Стратегия игр за столом: как и для кого в Кирове организуют этот вид досуга
Всё в мире уже придумано до нас. Даже такой небанальный досуг, как вечер настольных игр, как оказалось, придуман далеко не вчера. Впрочем, кировские организаторы «настолок» не ограничиваются проверенными схемами и видят точки роста в этом секторе. Кто, для кого и зачем предлагает стратегически подойти к вопросу вечернего времяпрепровождения – в материале «Бизнес новостей».
Из Европы – в Россию, из столицы – в провинцию
Уже в XVIII-XIX веках в Европе во многих домах появились простейшие настольные игры, где надо было передвигать фишки по начерченному полю. Чуть позже это развлечение пришло и в Россию. Хотя имеются свидетельства археологов, что во время раскопок в Старой Руссе Новгородской области обнаружили дощечку, опознанную как игровое поле, датированную примерно второй половиной XI-первой четвертью XII века... Впрочем, сегодня не это предмет нашего разговора. Сначала люди по всему миру полюбили семейные вечера за настольными играми. А потом и предприниматели, в частности владельцы разнообразных кафе, где сама атмосфера располагает к неторопливому общению, поняли: на этом можно заработать. Исследования успеха настольных игр резюмируют – всё дело в том, что людям очень нравится чувство единения и общей работы для достижения какой-то конкретной, понятной цели. Важно также живое общение, которого так не хватает в сложном, переполненном виртуальными технологиями мире.
Глядя на удачный опыт столичных кафе, владельцы кировских заведений поняли: настольные игры – вполне жизнеспособный вариант культурной программы.
– Я уезжал работать из Кирова в Москву, – рассказывает владелец «New Time» Алексей Погудин. – В столице познакомился с форматом антикафе. Мне было приятно проводить время в этом конкретном заведении, там устраивали много мероприятий, благодаря которым завел знакомство с интересными людьми. Когда вернулся в Киров, не нашел ничего подобного. И решил создать такое место сам. Так появилось кафе «New Time». Его главной миссией вижу возможность культурного отдыха для кировчан.
Алексей считает, что на сегодняшний день вечер настольных игр – не самый привычный формат отдыха:
– Поэтому мы пока в основном знакомим наших посетителей с ним. Самые активные игроки – люди от 16 до 45 лет, в частности студенты. Летом популярность «настолок» падает: отпуска, каникулы, многие разъезжаются из города.
Несмотря на то, что настольные игры не являются определяющим источником дохода заведения, предприниматель не сбрасывает их со счетов:
– Я сам, как и большинство наших людей, долгое время знал только «Монополию» и «Uno». Когда начал знакомиться с другими играми, меня по-настоящему затянуло. Даже пожалел, что не узнал об этом увлечении раньше. Считаю, настольные игры хорошо развивают коммуникативные способности человека и помогают социальной адаптации.
На базе еще одного кировского антикафе «New York» также объединились любители поиграть в настольные игры. Со временем заведение сменило формат на классическую кофейню, но оставило игровой тариф. Поэтому и сейчас сюда приходят «зарубиться в настолки», а кофе уже включен в стоимость входного билета. О выстраивании работы в этом направлении рассказал руководитель кофейни Илья Шишкин:
– Мы постоянно покупаем новые игры, чуть ли не каждую неделю. Сейчас у нас их более 50 различной направленности и сложности. Небольшой сезонный спад на такой вид отдыха наблюдается, пожалуй, только летом. Но такая ситуация вообще характерна для отпускного сезона и не касается исключительно настольных игр. Почти каждую неделю у нас собираются компании поиграть во что-нибудь, регулярно присоединяются новички.
Тем не менее с организацией вечеров настольных игр не всё так просто.
– На мой взгляд, популярность настольных игр сейчас не достаточно высока. Надо учитывать, что многие люди не хотят разбираться в их правилах, некоторые и правда сложные, – отметил Илья. – Для того, чтобы организацию подобных вечеров можно было назвать выгодным бизнесом, нужно, чтобы ежедневно играли большие компании от 20 человек. Сами по себе «настолки» дают небольшую долю прибыли в работе. Но мы за популяризацию этого направления. Всегда прислушиваемся к мнению гостей, какую игру купить и что стоит улучшить в организации наших игровых вечеров.
С различной периодичностью подобные встречи проходят во многих кафе Кирова. На условиях анонимности владельцы заведений признались: «Да, проводим. Но постольку-поскольку, так как выгоды в этом большой не видим». Личный интерес, как и в любом другом деле, играет здесь решающую роль. Однако иногда его настолько много, что категория «выгодно-невыгодно» становится не столь определяющей.
Бизнес как любовь
– Прошлой осенью я пришла в клуб мафии и настольных игр «Matvey.pro» на его день рождения, – вспоминает соорганизатор настольных игр Маргарита Зубарева. – И влюбилась. В игру, в людей, в атмосферу, в организаторов. За короткий срок мы стали как семья. В марте этого года владелец клуба объявил о своем переезде в другой город и намерении закрыть клуб. Мы однозначно решили, что не хотим терять нашу компанию друзей. Сначала искали место в Кирове, где бы смогли также собираться и играть. К сожалению (или к счастью?), ничего подходящего для нас не нашли. Тогда владелец клуба, видя наше смятение, предложил нам оставить филиал в Кирове и заняться его ведением. С радостью согласились.
Так Маргарита Зубарева стала организатором обновленного клуба настольных игр. В сложившейся клубной «семье» ее должность именуется величественно – «крестная мать». Ребята сняли другое помещение, купили столы, стулья, обновили коллекцию игр. Кстати, дело это недешевое. Средняя стоимость типичной настольной игры крутится вокруг 1000-1500 рублей. Есть и варианты за 10000 рублей. Но это ни в коей мере не останавливает настоящих игроков. 1 апреля 2023 года состоялось открытие клуба по новому адресу.
– Настольные игры – это уникальный вид досуга, – уверена Маргарита. – Он позволяет выявлять и развивать в себе новые навыки, расширять свой круг знакомств. Возрастной диапазон наших гостей – от 16 до 50 лет. Молодежи, разумеется, больше. Но абсолютно точно у всех наших игроков есть нечто общее –добрый нрав, неутомимый авантюризм и тяга к общению. Для меня этот бизнес является прежде всего инструментом, с помощью которого генерирую интересные моменты жизни. Занимаюсь этим для людей. И ради своего состояния рядом с этими людьми. Перспективу развития клуба вижу в наполняемости новыми разнообразными видами активности. Я, конечно, и сама обожаю играть в настольные и кабинетно-ролевые игры. Благо сейчас на рынке великое разнообразие в этой сфере, играть не переиграть. Так что и планов у нас много.
В городе есть и другие подобные клубы. К примеру, проект «у-Ко» занимается не только организацией игровых вечеров, но и изготовлением и продажей гик-атрибутики. Как сообщили представители клуба, в Кирове они проводят фестивали по «настолкам» и продвигают это движение в районах нашей области. Сейчас как раз происходит процесс изменения формата работы клуба и переосмысление перспектив.
Есть и стихийные объединения любителей «настолок» на базе предприятия, вуза, школы и т.д. Их организаторы не зарабатывают на этом деньги, а просто любят такой вид досуга.
Так что, очевидно, в нашем городе рост интереса к настольным играм продолжится своим чередом. А перспективность этого бизнеса можно оценить как поле непаханое для возможности заработать.
Александра Михалёва.