Рыболовлев и Чичибабин: как прошли первые судебные заседания по делу «Электронного проездного»?
Коллаж: Елизавета Захарова.

Рыболовлев и Чичибабин: как прошли первые судебные заседания по делу «Электронного проездного»?

14.03.2021 17:13:35 4804 0

Спустя 15 месяцев после первого приговора по делу «Электронного проездного» его фигуранты – Александр Рыболовлев, Анатолий Ганьба, Олег Чичибабин и Дмитрий Никулин – вернулись на скамью подсудимых. Но отдельно друг от друга и в особом порядке.

Первым стартовал судебный процесс по делу Александра Рыболовлева. Он обвиняется в пособничестве, злоупотреблении полномочиями и растрате денежных средств. Уголовное дело в отношении бывшего директора «ЦДС» рассматривает судья, и.о. председателя Первомайского районного суда города Кирова Вера Суворова. Гособвинитель – Ирина Жердева. Защитник – Евгений Симонов.

Так как разбирательство проходит в особом порядке и обвиняемый полностью признает свою вину, то в суде не зачитываются доказательства. Заседание по Рыболовлеву началось с зачитывания обвинения. 

Организованная группа

Практически сразу в материалах гособвинения зашла речь о бывшем главе города Кирова Владимире Быкове.

«С 21 января 2010 года по 23 января 2013 года Быков умышленно из корыстных побуждений принял решение создать организованную группу с лицами, состоящими с ним в доверительных отношениях. Целью группы являлось совместное совершение тяжкого преступления для получения незаконной материальной выгоды в интересах привлеченных лиц – путем растраты денежных средств, принадлежащих МО «Город Киров», МБУ «ЦДС» и ООО «Электронный проездной» <...> путем заключения фиктивных договоров на покупку товаров, производство работ и оказания услуг по завышенной стоимости».

Для реализации задуманного Быков посвятил Чичибабина, Никулина в свои намерения, которые из корысти добровольно согласились вступить в ОГ.

Гособвинитель продолжила: Быков, пользуясь властью и личным авторитетом, стал лидером созданной им организационной группы. Негласно и самолично возложил на себя функции: общего руководства и покровительства ОГ, принятия мер конспирации, принятие устных отчетов о преступной деятельности при личных встречах, осуществление исключительного контроля, а также привлечение участников и распределения между ними ролей, обязанностей и долей наживы.

Также с легкой руки экс-главы города Кирова участники дела «Электронного проездного» получили собственные роли.

Так, Дмитрий Никулин стал самым приближенным к Быкову человеком. И, будучи директором МБУ «ЦДС» и депутатом Кировской гордумы, «обладая деловыми качествами и способностями», реализовывал совместно разработанные с Быковым способы совершения преступлений, привлекал в состав ОГ других участников, склоняя к преступной деятельности, и руководил ими. Также на его плечи легли задачи по увеличению масштабов преступной деятельности и, соответственно, получению высокой прибыли, обеспечению конспирации и сокрытие следов совершенных преступлений, обналичивание и распределение денежных средств соответственно с полученными указаниями организатора и руководителя преступной группы.

В силу занимаемой должности начальник отдела транспорта мэрии Олег Чичибабин должен был покровительствовать ОГ, поддерживать беспрепятственное осуществление преступной деятельности, посредством согласования выделять средства на реализацию целей «ЦДС», а также не контролировать и не проверять обоснованность расходов учреждения по программам развития транспортной инфраструктуры Кирова.

После зачитывания обвинения судья просит Рыболовлева дать показания по существу. 

Рыбол.jpg

Версия Александра Рыболовлева

«Примерно в 2010 году Дмитрий Никулин предложил мне перейти к нему на работу в МДУ «ЦДС». Первоначально я не хотел идти, но испытывал материальные трудности – низкая зарплата. Мне обещали, что в этой компании будет хорошая зарплата и интересная работа. Я думаю, что больше всего меня склонила интересная работа, связанная с различными IT-технологиями.

В 2011 году пришла задача со стороны администрации разработать систему оплаты проезда в общественном транспорте с использованием транспортных карт. Основной задачей было придумать систему, которая бы рассчитывала количество перевезенных льготников. Однажды после совещания Никулин пришел ко мне, обозначил задачу и сказал, что этим буду заниматься я. Мол «сиди и думай», как это сделать. Я подготовил архитектурное решение, бизнес-план со всеми расчетами. Передал документацию Никулину. Дальше он согласовал с мэрией.

Насколько мне было известно, подобный проект согласовывал и Владимир Быков.

Спустя какое-то время мы заключили все договоры с компанией «Удобный маршрут» на запуск проекта и эксплуатацию системы. Она начала успешно развиваться в городе Кирове. Я постоянно делился финансовыми отчетами с Никулиным. После чего он мне сказал, что система эффективна и приносит деньги. В дальнейшем это и стало определяющим фактором идеи «заработать».

Я так понимаю, что эти действия он согласовывал с администрацией города, скорей всего, с Олегом Чичибабиным. Потом я убедился в этом.

После чего Никулин на встрече сказал, что есть некая фирма ООО «НТТ», с которой мы и должны работать. Фирма будет дилером «Удобный маршрут» – основной поставщик оборудования. По сути, фирма-кукла. Никулин сказал, что все договора, все цены необходимо будет завышать в два раза и пропускать через эту фирму.

<...>

Вследствие смены работы в 2013 Никулин сказал мне, что направит мою кандидатуру на должность директора МБУ «ЦДС»: «Твою кандидатуру «с батей» я согласовал», – так Никулин иногда называл Владимира Васильевича. – «Ты не смеешь его подвести. На тебе большая ответственность. Ты будешь работать в команде. И, грубо говоря, все твои косяки будут отражаться на мне».

Когда я перешел на должность директора «ЦДС», автоматически на должность директора «Электронного проездного» был назначен Анатолий Вицентьевич (Ганьба. – Ред.). Такой же разговор при мне был и с Ганьбой, что он не имеет права подвести и что он должен выполнять все приказы и распоряжения, исходящие от Никулина.

Параллельно поступила задача о внедрении системы учета и оплаты школьных обедов. Я полностью сформировал проект, все рассказал, как и что работает. После нам с Ганьбой было приказано юридически пропустить через «НТТ».

На тот момент мы уже и не спрашивали, почему так надо делать. Все это было уже бессмысленно. Мы уже неоднократно пытались не принимать участия в преступной деятельности, но получали ответ «не нравится – уходи». Тем не менее задачу поняли и заключили фиктивные договоры, несмотря на то, что понимали, что данная система принадлежит другой компании. Но поделать уже ничего не могли: приказ есть приказ, и он не обсуждается.

<...>

Много раз слышал во время разговоров, но несколько раз сам вынужден был участвовать в передаче взятки. Никулин из-за занятости говорил: «Отвези это Чичибабину. Ты знаешь, что со старшими братьями я всегда делюсь. Вопросы не задавай». Потом я уже понимал, что средства действительно передавались.

<...>

По большому счету Никулин действовал не сам, а мог выполнять чьи-то указания и распоряжения. От себя могу сказать, что мне очень нравилось делать ту работу. У меня получалось. Мы развивались достаточно успешно. Да, к сожалению, жизнь устроена так, что, если у тебя начинает получаться, то тебе жизни не дадут. Я действительно попал в такую ситуацию, что вынужден был выполнять приказы из-за страха потерять работу, из-за страха, что не смогу найти работу дальше. Но что сделано, то сделано. Я сожалею, что я делал и делал не раз, не единожды». 

Кому какая роль отведена?

После дачи показаний государственный обвинитель пытается уточнить несколько значимых фактов – конкретные даты, обстоятельства, места. Но Рыболовлев не в силах их припомнить, мол, прошло слишком много времени. Однако на некоторые вопросы он ответил достаточно точно.

– Как была организована работа группы, как выстроена система хищения, была ли конспирация? – спросила Жердева.

Конспирация была. Никулин запретил мне вести телефонные разговоры, не касающиеся текущей работы. Если нужно, он говорил, что приедет или я к нему могу приехать. Насколько мне известно, Никулина на работу согласовал Владимир Быков. Также Быков оказал поддержку на баллотирование Никулина в думу. С Чичибабиным я работал плотнее, он был непосредственным моим руководителем, так как возглавлял отдел транспорта. Я получал от Никулина и Чичибабина задачи».

Впоследствии судья уточнила у обвиняемого, в чем именно заключалось его содействие следствию. На что Рыболовлев, помедлив, отметил: он первым начал сотрудничать со следствием и первый раскрыл оставшихся фигурантов ОГ.

40 минут опоздания, 15 – заседания

Вторым суд – в пятницу,12 марта – начал рассматривать дело в отношении Олега Чичибабина. Он обвиняется в растрате денежных средств. Уголовное дело рассматривает судья Андрей Сапожников. Защитник – Елена Фарафонова. Заседание продлилось всего 15.

Чичибабин.jpg

Государственный обвинитель сразу же внес ходатайство о приобщении к делу показаний Олега Чичибабина, который тот давал по делу Быкова. Для рассмотрения документов заседание отложили на две недели.

Интересно то, что ни на одно из заседаний не явились ни директор по безопасности ООО «Электронный проездной» Василий Лялин, ни юридический консультант отдела административно-правовой работы администрации города Кирова Татьяна Луукконен (представитель потерпевшего – МО «Город Киров»), ни Олег Семаков, до сентября 2020 года занимавший пост директора «ЦДС». Причины не ясны. Однако все представители потерпевшей стороны направили в суд заявление, что не против рассмотрения дела в их отсутствие.

Мнение

Ян Чеботарев, кировский юрист:

БН. Почему дела Рыболовлева, Чичибабина, Ганьбы и Никулина в этот раз рассматривают по отдельности, в отличие от предыдущего судебного процесса?

мнение.jpg– И суд, и прокуратура могут принимать решение о разделении одного большого дела на несколько для удобства их рассмотрения. Однако при этом очень часто страдает качество судопроизводства. Но этот случай к таким не относится, потому что и Рыболовлев, и Чичибабин, и Ганьба, и Никулин – все признают и никто не оспаривает фабулу дела. Все дела рассматриваются в особом порядке. Здесь речь идет о процессуальном удобстве, не более. 

БН. Судебное заседание по делу Владимира Быкова однажды откладывалось, потому судья ушел в отпуск. Очень похоже на затягивание дела. Есть ли смысл затягивать дела по этой «четверке»?

– Здесь, наверное, стоит отметить, что в отличие от «четверки» Владимир Быков ничего не признает. Дело рассматривается в обычном порядке. Считать, что рассмотрение его дела будет очень быстрым, было бы неправильно. Это долгоиграющий процесс. Именно поэтому дело Быкова рассматривается отдельно от всех четырех его практически подельников. Европейский суд давно уже постановил, что судопроизводство должно производиться в максимально короткие сроки. И, если бы дело «Электронного проездного» приобщили бы к делу Быкова, то все фигуранты все время бы находились под мерами процессуального принуждения. Именно поэтому дробление дел имело место быть. Суд будет иметь в виду вступившие в законную силу приговоры его подельников, которые не подлежат оспариванию. 

БН. Фамилия Быкова и раньше звучала на судебных заседаниях. Теперь же фигуранты дела называют без лукавства конкретные факты, даты, обстоятельства. Как такие доказательства могут сказаться на делах?

– Дыма без огня не бывает. Помните закон взаимного перехода количественных и качественных изменений? Когда некто говорит, что Быков что-то там сделал, то утверждение ставится под сомнения. Когда двое утверждают, то можно еще сомневаться. Когда трое – то это уже начинает походить на правду. Когда об одном и том же говорят уже четыре человека, то сомнений не остается. Этот фактор и сыграет определяющую роль в деле Быкова. Очень тяжело доказать взятку только на основании свидетельских показаний. Особенно когда прошло так много времени. Владимира Васильевича за руку никто не поймал. Поэтому обвинение во многом строится на множественных показаниях лиц, которые не противоречат друг другу. Это крайне редкий случай в юриспруденции. Как только приговоры по «четверке» вступят в силу, то Владимиру Васильевичу будет очень тяжело защищаться. 

БН. Есть ли у вас предположения, каким будет исход судебных процессов? Какие будут назначены приговоры?

– Я думаю, что по делам всех четырех фигурантов вынесут обвинительные приговоры с учетом срока, который они уже отбыли. Возможно, кого-то освободят за отбытием срока, кому-то, возможно, придется некоторое время провести в условиях изоляции. Как минимум до апелляционного обжалования. При том, что все четверо предъявили и изобличили роль организатора, то наказание для них будет щадящим. А для Владимира Васильевича будет достаточно суровым.


За процессом следит Елизавета Захарова. Это один из материалов свежего печатного номера газеты "Бизнес новости в Кирове". 




VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте