В Кирове открыли памятник Феликсу Дзержинскому
Антон Касанов
Историк, автор проекта «Пешком по Вятке»
08.09.2017
410
В Кирове открыли памятник Феликсу Дзержинскому
Несколько мыслей по этому поводу
1. Насколько я знаю, в России сейчас никак законодательно не запрещено устанавливать памятники кому бы то ни было, если речь идет о политических деятелях нашей страны. Поэтому если у вас есть деньги и организационные ресурсы, то все пути открыты. Памятники в современной России уже активно ставят Сталину, Ивану Грозному, Колчаку, Краснову и многим прочим весьма неоднозначным персонажам. Рефрен обычно один и тот же «Это человек сделал много хорошего, но и плохого тоже. Ну а что вы хотите, такое было время, иначе нельзя». То, что такие памятники не сплачивают, а разъединяют людей, почему-то особо никого не волнует.
2. В случае с кировским памятником Дзержинскому интересно то, что многие люди, устанавливавшие его и пришедшие на церемонию открытия, сидят сразу на двух стульях. То есть одни и те же граждане активно отстаивают ценности дореволюционной России и Вятки, и они же ставят памятник Дзержинскому, которые ассоциируется ровно с противоположными идеологическими конструкциями. Сложно понять, как можно выступать за переименование Кирова в Вятку и при этом с алой гвоздикой в руках аплодировать Феликсу Дзержинскому?
3. Идеология современной России это очень странный гибрид, в котором тесно переплетается многое дореволюционное (набожность, создание «новой аристократии» и класса феодалов) и советское (возрождение комплекса ГТО, юнарамия, стройотряды, ремейк «холодной войны» с ее политической доктриной антагонизма Западу). Из-за того, что власть пытается скрестить те организмы, которые подобному процессу не поддаются и возникают очень странные феномены типа икон со Сталиным или идущих в крестный ход идейных коммунистов.
4. Противников памятнику Дзержинского набралось так мало, что можно пересчитать по пальцам одной руки. Хотя в последнее время в том же Кирове появилось достаточно много любителей «старого порядка»: казаков, православных активистов, сторонников возрождения Вятки, борцов в «Матильдой» Учителя. Но никто из них не стал открыто выступать против памятника Феликсу. Какова позиция Епархии тоже остается загадкой. Очевидно только, что после кончины митрополита Хрисанфа местные священнослужители стали меньше внимания уделять общественно-политическим процессам, особо даже не педалируя тему возвращения исторического названия городу.
5. Нельзя не обратить внимание на то, что памятник был открыт незадолго до дня выборов. ВРИО губернатора Васильев выступил на открытии монумента, но не приехал на устроенные общественниками дебаты кандидатов в губернаторы парой дней позже. На это обратили внимание очень многие комментаторы, пришедшие к выводу, что ВРИО Васильев четко показал свои мировоззренческие приоритеты. Кстати, на открытии памятника был и оппонент Васильева, кандидат в губернаторы от КПРФ Мамаев. Оба, казалось бы, антагониста, сошлись в хвалебных рефренах по отношению к Феликсу Эдмундовичу. По сути дела разница между этими (Васильевым и Мамаевым) людьми в мировоззренческом и идеологическом плане минимальна: просто один у власти, а другой нет.
6. Столетие революционного 17-года получается в нашей стране очень странным. Похоже, что изначально тактика властей по поводу отношения к эпохальным событиям строилась на «тихом юбилее». Особо ярких празднеств с комплексом мероприятий в этом году мы не наблюдаем. Очевидно, цель заключалась в том, чтобы в выборный год лишний раз не будоражить народ, а то мало ли что случится, начальство непредсказуемости не любит. Вот и получается, в 17 году как будто и не было ничего. Хотя раскол, который появился в обществе тогда, никуда не делся. По-прежнему существуют противоположные лагеря, и примиряться никто не спешит. Установкой памятника Дзержинскому, одному из столпов большевистской власти, инициаторы акции вызвали эскалацию застарелого конфликта. Причем резонанс получился не регионального, а вовсе федерального уровня. Нужно ли все это было в текущий момент? Вопрос не праздный.
7. Получила продолжение дискуссия на тему «кому нужно ставить памятники». Сегодня необходимо констатировать, что ни один политик прошлого не имеет в текущий момент такой репутации, которая бы позволяла его монументу без дискуссии и баталий «вставать» в центре города. Все политические фигуры спорны, сложны, подвергаются в каждый очередной период переосмыслению и переоценке. 20 с лишним лет назад памятники Дзержинскому ломали, а теперь ставят заново. Что будет еще через 20 лет?
8. Выход только один – ставить в городах памятники деятелям культуры и искусства, потому, как поэт Пушкин или архитектор Чарушин при любой власти будут любимы и уважаемы. Причем важна именно региональная идентичность. В Кирове мало монументов местным героям, до сих пор нет памятников Циолковскому, Чарушину, Бехтереву, Бакулеву, Лобовикову и многим другим замечательным людям, благодаря которым о нашем крае знают. И конечно многим бы хотелось, чтобы о Вятке говорили как о городе Бехтерева и Чарушина, а не Железного Феликса и его друзей.
9. Подводя итог нужно четко отдавать себе отчет: хозяин – барин. Если Россией в целом и регионами в частности руководят бывшие и действующие сотрудники КГБ-ФСБ, то чего удивляться выбору объекта для увековечивания? Это их идеология, их герои и их страна. Что касается общественно-политической ситуации, то Россия входит в эпоху очередного застоя. И нового 17 года не будет, потому что старый еще не кончился.
10. В городе Кирове на улице Ленина поставили памятник Дзержинскому. Эта новость могла бы появиться в 1957 году или в 1977 году. Но на дворе 2017. Мы все ищем какую-то опору в прошлом, и, кажется, нам не так интересно, а что там в будущем?
Несколько мыслей по этому поводу
1. Насколько я знаю, в России сейчас никак законодательно не запрещено устанавливать памятники кому бы то ни было, если речь идет о политических деятелях нашей страны. Поэтому если у вас есть деньги и организационные ресурсы, то все пути открыты. Памятники в современной России уже активно ставят Сталину, Ивану Грозному, Колчаку, Краснову и многим прочим весьма неоднозначным персонажам. Рефрен обычно один и тот же «Это человек сделал много хорошего, но и плохого тоже. Ну а что вы хотите, такое было время, иначе нельзя». То, что такие памятники не сплачивают, а разъединяют людей, почему-то особо никого не волнует.
2. В случае с кировским памятником Дзержинскому интересно то, что многие люди, устанавливавшие его и пришедшие на церемонию открытия, сидят сразу на двух стульях. То есть одни и те же граждане активно отстаивают ценности дореволюционной России и Вятки, и они же ставят памятник Дзержинскому, которые ассоциируется ровно с противоположными идеологическими конструкциями. Сложно понять, как можно выступать за переименование Кирова в Вятку и при этом с алой гвоздикой в руках аплодировать Феликсу Дзержинскому?
3. Идеология современной России это очень странный гибрид, в котором тесно переплетается многое дореволюционное (набожность, создание «новой аристократии» и класса феодалов) и советское (возрождение комплекса ГТО, юнарамия, стройотряды, ремейк «холодной войны» с ее политической доктриной антагонизма Западу). Из-за того, что власть пытается скрестить те организмы, которые подобному процессу не поддаются и возникают очень странные феномены типа икон со Сталиным или идущих в крестный ход идейных коммунистов.
4. Противников памятнику Дзержинского набралось так мало, что можно пересчитать по пальцам одной руки. Хотя в последнее время в том же Кирове появилось достаточно много любителей «старого порядка»: казаков, православных активистов, сторонников возрождения Вятки, борцов в «Матильдой» Учителя. Но никто из них не стал открыто выступать против памятника Феликсу. Какова позиция Епархии тоже остается загадкой. Очевидно только, что после кончины митрополита Хрисанфа местные священнослужители стали меньше внимания уделять общественно-политическим процессам, особо даже не педалируя тему возвращения исторического названия городу.
5. Нельзя не обратить внимание на то, что памятник был открыт незадолго до дня выборов. ВРИО губернатора Васильев выступил на открытии монумента, но не приехал на устроенные общественниками дебаты кандидатов в губернаторы парой дней позже. На это обратили внимание очень многие комментаторы, пришедшие к выводу, что ВРИО Васильев четко показал свои мировоззренческие приоритеты. Кстати, на открытии памятника был и оппонент Васильева, кандидат в губернаторы от КПРФ Мамаев. Оба, казалось бы, антагониста, сошлись в хвалебных рефренах по отношению к Феликсу Эдмундовичу. По сути дела разница между этими (Васильевым и Мамаевым) людьми в мировоззренческом и идеологическом плане минимальна: просто один у власти, а другой нет.
6. Столетие революционного 17-года получается в нашей стране очень странным. Похоже, что изначально тактика властей по поводу отношения к эпохальным событиям строилась на «тихом юбилее». Особо ярких празднеств с комплексом мероприятий в этом году мы не наблюдаем. Очевидно, цель заключалась в том, чтобы в выборный год лишний раз не будоражить народ, а то мало ли что случится, начальство непредсказуемости не любит. Вот и получается, в 17 году как будто и не было ничего. Хотя раскол, который появился в обществе тогда, никуда не делся. По-прежнему существуют противоположные лагеря, и примиряться никто не спешит. Установкой памятника Дзержинскому, одному из столпов большевистской власти, инициаторы акции вызвали эскалацию застарелого конфликта. Причем резонанс получился не регионального, а вовсе федерального уровня. Нужно ли все это было в текущий момент? Вопрос не праздный.
7. Получила продолжение дискуссия на тему «кому нужно ставить памятники». Сегодня необходимо констатировать, что ни один политик прошлого не имеет в текущий момент такой репутации, которая бы позволяла его монументу без дискуссии и баталий «вставать» в центре города. Все политические фигуры спорны, сложны, подвергаются в каждый очередной период переосмыслению и переоценке. 20 с лишним лет назад памятники Дзержинскому ломали, а теперь ставят заново. Что будет еще через 20 лет?
8. Выход только один – ставить в городах памятники деятелям культуры и искусства, потому, как поэт Пушкин или архитектор Чарушин при любой власти будут любимы и уважаемы. Причем важна именно региональная идентичность. В Кирове мало монументов местным героям, до сих пор нет памятников Циолковскому, Чарушину, Бехтереву, Бакулеву, Лобовикову и многим другим замечательным людям, благодаря которым о нашем крае знают. И конечно многим бы хотелось, чтобы о Вятке говорили как о городе Бехтерева и Чарушина, а не Железного Феликса и его друзей.
9. Подводя итог нужно четко отдавать себе отчет: хозяин – барин. Если Россией в целом и регионами в частности руководят бывшие и действующие сотрудники КГБ-ФСБ, то чего удивляться выбору объекта для увековечивания? Это их идеология, их герои и их страна. Что касается общественно-политической ситуации, то Россия входит в эпоху очередного застоя. И нового 17 года не будет, потому что старый еще не кончился.
10. В городе Кирове на улице Ленина поставили памятник Дзержинскому. Эта новость могла бы появиться в 1957 году или в 1977 году. Но на дворе 2017. Мы все ищем какую-то опору в прошлом, и, кажется, нам не так интересно, а что там в будущем?