Чтоб не споткнуться
«О чем будем говорить?» - сразу спрашивает замглавы администрации, курирующий сферу строительства, Юрий Красулин, как только мы заходим к нему в кабинет. - «О точечной застройке в городе? Нет такого термина «точечная застройка»».
На самом деле, Юрий Викторович интересен нам не только в связи с той сферой, которую курирует (и получает, добавим, все «шишки», так как противоречий между общественностью и местной властью хоть отбавляй), но и тем, что в Кирове всего полгода, а значит, может на многие вещи смотреть более беспристрастно и предлагать какие-то принципиально иные решения старых проблем. Как показала практика, у «приезжих» в последнее время это получается гораздо лучше.
С перспективой на 20 лет
Юрий Викторович, поясните нам про «точечную застройку». Как, например, мне называть 17-этажку, выросшую у меня за домом. Если это не «точечная застройка», тогда что это?
- Термина «точечная застройка» в природе вообще не существует. Эта нелепая формулировка пришла сюда из московских кругов, когда в столице дома стали размещать во дворах, на каждом свободном куске земли. Все это происходило потому, что немалая сумма требовалась на присоединение к инженерным сетям и коммуникациям. Поэтому новые дома старались привязать к уже существующим, чтобы не выполнять ни реконструкцию, ни какие-то другие работы. В общем, экономили на этом. Получалась некая точка в уже существующем микрорайоне. В итоге люди так и стали называть - «точечная застройка». А вообще в градостроительном понимании такого термина нет. Существует «реконструкция», «снос», «комплексная застройка», «планировка территории» и т.д. «Точечной застройки» нет. Но в головах и мыслях людей она прижилась как самая что ни на есть бытовая формулировка.
То, что сейчас в Кирове стали появляться одиночные высотки, это не «точечная застройка». Ведь они стали появляться не на пустом месте, а на месте старых домов, жителей которых расселяет застройщик, выкупая у них дома вместе с земельными участками. Затем, имея в собственности участок, строители получают градостроительный план уже с зонированием, где указано, в какой части, где и что можно строить. Раньше правила игры были просты: имеешь земельный участок - получаешь градостроительный план (так как администрация г.Кирова не имеет права его не выдать), затем разрабатываешь документацию, проходишь экспертизу и получаешь разрешение на строительство. В итоге, мы имеем в городе такие не совсем красивые вещи, которые не вписываются в городской ландшафт.
Вы полгода занимаете пост зам. главы администрации по строительству. Учитывая, как активно выступаете на различных мероприятиях, посвященных «больному вопросу» - застройке в городе, можно сделать вывод, что у вас сформировалось за эти полгода свое видение и основных проблем, и основных путей решения этих проблем. Можно ли их сейчас как-то тезисно озвучить?
- Первое, с чем нужно начинать разбираться — это с ветхим жильем. Его в городе очень много. Бараки и деревянные дома - то, что нам досталось еще с прошлых веков. При этом, конечно, историческую застройку мы обязаны сохранить. Как раз сейчас заканчиваем составлять соответствующий проект планировки исторической части, которая предположительно будет ограничена у нас улицами Профсоюзная-Горького-Милицейская и рекой Вяткой. После обсуждения, возможно, именно эта часть города получит статус исторического центра. Разработка плана развития — это большая описательная работа, работа исследовательская. Нужно определить непосредственно историческую застройку и выработать правила, что в ней можно будет менять. Конечно, по-хорошему — как развивается вся Европа, где исторический центр не подвергается никаким изменениям — историческую часть вообще не надо бы трогать. Но, к сожалению, у нас в советское время практиковалась хаотичная застройка, когда меняли, строили и вообще что попало делали с исторической частью. Поэтому в Кирове связь времен плохо прослеживается. Но, правда, это не только в Кирове.
Слышала мнение кировских архитекторов о том, что «портить уже нечего».
- Да, портить уже дальше некуда, поэтому и делаем сейчас соответствующий регламент, чтобы старую часть города хоть каким-то образом сохранить. Но, повторюсь, историческую часть города мы так или иначе вынуждены будем «трогать», так как там слишком много деревянных бараков. Что такое характерная застройка 19 века? Это, грубо говоря, доходные дома, которые делались из подручного материала. Они стоят практически без фундаментов и с каждым годом уходят под землю. Жить невозможно, когда у тебя уровень пола с уровнем земли. Такие дома мы, естественно, будем убирать, но будем требовать вместе с этим от застройщика, который придет, определенной этажности, определенной архитектурной формы, чтобы не было такого: стоит дом из красного кирпича с вензелями и рядом новодел из сплошного стекла. Все новые постройки должны вписываться в исторический ландшафт.
Также, для того, чтобы исключить эти огромные застройки, которые уже произошли в городе, мы внесли на последней Гордуме в правила землепользования и застройки и в градостроительный план обязанность для каждого застройщика делать расчет обоснования строительства. Потому как получается, маленький объем убираем, а большой объем ставим. Соответственно, прибывает количество жителей. Идет нагрузка на дорожную сеть, на объекты социальной сферы: школы, детсады и больницы. Но количество людей в город не может прибывать бесконечно, иначе инфраструктура не справится. Поэтому, когда развивается новый микрорайон, то там обязательно предусматриваются новые детские сады, новые дорожные развязки и т.д. В старом городе даже если мы бы захотели построить новый детский сад, мы просто не найдем для этого свободного земельного участка. Почему, например, и были вынуждены делать ремонт школы №28: если мы бы делали реконструкцию или строили заново, то нам бы не хватило территории по СанПиНу. На каждого школьника положено 3,3 кв.м. Соответственно школа на 1000 мест должна иметь участок 3,3 га. Где вы в городе найдете такой участок? Поэтому в центре Кирова можно что-то отремонтировать, немножко достроить в небольшой объеме, и, собственно, все. Построить что-то новое практически невозможно.
То есть, я правильно понимаю, что будущее, по вашему мнению, за новыми микрорайонами?
- Да. Я буквально вчера разговаривал с кировскими риэлторами. В микрорайонах создается совершенно новая среда, там уже совсем другие предложения. Человек приехал, у него внизу подземный гараж, хороший вид из окна, вышел из дома — у него уже все развлечения под боком, а также магазины, детский сад и т.д. То есть, микрорайон самодостаточен. Сейчас практически в каждом микрорайоне мы создаем зеленую зону для отдыха, куда люди с детьми могут выйти погулять, на велосипедах покататься и так далее. Вот за такими микрорайонами будущее.
Например, со строительством путепровода в мкрн «Чистые пруды» будет постепенно отдано под застройку около 700 га земли. Это те земли, которые нужно развивать городу в первую очередь.
Считаете, что перспективно только нововятское направление?
- Нет, это «одно из», но самое крупное. В планах также развитие проектов «Долгушино», «Урванцево», «Метроград»... В двух последних будет построено примерно миллион квадратных метров жилья. То есть, в перспективе южное и западное направления. На севере - строительство мкрн «Северные ворота». С развитием водовода — заречная часть города (район «Красного химика») также начнет активно застраиваться. Поэтому строительная перспектива у города, конечно, большая. Лет на 10-20.
Без авантюр
В чем ошибки, на ваш взгляд, прежней градостроительной политики города?
- Я бы сказал, что это была ошибка нашего государства в целом. Жили-жили, а потом споткнулись... 1990-е годы — это полный разлад, смена нормативной базы строительства, который, правда не только 90-е задел, но и 2000-е. И только когда начали разрабатываться генпланы городов, правила землепользования, только тогда все стало приходить постепенно в норму. Но это всего лишь последние 5 лет.
Вы считаете, что нужно развивать город т.н. «комплексными микрорайонами», чтобы застройщик строил не только жилые дома, но и детсады, поликлиники и т.д. Насколько правильно «вешать» социальную сферу на застройщика? Разве это не обязанность государства?
- С одной стороны такая точка зрения имеет место быть. Но, тем не менее, комплексная застройка подразумевает строительство всех объектов, которые были разработаны в проекте планировки, в том числе и социально-культурные. А затем муниципалитет их может выкупить. Расчеты с застройщиком — это наша параллельная работа. Разницы нет, что застройщик для города построит и с ним рассчитается бюджет, что администрация сама будет строить по своим проектам— только времени уйдет на подготовку и аукционы больше. А деньги те же.
Если до конца года примут на федеральном уровне закон о государственно-частном партнерстве, то он нам серьезно облегчит жизнь. Его основная суть заключается в том, что независимый оценщик определяет стоимость земельного участка, администрация выставляет на торги, но в условиях конкурса будет определено, что в качестве «денег» выставляем стоимость этого земельного участка (раз речь идет о партнерстве). И подрядчик нам в рамках этой стоимости строит детский сад, школу и так далее. И выдает какие-то квадратные метры по жилым и нежилым помещениям для расселения и городских нужд.
Это облегчит жизнь всем. Горадминистрация получит объекты социальной инфраструктуры по себестоимости в новом микрорайоне, а застройщику не надо выдергивать из оборота кругленькую сумму для покупки земельного участка. Ему проще рассчитаться квадратными метрами.
Как у вас, вообще, с кировскими застройщиками складываются взаимоотношения? Что делать тем, у кого деньги уже вложены в проектную документацию, а правила игры изменились?
- Кировским застройщикам я все объяснял с самого начала. В черту Кирова много вошло деревень и эти деревни выкупают сами застройщики, расселяют людей, Но мы не зря ввели все последние правила, дабы не допустить хаотичную застройку. Представьте, один выкупил двухквартирный домик, а построил «башню», другой рядом построил «башню»... это хаос в городе начнется! Люди, приобретя там квартиру начнут жаловаться нам, что невозможно жить, что «окна в окна», что нет ни парковок, ни зеленых зон. Так вот, чтобы этого не было, мы товарищам застройщикам объясняем, что если вы начинаете осваивать участок, то соберитесь и решите меж собой, кто сделает адекватный проект планировки территории. Тот, кто все это понимает, с тем у нас проблем нет.
То, что иногда застройщики недовольны — это понятно. Но у нас еще при такой хаотичной застройке очень много жалоб идет от жителей. Жители зачастую не понимают, что у них строят под самым носом. А знаете, почему мы настаиваем на проекте планировки? Потому что там предусмотрена процедура публичных слушаний. Люди могут на них узнать о том, что строится, могут выразить свое мнение. Затем этот проект утверждается.
Правильно я понимаю, что сейчас в рамках градостроительной политики есть тенденция по ограничению этажности вновь возводимых жилых домов?
- Да, но только в части старого города.
Что делать тем, у кого деньги уже вложены в проектную документацию, а правила игры изменились? Выход теперь только «через суд»? Я имею в виду последний суд по объекту на ул. Дерендяева, 75.
- По Дерендяева, вообще, вопрос интересный. Там с самого начала этажность была ограничена 10 этажами. Застройщик в обход всех инстанций запроектировал 17 этажей. Не выходил ни на градсовет, никуда. Потом он на него все-таки вышел. Там ему сказали, что он превысил все нормы, причем не только этажности. Нет парковок, прогулочная инфраструктура для детей подразумевалась на крыше второго этажа... Ему предлагали прилегающую территорию для развития (через торги, разумеется), но застройщик посчитал себя самым умным и пошел в суд. Будем судиться.
У нас в городе строится сейчас 148 жилых многоквартирных домов. При этом, строительство только в Кирове осуществляет 40 организаций. Из этих четырех десятков - крупных и уважаемых — по пальцам пересчитать: КССК, «Кировспецмонтаж», КЧУС, МЖК «Родина», «Маяковская». Даже десяти нет. Остальные застройщики — средние и мелкие предприятия. В основном все недовольство выражают частные лица. Крупные застройщики на такие авантюры не идут, а частники, у которых, как правило, один дом, с этим домом в итоге и носятся, как курица с яйцом. Ищут всякие лазейки, чтобы этот дом построить так, «как хочется».
По заказу
Интересно ваше видение публичных слушаний (формат, организация и т.д.)? На сколько, на ваш взгляд, простые кировчане готовы к конструктивному диалогу?
- Я считаю, во-первых, что процедура публичных слушаний должна быть по-максимуму регламентирована. Мы собираемся выносить ее ближе к территории застройки и проводить на базе территориальных управлений. Будем регистрировать на публичных слушаниях тех людей, которые непосредственно живут на этой территории. То есть, присутствовать могут все, но заносить позицию в протокол — только местных жителей. Во-вторых, обязательно будет аудиозапись слушаний. Каждый выступающий обязан представляться. На публичных слушаниях должны присутствовать архитектор и застройщик, которые обязаны будут отвечать на вопросы жителей. Вот, в такой формат, я думаю, в ближайшее время переведем публичные слушания. Мы и градсовет будем переводить в аналогичный формат, чтобы не было «каши», а были конкретные решения.
Насчет конструктивного диалога. Ну, я бы не сказал, что кировчане не готовы к конструктивному диалогу. Везде, в любом городе у людей есть своя негативная позиция: там, где у людей затронуты жизненные интересы, они будут идти до конца. Просто у нас, наверное, начиная с советского времени, есть недоверие к власти. У нас это недоверие к власти воспитывается в человеке с детства.
Ваша стратегия работы с общественным мнением какова: не обращать внимание? Пытаться переубедить?
- С людьми нужно разговаривать. Людям нужно объяснять. Непонимание между властью и обществом происходит из-за того, что информация полноценно не доносится. Наша задача — донести. Что, зачем и в какие сроки будет сделано, какие интересы людей будут затронуты. Если застройщик людей обманет, они будут жаловаться нам, а мы, в свою очередь, будем принимать к нему конкретные меры. Эта цепочка должна работать, но в данной ситуации она не работает, поэтому и на публичные слушания очень мало людей приходит. У нас активность возникает только по какому-то громкому случаю. По заказу, я бы сказал. Где-то заказ прозвучал и масса быстренько соорганизовалась. А проблемы по сути и нет.
Как только все заработает, я надеюсь, все будут довольны, и мы — потому что жалоб будет меньше, и жители, и застройщик. У застройщика, смотрите, тоже появляется головная боль, если жители «восстают» против его проекта. Это же постоянные проверки прокуратуры и т.д. Работа стоит, деньги теряются. Кому это надо?
Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы придать Кирову «лицо», на ваш взгляд? Просто комплексной застройкой здесь, мне кажется, не обойтись, как не обойтись и росписью «под дымку».
- Главное - это благоустройство. То, на что сейчас самое пристальное внимание обращает руководство города. Но город будет продолжать оставаться безликим, если сами жители не будут заинтересованы в том, чтобы жить в красивом городе.
Чтобы Киров узнавали, нужно сохранить исторический центр города. Сделать именно на него акценты. Чтобы человек прошел по старой части города и понял, что вот была такая Вятка. Жаль, конечно, что кремль не сохранился, торговые ряды не сохранились... Ну что ж, будем пытаться сохранить то, что осталось.
Последний вопрос о подготовке к 650-летию г. Кирова. Разумеется, это еще не скоро, но каким бы вы в градостроительном плане его видели через эти 10 лет? Деньги планируется привлечь немалые.
- Я надеюсь, что мы выполним все основные свои задумки. Что у нас появятся интересные пешеходные зоны, у нас появится связь между старым и новым городом. У нас даже идея такая есть проектах - восстановить узкоколейную железную дорогу, чтобы люди садились, например, в мкрн Южный и через Вересники приезжали на набережную. Чтобы были какие-то альтернативные интересные туристические маршруты. Или, например, взять в центре города велосипед и дальше поехать. Чтобы вся эта логистика была как-то завязана между собой и чтобы культурная часть города ожила.
Беседовала Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru
Досье
ФИО: Красулин Юрий Викторович, зам.главы администрации г.Кирова
Дата и место рождения: 24 августа 1957, Усть-Каменогорск, Восточно-Казахстанской области
Семейное положение: женат
Образование: 1979 году окончил Усть-Каменогорский
строительно-дорожный институт по специальности «промышленное и гражданское строительство».
Карьера:
1979 - 1981 гг. - мастер строительного участка. С мая
1981 - 2004 гг. - служба в Вооружённых силах России.
Впоследствии занимал должности начальника отдела капитального строительства, начальника проектного бюро отдела капитального строительства, руководил строительством в ОАО «Трубная металлургическая компания» и других крупных промышленных и строительных предприятиях Москвы. Награждён медалью «70 лет Вооруженных Сил СССР», медалями «За отличие в военной службе» I, II, III степени и нагрудным знаком «Отличник военного строительства».
Увлечения: рыбалка