Нужен ли кировскому бизнесу водный транспорт? – материалы газеты
Река Вятка сегодня находится не в лучшем состоянии: не во всех местах купания летние пробы воды соответствуют нормативам, на некоторых участках реку переходят вброд. Когда последний раз водную гладь рассекало какое-нибудь судно – мало кто помнит.
На региональной дорожной группе в Общественной палате Кировской области обсудили возможность возрождения судоходства на Вятке, привлечение «к водным проектам» инвесторов и создание прибрежной инфраструктуры.
Во время дискуссии о добыче песка и гравия в руслах рек Вятка и Чепца (именно такой изначальная была тема обсуждения) присутствующие согласились, что необходимо вести работы по дноуглублению реки. Как отметила региональный министр охраны окружающей среды Алла Албегова, с нормативной точки зрения для возрождения Вятки и реализации инвестиционных проектов горит зеленый свет.
Однако всё как всегда неоднозначно.
Что происходит сейчас?
Сегодня в русле Вятки лишь в двух местах (под Кировом и под Котельничем) идут дноуглубительные работы на фарватере. На эти цели федеральный центр выделяет 20 млн рублей.
Региональное министерство транспорта начало прорабатывать вопрос об увеличении средств на расчистку фарватеров судового хода. В рамках этих работ на Вятке можно реализовать инвестиционные проекты. Соответствующее поручение дало и руководство Кировской области.
По словам Албеговой, дноуглубительные работы не заключаются исключительно в копке траншеи и изъятии грунта со дна. Для старта работ необходимо создать условия.
В чем нуждается река?
Во-первых, рядом с рекой, но не в водоохранной зоне (у Вятки она 200 метров) должны быть места для размещения изымаемого грунта.
Сейчас есть всего три места на реке, где осталась хоть какая-то инфраструктура: Вятские Поляны, Аркуль (Нолинский район) и порт у Старого моста – всё. Поэтому второе необходимое для привлечения инвесторов условие – восстановление «полностью разрушенной инфраструктуры».
«Речь идет о транспортной и причальной. Баржа не может просто подъехать и выгрузиться. Для нее необходимо установить причальные стенки, оборудовать порты. Всего этого на берегах Вятки нет. Поэтому если говорить о развитии судоходства в регионе, то необходимо рассматривать вопрос комплексно. Работы не должны заключаться только в углублении дна», – продолжила министр.
Алла Албегова также добавила, что, несмотря на глубину Вятки и данные, которые предоставляет Росгидромет, воды в реке меньше не стало. «Как было 20 лет назад, столько воды и осталось», – отметила министр. Причина в том, что река стала мелкой, в ее скорости. Река стала быстрее «пробегать».
«Необходимо заказать проект, который покажет, где надо расчищать дно, а где строить дамбы и где устанавливать причальные стенки. Но, Юрий Алексеевич [Шевелев, замминистра транспорта], я хочу сказать, что развитие судоходства – это не полномочия министерства охраны окружающей среды, а министерства транспорта. Мы помощники, но основными запевалами должны быть вы», – сказала Албегова.

Про инвесторов и их отсутствие
Руководитель рабочей группы Константин Ситчихин отметил, что приход на реку инвесторов и проведение работ – это перспектива развития некоторых территорий и региона в целом, так как Вятка протекает по всей Кировской области – от Слободского до Вятских Полян. По его мнению, пришедший инвестор сможет получить определенную выгоду, например, реализовав поднятый со дна грунт.
Однако Алла Албегова и Юрий Шевелев заявили: инвесторы в очереди на Вятку не стоят. Даже обсуждали с конкретными предприятиями возможность инвестиционного участия в благоустройстве реки. По словам Албеговой, компания, которая располагает своим флотом, портом и занимается судостроением готова работать на Вятке, но не инвестировать в нее деньги.
«Министерство транспорта делало запрос на крупные предприятия, лесопользователям – нужна ли им водная артерия при создании всех необходимых условий в благоустройстве? Никто не выказал желание пользоваться водным транспортом», – подытожила Алла Албегова.
В результате на данный момент заинтересованности у бизнес-сообщества перейти с суши на воду нет. Из-за чего эффективности реализации инвестиционного проекта и необходимости вложения больших федеральных средств – тоже.
«Теплоход, который будет проводить туристические поездки раз в месяц – это не тот эффект, который бы хотелось добиться», – с сожалением отметила министр.
Член рабочей группы Шамиль Бузиков в форме шутки добавил: предприниматели перейдут на воду, если межмуниципальные дороги сделать (по аналогии с федеральными трассами) платными или вовсе перестать делать дороги.
Дамба в Вятских Полянах
К слову, о строительстве дамбы на реке Вятке начинали говорить еще в 2005 году. Тогда «Кировводпроект» готовил предварительный проектобоснование. Тогда планировалось поставить дамбу с гидротехническими сооружениями, которые бы вырабатывали электроэнергию. Сама дамба по планам должна была служить мостом или трассой с одного на другой берег. 17 лет назад строительство обошлось бы в около 20 млрд рублей.
Проект не реализовали. Вятка до сих пор остается единственной в Европейской части России незарегулированной рекой, которая живет своей естественной жизнью.
Во время дискуссии о добыче песка и гравия в руслах рек Вятка и Чепца (именно такой изначальная была тема обсуждения) присутствующие согласились, что необходимо вести работы по дноуглублению реки. Как отметила региональный министр охраны окружающей среды Алла Албегова, с нормативной точки зрения для возрождения Вятки и реализации инвестиционных проектов горит зеленый свет.
Однако всё как всегда неоднозначно.
Что происходит сейчас?
Сегодня в русле Вятки лишь в двух местах (под Кировом и под Котельничем) идут дноуглубительные работы на фарватере. На эти цели федеральный центр выделяет 20 млн рублей.
Региональное министерство транспорта начало прорабатывать вопрос об увеличении средств на расчистку фарватеров судового хода. В рамках этих работ на Вятке можно реализовать инвестиционные проекты. Соответствующее поручение дало и руководство Кировской области.
По словам Албеговой, дноуглубительные работы не заключаются исключительно в копке траншеи и изъятии грунта со дна. Для старта работ необходимо создать условия.
В чем нуждается река?
Во-первых, рядом с рекой, но не в водоохранной зоне (у Вятки она 200 метров) должны быть места для размещения изымаемого грунта.
Сейчас есть всего три места на реке, где осталась хоть какая-то инфраструктура: Вятские Поляны, Аркуль (Нолинский район) и порт у Старого моста – всё. Поэтому второе необходимое для привлечения инвесторов условие – восстановление «полностью разрушенной инфраструктуры».
«Речь идет о транспортной и причальной. Баржа не может просто подъехать и выгрузиться. Для нее необходимо установить причальные стенки, оборудовать порты. Всего этого на берегах Вятки нет. Поэтому если говорить о развитии судоходства в регионе, то необходимо рассматривать вопрос комплексно. Работы не должны заключаться только в углублении дна», – продолжила министр.
Алла Албегова также добавила, что, несмотря на глубину Вятки и данные, которые предоставляет Росгидромет, воды в реке меньше не стало. «Как было 20 лет назад, столько воды и осталось», – отметила министр. Причина в том, что река стала мелкой, в ее скорости. Река стала быстрее «пробегать».
«Необходимо заказать проект, который покажет, где надо расчищать дно, а где строить дамбы и где устанавливать причальные стенки. Но, Юрий Алексеевич [Шевелев, замминистра транспорта], я хочу сказать, что развитие судоходства – это не полномочия министерства охраны окружающей среды, а министерства транспорта. Мы помощники, но основными запевалами должны быть вы», – сказала Албегова.

Про инвесторов и их отсутствие
Руководитель рабочей группы Константин Ситчихин отметил, что приход на реку инвесторов и проведение работ – это перспектива развития некоторых территорий и региона в целом, так как Вятка протекает по всей Кировской области – от Слободского до Вятских Полян. По его мнению, пришедший инвестор сможет получить определенную выгоду, например, реализовав поднятый со дна грунт.
Однако Алла Албегова и Юрий Шевелев заявили: инвесторы в очереди на Вятку не стоят. Даже обсуждали с конкретными предприятиями возможность инвестиционного участия в благоустройстве реки. По словам Албеговой, компания, которая располагает своим флотом, портом и занимается судостроением готова работать на Вятке, но не инвестировать в нее деньги.
«Министерство транспорта делало запрос на крупные предприятия, лесопользователям – нужна ли им водная артерия при создании всех необходимых условий в благоустройстве? Никто не выказал желание пользоваться водным транспортом», – подытожила Алла Албегова.
В результате на данный момент заинтересованности у бизнес-сообщества перейти с суши на воду нет. Из-за чего эффективности реализации инвестиционного проекта и необходимости вложения больших федеральных средств – тоже.
«Теплоход, который будет проводить туристические поездки раз в месяц – это не тот эффект, который бы хотелось добиться», – с сожалением отметила министр.
Член рабочей группы Шамиль Бузиков в форме шутки добавил: предприниматели перейдут на воду, если межмуниципальные дороги сделать (по аналогии с федеральными трассами) платными или вовсе перестать делать дороги.
Дамба в Вятских Полянах
К слову, о строительстве дамбы на реке Вятке начинали говорить еще в 2005 году. Тогда «Кировводпроект» готовил предварительный проектобоснование. Тогда планировалось поставить дамбу с гидротехническими сооружениями, которые бы вырабатывали электроэнергию. Сама дамба по планам должна была служить мостом или трассой с одного на другой берег. 17 лет назад строительство обошлось бы в около 20 млрд рублей.
Проект не реализовали. Вятка до сих пор остается единственной в Европейской части России незарегулированной рекой, которая живет своей естественной жизнью.
![]()
Костя
|
Алла Викторовна как и в 2012 - поговорила и забыла, ибо не тревожит её ни река, ни мы, жители области. А смею напомнить, что до её возвращения в 2016 в министерство и Кировчанка плавала, и пару барж в день за Филейкой можно было увидеть. И куда это все делось, и почему вдруг перестало работать? Или вопрос не к мадам, а к ХОЗЯИНУ свыше, чей наказ выполняла ?
Не дети уже, пора задуматься о раскаянии если не перед Богом, то хотя бы перед законом. Всем в Росстате мест не хватит |
![]()
ДМИТРИЙ
|
Министр делает все, пока у власти, что бы движение на реке не началось, ибо она исполняет наказание своего уже бывшего патрона, любителя дорогих авто немецкой марки. Если хороший и дешёвый песок появится на рынке и перебьет цены, цепочка сырьевых поставок жадного человека рухнет.
|