Деньги из шлема: как в Кирове развиваются технологии виртуальной реальности в сфере развлечений
До сих пор нет единого мнения о технологиях виртуальной реальности в развлекательной сфере, хотя российский рынок этой отрасли начал формироваться в 2015 году. Одни уверены, что этот бизнес может рассчитывать лишь на моментный «вау-эффект». Другие видят перспективу в качественных технологиях и не сомневаются, что рано или поздно все мы будем жить в одной метавселенной. «Бизнес новости» узнали, какие мысли на этот счет у владельцев кировских VR-клубов.
* Евгений Федяев, руководитель «VR-арена в Просторах»
* Алексей Ситников, основатель сети игровых центров «VR Club»
* Анастасия Шалаева, руководитель центра развлечений «Play Today».
Некоторые эксперты рынка считают VR-клубы реинкарнацией компьютерных клубов, популярных в 90-е годы. Кто-то называет следующей ступенью эволюции после квест-комнат. Как бы то ни было индустрия развлечений постоянно находится в поиске новых способов заинтересовать публику.
Причем на сегодняшний день виртуальная реальность – один из самых быстрорастущих ее сегментов. Минкомсвязь прогнозирует: объем российского рынка VR/AR-технологий в 2024 году составит 40 млрд рублей, а среднегодовые темпы роста – 109% против 29% в мире. По оценкам информационно-аналитического издания «Банки сегодня», доля России на рынке VR/AR-решений может достигнуть 15%, что составляет 225 млрд долларов. Прогноз вполне правдоподобен, так как виртуальные технологии с каждым годом становятся более доступными, удобными в использовании.
В качестве участников рубрики традиционно пригласили трех руководителей бизнеса.
Старт бизнес-идеи.
Анастасия Шалаева: Сейчас век цифровизации, когда люди не могут жить без технологий. VR-индустрия активно развивается, я всегда интересовалась новостями этой сферы. Открыла клуб около двух месяцев назад. Хотелось в Кирове сделать крутой, яркий продукт, чтобы был «вау-эффект».
Евгений Федяев: Мы открылись в мае 2022 года. VR-клуб – «низко висящее яблоко», которое проще всего сорвать с ветки. В Кирове нужно открывать то, что является чем-то неизведанным. Все «изведанное» близко к закрытию ввиду ограниченного потенциала рынка услуг в нашем городе.
Алексей Ситников: Всё началось в 2017 году. Мне тогда было 23 года. В Кирове не было места, где собрано несколько видов VR-развлечений сразу. Только выборочно какие-то элементы. У нас же была цель создать центр, где был бы широкий ассортимент сервисов. Начинали, конечно, с малого. Постепенно появились танцы, активные игры и симуляторы игры на музыкальных инструментах. На момент открытия первого VR-клуба опыта в бизнесе у меня не было. Я год с небольшим отработал менеджером по продажам кормовых добавок для коров. Но, как ни странно, думаю, это помогло на старте своего дела – в плане общения с людьми и продаж.
Первоначальные вложения.
Анастасия Шалаева: Это аренда помещения, ремонт клуба и материалы для него, мебель, техника (телевизоры, компьютеры, роутеры, шлемы, касса и прочее) и софт для игр. Так как наш центр состоит из двух зон, то вложений потребовалось больше, чем обычной VR-арене. В среднем до повышения курса доллара те же шлемы стоили в два раза дешевле. На сумму вложений также влияет выбор поставщика софта. Искали такого, который продаст нам отдельные игры, а не целый пакет. В целом, чтобы открыть центр с двумя зонами, у нас ушло около 3 000 000 рублей.
Евгений Федяев: Закупили 12 шлемов виртуальной реальности, сопутствующее оборудование, программное обеспечение. Затраты на обустройство VR-арены обошлись менее чем два биткоина (в ценах, эквивалентных времени наступления третьего халвинга). Мы были одними из первых пользователей программного обеспечения, которое закупили, и это благоприятно отразилось на цене и форме лицензирования.
Алексей Ситников: Тогда, в 2017 году, своих накоплений у меня не было. С женой взяли два кредита – всего 500 000 рублей. Из них 150 000 оставили в качестве резерва, из него первое время платили аренду. Я сам делал ремонт в первом помещении клуба. Купил один VR-шлем и приставку. Вот и всё, с чего начинали.
Реклама.
Анастасия Шалаева: Рекламируем свои услуги через блогеров, таргетированную рекламу ВКонтакте и «Яндекс. Бизнес» (карты, поиск, контекст). Раздаем листовки, размещаем афиши в автобусах. Начинает работать и сарафанное радио.
Евгений Федяев: Первое время смотрели, с какой интенсивностью приходит органический трафик. Далее включили таргет и кросс-маркетинг ВКонтакте. Пробовали рекламу на радио, в пабликах и прочие инструменты.
Алексей Ситников: Больше всего клиентов приводит сарафанное радио. После вау-эффекта большой процент гостей возвращаются за ним. Еще и за компанию берут с собой друзей и родственников. Развиваем партнерский маркетинг. У нас есть «золотые билеты», по которым можно 30 минут поиграть бесплатно и понять, твое это или нет. Занимаемся таргетированной рекламой. Развиваем странички в «Яндекс» и «Логис», но не платно. Во вложении денег в этом направлении пока не видим необходимости, потому как потока «по совету друга» хватает.
Окупаемость проекта.
Анастасия Шалаева: Планируем, что клуб окупится за 2-3 года. Клиентов, конечно, анализируем: кто, откуда и когда пришел, какой процент возвращается и прочие показатели.
Евгений Федяев: Окупаемость уложилась в 12 месяцев. С момента открытия каждый месяц закрывался «в плюс», даже несмотря на то, что у нас одни из самых низких цен и большая площадь игрового пространства.
Алексей Ситников: У нас широкий список услуг, который позволяет держать достаточно низкую цену. Согласно аналитике, каждый месяц примерно 50% новых гостей и 50% постоянных клиентов. Сейчас берем кредиты на развитие. Сознательно идем на это, потому что финансовые показатели покрывают риски.
Клиенты.
Анастасия Шалаева: Наша целевая аудитория – родители детей от трех (VR –с шести лет) до 13-14 лет. Хотя взрослые и без детей любят заглядывать компаниями. Основная деятельность центра состоит в организации праздников: каждое мероприятие продумываем четко и необычно.
Евгений Федяев: Первые месяцы люди, проходившие мимо нашей VR-арены, с большим любопытством смотрели на играющих. Многие родители захотели отметить детские дни рождения каким-то новым и необычным способом. Так или иначе все дети играют за компьютером, но в нашем случае игра совмещена с командной физической активностью. Для многих это оптимальный вариант.
Алексей Ситников: В первую очередь наша аудитория – дети. С ними, конечно, приходят родители. Во вторую очередь – молодежь от 18 до 27 лет. Это как раз тот сегмент, который всё время хочет чего-то нового, стремится заполнить жизнь яркими эмоциями.
Команда.
Анастасия Шалаева: Сейчас в команде четыре человека: два администратора-инструктора зоны VR и два инструктора-аниматора зоны интерактива. Ищем пятого сотрудника.
Евгений Федяев: У нас в команде шесть человек. Их основная специальность – быть хорошими и порядочными людьми.
Алексей Ситников: В Кирове у нас четыре игровых центра, к открытию готовится еще три. Есть филиал в Ижевске. За каждый филиал отвечает свой директор, он организует работу. Всего нас 30 человек. Большая часть – администраторы. Руководят всей компанией три совладельца. Я один из них, на мне финансовые и юридические вопросы, бухгалтерия, выработка стратегии. Есть IT-отдел, сейчас его специалисты разрабатывают собственную программу для бронирования, создают свою CRM-систему. По своему направлению трудится отдел маркетинга. На аутсорсе работают дизайнер и фотограф. То, что мы из очень небольшого проекта превратились в целую сеть клубов, было бы невозможно без классной команды.
Планы.
Анастасия Шалаева: Ближайшие – нарастить темпы в работе, привлекать всё больше клиентов. В скорое распространение метавселенных не верю. Для этого общество должно достигнуть качественно нового уровня. Вероятно, лет через 20-30 подобное может произойти.
Евгений Федяев: Мы верим, что рост – это прогресс, ведущий к жизненной силе, увеличению знаний, повышению благосостояния. Существуют только три источника роста: рост населения, использование природных ресурсов и технологии. Причем последнее является единственным источником постоянного роста. Пришло время быть техно-оптимистами.
Алексей Ситников: Сейчас готовим к открытию три филиала и точно на этом не остановимся. Хотели бы «перетряхнуть» всю развлекательную отрасль Кирова и даже страны. Как минимум, продолжим делать качественный продукт для наших гостей, всё время внедряя что-то новое.
Это один из материалов свежего еженедельного номера газеты «Бизнес новости в Кирове».
PDF номера по этой ссылке.
Guest
|
В Слободском и Кирово-Чепецке нет vr - клубов
|