Как живет торговля Кирова

28.07.2019 20:12:00 1650 0

Обеспеченность торговыми площадями в Кирове превышает установленные нормативы. При этом потребители ряда территорий жалуются на нехватку магазинов в своем районе.

Среди причин - неоднородность размещения объектов торговли по территории города. Бизнес заявляет: не окраинах работать нерентабельно.

Запросы и потребности

Такие выводы содержатся в проведенном представителями кафедры сервиса, туризма и торгового дела ВятГУ исследовании доступности торговых услуг населению Кирова. Результаты представили участникам дискуссионной площадки, прошедшей в четверг в рамках бизнес-форума «Киров Торговый». Специалисты выяснили состояние сферы торговли, проблематику, запросы покупателей и основные претензии предпринимателей.

На момент исследования в городе действовало 2235 торговых предприятий, рассказала к.э.н., доцент кафедры Ирина Деветьярова. Из них более 300 (или 15% от объема) расположены в центральной части города. Достаточно много торговых объектов (252 или 11%) размещены на юго-западе. При этом острая нехватка объектов торговли, как выяснило исследование, - в Ганино (Большая гора) и Радужном.

Действуют нормативы обеспеченности торговыми площадями: 239 кв. метров на тысячу человек составляет минимальная торговая площадь для продуктового сегмента, 457 кв. м на тысячу человек — для непродовольственного. В целом по городу наблюдается превышение фактического значения торговых площадей от норматива — на 319 тысяч кв. метров. Однако сильно в минусе от нормативов -  районы Дружбы, Филейки, Лепсе.

При этом наблюдается дисбаланс: сами покупатели заявили о нехватке торговых площадей — даже там, где их больше нормативных.

- Интересная ситуация в районе Филармонии и Центрального рынка. Превышение по площадям по продуктовым площадям — на 9%, при этом более 70% респондентов (ред.: опрошено 450 человек в период с 1 по 20 июля) отмечают: магазинов не хватает, - привела пример Ирина Деветьярова.

Одной из причин эксперты назвали «дневной покупательский поток» и отсутствие ассортимента на той или иной территории.

Что мешает бизнесу

Чтобы понять, привлекательны ли «пустующие» территории для бизнеса, провели опрос и среди представителей 74 предприятий торговли. О его подробностях рассказала к.э.н., доцент кафедры Оксана Агалакова. Как выяснилось, такие районы, как Ганино (Большая гора), Радужный, Нововятск, Лепсе, Дружба бизнесу не интересны. Причин немало — удаленность территорий, большие транспортные расходы, отсутствие спроса на товар, низкий уровень доходов населения и другие. Среди основных факторов, сдерживающих развитие бизнеса, представители торговых предприятий назвали высокие налоги, низкую покупательскую способность и т. д.

Среди направлений перспективного развития торгового бизнеса, озвученных предпринимателями во время опроса, фигурируют рост интернет-торговли и магазинов нового формата.

- Ожидается приход на региональный рынок новых федеральных ритейлеров, что, по мнению представителей бизнеса, требует ограничений, чтобы дать возможность работать местным предприятиям. Пристальное внимание следует уделить федеральным магазинам, реализующим алкогольную продукцию, а также запретить работу магазинов с круглосуточным режимом в жилых домах, - рассказала о некоторых выводах Оксана Агалакова.

Неоднозначные цифры

О неоднозначности тенденций в розничной торговле свидетельствуют и данные Кировстата. Падение оборота в 2015-2016 году подпортили в целом результат по отрасли за последние пять лет — он снизился на 4,6%. За 2018 год оборот розницы в Кирове оценивается в 118 млрд рублей.

- В среднем каждый житель областного центра в месяц покупал товары на сумму около 18 тысяч рублей. Если соотнести этот показатель с уровнем заработной платы по Кирову, порядка 60% среднемесячной платы житель тратил на покупки в розничной торговле, - рассказала замруководителя Кировстата Галина Журавлева.

Она отметила изменившуюся за последние 5 лет структуру розницы: «Существенно укрепил свои позиции крупный бизнес, заставив потесниться средний и малый. По нашей данным, в настоящее время крупный розничный бизнес на три четверти представлен торговыми сетями. Оборот торговых сетей за 5 лет увеличится почти в полтора раза — на фоне в целом сокращения розничного товарооборота на 4,6%».

Среди последних трендов Галина Журавлева отметила развитие рынка дистанционных продаж: «Органы статистики отмечают, что за последние 5 лет интернет-продажи выросли в 4,5 раза и составляют около 1 млрд рублей. Мы не учитываем интернет-магазины, зарегистрированные в других субъектах РФ и трансграничную торговлю».

Тенденции развития отрасли, проблемы и пути их решения с позиции бизнеса обсудили во время дискуссии. Чиновники пояснили: «обратная связь» им необходима для разработки документов и программ, направленных на развитие предпринимательства.

Мнения

Егор Шабалин, финансовый директор ООО «АспектАвто»:

- Для краткосрочного развития торговли нужно брать во внимание одни показатели, для долгосрочного — другие, там другие перспективы и решения, которые от первых будут сильно отличаться. Рост интернет-продаж действительно очень высокий. Интернет-продажи не требуют увеличения торговых площадей: потребители будут покупать товар из дома. Естественно, магазины не уйдут, формат «магазины у дома» останутся, но цифры статистики изменятся.

В «Законе о развитии предпринимательской деятельности» написано, что «предприниматель осуществляет свою деятельность на свой страх и риск». Предприниматель сейчас, в Кировской области - особенно, спасает сам себя. Поэтому замечательно, что администрация начала смотреть на предпринимателей. Чем чаще мы будем встречаться, больше обсуждать проблемы, тем быстрее и правильнее выработаем политику по развитию предпринимательства.

Спасение нашего региона - только в этом. К нам никто не придет и не даст денег. Мы должны их заработать сам. Заработать сами сможем только начиная развивать малый бизнес. 

 

Владимир Журавлев, председатель совета директоров ГК «Элки», депутат Кировской гордумы:

- Выполнение всех задач связано с размером бюджета. Основные доноры — наш бизнес. Как поддержать? Просто поддерживать малый бизнес неэффективно. Я бы посмотрел, кто у нас является основными налогоплательщиками. Пищевка. В стратегических документах необходимо это учесть.

Пищевке нужен сбыт. У нас сегодня протекционистской политики в этом направлении, к сожалению, нет. Самую крупную долю на рынке торговли занимает «Магнит». Когда в Нижегородскую области заходил ритейл, они подписали рамочное соглашение. В нем определили долю произведенных в области товаров, которая должна находиться на полках федеральных сетей. Ежегодно эта доля возрастет. Если не ошибаюсь, доля продовольственных товаров должна достичь 65%, непродовольственных -45%. Такие действия позволяют перерабатывающим предприятиям продавать объемы товара и платить НДС, за счет этого растет зарплата их сотрудников.

В результате увеличиваются поступления в бюджет, занятость и возможность у потребителей тратить деньги на территории региона. Создается необходимое для развития финансовое движение.

 

 

Юлия Усинская

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте