Большинство российских компаний оказались не готовы к рискам коронакризиса

Большинство российских компаний оказались не готовы к рискам коронакризиса | Бизнес новости Киров
Дмитрий Курочкин
Вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ
26.08.2020 21:45 282
Проводимый Торгово-промышленной палатой РФ регулярный анализ ситуации в экономике дает основание утверждать, что ключевыми рисками для бизнеса в условиях пандемии оказались политические, коммерческие и финансовые риски. Падение мировой экономики и цен на энергоносители, карантинные внешние и внутристрановые меры, остановка многих секторов услуг для населения, сжатие потребительского спроса, падение выручки предприятий, неисполнение контрактных обязательств – основные причины возникновения кризисных рисков.

Наиболее пострадавшими от пандемии оказались отрасли услуг для населения: туризм, развлечения, общественное питание, непродуктовый ритейл. На втором месте – производство автомобилей, одежды, добыча и экспорт полезных ископаемых, все виды перевозок грузов и пассажиров. В числе менее пострадавших отраслей сфера ЖКХ, телекоммуникации и продуктовый ритейл. При этом, некоторые отрасли в условиях кризиса даже показали рост – фармацевтика, например. Все отрасли оказались подвержены общеэкономическим кризисным рискам, таким как падение потребительского спроса в связи с резким снижением реальных доходов населения, снижение финансовой устойчивости и режим экономии большинства предприятий.

В целом, наблюдается отрицательное отклонение коммерческой активности в 53-х из 86-ти отраслей экономики России.

Особенность коронакризиса заключается в том, что в данных условиях сложно прогнозировать риски ведения бизнеса, так как основные риски находятся в области международных и национальных политических решений. Масштабные властные решения в целях защиты населения от коронавируса фактически «срывают стоп-кран» экономического движения, и застраховаться, захеджироваться от этого практически невозможно.

Стоит отметить, что большинство российских компаний оказались не готовы к рискам коронакризиса, так как экономический рост 2019 года вселял надежду на начало тренда стабильного социально-экономического развития России, и предприятия разрабатывали программы развития, а не антикризисные планы.

В настоящее время компании и предприятия, пострадавшие от пандемии, должны детально проанализировать эффективность своей бизнес-модели в сложившейся экономической ситуации. Сейчас главное – успешно пройти между сциллой и харибдой экономии и развития, безопасности и доходности. Совершенно очевидно, что необходимо принять достаточные меры для сохранения жизнеспособности предприятия в условиях возможной новой волны пандемии. Но это не должно быть самоцелью, нельзя упустить те возможности развития бизнеса, которые всегда предоставляет кризис. По поступающим в ТПП РФ обращениям предпринимателей можно судить о том, что многие компании готовят новые программы развития, включая привлечение капиталовложений.

https://tpprf.ru/ru/interaction/experts/comments/374838/

Возврат к списку