Деньги из шлема: как в Кирове развиваются технологии виртуальной реальности в сфере развлечений
Фото предоставлены героями публикации и "VR Club".

Деньги из шлема: как в Кирове развиваются технологии виртуальной реальности в сфере развлечений

Александра Михалёва 12.11.2023 18:25:21 2190 1

До сих пор нет единого мнения о технологиях виртуальной реальности в развлекательной сфере, хотя российский рынок этой отрасли начал формироваться в 2015 году. Одни уверены, что этот бизнес может рассчитывать лишь на моментный «вау-эффект». Другие видят перспективу в качественных технологиях и не сомневаются, что рано или поздно все мы будем жить в одной метавселенной. «Бизнес новости» узнали, какие мысли на этот счет у владельцев кировских VR-клубов.

Эксперты рубрики:

* Евгений Федяев, руководитель «VR-арена в Просторах»

* Алексей Ситников, основатель сети игровых центров «VR Club»

* Анастасия Шалаева, руководитель центра развлечений «Play Today».

Снимок экрана 2023-11-12 175507.png
Virtual reality – искусственная ими­тация выдуманной действительности, которая погружает человека в много­мерный виртуальный мир. Подобный эффект создается за счет воздействия на сенсорную систему пользователя.

Некоторые эксперты рынка считают VR-клубы реинкарнацией компьютер­ных клубов, популярных в 90-е годы. Кто-то называет следующей ступенью эволюции после квест-комнат. Как бы то ни было индустрия развлечений по­стоянно находится в поиске новых спо­собов заинтересовать публику.

Причем на сегодняшний день вирту­альная реальность – один из самых быстрорастущих ее сегментов. Минкомс­вязь прогнозирует: объем российского рынка VR/AR-технологий в 2024 году составит 40 млрд рублей, а среднегодо­вые темпы роста – 109% против 29% в мире. По оценкам информационно-ана­литического издания «Банки сегодня», доля России на рынке VR/AR-решений может достигнуть 15%, что составля­ет 225 млрд долларов. Прогноз вполне правдоподобен, так как виртуальные технологии с каждым годом становят­ся более доступными, удобными в ис­пользовании.

В качестве участников рубрики тради­ционно пригласили трех руководителей бизнеса.


8kqqo81FcS4.jpg

Старт бизнес-идеи.

Анастасия Шалаева: Сейчас век циф­ровизации, когда люди не могут жить без технологий. VR-индустрия активно разви­вается, я всегда интересовалась новостя­ми этой сферы. Открыла клуб около двух месяцев назад. Хотелось в Кирове сделать крутой, яркий продукт, чтобы был «вау-эффект».

Евгений Федяев: Мы открылись в мае 2022 года. VR-клуб – «низко висящее ябло­ко», которое проще всего сорвать с ветки. В Кирове нужно открывать то, что являет­ся чем-то неизведанным. Все «изведанное» близко к закрытию ввиду ограниченного потенциала рынка услуг в нашем городе.

Алексей Ситников: Всё началось в 2017 году. Мне тогда было 23 года. В Кирове не было места, где собрано несколько видов VR-развлечений сразу. Только выборочно какие-то элементы. У нас же была цель создать центр, где был бы широкий ассортимент сервисов. Начинали, конечно, с малого. Постепенно по­явились танцы, активные игры и симулято­ры игры на музыкальных инструментах. На момент открытия первого VR-клуба опыта в бизнесе у меня не было. Я год с небольшим отработал менеджером по продажам кор­мовых добавок для коров. Но, как ни странно, думаю, это помогло на старте своего дела – в плане общения с людьми и продаж.

Первоначальные вложения.

Анастасия Шалаева: Это аренда поме­щения, ремонт клуба и материалы для него, мебель, техника (телевизоры, компьютеры, роутеры, шлемы, касса и прочее) и софт для игр. Так как наш центр состоит из двух зон, то вложений потребовалось больше, чем обычной VR-арене. В среднем до повышения курса доллара те же шлемы стоили в два раза дешевле. На сумму вложений также влияет выбор поставщика софта. Искали такого, который продаст нам отдельные игры, а не целый пакет. В целом, чтобы от­крыть центр с двумя зонами, у нас ушло около 3 000 000 рублей.

Евгений Федяев: Закупили 12 шлемов виртуальной реальности, сопутствующее оборудование, программное обеспечение. Затраты на обустройство VR-арены обо­шлись менее чем два биткоина (в ценах, эквивалентных времени наступления третьего халвинга). Мы были одними из первых пользователей программного обе­спечения, которое закупили, и это бла­гоприятно отразилось на цене и форме лицензирования.

Алексей Ситников: Тогда, в 2017 году, своих накоплений у меня не было. С женой взяли два кредита – всего 500 000 рублей. Из них 150 000 оставили в качестве резер­ва, из него первое время платили аренду. Я сам делал ремонт в первом помещении клуба. Купил один VR-шлем и приставку. Вот и всё, с чего начинали.

WXWu-EgsOe4.jpg

Реклама.

Анастасия Шалаева: Рекламируем свои услуги через блогеров, таргетированную рекламу ВКонтакте и «Яндекс. Бизнес» (карты, поиск, контекст). Раздаем листовки, размещаем афиши в автобусах. Начинает работать и сарафанное радио.

Евгений Федяев: Первое время смотре­ли, с какой интенсивностью приходит орга­нический трафик. Далее включили таргет и кросс-маркетинг ВКонтакте. Пробовали рекламу на радио, в пабликах и прочие ин­струменты.

Алексей Ситников: Больше всего кли­ентов приводит сарафанное радио. По­сле вау-эффекта большой процент гостей возвращаются за ним. Еще и за компанию берут с собой друзей и родственников. Раз­виваем партнерский маркетинг. У нас есть «золотые билеты», по которым можно 30 минут поиграть бесплатно и понять, твое это или нет. Занимаемся таргетированной рекламой. Развиваем странички в «Яндекс» и «Логис», но не платно. Во вложении денег в этом направлении пока не видим необ­ходимости, потому как потока «по совету друга» хватает.

Окупаемость проекта.

Анастасия Шалаева: Планируем, что клуб окупится за 2-3 года. Клиентов, ко­нечно, анализируем: кто, откуда и когда пришел, какой процент возвращается и прочие показатели.

Евгений Федяев: Окупаемость уложи­лась в 12 месяцев. С момента открытия каждый месяц закрывался «в плюс», даже несмотря на то, что у нас одни из самых низких цен и большая площадь игрового пространства.

Алексей Ситников: У нас широкий спи­сок услуг, который позволяет держать до­статочно низкую цену. Согласно аналитике, каждый месяц примерно 50% новых гостей и 50% постоянных клиентов. Сейчас берем кредиты на развитие. Сознательно идем на это, потому что финансовые показатели покрывают риски.

Клиенты.

Анастасия Шалаева: Наша целевая ауди­тория – родители детей от трех (VR –с шести лет) до 13-14 лет. Хотя взрослые и без детей любят заглядывать компаниями. Основная деятельность центра состоит в организации праздников: каждое мероприятие проду­мываем четко и необычно.

Евгений Федяев: Первые месяцы люди, проходившие мимо нашей VR-арены, с боль­шим любопытством смотрели на играющих. Многие родители захотели отметить детские дни рождения каким-то новым и необычным способом. Так или иначе все дети играют за компьютером, но в нашем случае игра совме­щена с командной физической активностью. Для многих это оптимальный вариант.

Алексей Ситников: В первую очередь наша аудитория – дети. С ними, конечно, приходят родители. Во вторую очередь – молодежь от 18 до 27 лет. Это как раз тот сегмент, который всё время хочет чего-то нового, стремится заполнить жизнь яркими эмоциями. 

Команда.

Анастасия Шалаева: Сейчас в команде четыре человека: два администратора-ин­структора зоны VR и два инструктора-ани­матора зоны интерактива. Ищем пятого сотрудника.

Евгений Федяев: У нас в команде шесть человек. Их основная специальность – быть хорошими и порядочными людьми.

Алексей Ситников: В Кирове у нас четы­ре игровых центра, к открытию готовится еще три. Есть филиал в Ижевске. За каждый филиал отвечает свой директор, он органи­зует работу. Всего нас 30 человек. Большая часть – администраторы. Руководят всей компанией три совладельца. Я один из них, на мне финансовые и юридические вопро­сы, бухгалтерия, выработка стратегии. Есть IT-отдел, сейчас его специалисты раз­рабатывают собственную программу для бронирования, создают свою CRM-систему. По своему направлению трудится отдел мар­кетинга. На аутсорсе работают дизайнер и фотограф. То, что мы из очень небольшого проекта превратились в целую сеть клубов, было бы невозможно без классной команды.

Планы.

Анастасия Шалаева: Ближайшие – на­растить темпы в работе, привлекать всё больше клиентов. В скорое распространение метавселенных не верю. Для этого обще­ство должно достигнуть качественно нового уровня. Вероятно, лет через 20-30 подобное может произойти.

Евгений Федяев: Мы верим, что рост – это прогресс, ведущий к жизненной силе, увеличению знаний, повышению благосо­стояния. Существуют только три источни­ка роста: рост населения, использование природных ресурсов и технологии. Причем последнее является единственным источ­ником постоянного роста. Пришло время быть техно-оптимистами.

Алексей Ситников: Сейчас готовим к открытию три филиала и точно на этом не остановимся. Хотели бы «перетряхнуть» всю развлекательную отрасль Кирова и даже страны. Как минимум, продолжим делать качественный продукт для наших гостей, всё время внедряя что-то новое.



Это один из материалов свежего еженедельного номера газеты «Бизнес новости в Кирове».

PDF номера по этой ссылке.

VK TW
0
Guest
В Слободском и Кирово-Чепецке нет vr - клубов
Имя Цитировать
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте