Активисты решили привлечь внимание чиновников к проблеме сохранения старой Вятки через архитектурный спектакль
Вечером у дома № 23 по Орловской собрались более сотни горожан. Затем действо перешло к дому напротив: строению, которое разваливается на глазах – стоящему на подпорках дому Василия Блюхера. На месте событий – как участники перформанса, так и обычные кировчане, которые пришли поддержать первых.
Город катастрофически теряет старую Вятку: сносятся старинные дома, которые надо сохранять и оберегать, годами стоят пустыми здания с заколоченными окнами. Своим действом неравнодушные жители Кирова решили привлечь внимание чиновников и жителей к проблеме, которая не решается десятилетиями.
Главный инициатор – профессор университета Елена Кустова. Реализовать проект на улицах города она задумала еще в феврале. Помог президентский грант, выделенный центру «Мир».
Как прокомментировали участники движения «Том Сойер Фест на Вятке», перформанс «Будущее прошедшее в настоящем» – это театральное исследование, спектакль про:
- город, его улицы и дома, людей и призраков;
- бережное отношение к прошлому и буйство утопического воображения;
- документы и архивы;
- картины художника прошлого и стрит-арт;
- едва заметные детали и глобальные планы;
- сложные чувства к городу;
- прекрасные концепции Де Серто, Зиммеля, Фуко;
- сайт-специфик-театр, в котором пространство города – не просто место действия, а полноценный участник;
- архитектуру, историю, краеведение и активизм.
«Мы будем бродить с вами в настоящем, – подчеркнула один из организаторов проекта Мария Русинова, – предвосхищая будущее, по городу прошлого. Наши тела будут следовать всем изгибам городского текста. Мы услышим, как звучат карта vs-маршрут, переместимся через порталы, и в финале, конечно, улетим в прекрасное будущее. Спектакль создан в рамках проекта «Деревянное кружево Вятки», реализованного при поддержке Президентского фонда культурных инициатив».
Авторы – люди совершенно разных профессий. Это и педагоги, и служащие, и актеры, и музыканты. Елена Кустова, Ирина Брежнева, Мария Русинова, Гульнара Гарипова, Наталья Сидорова, Ольга Чаузова, Анна Задорина, Дмитрий Ефремов, Матвей Марьин, Константин Садаков, Дуня Садакова, Марина Ижецкая, Лиза Кривошеина, Саша Облакова, Егор Абатуров, Дима Долгих, Ирина Королева … Список можно продолжать.
Отдельное спасибо еще хочется сказать кировским музыкантам, которые создали непередаваемую атмосферу с помощью своих инструментов. Горожане вдруг услышали в тишине, как стонет и плачет дом, когда не слышат его крик…
После спектакля, который закончился у одного из уцелевших домов на Володарского, горожане долго не расходились: обсуждали детали. 23 июля спектакль повторят. Участники надеются, что в июле его придут посмотреть чиновники из мэрии и правительства области.
«Удивительно глубокий и необычный спектакль, – поделилась своим впечатлением кировчанка Юлия Андреева. – Архитектурный. Прямо на улице. У зданий, которые должны быть. Зданий, которые несут в себе историческую ценность. Зданий, которые сегодня никому не нужны. Которых уже почти нет…А ведь все могло быть по-другому. Старая Вятка могла бы привлекать к себе туристов, здесь могли расположиться кафе и арт-пространства, могла бы продолжаться жизнь, вписывая новые строчки в историю этих домов, улицы, города. Сейчас это трущобы, которые и снести нельзя, и жить в них давно нельзя… Постановка «Будущее прошедшее в настоящем» – об исчезающих с кировских улиц деревянных домах».
Создатели проекта называют его театральным исследованием города, его людей и призраков, и включают Вятку в число авторов спектакля. Город – не только декорация, но и полноценный участник действа, как и зрители.
«Цель проекта – на примере старинных домов улиц Вятки – Орловской и Володарского – показать, какой исторический облик города мы, к сожалению, утрачиваем, – рассказывает преподаватель Ирина Михеева. – Показать, как быстро город теряет свою особинку и старину. Я очень рада, что смогла стать частичкой спектакля. Спасибо всем авторам, волонтёрам, принявших участие в подготовке».
«Ходить, вглядываться, проживать, сопереживать и жить дальше, глядя на исторические дома по улице Орловской, всегда было нашей секретной грустной привычкой. Даже когда под рукой не было фотоаппарата. Даже когда не хотелось лишний раз смотреть на останки Китайского домика. И в целом на город, – комментирует преподаватель Регина Погудина. – 26 июня мы впервые увидели свой любимый маршрут другими глазами, не менее ясными и полными слез. Услышали бесшумными и надрывными голосами. Нащупали всеми ветрами и осколками лепнины. Магия театра, мистика танца, музыкальный гипноз и утопичный активизм показали знакомый до боли уголок Вятки более живым, чем обычно. И более значимым. Спасибо команде «Том Сойер Фест на Вятке», Елене Кустовой, Гульнаре Гариповой и все причастным-сочувствующим. Было светло, прониклась насквозь».
P.S. В завершение действа, которое длилось 1,5 часа, руководитель центра «Мир» Людмила Крылова предложила всем сфотографироваться на память. На снимке – все неравнодушные!
Ольга Демина. Фото автора.