрально, или плохо. Сформирован эмоциональный фон, что все чиновники приходят на работу с корыстными целями. Все мы люди. И хотим, чтобы к нам нормально относились. Понимаю, это надо заслужить. 

За что я благодарен своим сотрудникам аппарата. В 8 утра прихожу – уже кто-то на работе. После 21 вечера ухожу – еще кто-то сидит. За это благодарен. Без них и половины не сделал бы того, что сейчас делаю. 

Часто ли сотрудникам удается вас переубедить?

— Ой, слушайте. С возрастом и количеством постов и прочего эти все амбиции немного уходят. Наоборот, считаю, что я еще учусь. И многому научился – не только руководству, но и слышать людей. Одна голова хорошо, а несколько лучше. Иногда хочется и шашкой махнуть, но десять раз подумаешь – там же судьбы человеческие. Многие решения должны быть выверены. 

Вы спрашивали про карьеру, деньги, зачем мне эта работа... Пост вице-премьера хорошего региона в центральной полосе почему считаете хуже, чем зарплата в 600 тысяч в «Газпроме»? Считаю, для мужчины это здоровыми амбициями. Это возможность в команде с хорошими людьми что-то реализовать, чтобы тебя потом вспоминали, и лучше при жизни. Что здесь построили дороги. Что школу построили, где участвовал Жердев – вместе с Соколовым, Курдюмовым, Шумайловой, Симаковым, всеми строителями-подрядчиками. Туда детки пошли. А по поводу денег... У нас много богатых людей, а они все счастливы? Многих знаю, кто нет. Бедным быть не надо. У меня вполне достойная зарплата, которая позволяет жить, – хватает. 

— На предыдущем «Клубе редакторов» мы спрашивали у Александра Соколова про разделение постов губернатора и правительства. Ваше мнение по этому поводу? 

— У нас сегодня есть председатель правительства – о чем говорить? Есть первый вице-премьер, есть премьеры, есть губернатор тире премьер-министр. Конструкция работает. Если работает хорошо, зачем что-то менять? 

— А вас, зампредов, как правильнее называть? Зампреды или замгубернатора? Или тот, и другой вариант верны? 

— Я гордо говорю, что я зам Соколова Александра Валентиновича. И это правда. Я зам Соколова. 

Коротко 

Об отношениях 

Есть правила поведения и отношениях с людьми. Вне зависимости, кто это – житель, чиновник, сослуживец. Нельзя выходить за рамки. В то же время, чтобы отрегулировать процессы, необходимо требовать исполнение поручений, спрашивать, но по справедливости. Люди по-разному относятся. Где та грань между справедливым требованием и завышенным? Нерадивый работник скажет, что с него спрашивают больше.

О критике 

Считаю, людям не хватает внимания, человеческого отношения, в том числе со стороны власти. Хотят, чтобы их слышали. Приходят с каждодневными проблемами, которые не решаются годами. Все хотят жить не обещаниями, но разом все не перевернуть. Чиновникам тоже нужна моральная поддержка. И мы когда видим оценку результатов со стороны людей – это дорогого стоит. Чисто по-человечески приятно. 

О команде 

У меня в принципах было всегда – работаешь с людьми на территориях. В команде практически нет приезжих или с кем раньше работал. Считаю, удалось определиться с людьми. Они профессионалы. Это моя ответственность, но и мой выбор, который одобрил губернатор. Я за них отвечаю. 

О кадрах 

Их нехватка отчасти хорошо: сейчас любой молодой человек, который во время учебы не «гуглил» и не играл в телефоне, а получал профессию, вполне может устроиться на работу в любой точке страны и получать зарплату, которая позволит обеспечить жизнь себе, своим детям, купить – пусть даже в ипотеку – квартиру, машину и жить нормально. Может в любой момент поменять профессию и в достаточно короткий срок получить работу – такого раньше не было. 

Вчера в 19-30 ушел из ВятГУ – искал людей в аппарат. Спасибо ректору вуза за организацию собеседований с выпускниками, у меня неоднократно был опыт работы с выпускниками. У молодежи голова светлая, не забита чиновничьми догмами. Ребята местные, с профильным образованием, которые хотят двигаться и делать карьеру. Мы вместе много что полезного для региона сможем сделать. Одному сразу сказал: «Приходи завтра оформляться». Он пришел.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте