Почему Кировская область может и должна закрепиться как драйвер развития биотехнологии в России?
Часто задают вопрос, почему Кировская область может и должна закрепиться как драйвер развития биотехнологии в России?
Отвечаю.
Во-первых, исторически, с 1943 года в Кировской области сосредоточена передовая биотехнологическая мысль. Первый отечественный антибиотик был создан у нас. Четвертая кафедра по биотехнологии в СССР была создана в Кировском политехническом институте. Базовый институт микробиологии ВС СССР создан у нас и до сих пор существует. Завод «Восточный», Биохимзавод (единственный в России работающий на отходах деревообработки и низкосортной древесине) и ряд других предприятий. Около 500 – все это у нас.
Во-вторых, Кировская область ориентируется на лесопромышленный и сельскохозяйственный комплексы, то есть на живые системы. Агротехнологический университет, Медицинский университет, ВятГУ, а с ними и вся региональная переработка и производство конечной продукции, в том числе машиностроение, на прямую или косвенно завязаны на биотехнологию. Даже оборонный комплекс, в своем большинстве, вынужден интегрировать свою гражданскую продукцию с биотехнологией.
Таким образом, нравится это кому-то или нет, но связующим элементом для всей экономики Кировской области является биотехнология.
Иначе. У нас есть все основания претендовать на пилотный проект по созданию региональной биоэкономики (новой экономики, завязанной на управление знаниями, о которой так много рассуждают). Причем проект будет иметь черты естественного содержания и отвечать принципам экономического развития территории Кировской области в целом. Так и хочется сказать, первое, что необходимо – реанимировать проведение международного форума «БиоКиров». Кстати бренд «БиоКиров» запатентован. Патентообладатель – НП «Биотехнологический кластер Кировской области».
Вот об этом всем мы дискутировали с заместителем председателя правительства Кировской области Михаилом Сандаловым. Договорились, что найдем возможность предоставить правительству презентацию проектов, ориентированных на изменение экономической модели, а именно на повышение рентабельности по затратам (повышение прибыльности за счет экономии ресурсов и внедрения 4-5 уровня ресурсного передела).
Все вроде идет правильным путем. Но беспокоят организационно-политические риски. Уже по пятому заходу приходится практически с нуля готовить компетенции вновь приходящих руководителей региона.