Торги для местных: как расширить доступ к закупкам для кировского бизнеса

Торги для местных: как расширить доступ к закупкам для кировского бизнеса

Юлия Усинская 09.10.2022 21:28:40 807 0
Доля компаний Кировской области, с которыми заключены контракты по областным закупкам, составляет 35%. Участники общественных слушаний на тему «Государственный и муниципальный заказ в 2022-2023 годах», организованных Вятской ТПП и региональной Общественной палатой, искали решения, как увеличить этот показатель. Не нарушая требований законодательства, а за счет использования новых финансовых моделей, решения организационных вопросов и непосредственного участия бизнеса в технических моментах.

Законные преференции

Усенк Андрей.png«Еще летом на встрече с губернатором Александром Валентиновичем Соколовым во время обсуждения темы поддержки предпринимательства я сказал, что одна из эффективных форм – расширение возможности участия региональных предпринимателей в выполнении гос- и муниципального заказа. В этом случае средства, которые бизнес платит в бюджет в виде тех же налогов, к нему и возвращаются. Речь не о каких-то незаконных преференциях для местного бизнеса. Речь о том, что это можно сделать в рамках действующего законодательства. Разными способами: через повышенное планирование, подход к формированию техзадания и так далее», – прокомментировал причину встречи президент Вятской ТПП Андрей Усенко, добавив, что мероприятие «намеренно проводим после выборной кампании, чтобы не использовать в политических историях».

Улитин сргей.jpg«Часто в ответ на вопрос: «Работаете ли по госзаказам?» слышу: «Нет. Это сложно, непонятно. Когда начинаем разбираться, оказывается, всё можно и по всем отраслям. Некоторые «на всякий случай» считают, что невозможно и очень жесткие требования. Полностью поддерживаю тему участия местных компаний в торгах. С одной стороны, рад, что у регионального фонда капремонта появились подрядчики. С другой, сильно огорчает, что все «свежие» – иногородние. Совершенно правильно поднимаем тему. И состав участников подходящий», – прокомментировал председатель региональной Общественной палаты Сергей Улитин.

Для получения экспертного пула мнений на площадке собрались представители областной и городской власти, Кировского УФАС, руководители предприятий, отраслевых сообществ предпринимателей и депутаты, параллельно занимающиеся бизнесом.


Доля местных

МаковееваМинистр финансов Кировской области Лариса Маковеева рассказала о новшествах в федеральном законодательстве, в частности, о переходе на электронный документооборот, об универсальной предквалификации участников – запущенном механизме для «отсева» неопытных компаний и недопуска их участия в серьезных тендерах.

Напомнила и о введении с 1 июля 2022 года нормы о сокращении сроков оплаты по контрактам: «Было 30 дней с момента выполнения работ. Сейчас установлены сроки 7 рабочих дней при электронном актировании и 10 – если актирование на бумажном носителе. Сроки оплаты существенно сокращены и исполняются очень строго. Эта мера реально работает на территории Кировской области, задолженности по оплате контрактов на сегодняшний день не существует».

Отдельно остановилась на «антисанкционных» поправках – возможности внести изменения по существующим условиям контракта (действует до 1 января 2023 года) – в случае возникновения независящих от сторон контракта обстоятельств, из-за которых выполнить его невозможно, и заключения контрактов с единственным поставщиком. «На сегодняшний день принято решение по 40 контрактам по изменению существенных условий и по 28 случаям по закупке у единственного поставщика», – добавила министр.

Комментируя цифры, сообщила: с начала года на областном уровне осуществлено более 10,3 тысячи закупок с начальной (максимальной) ценой контракта 20,3 млрд рублей. Основной способ проведения торгов – электронный аукцион, это «93,4% от общего числа конкурентных способов определения поставщика».

Говоря о закупках у субъектов малого предпринимательства (их 20% от общего числа), назвала сумму – примерно 4 млрд рублей. «Если учесть требование о привлечении в качестве субподрядчиков субъектов малого предпринимательства, то сумма составляет до 10 млрд рублей (около 49,7%)», – добавила Маковеева.

Она отметила активное участие местного бизнеса в процедурах: «Контракты, которые заключены с местными товаропроизводителями, превышают 35% от всех закупок, заключаемых в регионе. По сумме это 7,8 млрд рублей».

Лариса Маковеева также рассказала о дополнительных шагах, введенных в регионе для того, чтобы увеличить число участников от предприятий Кировской области.

– Во-первых, с 2019 года запущен региональный сервис «Портал закупок малого объема Кировской области». Основной упор сделан на массовость. Немаловажным пунктом при запуске сервиса была и его бесплатность. На сегодняшний день сервис также работает бесплатно, но только для местных товаропроизводителей. Мы ежегодно с коллегами проводим переговоры, как раз вышли на такую договоренность, что для местных товаропроизводителей этот сервис работает бесплатно, – прокомментировала выступающая.

Кроме этого, с 2020 года в регионе открыта «Витрина закупок».

– Она позволяет в одном месте генерировать все закупки товаров, работ и услуг Кировской области. Причем не только по 44 и 223 ФЗ. Там есть и закупки на контракты вне рамок госзаказа, – продолжила министр.

Фролов Всеволод.jpgВ Кирове в текущем году общая сумма муниципальных закупок составила 11 млрд рублей. Из них на 3,6 млрд рублей заключены с единственным поставщиком, около 90% из которых – местные. Об этом сообщил заместитель главы города по финансовым вопросам Всеволод Фролов.

Через электронные аукционы заключено контрактов на 7,6 млрд. В 41% случаев – с поставщиками из других регионов. Из этих «иногородних» 3,1 млрд на 2,8 млрд – на строительство 2 школ и 3 пристроев к школам. «По всем другим – на строительство и ремонт дорог, приобретение квартир для переселения граждан, для детей-сирот, на поставку продуктов питания и по других работаем с местными поставщиками», – заверил Фролов. 

IMG20220116145010.jpg

Аукционы, цены и условия

Смирнов.jpgСтроительство и стало первой отраслью, которую обсудили. В очередной раз тему выбора подрядчика для проектирования и строительства объектов посредством электронных аукционов, «где лишь один критерий – цена», поднял председатель правления «Союза строителей Кировской области», гендиректор «Института «Кировводпроект» Владимир Смирнов. Этот фактор демпинга по факту «выдавил» с рынка местных подрядчиков, способных выполнять контракты. «В результате мы получили ситуацию: появилось много заказов, а строить некому. Это касается и темы школ. Считаю, проблема проявится и при реализации программы по их капитальному ремонту. Наверное, и по фонду капремонта. Та эйфория, которая появляется в связи с заходом иногородних подрядчиков, уверен, исчезнет. Они же не привезут сюда кадры, технику и прочее – будут пытаться искать это здесь. А кто здесь умеет и работает, те уже работают», – сказал Смирнов, в очередной раз предложив серьезные подряды проводить через конкурсы.

Комментируя позицию власти по поводу проведения конкурсов и аукционов, Всеволод Фролов напомнил, что у вторых все же есть ряд требований к подрядчику:

— Они установлены распоряжением правительства РФ. Учитывается в том числе и опыт, и количество контрактов, которые необходимо показать комиссии. Соответственно, квалификация там учтена и опыт выполнения работ тоже. Даже в открытом аукционе.

— Чтобы показать, достаточно выполнения одного контракта, – вставил реплику Смирнов.

— К тому же конкурс более длительный по своей процедурной части. В прошлом году, когда объявляли аукционы на строительство школ, у нас не было времени, – продолжил Фролов.

Сроки очень короткие, из-за чего часто и принимается решение о поиске подрядчика через аукцион, – поддержала Маковеева.

Продолжая тему строительства школ, Владимир Смирнов обратил внимание на «нереальные сроки и цены», прописанные в контрактах: «Сроки – в основном, полтора года на школу, даже школу на1100 мест. Что можно видеть по опыту подрядчиков? Полгода уходит на проектирование, полгода на экспертизу и полгода остается на строительство».

Что касается цен, озвучил на примере кировского подрядчика, «который взялся за пристрой». Начальная цена контракта чуть превышала 200 млн рублей. Госэкспертиза подтвердила стоимость согласно прописанному техзаданию – 300 млн. «В контракте написано: пересмотру не подлежит. Сейчас подрядчик задает вопрос в правительство – как мне строить? Ему пока не ответили ничего. Это путь к банкротству и неисполнение контракта. С этим столкнутся все подрядчики, потому что начальная цена была определена неправильно. Подход неправильный. Надо сначала заказать проекты, сделать их, пройти госэкспертизу, чтобы появились реальные сметы, утвержденные госэкспертизой, тогда выставлять на торги», – озвучил позицию строителей Смирнов.


Лариса Маковеева напомнила о зависимости в этой ситуации от решений федерального центра: средства региону выделяются из федерального бюджета на определенных условиях и на конкретный срок. «Средства у нас были предоставлены на 2021 и 2022 годы. Сейчас работаем над тем, чтобы были перенесены на 2023-й. Действуем в ситуации, которую диктуют условия предоставления межбюджетных трансфертов. Но вы прекрасно знаете, что есть механизм увеличения стоимости работ, если ПСД будет пересмотрена в большую сторону, однако для этого нужны дополнительные средства из бюджета. Мы понимаем, знаем ситуацию, в том числе и по разрабатываемым ПСД, и очень активно работаем с федеральным министерством, чтобы привлечь дополнительные средства. Эту ситуацию никто не замалчивает. Наоборот, мы ее рассматриваем в очень активной стадии», – заверила министр.

По поводу капремонта школ сообщила, что большое число объектов будет в 2024 году: «Подали документы на конкурсные процедуры, поучаствуем и получим средства. И сразу их будем закладывать в бюджет 2024 года. Будет люфт времени, чтобы разработать сметы, провести все конкурсные процедуры. Насколько знаю, предварительные сметы уже есть, направлены в Минпросвещения. Поэтому что касается плановости, в рамках каких-то направлений работаем и ситуацию держим на контроле».

— Некоторое время назад была инициатива о создании в Кировской области единого заказчика в сфере строительства. Еще года два назад говорили, что для областных заказов он будет создан на базе УКСа, – напомнил во время обсуждения Андрей Усенко.

— Тема не снята с рассмотрения. Думаю, сейчас будет активно развиваться, – заверила Лариса Маковеева.

 yRlll5MXqLI.jpg

Аутсорсинги длинные контракты

Вопрос долгосрочного планирования заказов затронул и депутат Кировской гордумы Сергей Копытин. «Не всегда контракт надо выполнять «завтра». Есть плановые истории, когда есть возможность долгосрочного планирования. В этих случаях можно вести речь про конкурсы», – сказал Копытин.

С позиции длинных контрактов тему продолжила Лариса Маковеева. Напомнив про трехлетнее планирование как областного, та и местных бюджетов, сообщила: «На длинные контракты не очень активно выходят поставщики. Стоимость единицы товаров, работ и услуг через три года может оказаться совершенно другой. Мы столкнулись с этим на собственном опыте: перед закупкой программного продукта для министерства долго прорабатывали с поставщиком вопрос заключения 3-летнего контракта. Уговорили, но сейчас поставщик ежегодно ставит вопрос об индексации. Поэтому тема долгого планирования реализуема, но вопросы по ней есть. Даже не столько со стороны бюджета, сколько со стороны поставщика: сложно спланировать ожидания в трехлетнем периоде».

Еще более длительные контракты – офсетные – обсудили на примере школьного питания. Как напомнил директор ООО «Школьное питание» Сергей Огородников, это долгосрочный договор поставки, по которому поставщик принимает на себя инвестиционные обязательства. При этом на 10 лет получает гарантированный рынок сбыта. Огородников добавил, что сегодня таких контрактов в России заключено пять, но в настоящее время многие субъекты двигаются в этом направлении. Его компания ведет переговоры о реализации офсетного контракта в одном из крупных городов. Финансовая модель готова. Если станут исполнителем услуги по оказанию питания в образовательных учреждениях, то взамен построят там комбинат питания с объемом инвестиций около 1 млрд рублей.

Озвучил и еще один из механизмов привлечения местных подрядчиков – модель аутсорсинга: «В области несколько исполнителей контрактов работают по этой модели. Если Киров боится к ней подступиться, есть превосходный опыт Слободского и Кирово-Чепецка, которые давно по ней работают».

Всеволод Фролов прокомментировал, что такая модель администрации «была предложена и в прошлом, и в позапрошлом году, но пока существует то, что существует».

еда.jpg

Министерство образования не указывает руководителям образовательных учреждений, в каком виде организовывать питание. Руководители образовательных учреждений вольны принимать решение – работать на аутсорсинге или организовывать питание своими силами, – прокомментировала по областным образовательным учреждениям начальник отдела регионального минобра Арабелла Шарыгина. Буквально в августе мы провели мониторинг. Выяснили: те, кто работал на аутсорсинге, пожелали продолжать работать по такой же модели, кто организовывал питание самостоятельно – остались при своем мнении».

— У всех свои обстоятельства. Если в школе все организовано и есть кадры – зачем ломать. А если нет материальной базы и людей, аутсорсинг выгоден, – внесла ремарку Лариса Маковеева.

— Когда необходимо, министерство образования определяет политику действий руководителей подведомственных учреждений. Думаю, есть смысл внимательно изучить модель аутсорсинга. Цель сегодняшней встречи – найти возможности для увеличения объема вовлеченности кировских предприятий в госзаказ. Если скажете школам – выходим на аутсорсинг на таких-то условиях, это сформирует заказ, на который бизнес откликнется. Может, этого предложения на данный момент и нет, но вы можете сформулировать условия этого заказа как массовый заказчик?

– Наше министерство не выходит на закупки в качестве заказчика. Каждое учреждение выходит индивидуально, – прокомментировала Арабелла Шарыгина.

– Когда надо, директора школ делают так, как нужно министерству, – продолжил Усенко.

– Мы рассмотрим этот вопрос. Изучим, – заверила Шарыгина.

Еще одна озвученная проблема связана с оптовыми поставками продуктов питания. «Мы работаем в рамках муниципального заказа. В последнее время возникла проблема невыборки контрактов по отыгранным контрактам, показатель составляет до 70%. К примеру, сумма заключенного контракта 1,640 млн рублей, сумма к расторжению – 936 тысячи. Это риски для предпринимателей, если закупается товар с коротким сроком хранения. Когда контракт расторгается, предприниматель может не успеть его передать другим, потому что на оптовом рынке товар закупается не менее 2/3 сроков годности», – озвучила тему генеральный директор «Вятского торгового дома» Светлана Куклина.

– Как аргументируют? Нам для понимания проблемы надо, – спросила Лариса Маковеева.

– Никак. Просто направляют документы, – продолжила Светлана Куклина, добавив, что такие ситуации отталкивают предпринимателей с рынка. – Мы видим факты, когда на контракты никто не заявляется. Это вопрос продовольственной безопасности. И когда компании массово закрываются, это тоже серьезная проблема.

Эксперт при этом отметила положительный момент при работе с муниципальными заказами – короткие сроки размещения заказов: «Это позволило в текущем году пройти моменты скачков цен, ажиотажного спроса и выполнить контракты по ценам, которые были заложены». Она подчеркнула, что это очень удобно бизнесу, который работает в сфере питания, «потому что колебания цен очень резкие». 

Эксперты из числа бизнеса

Миляев.jpgОбсудили и другие темы, к примеру, представляющий охранную отрасль председатель правления РООР ФКЦ «Киров», советник директора ООО «Лидер-охрана» Александр Миляев указал на необходимость соблюдения методики при формировании начальной цены контрактов на охранные услуги. Ранее имели место случаи установления таких «начальных цен», которые не позволяли официально выплачивать заработную плату даже на уровне МРОТ. «У нас есть 45 приказ Росгвардии, введенный постановлением федерального правительства. В нем уже установлены расчеты формирования начальной (максимальной) цены контракта. Заказчикам наших услуг – государственным и муниципальным – даже думать не надо», – сказал Миляев.

Во время обсуждения он предложил привлекать представителей отрасли к теме строительства объектов уже на стадии проектирования, чтобы с помощью экспертов заранее предусмотреть все меры безопасности. Эта же тема – привлечение экспертов из числа бизнеса – звучала и во время обсуждения других поднятых вопросов. В том числе, во время формирования технических заданий, где также можно учесть интересы местных производителей.

По итогам двухчасового обсуждения участники слушаний решили провести серию отраслевых встреч с детальным обсуждением вопросов по каждой из сфер. Все эти и другие предложения, озвученные представителями предприятий, сформированы в письмо руководству региона. Такая договоренность также была изначально.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте