Как живет торговля Кирова
Обеспеченность торговыми площадями в Кирове превышает установленные нормативы. При этом потребители ряда территорий жалуются на нехватку магазинов в своем районе.
Среди причин - неоднородность размещения объектов торговли по территории города. Бизнес заявляет: не окраинах работать нерентабельно.
Запросы и потребности
Такие выводы содержатся в проведенном представителями кафедры сервиса, туризма и торгового дела ВятГУ исследовании доступности торговых услуг населению Кирова. Результаты представили участникам дискуссионной площадки, прошедшей в четверг в рамках бизнес-форума «Киров Торговый». Специалисты выяснили состояние сферы торговли, проблематику, запросы покупателей и основные претензии предпринимателей.
На момент исследования в городе действовало 2235 торговых предприятий, рассказала к.э.н., доцент кафедры Ирина Деветьярова. Из них более 300 (или 15% от объема) расположены в центральной части города. Достаточно много торговых объектов (252 или 11%) размещены на юго-западе. При этом острая нехватка объектов торговли, как выяснило исследование, - в Ганино (Большая гора) и Радужном.
Действуют нормативы обеспеченности торговыми площадями: 239 кв. метров на тысячу человек составляет минимальная торговая площадь для продуктового сегмента, 457 кв. м на тысячу человек — для непродовольственного. В целом по городу наблюдается превышение фактического значения торговых площадей от норматива — на 319 тысяч кв. метров. Однако сильно в минусе от нормативов - районы Дружбы, Филейки, Лепсе.
При этом наблюдается дисбаланс: сами покупатели заявили о нехватке торговых площадей — даже там, где их больше нормативных.
- Интересная ситуация в районе Филармонии и Центрального рынка. Превышение по площадям по продуктовым площадям — на 9%, при этом более 70% респондентов (ред.: опрошено 450 человек в период с 1 по 20 июля) отмечают: магазинов не хватает, - привела пример Ирина Деветьярова.
Одной из причин эксперты назвали «дневной покупательский поток» и отсутствие ассортимента на той или иной территории.
Что мешает бизнесу
Чтобы понять, привлекательны ли «пустующие» территории для бизнеса, провели опрос и среди представителей 74 предприятий торговли. О его подробностях рассказала к.э.н., доцент кафедры Оксана Агалакова. Как выяснилось, такие районы, как Ганино (Большая гора), Радужный, Нововятск, Лепсе, Дружба бизнесу не интересны. Причин немало — удаленность территорий, большие транспортные расходы, отсутствие спроса на товар, низкий уровень доходов населения и другие. Среди основных факторов, сдерживающих развитие бизнеса, представители торговых предприятий назвали высокие налоги, низкую покупательскую способность и т. д.
Среди направлений перспективного развития торгового бизнеса, озвученных предпринимателями во время опроса, фигурируют рост интернет-торговли и магазинов нового формата.
- Ожидается приход на региональный рынок новых федеральных ритейлеров, что, по мнению представителей бизнеса, требует ограничений, чтобы дать возможность работать местным предприятиям. Пристальное внимание следует уделить федеральным магазинам, реализующим алкогольную продукцию, а также запретить работу магазинов с круглосуточным режимом в жилых домах, - рассказала о некоторых выводах Оксана Агалакова.
Неоднозначные цифры
О неоднозначности тенденций в розничной торговле свидетельствуют и данные Кировстата. Падение оборота в 2015-2016 году подпортили в целом результат по отрасли за последние пять лет — он снизился на 4,6%. За 2018 год оборот розницы в Кирове оценивается в 118 млрд рублей.
- В среднем каждый житель областного центра в месяц покупал товары на сумму около 18 тысяч рублей. Если соотнести этот показатель с уровнем заработной платы по Кирову, порядка 60% среднемесячной платы житель тратил на покупки в розничной торговле, - рассказала замруководителя Кировстата Галина Журавлева.
Она отметила изменившуюся за последние 5 лет структуру розницы: «Существенно укрепил свои позиции крупный бизнес, заставив потесниться средний и малый. По нашей данным, в настоящее время крупный розничный бизнес на три четверти представлен торговыми сетями. Оборот торговых сетей за 5 лет увеличится почти в полтора раза — на фоне в целом сокращения розничного товарооборота на 4,6%».
Среди последних трендов Галина Журавлева отметила развитие рынка дистанционных продаж: «Органы статистики отмечают, что за последние 5 лет интернет-продажи выросли в 4,5 раза и составляют около 1 млрд рублей. Мы не учитываем интернет-магазины, зарегистрированные в других субъектах РФ и трансграничную торговлю».
Тенденции развития отрасли, проблемы и пути их решения с позиции бизнеса обсудили во время дискуссии. Чиновники пояснили: «обратная связь» им необходима для разработки документов и программ, направленных на развитие предпринимательства.
Мнения
Егор Шабалин, финансовый директор ООО «АспектАвто»:
- Для краткосрочного развития торговли нужно брать во внимание одни показатели, для долгосрочного — другие, там другие перспективы и решения, которые от первых будут сильно отличаться. Рост интернет-продаж действительно очень высокий. Интернет-продажи не требуют увеличения торговых площадей: потребители будут покупать товар из дома. Естественно, магазины не уйдут, формат «магазины у дома» останутся, но цифры статистики изменятся.
В «Законе о развитии предпринимательской деятельности» написано, что «предприниматель осуществляет свою деятельность на свой страх и риск». Предприниматель сейчас, в Кировской области - особенно, спасает сам себя. Поэтому замечательно, что администрация начала смотреть на предпринимателей. Чем чаще мы будем встречаться, больше обсуждать проблемы, тем быстрее и правильнее выработаем политику по развитию предпринимательства.
Спасение нашего региона - только в этом. К нам никто не придет и не даст денег. Мы должны их заработать сам. Заработать сами сможем только начиная развивать малый бизнес.
Владимир Журавлев, председатель совета директоров ГК «Элки», депутат Кировской гордумы:
- Выполнение всех задач связано с размером бюджета. Основные доноры — наш бизнес. Как поддержать? Просто поддерживать малый бизнес неэффективно. Я бы посмотрел, кто у нас является основными налогоплательщиками. Пищевка. В стратегических документах необходимо это учесть.
Пищевке нужен сбыт. У нас сегодня протекционистской политики в этом направлении, к сожалению, нет. Самую крупную долю на рынке торговли занимает «Магнит». Когда в Нижегородскую области заходил ритейл, они подписали рамочное соглашение. В нем определили долю произведенных в области товаров, которая должна находиться на полках федеральных сетей. Ежегодно эта доля возрастет. Если не ошибаюсь, доля продовольственных товаров должна достичь 65%, непродовольственных -45%. Такие действия позволяют перерабатывающим предприятиям продавать объемы товара и платить НДС, за счет этого растет зарплата их сотрудников.
В результате увеличиваются поступления в бюджет, занятость и возможность у потребителей тратить деньги на территории региона. Создается необходимое для развития финансовое движение.
Юлия Усинская