Политика открытости от зампреда правительства Алексея Жердева — интервью номера
Тарифы и безналичный расчет
– Задаем любые вопросы?
– Да. Коллеги, у меня нет запретных тем. Есть вопросы, которые сложно воспринимаются, но их необходимо обсуждать. О чем-то не говорить, чтобы выстрелило в другом месте? Зачем? Лично у меня политика полной открытости.
– Готовы прокомментировать повышение цены на проезд?
– Думал, что начнем с какой-то вводной темы. Ну давайте с этой. Не так давно с просьбой рассмотреть возможность обоснованного повышения тарифа обратились перевозчики. Мы наблюдали, делали расчеты. В любой ситуации есть обоснованные решения. По подтвержденным расчетам обоснованная на сегодня стоимость проезда в Кирове 52 рубля.
Это к вопросу о принятии сложных решений, за которые ты как руководитель берешь ответственность. На чаше весов с одной стороны комфорт, удобство, безопасность горожан, которые должны иметь возможность передвигаться на новых автобусах из любой точки в другую, причем быстро.
При этом есть нужды предприятий, где работает большой коллектив, у них семьи и дети, необходимо обновлять подвижной состав, покупать топливо. За последние два года, пока тариф не поднимался, у них был рост затрат, инфляционные процессы никто не отменял. Было принято компромиссное решение о 40 рублях. На сегодня это та точка безубыточности предприятий, которая позволит им не обанкротиться, обеспечить работу всех маршрутов, с рыночной зарплатой водителей. Перевозчики столкнулись с проблемой, когда у них водителей в два раза больше уходило, чем приходило, потому что не конкурентны по зарплате. При этом мы будем продолжать обновлять подвижной состав за счет федеральных инициатив. В прошлом году приобрели 111 автобусов разного класса. Теоретически можно сделать проезд бесплатным. Но это очень серьезные субсидии из областного бюджета, который ограничен. Встает вопрос: что в приоритете? Обеспечить перевозку граждан за цену ниже себестоимости или, предположим, построить детский сад, школу, спортивное сооружение, новые дороги. Есть категория граждан, которые имеют право на бесплатный проезд – льготы никто не отменял. Дополнительно прорабатывается вопрос скидок за безналичную оплату.
– Важно, чтобы этими скидками было максимально удобно пользоваться.
– В любом случае, считаю, мы должны перейти на безналичную оплату. Этот самый правильный вариант. Он позволяет убрать бытовую коррупцию, различные скандальные моменты в транспорте. Четко счетная история: мы понимаем, сколько пассажиров зашло-вышло. Будем идти к тому, чтобы наличный расчет максимально убрать из оборота. В этом есть возможность для экономии, потому что наличка – это инкассация, необходимость пересчета, хранения и других моментов.
Экономика из потребностей
– В регионе ведется масштабный ремонт дорог. Стоимость за километр растет?
– Она объективно растет, всё зависит от проектно-смертной документации. Нам на ремонт дорог в прошлом году удалось привлечь 1,5 млрд рублей опережающих денег. По самым скромным оценкам, это 10% экономии: деньги прошлого года наверняка дороже на эти 10% – с учетом цен на комплектующие, роста зарплат, инфляции. Точную оценку нужно смотреть в документах, потому что каждый проект считают эксперты и лишней копейки никто не начислит.
– Наверное, чем больше мы дорог ремонтируем и строим, чем больше спрос на материалы, тем больше подогревается рост стоимости?
– Мы даем работу подрядчикам, у нас работают наши карьеры (вчера вторая баржа пришла со щебнем). Если в целом говорить про экономику, надо ориентироваться на внутренний спрос. У нас огромная потребность в различных работах, услугах внутри региона, внутри страны. Почему Китай так сильно рванул вперед? Потому что не ориентировались на Америку или еще на кого-то, он ориентировался на внутренний спрос. Около 1,5 миллиарда жителей Китая ежедневно едят, что-то одевают, куда-то ходят. Лучше, если эти потребности закрывают местные производители. В Кировской области тоже есть большой внутренний спрос. И мы его формируем, в том числе за счет строительства новых объектов образования, дорог.
Вопрос правильно рассматривать в комплексе. Если наши предприниматели – рачительные хозяева, они будут смотреть наши пятилетние программы и знать, что точно есть возможность претендовать (в случае выигрыша в конкурсной процедуре) на заказы. Покупать технику, набирать людей, платить им зарплату, потому что государство – самый надежный партнер: понятное ценообразование, четкие сроки, никто не обманет с финансированием. Но мы и требуем, конечно, больше – качество, своевременность сроков. В прошлом году в стройке почти на 30% вырос объем денег, заказов и оборота. Много денег возвращается обратно в бюджеты разных уровней. Поэтому чем мы больше будем строить на территории, ремонтировать, приобретать здесь технику... Это дополнительная возможность для пополнения бюджета. Возможность сделать жизнь жителей Кировской области лучше, потому что бюджет социальный. Бизнес получает прибыль, а расходы бюджета направляются на то, чтобы люди жили лучше. Вопрос объема денег – это возможность сделать еще лучше.
– Как оцениваете перспективы развития инфраструктуры для электротранспорта?
– В прошлом году (могу немного ошибаться в цифрах) порядка 80% электромобилей пришли в Россию из Китая. По их статистике, в КНР количество электротранспорта до 40%. Перспективы посчитать несложно. Такие машины дешевле именитых брендов, а по качеству уже им не уступают. Вопрос в инфраструктуре для их обслуживания. Это тема поддерживается и продвигается на федеральном уровне. В текущем году Кировской области выделено 18 млн рублей на софинансирование строительства 7 заправочных станций для электротранспорта. Сейчас будем ставить одну станцию в аэропорту, одна станция будет на автовокзале, появится и в центре Кирова. С городом этот вопросы прорабатываем.
Через разные источники обращался в бизнес-сообщество, чтобы привлечь внимание к теме, но пока отклик несильный. Хотя бюджет компенсирует часть затрат и на приобретение оборудования, и на техподключение – почти треть. Понятно, сейчас это может не быть бизнесом, но вы знаете дальновидность предпринимателей. Если у тебя, к примеру, торговый центр, ресторан или сеть кафе, где есть заправка для электромобиля, скорее всего владелец электромобиля поедет на обед к тебе.
К нам приехали инвесторы, которые готовы отдельно развернуть сеть заправок. Сейчас они проводят переговоры с предпринимателями, работающими в регионе на этом рынке. Задача – обеспечение федеральных трасс электрозаправками на расстоянии каждых 150-200 км. Это минимальный пробег для заправки. А это еще туризм. Для владельцев электромобилей, которые любят путешествовать, отсутствие инфраструктуры тоже стоп-фактор. Транзит необходимо обеспечить. Это не быстрый, не массовый, но сегмент рынка. За ним будущее. Кто первый вложится, тот в дальнейшем и будет диктовать условия.
Точка притяжения
На встречу зампред пришел в патриотичном поло с гербом РФ и надписью «Президент» на рукаве.
– Кстати, удобная, качественная и относительно недорогая. Увидел в аэропорту – купил. Такие во всех федеральных аэропортах есть, – сказал зампред.
После этого разговор зашел про обновление кировского аэропорта, в том числе о привлечении к таким проектам предпринимателей.
– Вчера участвовал в заседании правления Вятской ТПП, причем на площадке аэропорта. Обсудили много интересных вопросов. Пользуясь случаем, прорекламировали предпринимателям все возможности аэропорта. Деньги вложены, сейчас необходимо, чтобы Победилово научился зарабатывать и свои расходы компенсировать. Там появился целый спектр услуг, о которых многие не знают. Аэропорт учится продавать эти услуги.
Кстати, поручил найти хостес – человека, который будет встречать-провожать в аэропорту. Это сотрудник, отвечающий на гостеприимство. Смотрит, как другие сотрудники относятся к клиентам, как предлагают дополнительные услуги, объясняют, как выглядят. Тему можно расширить на автовокзал и ж/д вокзал. Понять, как наши «въездные ворота», их персонал профессионально подготовлены к приему гостей. Когда вы заходите в какое-то заведение, в первую очередь видите охранника. Если он злобный, у вас сразу негатив. Охрана может улыбаться и давать добрые советы, а не стоять с каменным лицом и что-то требовать на повышенных тонах. Психологией тоже нужно заниматься.
– Когда появится рейс в Самару?
– Программу частично субсидирует Росавиация, это наиболее выгодный для регионов вариант. Совещаний по таким вопросам какой-то период не было, планируют провести в июне. У нас есть все шансы получить одобрение. Правительство Кировской и Самарской областейдоговорились, субсидирование рейса со своих сторон подтверждают, у нас деньги заложены. Высока вероятность, что до конца июня рейс появится. От области субсидирование всех дополнительных 5 направлений составляет примерно 85 млн рублей. Есть поручение губернатора о том, чтобы проработать новые направления. Не исключаю, что они появятся до конца года.
Более того, думаю, в начале июня скажем об окончании и покажем людям, что в полном объеме закончили работы по аэропорту, авто- и железнодорожному вокзалу. Мне это очень приятно. Приятно, что обещания, поручения губернатора, о которых мы с вами говорили год назад, точно будут выполнены. Мои коллеги, вся наша команда очень старались, а я несу за это персональную ответственность. Считаю, точно не стыдно будет показать людям, что сделано. А, самое главное, они будут находиться в комфортных условиях.
– Почему именно Самара?
– Мы провели опрос граждан, в котором участвовало несколько тысяч человек. В результате получили направления, которые хотели бы видеть жители. Затем организовали работу с авиакомпаниями. Я лично дважды подписал обращения во все авиакомпании, которые работают у нас на территории (понятно, с лицензиями). Посмотрели регионы, которые готовы работать совместно. Это целый комплекс мероприятий. Так появились Казань, Махачкала, Минеральные Воды, Калининград и сейчас, надеюсь, появится Самара. Сейчас надо запустить все мощности для принятия гостей к юбилею, это большая нагрузка на инфраструктуру.
– До западной точки мы добрались. Может пойти на Восток, за Урал?
– Логично говорите. Надо идти в хабы – это Тюмень, Екатеринбург, Новосибирск. Откуда есть пересадки на международные рейсы. Конечно, и мы будем пробовать заявляться в федеральный центр и рассматривать дальнейшее расширение нашего аэропортного комплекса. Речь о новом международном терминале. Недавно был на форуме «Исламский мир» в Казани. Там аэропорт интересно выстроен с точки зрения логистики: рядом торгово-выставочный центр, гостиница. Считаю, что территория вокруг Победилово – одна из точек роста Кировской агломерации, и мы готовы этим заниматься, работу уже начали. Там уместна гостиница, возможно, какой-то конгресс-центр, выставочный центр. Это удобно: гости, бизнес-партнеры прилетели. Вы там встречаетесь. Дорога до центра города занимает не так много, 30 минут. В моем понимании, повторюсь, это одна из точек роста на карте Кировской области.
Облик города и глобальные торги
– В преддверии дня города много домов в Кирове затянуты лесами. Успеют ли закончить работы к празднику?
– Киров в хорошем смысле похож на Мариуполь – был там недавно. Там тоже идет большой ремонт. У нас 541 дом в программе капремонта. Подавляющее большинство фасадов домов, расположенных там, где будут проходить праздничные мероприятия, мы к 12 июня закончим. После праздников будем двигаться во дворы. Праздничным мероприятиям ничего не должно помешать. К 21 сентября постараемся дома закончить полностью. Хотя обычному гражданину не важно, к какой дате ремонтируют фасады. Главное, чтобы работы были выполнены качественно. Свой облик город покажет.
– Как обстоят дела с прохождением госэкспертизы по тоннелю в Нововятске? Когда планируется объявить конкурс и старт работ?
– Экспертиза находится на финишной стадии. Нужно понимать, что это очень сложный проект, таких в регионе не реализовывалось. Там проходят две нитки Транссиба, перекрывать его нам никто не позволит. Проект готов. По срокам буду осторожен в своих заключениях, но, думаю, есть большая вероятность получить окончательную экспертизу в конце июня-начале июля. Загадывать сложно, но постараемся к 21 сентября сделать еще один подарок – чтобы был объявлен конкурс и начаты работы.
– На конкурс по строительству моста через реку Чепца никто не заявился. Какие из этого сделали выводы?
– Там вопрос в том, что документация, особенно смета, были разработаны в начале 2022 года. К нам обращались потенциальные подрядчики. Реализовать такой проект могут максимум 10 организаций в стране, обладающие компетенциями. Они посчитали, что проект финансово устарел. Есть и процедурный момент: нужно было провести конкурс. Сейчас документы с доработкой отправили на экспертизу, они оттуда должны выйти в сентябре. В них дана реальная оценка действующим ценам. Стоимость работ увеличится на несколько десятков миллионов рублей. Есть уверенность, что в конце третьего-начале четвертого квартала будет объявлен новый конкурс. Окончательным срокам строительства моста это не угрожает.
Ход по воде
– По реке Вятке вновь пошли грузовые суда. Надолго ли?
– Многое зависит от уровня воды. Однако если у нас ранее многие годы вовсе не было судового хода, сейчас его 24,1 километра. В том числе за счет дноуглубительных работ в районе Котельнича, потому что провели большую работу с Росморречфлотом. Самое главное, что у нас вновь заработало наше «Вятское пароходство»: они 4 года не спускали суда на воду. Есть площадка для ремонта судов («Аркульский судостроительный завод», – ред.), там сохранены мощности. Большая цепочка наших предприятий будет задействована. База для судоходства в регионе есть.
Вопросы возобновления грузоперевозок по реке с бизнес-сообществом обсуждались заранее. Собирал совещание с участием крупных бизнес-структур. Они прямо сказали: «Нам это интересно, хотим, чтобы было». Затем посмотрели на реальную возможность, в итоге грузы пошли. Вторая баржа пришла во вторник, привезла 1800 тонн щебня. Заказчиком выступила наша крупная строительная компания «Кировспецмонтаж». Планируется к отгрузке третья баржа. Сейчас опыт получим, на следующий год баржи сможем запустить раньше и их количество увеличить.
– А уж так ли экономически выгоднее перевозить именно по реке, а не на грузовиках?
– Слушайте, экономически точно не хуже. Поверьте, не стал бы руководитель предприятия везти щебень себе в убыток, у него бизнес-стратегия четко прописана. И второй момент: в одну баржу входят объемы груза 180-ти КАМАЗов. Везти по дороге – это и вопросы безопасности, и сохранности трасс, и прочего. Представьте на секунду, если с дорогой что-то случится, на этот случай у нас есть водный путь, резервный.
Это по факту вопрос государственной безопасности, которым власть обязана заниматься. И мы не должны жить какими-то сиюминутными моментами, надо смотреть на будущее, на перспективы. Я сам вырос на Волге. Считаю, если по реке вновь идут пароходы – это показатель, что жизнь продолжается, меняется в лучшую сторону. Не совсем понимаю критику. За что? За то, что впервые за 30 лет по Вятке пошли грузовые баржи – кировские, которые разгружаются в кировском порту и везут материалы для наших местных предприятий? Правильный партнер в большой политике
– На отношения региона с федерацией каким-то образом может повлиять изменение кабинета министров в Москве?
– Вы знаете, в любом случае чиновник – это инструмент. Какой бы ни была его фамилия, есть должность и обязанности. Поэтому если поменялась фамилия министра или замминистра, это не говорит о том, что вдруг в регионы перестанут выделяться средства.
– Кировской области выделяются серьезные средства из федерального бюджета, мы заходим в новые программы. Насколько большую роль играет «большая политика»? И личные связи главы региона, его заместителей?
– Понятно, что Александр Валентинович обладает большим административным ресурсом, у него большой опыт работы в администрации президента, его знают большинство федеральных министров и замов. Мы уже достаточно много с кем познакомились и делами доказали, что Кировская область – правильный хороший партнер, не подводим федеральный центр с точки зрения неисполнения нацпроектов, правильности расходования доведенных денег, качества работ. Поэтому, да, считаю это важно. Есть прямые контакты, это позволяет с оптимизмом смотреть на будущее.