«Если инвестор хочет продать ваш стартап крупной компании, вставайте и уходите»
Тим Кук
Гендиректор компании Apple Inc.
12.10.2017
420
Глава Apple Тим Кук во время выступления в Оксфорде дал несколько советов начинающим предпринимателям.
Бежать от инвесторов, которые хотят побыстрее продать стартап корпорации
В ходе встречи один из посетителей спросил Кука, как предпринимателям общаться с инвесторами, которые нацелены на быструю продажу проекта технологическим гигантам вроде Apple или Google.
«Если вы общаетесь с венчурным инвестором, который спрашивает у вас об этом, вам стоит встать и выйти из комнаты, – сказал Кук, добавив, что по крайней мере он бы поступил так. – Вам не стоит связываться с таким типом инвестиций. Потому что такие люди не хотят развивать вашу компанию и помогать вам, они пришли за быстрыми деньгами, и это того не стоит».
Любить свой продукт
Также Кук посоветовал предпринимателям самим выполнять роль фокус-группы своего продукта.
«Стоит заниматься теми продуктами, которыми вы сами хотите пользоваться. И не просто хотите, а любите их. И можете быть уверены, если вы любите продукт, то в мире найдется много людей, которые тоже его полюбят. Это фундамент, на котором работает Apple», – отметил глава компании.
Быть ближе к покупателям и прислушиваться к ним
«Мы делаем ошибки при создании некоторых продуктов, которые продаем, поэтому нужно всегда быть близко к покупателям и прислушиваться к ним, быть доступным дня них. Одна из главных причин, почему у нас [Apple] есть собственные магазины, это возможность связаться с покупателями и услышать их», – сказал Кук.
Глава Apple продолжил, что специально встает рано для того, чтобы провести первый час работы за чтением электронных писем от покупателей, так как он хочет «знать, что они говорят и что они чувствуют».
Нанимать сотрудников, которые на вас не похожи
«Нанимайте в проект друзей, которые на вас не похожи. Если вы инженер, убедитесь, что у вас есть кто-то из гуманитарных наук. Если вы из Великобритании, убедитесь, что у вас работает кто-нибудь с Ближнего Востока, Китая… или откуда-нибудь еще.
Находите людей, которые отличаются от вас, а объединять вас должно желание изменить мир созданием продукта или сервиса, который вам нужен. Если вы сможете собрать таких людей... <...> это ключ к успеху компании», – отметил Кук.
Вовремя признавать, когда проект провалился
Также Кука спросили о том, когда предпринимателю стоит отказаться от проекта и начать все заново. В ходе ответа Кука вспомнил провалившийся проект персонального компьютера Cube от Apple.
«Это был очень важный продукт для нас, мы вложили очень много любви в него, колоссальные усилия инженеров… В коммерческом плане это был зрелищный провал – почти с первого дня [продаж]. И в течение трех дней мы отказались от проекта.
Мы должны были посмотреть на себя со стороны и признать, что тут мы промахнулись. Думаю, это важно – уметь делать это по отношению к чему-то, что было для вас страстью, и это была еще одна вещь, которой меня научил Стив [Джобс].
Вы должны посмотреть на себя в зеркало и признать, что ошибались, что были неправы. Я знаю много ситуаций, где люди посвящали себя чему-то, и гордость потом не позволяла им признать, что проект просто не получился… Провалы – это распространенная вещь, прямо как простуда (тут игра похожих слов – “common thing” (распространенная вещь) и “common cold” (простуда) – прим. Rusbase)».
Научиться быстро менять свое отношение к чему-либо, как Стив Джобс
Совет про провалы Кук продолжил тезисом о том, что предпринимателям стоит быстро переключаться в условиях новой информации.
«Стив [Джобс] лучше всех, кого я знал в своей жизни, мог [сначала] яростно поддерживать что-либо, а [потом] в течение минут или дней, если ситуация менялась, тебе уже могло показаться, что он никогда так не думал. Он был профессионалом в этом.
Сначала я думал «ох, вот это скачет у него мнение!», а потом я неожиданно увидел в этом красоту. Потому что он не застревал в проблеме, в отличие от многих людей, которые продолжают [работать над провальным проектом] из-за своей гордости. Так что [я мог бы посоветовать] быть честным к себе и иметь достаточно храбрости, чтобы меняться», – резюмировал глава Apple.
Бежать от инвесторов, которые хотят побыстрее продать стартап корпорации
В ходе встречи один из посетителей спросил Кука, как предпринимателям общаться с инвесторами, которые нацелены на быструю продажу проекта технологическим гигантам вроде Apple или Google.
«Если вы общаетесь с венчурным инвестором, который спрашивает у вас об этом, вам стоит встать и выйти из комнаты, – сказал Кук, добавив, что по крайней мере он бы поступил так. – Вам не стоит связываться с таким типом инвестиций. Потому что такие люди не хотят развивать вашу компанию и помогать вам, они пришли за быстрыми деньгами, и это того не стоит».
Любить свой продукт
Также Кук посоветовал предпринимателям самим выполнять роль фокус-группы своего продукта.
«Стоит заниматься теми продуктами, которыми вы сами хотите пользоваться. И не просто хотите, а любите их. И можете быть уверены, если вы любите продукт, то в мире найдется много людей, которые тоже его полюбят. Это фундамент, на котором работает Apple», – отметил глава компании.
Быть ближе к покупателям и прислушиваться к ним
«Мы делаем ошибки при создании некоторых продуктов, которые продаем, поэтому нужно всегда быть близко к покупателям и прислушиваться к ним, быть доступным дня них. Одна из главных причин, почему у нас [Apple] есть собственные магазины, это возможность связаться с покупателями и услышать их», – сказал Кук.
Глава Apple продолжил, что специально встает рано для того, чтобы провести первый час работы за чтением электронных писем от покупателей, так как он хочет «знать, что они говорят и что они чувствуют».
Нанимать сотрудников, которые на вас не похожи
«Нанимайте в проект друзей, которые на вас не похожи. Если вы инженер, убедитесь, что у вас есть кто-то из гуманитарных наук. Если вы из Великобритании, убедитесь, что у вас работает кто-нибудь с Ближнего Востока, Китая… или откуда-нибудь еще.
Находите людей, которые отличаются от вас, а объединять вас должно желание изменить мир созданием продукта или сервиса, который вам нужен. Если вы сможете собрать таких людей... <...> это ключ к успеху компании», – отметил Кук.
Вовремя признавать, когда проект провалился
Также Кука спросили о том, когда предпринимателю стоит отказаться от проекта и начать все заново. В ходе ответа Кука вспомнил провалившийся проект персонального компьютера Cube от Apple.
«Это был очень важный продукт для нас, мы вложили очень много любви в него, колоссальные усилия инженеров… В коммерческом плане это был зрелищный провал – почти с первого дня [продаж]. И в течение трех дней мы отказались от проекта.
Мы должны были посмотреть на себя со стороны и признать, что тут мы промахнулись. Думаю, это важно – уметь делать это по отношению к чему-то, что было для вас страстью, и это была еще одна вещь, которой меня научил Стив [Джобс].
Вы должны посмотреть на себя в зеркало и признать, что ошибались, что были неправы. Я знаю много ситуаций, где люди посвящали себя чему-то, и гордость потом не позволяла им признать, что проект просто не получился… Провалы – это распространенная вещь, прямо как простуда (тут игра похожих слов – “common thing” (распространенная вещь) и “common cold” (простуда) – прим. Rusbase)».
Научиться быстро менять свое отношение к чему-либо, как Стив Джобс
Совет про провалы Кук продолжил тезисом о том, что предпринимателям стоит быстро переключаться в условиях новой информации.
«Стив [Джобс] лучше всех, кого я знал в своей жизни, мог [сначала] яростно поддерживать что-либо, а [потом] в течение минут или дней, если ситуация менялась, тебе уже могло показаться, что он никогда так не думал. Он был профессионалом в этом.
Сначала я думал «ох, вот это скачет у него мнение!», а потом я неожиданно увидел в этом красоту. Потому что он не застревал в проблеме, в отличие от многих людей, которые продолжают [работать над провальным проектом] из-за своей гордости. Так что [я мог бы посоветовать] быть честным к себе и иметь достаточно храбрости, чтобы меняться», – резюмировал глава Apple.