Комментарий к идее разработать программу развития образования...
Игорь Олин
директор школы, экс-депутат Слободской районной думы
15.04.2017
381
По просьбе редакции районной газеты "Слободские куранты" прокомментировал планы правительства Кировской области разработать в составе программы развития региона программу развития образования (материал опубликован в номере от 14 апреля 2017г):
- Молодежь в регионе может удержать только наличие перспективы достойного уровня и качества жизни. То есть проблему кадров и возвращения молодежи после учебы в родные места невозможно решить без комплексного развития инфраструктуры, объектов досуга, доступности Интернета, различного рода услуг и т.п. Нельзя ее решить и без создания условий для реального участия молодежи в местной политике. Дефицитные бюджеты не позволяют реализовать сколько-нибудь серьезные, смелые, новаторские проекты. К тому же нужно, чтобы для молодых специалистов было доступное жилье. И от губернаторской стипендии хуже точно не будет (может быть, есть смысл поискать студентов, которые готовы за стипендию и определенные дивиденды подписывать контракты и приходить в те учебные заведения, где они востребованы?).
Для ориентации выпускников на собственный регион нужно, среди прочего, изменить критерии оценивания и поддержки (в т.ч. финансовой) учебных заведений. Взгляните на рейтинги - в них практически сплошь гимназии и лицеи, готовящие, в первую очередь, абитуриентов столичных вузов, вузов других городов на специальности, порою не слишком востребованные в нашей области. В этих образовательных учреждениях сосредоточены большей частью лучшие педагогические и материальные ресурсы. Подчеркну, что это не умаляет их заслуг в организации качественного обучения, инновационные учебные заведения играют важную роль в школьном образовании. Однако пора перестать относиться к остальному большинству общеобразовательных учебных заведений как к школам второго и третьего сорта.
Кроме стобалльников по ЕГЭ и победителей всероссийских олимпиад России также нужны мастера-«золотые руки», гражданские активисты и лидеры, истинные патриоты и защитники Отечества, спортсмены и деятели культуры, предприниматели малого и среднего бизнеса... Два прошедших десятилетия показали, что ставка на небольшое число элитарных школ не оправдала себя, такой подход не застраховал нас от кризисов и неурядиц, проблем и отставания в развитии. Ломать созданную систему, конечно, не следует. Но постепенный поворот к сельской школе, школе рабочего поселка, школе городской окраины объективно назрел.
К профориентации в школах отношусь положительно. И начинать ее надо не в девятом классе, а раньше. У нас в Слободском районе сейчас реализуется вполне достойная программа профориентации, охватывающая даже детей до 7-го класса. И это правильно - в современном изменяющемся мире нужно постоянно знакомиться с новыми профессиями. Представляется, что именно с 7-го класса вопросу выбора профессии стоит уделять повышенное внимание. Если позволяет рабочее время, стараюсь сам бывать с ребятами на производственных экскурсиях, в учебных заведениях профессионального образования, репортажи откуда потом мы публикуем на школьном сайте и на странице группы ученического самоуправления в социальной сети.
В программе развития, на мой взгляд, должна быть выстроена очередность капитального ремонта школ, их приведения в полное соответствие с требованиями надзорных органов (например, в каждом районе ежегодно 1-2 школы).
Уже позднее увидел в "Меле" новость не то что бы сенсационную, просто мы об этом забываем, а потом удивляемся, как в стране, претендующей на роль одного из мировых лидеров, такое может быть: "Заместитель министра образования и науки Ирина Кузнецова заявила, что более двух миллионов детей в России учатся в требующих капитального ремонта зданиях. Во многих таких школах туалет располагается на улице. «В стране сейчас, в XXI веке, почти четыре тысячи деревянных школ. Зданий, требующих капитального ремонта, больше пяти тысяч, в них учатся почти два миллиона детей. Аварийных зданий — 436», — сказала Кузнецова на ММСО-2017. Сейчас в России работает 43 тысячи школ, в которых учатся 15 миллионов детей. Два миллиона школьников занимаются во вторую смену, а девять тысяч — в третью. По словам Кузнецовой, ежегодно в первые классы приходит на 400 тысяч человек больше, чем годом ранее. 8 февраля вице-премьер Ольга Голодец заявила, что в российских школах не хватает около шести миллионов мест и ситуация будет ухудшаться. «Дефицит, который мы сегодня испытываем, оценивается в 6 миллионов ученических мест. Сюда входят ветхие школы, аварийные школы, входит географическое распределение мест — когда у нас есть школа, но она находится в удаленном поселке», — рассказала она".
Причём, в действительности ситуация даже ещё более печальная. В статистику министерства о школах, требующих капитального ремонта, не входят многие здания, по которым имеются предписания надзорных органов, исполнение которых возможно лишь с многомиллионными вложениями. Только в нашем Слободском районе сейчас таких предписаний на 10 млн. руб. В последние же три года на ремонт учебных заведений муниципалитету удавалось выделять по 1-1,5 млн.руб. ежегодно.
Оригинал
Таким образом, нужна программа развития школьного образования страны. И впервые за полвека нужна она, прежде всего, в плане материально-техническом, а не содержательном.
- Молодежь в регионе может удержать только наличие перспективы достойного уровня и качества жизни. То есть проблему кадров и возвращения молодежи после учебы в родные места невозможно решить без комплексного развития инфраструктуры, объектов досуга, доступности Интернета, различного рода услуг и т.п. Нельзя ее решить и без создания условий для реального участия молодежи в местной политике. Дефицитные бюджеты не позволяют реализовать сколько-нибудь серьезные, смелые, новаторские проекты. К тому же нужно, чтобы для молодых специалистов было доступное жилье. И от губернаторской стипендии хуже точно не будет (может быть, есть смысл поискать студентов, которые готовы за стипендию и определенные дивиденды подписывать контракты и приходить в те учебные заведения, где они востребованы?).
Для ориентации выпускников на собственный регион нужно, среди прочего, изменить критерии оценивания и поддержки (в т.ч. финансовой) учебных заведений. Взгляните на рейтинги - в них практически сплошь гимназии и лицеи, готовящие, в первую очередь, абитуриентов столичных вузов, вузов других городов на специальности, порою не слишком востребованные в нашей области. В этих образовательных учреждениях сосредоточены большей частью лучшие педагогические и материальные ресурсы. Подчеркну, что это не умаляет их заслуг в организации качественного обучения, инновационные учебные заведения играют важную роль в школьном образовании. Однако пора перестать относиться к остальному большинству общеобразовательных учебных заведений как к школам второго и третьего сорта.
Кроме стобалльников по ЕГЭ и победителей всероссийских олимпиад России также нужны мастера-«золотые руки», гражданские активисты и лидеры, истинные патриоты и защитники Отечества, спортсмены и деятели культуры, предприниматели малого и среднего бизнеса... Два прошедших десятилетия показали, что ставка на небольшое число элитарных школ не оправдала себя, такой подход не застраховал нас от кризисов и неурядиц, проблем и отставания в развитии. Ломать созданную систему, конечно, не следует. Но постепенный поворот к сельской школе, школе рабочего поселка, школе городской окраины объективно назрел.
К профориентации в школах отношусь положительно. И начинать ее надо не в девятом классе, а раньше. У нас в Слободском районе сейчас реализуется вполне достойная программа профориентации, охватывающая даже детей до 7-го класса. И это правильно - в современном изменяющемся мире нужно постоянно знакомиться с новыми профессиями. Представляется, что именно с 7-го класса вопросу выбора профессии стоит уделять повышенное внимание. Если позволяет рабочее время, стараюсь сам бывать с ребятами на производственных экскурсиях, в учебных заведениях профессионального образования, репортажи откуда потом мы публикуем на школьном сайте и на странице группы ученического самоуправления в социальной сети.
В программе развития, на мой взгляд, должна быть выстроена очередность капитального ремонта школ, их приведения в полное соответствие с требованиями надзорных органов (например, в каждом районе ежегодно 1-2 школы).
Уже позднее увидел в "Меле" новость не то что бы сенсационную, просто мы об этом забываем, а потом удивляемся, как в стране, претендующей на роль одного из мировых лидеров, такое может быть: "Заместитель министра образования и науки Ирина Кузнецова заявила, что более двух миллионов детей в России учатся в требующих капитального ремонта зданиях. Во многих таких школах туалет располагается на улице. «В стране сейчас, в XXI веке, почти четыре тысячи деревянных школ. Зданий, требующих капитального ремонта, больше пяти тысяч, в них учатся почти два миллиона детей. Аварийных зданий — 436», — сказала Кузнецова на ММСО-2017. Сейчас в России работает 43 тысячи школ, в которых учатся 15 миллионов детей. Два миллиона школьников занимаются во вторую смену, а девять тысяч — в третью. По словам Кузнецовой, ежегодно в первые классы приходит на 400 тысяч человек больше, чем годом ранее. 8 февраля вице-премьер Ольга Голодец заявила, что в российских школах не хватает около шести миллионов мест и ситуация будет ухудшаться. «Дефицит, который мы сегодня испытываем, оценивается в 6 миллионов ученических мест. Сюда входят ветхие школы, аварийные школы, входит географическое распределение мест — когда у нас есть школа, но она находится в удаленном поселке», — рассказала она".
Причём, в действительности ситуация даже ещё более печальная. В статистику министерства о школах, требующих капитального ремонта, не входят многие здания, по которым имеются предписания надзорных органов, исполнение которых возможно лишь с многомиллионными вложениями. Только в нашем Слободском районе сейчас таких предписаний на 10 млн. руб. В последние же три года на ремонт учебных заведений муниципалитету удавалось выделять по 1-1,5 млн.руб. ежегодно.
Оригинал
Таким образом, нужна программа развития школьного образования страны. И впервые за полвека нужна она, прежде всего, в плане материально-техническом, а не содержательном.