Почему экоадаптив важнее экоактивизма

Михаил Замарин
Член генерального совета, бизнес-посол «Деловой России» в Сингапуре. Cоветник председателя Российского экологического общества
16.12.2021 14:34 258

Россия здесь уже не случайный попутчик западных трендов, а страна, осознанно выбирающая «зелёные рельсы» развития. Климатическая повестка пробралась даже в послание президента. Крупные корпорации наперегонки внедряют принципы устойчивого развития ООН. Добровольно подтягиваются малые предприниматели. И мусор у нас теперь есть возможность сортировать по разноцветным бакам. Но плохо ведь сортируем. Об этом и разговор.

Уверен, что для большей части страны экологическая повестка по-прежнему остаётся чем-то инородным, западным, эксцентричным. За пределами урбанизированных центров страны забота об экологии становится разве что оригинальным хобби, а для малого бизнеса оборачивается неаргументированными затратами. Более того, мне кажется, постепенно возникает волна инстинктивного отторжения «зелёной» темы, поскольку, как и любые прогрессивные новации последних лет, она внедряется слишком радикально, агрессивно, поспешно. Токсичной эту тему делают и некоторые экоактивисты со своими яркими перфомансами.

Мне кажется, что не вместо, а параллельно экоактивизму необходимо внедрить принцип «экоадаптива». Во-первых, для людей, которые мыслят вдолгую и понимают безальтернативность «зелёной» повестки. Во-вторых, для всех граждан, на самом деле готовых постепенно приучаться к заботе об окружающей среде и измерять личный вклад в этот процесс.

Кстати, сложно спорить, что экоактивисты многое сделали для того, чтобы сфокусировать разговор на климатической повестке. Как говорится, тогда, «когда это было ещё не в тренде». За последние более чем полвека не счесть демонстраций, пикетов и акций протеста в защиту планеты. Да, были экологические террористы. Да, активисты нападали на научные и гражданские суда, громили лаборатории, нарушали право на частную и общественную собственность. Обливали краской любителей натурального меха, сами обливались кровью, протестуя против забоя животных.

Экоактивисты вызывали огонь на себя, взрывая уютную картину мира в головах обывателей. Мне кажется, что некоторое время назад мы всё же пересекли важный рубикон в глобальном человеческом сознании. Когда «зелёная» повестка стала восприниматься естественным этапом развития мира, а резкий акционизм только отталкивает желающих приобщиться к тренду.

Согласитесь, ещё недавно проблемы окружающей среды ассоциировались с эмоциональностью Греты Тунберг, бессмысленными сборищами на климатических саммитах, грозными, но малосодержательными угрозами учёных. Сейчас выбросы увязали с конкретными экономическими обязательствами крупнейших мировых держав. На продукцию с плохим углеродным следом будут накладывать повышенное налоговое бремя. Энергопереход — это конкретные инновации в большие промышленные формы. Компании борются за инструменты ESG, которые предполагают иной уровень кредитной ставки, иной корпоративный статус, иную переговорную руку.

Становятся возможны удивительные союзы. Недавно такие разные, казалось бы, бренды, как The Macallan и Bentley Motors, объявили о формировании долгосрочного видения устойчивого будущего и огласили общее стремление к инновациям и совершенству.

100% электромобилей будут передвигаться в поместье The Macallan. Нейтральный уровень эмиссии углерода к 2030 году в производстве продукции и упаковке. Принята новая политика сотрудничества с местными поставщиками. Компания Bentley Motors — первая автомобильная компания, получившая тройной стандарт Carbon Trust по углероду, воде и отходам. 30 тыс. солнечных батарей обеспечивают до 40% потребностей предприятия в электроэнергии. Это только некоторые из планов двух компаний.

Удивительное партнёрство, скреплённое долгосрочным, плавным переходом на рельсы устойчивого, ответственного развития.

Экоадаптив — про гармоничный, долгосрочный переход к экологическим новациям. Спокойный и уверенный. Когда миллионы рублей вкладываются в стратегии на десятилетия. Тогда даже ваша привычная чашка кофе по утрам внезапно лишается углеродного следа и становится ещё одним личным вкладом в чистую среду. Просто потому, что компания «Кофемания» проследила и вычистила весь углеродный след на всех этапах создания чашки кофе — от сбора кофейных зёрен и их транспортировки в Россию до вспенивания молока и подачи готового напитка гостю. И взяла эти и прочие обязательства добровольно, без давления и ярких, но пугающих акций. Время не пугаться, а работать.

Было бы ошибкой думать, что людей можно постоянно пугать, и они рано или поздно начнут жить по-новому. Страх притупляется, острота проблемы съедается рутиной и даже новые акции сливаются с информационным фоном. Люди консервативны. Поэтому нужно работать с «амбассадорами» повестки, экоадаптивистами: и компаниями, и государством, и продвинутыми предпринимателями. Теми, кто меняет среду и адаптирует её под новые правила жизни. Мы уже привыкли не бросать мусор мимо урны, реже покупать пластиковые пакеты, все чаще пытаться разделять мусор.

Адаптируемся и к новой «зелёной» жизни.

Источник публикации

Возврат к списку