Нужен ли кировскому бизнесу водный транспорт? – материалы газеты

Нужен ли кировскому бизнесу водный транспорт? – материалы газеты

Елизавета Захарова 18.09.2022 19:36:16 1109 2

Река Вятка сегодня находится не в лучшем состоянии: не во всех местах купания летние пробы воды соответствуют нормативам, на некоторых участках реку переходят вброд. Когда последний раз водную гладь рассекало какое-нибудь судно – мало кто помнит.

На региональной дорожной группе в Общественной палате Кировской области обсудили возможность возрождения судоходства на Вятке, привлечение «к водным проектам» инвесторов и создание прибрежной инфраструктуры.

Во время дискуссии о добыче песка и гравия в руслах рек Вятка и Чепца (именно такой изначальная была тема обсуждения) присутствующие согласились, что необходимо вести работы по дноуглублению реки. Как отметила региональный министр охраны окружающей среды Алла Албегова, с нормативной точки зрения для возрождения Вятки и реализации инвестиционных проектов горит зеленый свет.

Однако всё как всегда неоднозначно.

Что происходит сейчас?

Сегодня в русле Вятки лишь в двух местах (под Кировом и под Котельничем) идут дноуглубительные работы на фарватере. На эти цели федеральный центр выделяет 20 млн рублей.

Региональное министерство транспорта начало прорабатывать вопрос об увеличении средств на расчистку фарватеров судового хода. В рамках этих работ на Вятке можно реализовать инвестиционные проекты. Соответствующее поручение дало и руководство Кировской области.

По словам Албеговой, дноуглубительные работы не заключаются исключительно в копке траншеи и изъятии грунта со дна. Для старта работ необходимо создать условия.

В чем нуждается река?

Во-первых, рядом с рекой, но не в водоохранной зоне (у Вятки она 200 метров) должны быть места для размещения изымаемого грунта.

Сейчас есть всего три места на реке, где осталась хоть какая-то инфраструктура: Вятские Поляны, Аркуль (Нолинский район) и порт у Старого моста – всё. Поэтому второе необходимое для привлечения инвесторов условие – восстановление «полностью разрушенной инфраструктуры».

«Речь идет о транспортной и причальной. Баржа не может просто подъехать и выгрузиться. Для нее необходимо установить причальные стенки, оборудовать порты. Всего этого на берегах Вятки нет. Поэтому если говорить о развитии судоходства в регионе, то необходимо рассматривать вопрос комплексно. Работы не должны заключаться только в углублении дна», – продолжила министр.

Алла Албегова также добавила, что, несмотря на глубину Вятки и данные, которые предоставляет Росгидромет, воды в реке меньше не стало. «Как было 20 лет назад, столько воды и осталось», – отметила министр. Причина в том, что река стала мелкой, в ее скорости. Река стала быстрее «пробегать».

«Необходимо заказать проект, который покажет, где надо расчищать дно, а где строить дамбы и где устанавливать причальные стенки. Но, Юрий Алексеевич [Шевелев, замминистра транспорта], я хочу сказать, что развитие судоходства – это не полномочия министерства охраны окружающей среды, а министерства транспорта. Мы помощники, но основными запевалами должны быть вы», – сказала Албегова.

IMG_20210605_200124.jpg

Про инвесторов и их отсутствие

Руководитель рабочей группы Константин Ситчихин отметил, что приход на реку инвесторов и проведение работ – это перспектива развития некоторых территорий и региона в целом, так как Вятка протекает по всей Кировской области – от Слободского до Вятских Полян. По его мнению, пришедший инвестор сможет получить определенную выгоду, например, реализовав поднятый со дна грунт.

Однако Алла Албегова и Юрий Шевелев заявили: инвесторы в очереди на Вятку не стоят. Даже обсуждали с конкретными предприятиями возможность инвестиционного участия в благоустройстве реки. По словам Албеговой, компания, которая располагает своим флотом, портом и занимается судостроением готова работать на Вятке, но не инвестировать в нее деньги.

«Министерство транспорта делало запрос на крупные предприятия, лесопользователям – нужна ли им водная артерия при создании всех необходимых условий в благоустройстве? Никто не выказал желание пользоваться водным транспортом», – подытожила Алла Албегова.

В результате на данный момент заинтересованности у бизнес-сообщества перейти с суши на воду нет. Из-за чего эффективности реализации инвестиционного проекта и необходимости вложения больших федеральных средств – тоже.

«Теплоход, который будет проводить туристические поездки раз в месяц – это не тот эффект, который бы хотелось добиться», – с сожалением отметила министр.

Член рабочей группы Шамиль Бузиков в форме шутки добавил: предприниматели перейдут на воду, если межмуниципальные дороги сделать (по аналогии с федеральными трассами) платными или вовсе перестать делать дороги.

Дамба в Вятских Полянах

К слову, о строительстве дамбы на реке Вятке начинали говорить еще в 2005 году. Тогда «Кировводпроект» готовил предварительный проектобоснование. Тогда планировалось поставить дамбу с гидротехническими сооружениями, которые бы вырабатывали электроэнергию. Сама дамба по планам должна была служить мостом или трассой с одного на другой берег. 17 лет назад строительство обошлось бы в около 20 млрд рублей.

Проект не реализовали. Вятка до сих пор остается единственной в Европейской части России незарегулированной рекой, которая живет своей естественной жизнью.

VK TW
0
Костя
Алла Викторовна как и в 2012 - поговорила и забыла, ибо не тревожит её ни река, ни мы, жители области. А смею напомнить, что до её возвращения в 2016 в министерство и Кировчанка плавала, и пару барж в день за Филейкой можно было увидеть. И куда это все делось, и почему вдруг перестало работать? Или вопрос не к мадам, а к ХОЗЯИНУ свыше, чей наказ выполняла ?
Не дети уже, пора задуматься о раскаянии если не перед Богом, то хотя бы перед законом. Всем в Росстате мест не хватит
Имя Цитировать
0
ДМИТРИЙ
Министр делает все, пока у власти, что бы движение на реке не началось, ибо она исполняет наказание своего уже бывшего патрона, любителя дорогих авто немецкой марки. Если хороший и дешёвый песок появится на рынке и перебьет цены, цепочка сырьевых поставок жадного человека рухнет.
Имя Цитировать
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте