Шагать в разные стороны
26.05.2014 00:10:00
2372
0
По стечению обстоятельств, ровно три года назад, в мае 2011-го, мы так же сидели с Олегом Кочкиным в его кабинете и делали интервью для рубрики «Персона». Правда, речь тогда шла преимущественно о земельных участках и иже с ними, так как компания «Вяткаавиа» только начинала свой путь, аэродрома «Кучаны» в сегодняшнем виде не существовало, а все авианачинания Олега Николаевича казались частным увлечением предпринимателя, у которого есть свободное время, деньги и любимое хобби.
Все поразительно изменилось за 3 года. Особенно последний год был для «Вяткаавиа» «звездным»: реализовано или в стадии реализации находится почти десяток различных социально-значимых инициатив, говорить о которых начали даже в «верхах». Кстати, хороший пример того, как надо брать чиновников «не мытьем, так катанием».
ВДНХ в миниатюре
- Олег Николаевич, за последний год от «Вяткаавиа» поступило огромное количество различных инициатив. Предлагаю начать разговор именно с них. Насколько я знаю, вы намеревались с привлечением кировских студентов сделать две работы: исследовать потребность в региональной авиации и создать инвестиционную карту области. На какой стадии находится проект и, вообще, вам это зачем?
- Начнем с последнего - «зачем». Мысль такая: попробовать расшевелить районы области, с другой стороны — им же оказать поддержку с целью привлечения инвесторов. Город Киров в стране более-менее известен, инвесторы знают, что есть в городе, какие ресурсы, какие мощности, а в районах все гораздо слабее. Мы собираемся пообщаться с главами районов, собрать информацию, их самих расспросить — что они видят у себя в районе, какой бизнес, какие предприятия можно развивать, какие мощности можно загрузить (из незагруженных), какие есть ресурсы (люди, транспорт), полезные ископаемые. И, соответственно, вовлечь их в этот процесс: чтобы они сами нам сказали, как они это все видят.
Но сразу отмечу, что плотно над этим вопросом мы еще работать не начали. А планы — да, есть. В частности, сделать что-то вроде выставки Кировской области в миниатюре, чтобы информация об инвестиционных проектах и потенциале районов была в одном месте. И желательно, чтобы это все было в районе аэропорта «Победилово», чтобы те же инвесторы могли оперативно прилететь, пообщаться, провести переговоры, сразу посмотреть инвестиционный потенциал и куда-то улететь по своим делам дальше. Все должно быть оперативно.
- В чем здесь ваш интерес?
- Наш интерес в том, что будет развиваться пассажиропоток и будет большее количество людей (в том числе и бизнесменов) летать. Если в дальнейшем будут открываться какие-либо производства (чего бы нам очень хотелось), соответственно, этот поток будет еще больше. Прямой выгоды для нас от этих инвестиционных проектов я пока не вижу, но есть косвенная выгода: все это потребует создания нормальной инфраструктуры, в том числе и в плане обеспечения полетов. Здесь мы тоже видим, чем себя можно занять. В частности, мы общались с Николаем Липатниковым (Ред. - президент ВТПП) и Владимиром Быковым (Ред. - глава города Кирова) о создании в районе аэропорта выставочно-переговорного комплекса. Но эта идея пока достаточно «сырая».
Мы как раз были в понедельник с депутатами Заксобрания на выездном заседании в «Победилово». Директор аэропорта, Андрей Жданов, нам как раз показывал бизнес-зал и комнату для переговоров, которая там тоже скоро будет. Последнее вызвало вопросы у депутатов: зачем в аэропорту комната для переговоров?
Она нужна, конечно. Жданов все правильно делает. Аэропорту, вообще, нужен постоянно действующий Центр, где были бы услуги переговорной комнаты, кафе, wi-fi, ксерокса и т.д. Плюс с нашей стороны некая выставочная площадь, где была бы вся информация о районах Кировской области. ВДНХ в миниатюре, так сказать.
- Получается, «Победилово» надо целый бизнес-центр строить.
- Ну да. Но пока нет особой потребности в большом каком-то бизнес-центре. Он будет пустовать.
- Вы уже со своими предложениями выходили на глав районов?
- Пока нет. Отобрали только студентов, которые готовы в этой теме поработать. Вот, сейчас у них пройдут экзамены и мы начнем их загружать соответствующей работой.
Вы понимаете, что от всех этих инициатив вы получите дивиденды «когда-то в будущем»? А может быть, не получите? А может быть, получите совсем не вы?
Я это понимаю. Причем, основные дивиденды эта деятельность принесет как раз не нам. Но без авиации тема инвестиций не разрешится, это точно. Не помню, кто сказал из бизнесменов: «Если в город нельзя прилететь, то в него незачем и ехать», и это абсолютно верно.
- У вас очень много инициатив, которые по идее должны исходить не от частного лица (пускай даже предпринимателя), а от представителей власти. Кто в конце концов заинтересован в инвесторах..?
(морщится).
- ...Как у вас с властью складываются отношения? Как ее представители относятся к вашим инициативам? Помочь не хотят?
- Ну, скажем: сами не напрашиваются. Власть — это же всегда люди. Причем, конкретные люди. Соответственно, как и у всех людей, отношение у них может быть абсолютно разное, сформированное различными факторами. Приходится общаться и смотреть на конкретного человека. Если взять областное правительство, уровень Сергея Щерчкова (Ред. - зампред правительства области), то здесь чувствуется еще некий шлейф отношения, сформированного Андрейчуком (Ред. - Александр Андрейчук, экс-директор аэропорта «Победилово») с той позиции, что Комлев — это вор и уголовник (Ред. - Валентин Комлев, гендиректор «Вяткаавиа», в прошлом — гендиректор ОАО «Кировавиа»), он все разворовал и он виновен во всех бедах аэропорта «Победилово». Эта позиция очень долго доносилась до Щерчкова господином Андрейчуком, и отголоски этой позиции я ощущаю до сих пор. Но я, зная Комлева скоро уже пять лет, могу сказать что это в высшей степени порядочный мужчина, мастер своего дела. И я не устаю повторять, что 10 лет при Комлеве аэропорт работал без копейки дотаций из областного бюджета. 10 лет! Причем, они ремонтировали технику и содержали две эскадрильи летчиков, авиационно-техническую базу. При Андрейчуке все это было продано, отдано, разогнано, распущено, уволено. И теперь порядка 150 млн рублей (минимум) ежегодно аэропорт «съедает» из областного бюджета. О чем здесь говорить, вообще?
- На выездном заседании в «Победилово» эту же позицию озвучивал один из депутатов. Однако, глава департамента дорожного хозяйства Альберт Запольских ему парировал тем, что именно из-за того, что деньги не вкладывались, «Победилово» находится сейчас в том состоянии, в каком находится. Если бы вложения были своевременные, возможно, у нас не было бы и половины сегодняшних проблем с аэропортом.
- Во-первых, однозначно, не было бы. Во-вторых, если бы остался Комлев, то аэропорт сейчас совсем по-другому бы работал и развивался. Это была бы нормальная авиакомпания и нормальный аэропорт, я в этом убежден. С другой стороны, я на ситуацию совершенно не ропщу, потому что сейчас Валентин Комлев - гендиректор авиакомпании «Вяткаавиа», которая принадлежит мне, и я этим фактом очень удовлетворен. Здесь для меня лично все хорошо. Для авиации Кировской области плохо.
Тема пошла
- Предлагаю тогда продолжить о «Победилово». Ситуация там по-прежнему далека от благополучной: дотации на Заксобрании выделяются депутатами, что называется, «с боем», при этом 90% этих денег расходуется на покрытие долгов, но никак не на развитие аэропорта. Получается, что мы просто топчемся на месте...
- Это даже не погашение долгов, а банальное «проедание» денег, их трата на текущие (операционные) нужды. При этом, это происходит в режиме «нон-стоп»: одни кредиты берутся, потом выплачиваются за счет областных денег, затем берется новый и так по кругу.
На днях увидел цифру: за 4 месяца 2014 года пассажиропоток аэропорта Перми составил 340 тысяч человек, то есть за год такими темпами у них получится больше миллиона. У нас пассажиропоток — 49 тысяч человек. Заметьте, город Киров в два раза меньше Перми, а пассажиропоток в 20 раз меньше. Если взять окрестные города — Казань, Нижний Новгород, даже Нижнекамск — там везде коэффициент авиационной мобильности населения в разы выше.
- Мне кажется, что это некорректное сравнение. Пассажиропоток в этих городах не прекращался даже в тяжелые 90-е годы.
- Почему? Прекращался и падал.
- Падал и прекращался — это разные вещи.
- Погодите, но и про «Победилово» нельзя сказать, что пассажиропоток совсем прекращался. Чартерные рейсы из Кирова были всегда. Да, в начале 2000-х в какой-то промежуток не было регулярных рейсов по расписанию, но это было недолго. Сюда периодически заходили те или иные авиакомпании («Черномор Авиа», «Руслайн» и т.д.), а авиарейсы на Север были всегда.
А «регулярки» периодами не было, это да. Но что из этого следует? Что у нас сейчас в 20 раз должно быть меньше пассажиров? Мне кажется, эти вещи никак не связаны. У нас гигантский потенциал, который никак не реализуется. В целом по России коэффициент авиационной мобильности порядка 0,5 (около 70 млн пассажиров в год). Наш коэффициент в десятки раз меньше, чем в России и в соседних городах. Вопрос — почему он не растет? И тут можно строить совершенно разные предположения.
- Нас уверяют, что кировчане просто отвыкли летать и нужно время, чтобы вновь приучить их пользоваться авиатранспортом.
Так, не только кировчане... Люди за кризисные годы везде отвыкли. Но посмотрите, как наращивались авиаперевозки в том же Нижнем Новгороде, Казани или Перми. Там были очень низкие цифры, но они же наросли в итоге.
- Почему у нас-то этого не произошло?
- И здесь, кроме глубинных причин очень внутреннего характера, я не знаю, чем это объяснить. И я не знаю, чем объяснить, что у нас на протяжении последних 7 лет в Москву летает только «ЮТэйр», причем по цене, по которой летает в Москву «Боинг» из Перми, и летит дольше этого самого «Боинга». И это при том, что у врио губернатора Никиты Белых каждый десятый твит посвящен тому, что «рейс из Москвы полностью загружен, приходите к нам, дорогие авикомпании, в гости». Но этого почему-то не происходит.
- Версии?
- У меня, конечно, есть свои версии, почему все так, но это не для интервью (смеется).
- Изменилось ли ваше мнение о программе перелетов в ПФО? Помнится, вы сомневались в ее жизнеспособности.
Ну да, тут мое мнение поменялось. Моя первая мысль после объявление об этой программе: летать будет некому и не на чем. Но «Dexter» оперативно вошли в эту тему и закрыли основную часть потребности, подсуетился Татарстан, прикупив 15 самолетов Cessna Grand Caravan, Оренбург купил, еще несколько авиакомпаний начинают покупать самолеты...Удивительно, но тема пошла. Признаться, я думал, что она будет мертворожденная. Но я рад, так как и сам пользовался, и мои друзья летали как раз по этой программе. Очень удобно. Программа перелетов в ПФО — это, вообще, залог того, что авиация будет в Кирове развиваться.
- Но эта программа существует на субсидии. Последние же не могут быть вечными. Об этом, кстати, и депутаты Заксобрания спрашивали.
- Смотрите, те воздушные суда, которые сейчас летают, за исключением, может быть, L-410 «Оренбуржья», убыточны изначально. Слишком мало кресел, мало людей. Либо (если все расходы переложить на людей) это будет очень дорого. Поэтому все перелеты местного значения могут существовать только на субсидии. Либо это выйдет на совсем другой уровень, когда будут летать не маленькие самолеты, а «Боинги». Последний, правда, выгоден на расстоянии не менее 1,5-2 тысяч километров. Но, опять-таки, необходимо наращивать пассажиропоток. В это все упирается.
Много шагов
- Возвращаясь к взаимодействию с властями... Все-таки, тенденция у вас на сегодняшний день какая?
- Нас все больше слышат, больше прислушиваются, хотя пока никто в гости не звал. Но отношение меняется. Палки в колеса, как это было с аукционом Кировской областной больницы, никто уже не ставит.
- Я думаю, депутаты Заксобрания вас, возможно, скоро позовут в гости, ибо они на днях интересовались развитием внутриобластных авиаперевозок.
- Дай Бог. Мы тут недавно презентовали концепцию развития малой авиации до 2020 года. Была очень интересная встреча. Были главы трех районов — Верхнекамского, Лузского и Вятскополянского (с Кильмезским районом встречались отдельно). Все они заинтересованы в развитии своих аэродромов. Для Лузы и Вятских Полян это просто головная боль, как и на чем добираться в Киров. До Лузы, например, либо поезд, либо на машине 10 часов в объезд — через республику Коми или Вологодскую область. Какому инвестору может быть интересна территория до которой сначала летишь пару часов на самолете, а потом едешь 10 часов на машине?
- Есть какие-то встречные шаги от глав? Насколько я понимаю, с них — содержание взлетно-посадочной полосы в таком случае.
- Да. И здесь показателен пример Верхнекамского района. В самом Кирсе есть два аэродрома - старый и новый. Новый аэродром оснащен асфальтовой взлетно-посадочной полосой, ее строили еще в конце 80-х, но Союз развалился, и в итоге ни один самолет на эту полосу так и не сел. А строили ее под новый (на тот момент) тип — Ан-28. Потом этот аэродром зарос вокруг лесом. Мы пообщались с главой района, и в итоге они сами вырубили подходы к взлетно-посадочной полосе без единой копейки бюджетных денег. Просто договорились с местными жителями, предпринимателями и на субботниках очистили полосу и вырубили к ней подходы, поставили знаки начала и конца полосы. И стал вполне нормальный аэродром, пригодный для посадки самолетов. На старом аэродроме на окраине Кирса базируется авиалесоохрана. Собственно, поэтому он тоже сохранился в относительно работоспособном состоянии.
У Верхнекамского района есть еще одна проблема. Точнее, даже две. Это поселки Перерва и Камский, у которых ежегодно сносит мост через реку Каму, и к ним становится невозможно добраться. Местная власть в Перерве восстановила аэродром. В прошлом году по заказу администрации района мы уже совершили туда два рейса с пассажирами. И на этот год они запланировали в районном бюджете средств на восемь подобных авиарейсов (всего 320 тысяч рублей). Но такая потребность есть не только у Верхнекамского района. Сейчас мы надеемся, что и остальные главы найдут и организуют желающих привести местные аэродромы в надлежащий вид. По крайней мере, тему с развитием малой авиации и внутриобластных перелетов мы не оставим, а так или иначе будем продвигать. Это нужно, и это возможно.
- Восстановление аэродромов, как и сами полеты - очень затратное дело. Субсидии — не вечны, да и такого субсидирования, какое было в советское время, явно не предвидится. Нет ли опасений, что все усилия могут уйти впустую?
- Внутриобластные перелеты — это вопрос социальный. Электрички, в конце концов, у нас тоже субсидируются. Рано или поздно придет время субсидирования и авиасообщения, когда люди поймут, что для развития области нужно развивать авиасообщение. К тому же, опыт такой в стране уже есть.
Например, в Оренбургской области уже есть регулярные авиарейсы в три внутриобластных города. Хотя, ситуация с дорогами в Оренбуржье на порядок лучше, чем в Кировской области.
Возвращаясь к субсидиям. Субсидия — это один вопрос, на самом деле. Есть еще один момент: количество владельцев частных самолетов в стране год от года только увеличивается. Причем, многократно увеличивается. И если у нас будет несколько нормальных аэродромов, задокументированных, то это будет способствовать увеличению количества владельцев частных самолетов.
Частная авиация — это большой, сложный и интересный вопрос. У нас в планах создать полный комплекс услуг для человека, который мечтает летать на собственном самолете, но в этой теме ничего не понимает. Что подразумевает полный комплекс услуг? Первое: человек может отучиться на летчика-любителя в Кирове, заказать самолет, который ему доставят сюда, в Киров. Третье — это вопрос базирования и обслуживания. Эту услугу мы тоже готовы предоставлять. Ну и последний вопрос — куда летать? Если будут хорошие внутриобластные аэродромы, хорошие аэродромы в соседних регионах, то это будет совсем уже другой разговор.
- Тогда еще буквально пару слов о туристических авиарейсах, один из которых вы презентовали на днях журналистам. Я так понимаю, что если вы запускаете подобный рейс, значит, есть спрос на него?
- Мы сейчас делаем очень много шагов в разные стороны, и пока мне сложно сказать, какой из них принесет мне и моей авиакомпании в будущем хорошее развитие, устойчивый доход. Поэтому, повторюсь, делаем шаги в разные стороны и внимательно смотрим за реакцией рынка, где будет спрос и интерес к нашим полетам. Туристические авиамаршруты — это такая вещь, которую можно осуществить всегда, в любой день года. Для нас это не несет никаких дополнительных затрат, кроме покупки плеера и наушников, записи аудиогида. Ну, буклеты еще выпустили. Даст это нам прибыль или нет, я пока не знаю. Но это имидж региона, это интересная услуга. Если честно, я пока не слышал, чтобы где-то было нечто подобное. Это и развитие рынка туристических услуг Кирова, в конце концов.
Живой дом
- Еще один ваш проект — это «зеленое домостроение» (строительство экологических поселков). Вы думаете, это действительно сможет стать брендом Кировской области? Что-то я пока не замечала у кировчан желания жить «экологично»...
- Это большой и амбициозный проект, проект не одного дня. Но это, скорее, такой, мой личный проект, который я давно вынашиваю. У меня с моими единомышленниками сформировалась концепция под названием «Живой дом». Она включает в себя несколько важных моментов, начиная с философских — о том, что хотелось бы создать такой образ жизни, который максимально способствует увеличению счастья проживающих в подобном поселке. Счастье мы рассматриваем, как вопрос очень простой и конкретный. Это когда у человека все хорошо со здоровьем, хорошие отношения в паре, хорошо с детьми, человек хорошо финансово обеспечен, когда имеет хороший дом и хороших соседей, живет в благополучной среде и благополучной стране.
Мы хотим создать территорию, где через мудро организованное проживание количество счастья было бы максимальным. Один из ключевых факторов, обеспечивающих рост состояния счастья — это постоянное развитие, без этого невозможно. Соответственно, большинство ограничений, которые не дают человеку возможность быть счастливым, находится в головах. Ни в правительстве, ни в окружающей среде, ни в уровне дохода, а именно в головах людей.
- Уже интересно...
- Развитие же достигается двумя путями. Первое — это обучение, второе — проживание в среде, которая будет способствовать непринужденному каждодневному общению. Насчет обучения — все более-менее понятно. А вот с проживанием — не всегда. Среда, благоприятная для жизни — это среда, где есть возможность для непрерывного естественного общения. Чтобы для общения человеку не надо было куда-то приходить, а была возможность общаться там, где он живет.
Сейчас ситуация такая, что люди не имеют возможности общаться там, где живут. Мы нередко даже не знаем, как зовут соседей по площадке.
Мы придумали форму проживания, где общение с соседями было бы естественным, легким и непринужденным. Это дом на четыре семьи с дополнительными общими смежными помещениями, оформленными в долевую собственность. В этих помещениях находятся вещи, которые, может быть, не нужны одному, но на четыре семьи — вполне логичны. Например, отдельная детская игровая комната. Для одной семьи она, может быть, и не нужна, но на четыре семьи уже имеет смысл ее делать. Или бильярдная: один каждый день в бильярд играть не будешь, а с соседями это уже интересно. Тенис, треннажерный зал, сауна, и так далее. Как раз в этих помещениях может происходить ежедневное, непринужденное общение.
Я уже не говорю о других важный вещах, таких, как взаимодействие с природой, строительство дома из экологически чистых материалов и т.д. Все это в комплексе дает понятие «Живого дома». Если поселок из таких «Живых домов» сделать грамотно и качественно, то он вполне сможет стать одним из брендов Кировской области.
- А что у вас на данный момент ассоциируется со словом «бренд Кировской области»?
- Ну, может быть не совсем бренд... Это, так скажем, мое представление о Вятке, как о лучшем месте проживания на Земле.
- Вы участвовали в благотворительном проекте у Екатерины Орешкович. Участвовали в поисках братьев Кулаковых. Что вам это дало?
- Это разные вещи, конечно. Поиски братьев Кулаковых для нас не получились какими-то благотворительными, так как администрация района заплатила нам за работу вертолета, хотя мы и не ждали денег. А самолет мы хотели предоставить бесплатно , но не смогли выставить из-за низкой облачности. В общем, заняться здесь благотворительностью не получилось по техническим причинам.
Что касается благотворительного концерта Екатерины Орешкович «Звезды — детям», то это, с одной стороны, помощь талантливым детям из детских домов, а с другой — возможность развиться самому. Мне этот проект был очень интересен. Я два месяца ходил на курсы по вокалу для этого, также мы отдельно с режиссером занимались, ставили наш небольшой выход. Для нас, предпринимателей, это был своего рода сигнал о том, что есть разные формы благотворительности. И это хорошо.
Беседовала Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru
Досье:
Кочкин Олег Николаевич, президент компании «Вяткаавиа», «Вятка-Династия»
Место и дата рождения: г. Киров, 31 октября 1976 года.
Семейное положение: женат.
Образование: ВятГТУ (1998), Московская академия государственного и муниципального управления (2007).
Какие добродетели Вы цените больше всего? Искренность, честность, профессионализм.
Качества, которые Вы больше всего цените в женщине? Масштабность.
Каковы Ваши любимые литературные персонажи? Начальник полярной станции Сергей Семенов в цикле повестей о полярный широтах Владимира Санина.
К каким порокам Вы чувствуете наибольшее снисхождение? К излишней эмоциональности.
Какие исторические личности вызывают Вашу наибольшую антипатию? Петр III, Иосиф Сталин, Гарри Трумэн, Уинстон Черчиль.