
Выживет только крупный бизнес: почему контрактная система в Кировской области существует без авансирования
Проблемы с выполнением контрактов возникнут на моменте закупки строительных материалов. Уже сейчас компании сталкиваются с взлетевшими ценами на щебень, битум и запчастей для оборудования, а некоторые поставщики начали требовать предоплату.
При этом сами подрядчики получают деньги лишь по факту выполнения работ.
«На контрактах не заработаешь», – отметил руководитель рабочей группы Константин Ситчихин.
Заместитель директора МКУ «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова» Марина Бармина подняла вопрос отсутствия авансирования контрактных работ. Она отметила: в УДПИ считают возможным на уровне правительства разрешить выдавать 15-20% авансом.
К тому же в рамках контрактной системы такая процедура не запрещается, а на федеральном уровне еще в 2020 году разрешили авансировать 50% от цены контракта на госнужды.
Ведущий специалист отдела содержания и ремонта автомобильных дорог регионального минтранса Сергей Шудегов добавил во время обсуждения, что долгие годы региональное правительство при исполнении бюджета запрещало авансирование, чтобы перестраховаться.
Однако экс-глава «Автотранспортного предприятия» Денис Пырлог уверен, что причина ограничения авансирования куда более простая и банальная.
«Для чего укрупнялись контракты [на ремонт и строительство дорог]? Для того, чтобы мелких подрядчиков перевести на субподряд. Если завтра произойдет авансирование, то появится конкуренция, которая не интересна им. Никто не вводит авансирование для того, чтобы выжили крупные предприятия – «Вятавтодор» и «Гордормостстрой», – отметил эксперт.
В свою очередь Константин Ситчихин выразил опасение, что в текущих реалиях даже такие крупные игроки рынка не смогут отыграть контракты.
«По моим сведениям, у них финансовая ситуация не настолько стабильная, насколько хотелось бы. Сейчас проблема в том, что раньше предприятия перехватывали контракты за счет кредитных средств, у них были банковские гарантии, овердрафты, и это помогало», – отметил Ситчихин.
Марина Бармина рассказала, что организации при рассмотрении возможного участия в конкурсах, при расчетах приходят к выводу, что, взявшись за контракт, они будут работать в убыток. Аванс дал бы возможность предприятиям выйти на безубыточный уровень, «выйдя в ноль».
В результате обсуждения эксперты решили написать официальное письмо на имя главы администрации города Кирова Дмитрия Осипова с предложением о возможности введения авансирования.