О поддержке малого бизнеса
Михаил Хазин
Экономист
05.04.2017
382
Михаил Леонидович, как отмечает «Общественный контроль», сегодня в Республике Коми сложилась парадоксальная ситуация: в регионе практически не осталось малого и среднего бизнеса. И это притом, что приняты и действуют специальные программы поддержки индивидуального предпринимательства, и на их осуществление выделяются серьезные деньги из бюджета. Однако эти программы до такой степени плохо продуманы, а представители муниципальных властей зачастую в них настолько не заинтересованы, что еще немного, и на малом бизнесе будет поставлен крест. Возникает резонный вопрос: неужели у нас нет квалифицированных специалистов, которые могли бы составить по-настоящему дельную программу развития? Или, может быть, власть просто не хочет, чтобы в стране появился настоящий средний класс, так как боится инициативных, деятельных людей?
- Современная система российского государственного управления выстроена на двух базовых принципах. Принцип первый — это, собственно, результат, достигнутый в рамках революции 1991 года и который по историческим аналогиям является точной копией февраля 1917 года: что чиновник лично свободен и не несет никакой ответственности за свою деятельность.
Принцип второй, возникший уже в процессе приватизации 90-х годов: все, что можно приватизировать, должно быть приватизировано. Это базовый принцип существования чиновничества. Сама мысль, что что-то может быть в государственной собственности, вызывает у него нескрываемое раздражение. То есть если можно — продать, если нельзя продать — сдать в аренду, если нельзя сдать в аренду — организовать государственно-частное партнерство, при котором прибыль, разумеется, получает частная составляющая.
В этом смысле — исходя из этих базовых принципов — любая деятельность, в том числе и поддержка малого бизнеса, во-первых, должна осуществляться так, чтобы ее организаторы получали максимальный доход, то есть нужно максимально эффективно с точки зрения приватизации осваивать выделяемые бюджетные деньги.
А во-вторых, нужно при этом максимально следовать принципу безответственности. То есть если где-то появляются люди, которые начинают что-то делать всерьез (например, потому что их волнует малый бизнес), они должны быть немедленно от работы отстранены. Потому что они создают неправильный пример.
Вот это те задачи, которые решает современное российское государство. Да, конечно, у нас есть люди, которые хотят что-то делать. Эти люди приходят в администрацию, в разные фонды, которые пополняются государством, и говорят: «Ребята, а давайте мы что-нибудь сделаем».
В ответ им говорится следующее. Значит, ребята, ваша задача — написать красивые бумажки. Мы готовы дать вам денег, но будьте любезны вернуть откат, в полном соответствии с правилами. 5% — значит, 5%. 50% — значит, 50%. 70% — 70%, сама цифра не так важна. Вот как у нас здесь сейчас принято — мы вам честно говорим, как это все должно быть устроено. И не дай вам бог что-то делать реально! Потому что если вы делаете что-то реально, то другие уважаемые люди могут на этом фоне смотреться неудобно. А этого быть не должно.
То есть да, мы вас берем, потому что вы пишете красивые бумажки. Но не дай вам бог что-то делать! Вот это — общая позиция современного российского государства. И по этой причине никакой поддержки малого бизнеса ни в одном регионе быть не может.
Есть отдельные губернаторы, которые что-то пытаются делать, исходя из своих личных соображений. Но при этом они оказываются в сложном положении, потому что у них на территории есть колоссальное количество федеральных органов, с которыми возникают противоречия. А губернатор, который вступает в противоречие с федеральными органами, долго продержаться не может.
Кроме того, вся находящаяся под ним чиновная братия начинает его люто ненавидеть и сливать, потому что он требует ответственности — ну хоть какой-то! Есть, может быть, пара-тройка человек, которые в силу личных политических талантов и некоторого опыта в состоянии удерживать такую ситуацию. Например, Савченко в Белгороде. Но таких крайне мало, и, в общем, они — скорее, вымирающий вид. Вот такая картина.
- Современная система российского государственного управления выстроена на двух базовых принципах. Принцип первый — это, собственно, результат, достигнутый в рамках революции 1991 года и который по историческим аналогиям является точной копией февраля 1917 года: что чиновник лично свободен и не несет никакой ответственности за свою деятельность.
Принцип второй, возникший уже в процессе приватизации 90-х годов: все, что можно приватизировать, должно быть приватизировано. Это базовый принцип существования чиновничества. Сама мысль, что что-то может быть в государственной собственности, вызывает у него нескрываемое раздражение. То есть если можно — продать, если нельзя продать — сдать в аренду, если нельзя сдать в аренду — организовать государственно-частное партнерство, при котором прибыль, разумеется, получает частная составляющая.
В этом смысле — исходя из этих базовых принципов — любая деятельность, в том числе и поддержка малого бизнеса, во-первых, должна осуществляться так, чтобы ее организаторы получали максимальный доход, то есть нужно максимально эффективно с точки зрения приватизации осваивать выделяемые бюджетные деньги.
А во-вторых, нужно при этом максимально следовать принципу безответственности. То есть если где-то появляются люди, которые начинают что-то делать всерьез (например, потому что их волнует малый бизнес), они должны быть немедленно от работы отстранены. Потому что они создают неправильный пример.
Вот это те задачи, которые решает современное российское государство. Да, конечно, у нас есть люди, которые хотят что-то делать. Эти люди приходят в администрацию, в разные фонды, которые пополняются государством, и говорят: «Ребята, а давайте мы что-нибудь сделаем».
В ответ им говорится следующее. Значит, ребята, ваша задача — написать красивые бумажки. Мы готовы дать вам денег, но будьте любезны вернуть откат, в полном соответствии с правилами. 5% — значит, 5%. 50% — значит, 50%. 70% — 70%, сама цифра не так важна. Вот как у нас здесь сейчас принято — мы вам честно говорим, как это все должно быть устроено. И не дай вам бог что-то делать реально! Потому что если вы делаете что-то реально, то другие уважаемые люди могут на этом фоне смотреться неудобно. А этого быть не должно.
То есть да, мы вас берем, потому что вы пишете красивые бумажки. Но не дай вам бог что-то делать! Вот это — общая позиция современного российского государства. И по этой причине никакой поддержки малого бизнеса ни в одном регионе быть не может.
Есть отдельные губернаторы, которые что-то пытаются делать, исходя из своих личных соображений. Но при этом они оказываются в сложном положении, потому что у них на территории есть колоссальное количество федеральных органов, с которыми возникают противоречия. А губернатор, который вступает в противоречие с федеральными органами, долго продержаться не может.
Кроме того, вся находящаяся под ним чиновная братия начинает его люто ненавидеть и сливать, потому что он требует ответственности — ну хоть какой-то! Есть, может быть, пара-тройка человек, которые в силу личных политических талантов и некоторого опыта в состоянии удерживать такую ситуацию. Например, Савченко в Белгороде. Но таких крайне мало, и, в общем, они — скорее, вымирающий вид. Вот такая картина.