Чем может обернуться бездумное строительство парковок
Илья Варламов
Фотограф
10.04.2017
350
Россия сейчас переживает целый ряд проблем, связанных с парковками. Водители воюют с платными парковками в центре, им не хватает места во дворах, по улицам невозможно ходить и ездить на велосипеде из-за бездумно припаркованных машин и так далее. Многие европейские и американские города тоже когда-то с этим столкнулись. Чтобы эти проблемы решить, они построили ещё больше парковок, и сейчас они борются с последствиями неправильного городского планирования.
Проблемы, на самом деле, одинаковые. То есть у российских городов есть шанс научиться чему-то на чужих ошибках вместо того, чтобы наступать на те же грабли. Интересная статья недавно вышла в журнале The Economist. Изучите доводы британских журналистов, они могут оказаться полезны и для нас.
В любом городе мира парковки – не только источник бесконечных штрафов, но причина большого количества ссор между автомобилистами. В поисках свободного места для парковки водители готовы на всё. Например, в Шанхае водитель часто просит родителей постеречь его парковочное место, пока он сам на работе. В Чикаго есть негласный закон: если ты очистил парковочное место от снега, то теперь оно принадлежит тебе. А в Ирландии за помощью в поиске свободного парковочного места обращаются к специальным святым.
Но это, конечно, не главная проблема парковок. Главная проблема состоит в том, что парковки сильно меняют города, причём в худшую сторону. На первый взгляд может показаться, что в создании парковочных мест нет ничего страшного – просто пара полос, начерченных краской на асфальте. Но если парковок слишком много и ими никто не управляет, они становятся причиной пробок, загрязнения воздуха и ухудшения качества жизни в городах.
Когда люди решают, каким способом им добираться до работы, цена и доступность парковки становятся решающим фактором. Ведь если вы знаете, что рядом с работой можно легко и бесплатно припарковаться, то вы гарантированно отправитесь в офис на автомобиле вместо того, чтобы поехать в автобусе или трамвае. А так как в большинстве городов парковка на улицах и во дворах бесплатна, мы можем уверенно заявить, что многие люди именно так и поступают. Они бросают машины на обочинах дорог или под окнами чужих домов и спокойно идут на работу.
Однажды немецкие исследователи решили подсчитать, какой процент автомобилистов в городском трафике не едет куда-то конкретно, а просто кружит по улицам в поисках парковочного места. Результаты были неутешительными. В городе Фрайбург таких машин оказалось 74%. То есть фрайбургские дороги были бы в три раза менее загружены, если бы люди отправлялись по своим делам на общественном транспорте вместо того, чтобы тешить себя надеждами быстро найти бесплатное парковочное место.
Но многие города сделали из этого неправильный вывод. Они решили, что если построить ещё больше парковок, то трафик уменьшится. И теперь во многих странах власти обязывают девелоперов оборудовать парковки у каждого строящегося здания. Иногда это доходит до абсурда. Например, в американском городе Сент-Пол существуют правила, по которым у гольф-клубов должно быть по четыре парковочных места на каждую лунку, а у монастырей – по одному парковочному месту на каждые три монахини. Ориентируясь на эти правила, девелоперы отдают больше пространства машинам, а не обустраивают его для людей.
Ещё один неправильный подход — резервировать парковочные места для резидентов того или иного района. Так любят делать в Европе. Например, парковка в районе бывшей штаб-квартиры газеты The Economist в Лондоне для нерезидентов стоит £4,90 в час. Сотрудники газеты не могли себе её позволить, и поэтому ездили на работу на велосипедах или пользовались общественным транспортом. А для жителей этого района парковка стоит всего £145 в год (£0,4 в день). Хотя очевидно, что если они смогли купить себе квартиру или дом в 500 метрах от Букингемского дворца, то в такой благотворительности они явно не нуждаются. Это яркий пример того, как власти города крайне неэффективно расходуют ресурсы.
Но многие люди привыкли к такому положению дел и считают его нормальным. Они рассуждают так: если построить огромное количество парковок, то парковаться станет намного проще, и заторов будет меньше. При этом никто не думает о последствиях. В Вашингтоне провели исследование, в результате которого выяснилось, что доступность парковочных мест на 97% снижает шанс того, что люди будут подвозить друг друга на работу. Вместо этого они начинают ездить по одному на собственных автомобилях, перегружая тем самым дороги. Потому что когда парковок много, когда они бесплатны и доступны, люди начинают ими злоупотреблять. Это приводит к росту пробок, загрязнению воздуха и ухудшению качества жизни в городах.
Желание построить побольше парковок превращает города в заасфальтированные пустыни. Это не просто некрасиво, это делает жизнь в городе намного дороже, чем она есть на самом деле. Не только для тех, кому приходится платить за парковку, а вообще для всех людей. Например, парковка, построенная рядом с торговым центром, может увеличить его стоимость на 60-70%. А это обязательно скажется на цене аренды и стоимости того, что в этом торговом центре продаётся.
Поэтому города должны перестать бездумно строить новые парковки. Вместо этого нужно поднять цены на уже существующие и отказаться от привилегий для резидентов. Да, жители районов с платной парковкой будут возмущаться и жаловаться. Но они должны понимать, что если они покупают жильё в таком районе, то они должны платить в том числе за парковочное место. А на вырученные за парковку деньги власти смогут значительно улучшить район: например, повысить уровень безопасности или разбить красивый новый парк или сад.
Проблемы, на самом деле, одинаковые. То есть у российских городов есть шанс научиться чему-то на чужих ошибках вместо того, чтобы наступать на те же грабли. Интересная статья недавно вышла в журнале The Economist. Изучите доводы британских журналистов, они могут оказаться полезны и для нас.
В любом городе мира парковки – не только источник бесконечных штрафов, но причина большого количества ссор между автомобилистами. В поисках свободного места для парковки водители готовы на всё. Например, в Шанхае водитель часто просит родителей постеречь его парковочное место, пока он сам на работе. В Чикаго есть негласный закон: если ты очистил парковочное место от снега, то теперь оно принадлежит тебе. А в Ирландии за помощью в поиске свободного парковочного места обращаются к специальным святым.
Но это, конечно, не главная проблема парковок. Главная проблема состоит в том, что парковки сильно меняют города, причём в худшую сторону. На первый взгляд может показаться, что в создании парковочных мест нет ничего страшного – просто пара полос, начерченных краской на асфальте. Но если парковок слишком много и ими никто не управляет, они становятся причиной пробок, загрязнения воздуха и ухудшения качества жизни в городах.
Когда люди решают, каким способом им добираться до работы, цена и доступность парковки становятся решающим фактором. Ведь если вы знаете, что рядом с работой можно легко и бесплатно припарковаться, то вы гарантированно отправитесь в офис на автомобиле вместо того, чтобы поехать в автобусе или трамвае. А так как в большинстве городов парковка на улицах и во дворах бесплатна, мы можем уверенно заявить, что многие люди именно так и поступают. Они бросают машины на обочинах дорог или под окнами чужих домов и спокойно идут на работу.
Однажды немецкие исследователи решили подсчитать, какой процент автомобилистов в городском трафике не едет куда-то конкретно, а просто кружит по улицам в поисках парковочного места. Результаты были неутешительными. В городе Фрайбург таких машин оказалось 74%. То есть фрайбургские дороги были бы в три раза менее загружены, если бы люди отправлялись по своим делам на общественном транспорте вместо того, чтобы тешить себя надеждами быстро найти бесплатное парковочное место.
Но многие города сделали из этого неправильный вывод. Они решили, что если построить ещё больше парковок, то трафик уменьшится. И теперь во многих странах власти обязывают девелоперов оборудовать парковки у каждого строящегося здания. Иногда это доходит до абсурда. Например, в американском городе Сент-Пол существуют правила, по которым у гольф-клубов должно быть по четыре парковочных места на каждую лунку, а у монастырей – по одному парковочному месту на каждые три монахини. Ориентируясь на эти правила, девелоперы отдают больше пространства машинам, а не обустраивают его для людей.
Ещё один неправильный подход — резервировать парковочные места для резидентов того или иного района. Так любят делать в Европе. Например, парковка в районе бывшей штаб-квартиры газеты The Economist в Лондоне для нерезидентов стоит £4,90 в час. Сотрудники газеты не могли себе её позволить, и поэтому ездили на работу на велосипедах или пользовались общественным транспортом. А для жителей этого района парковка стоит всего £145 в год (£0,4 в день). Хотя очевидно, что если они смогли купить себе квартиру или дом в 500 метрах от Букингемского дворца, то в такой благотворительности они явно не нуждаются. Это яркий пример того, как власти города крайне неэффективно расходуют ресурсы.
Но многие люди привыкли к такому положению дел и считают его нормальным. Они рассуждают так: если построить огромное количество парковок, то парковаться станет намного проще, и заторов будет меньше. При этом никто не думает о последствиях. В Вашингтоне провели исследование, в результате которого выяснилось, что доступность парковочных мест на 97% снижает шанс того, что люди будут подвозить друг друга на работу. Вместо этого они начинают ездить по одному на собственных автомобилях, перегружая тем самым дороги. Потому что когда парковок много, когда они бесплатны и доступны, люди начинают ими злоупотреблять. Это приводит к росту пробок, загрязнению воздуха и ухудшению качества жизни в городах.
Желание построить побольше парковок превращает города в заасфальтированные пустыни. Это не просто некрасиво, это делает жизнь в городе намного дороже, чем она есть на самом деле. Не только для тех, кому приходится платить за парковку, а вообще для всех людей. Например, парковка, построенная рядом с торговым центром, может увеличить его стоимость на 60-70%. А это обязательно скажется на цене аренды и стоимости того, что в этом торговом центре продаётся.
Поэтому города должны перестать бездумно строить новые парковки. Вместо этого нужно поднять цены на уже существующие и отказаться от привилегий для резидентов. Да, жители районов с платной парковкой будут возмущаться и жаловаться. Но они должны понимать, что если они покупают жильё в таком районе, то они должны платить в том числе за парковочное место. А на вырученные за парковку деньги власти смогут значительно улучшить район: например, повысить уровень безопасности или разбить красивый новый парк или сад.