Последние дни водки
В Кировской области остался по сути один спиртоводочный завод - Уржумский. Яранский, Слободской и Кировский заводы либо уже «свернули лавочку», либо хватаются за соломинку и пытаются хоть как-то выжить. Что стало с отраслью, некогда бывшей одним из локомотивов региональной экономики?
Трезвое лицо области
Понимание, что Кировская область практически кишит алкоголиками, прочно засело в сознание масс и региональных властей. А потому с 2009 года под неусыпным взором губернатора областные чиновники реализуют масштабную «антиалкогольную программу».
В рамках специальной областной целевой программы на эти цели планируют потратить 13 миллионов.
Результат на лицо. Причем на трезвое лицо: по данным на начало 2011 года число дорожно-транспортных происшествий, совершенных лицами в состоянии опьянения, снизилось на 19,5%, число смертельных отравления алкоголем в 2010 году снизилась по сравнению, например, с 2005 годом, также на 19,5%, а смертность в 2010 году сократилась на 2,1%.
Опустим тот факт, что запретительные меры запросто могут «подстегнуть» подпольно-суррогатный сегмент рынка (пока такие выводы - лишь слова производителей легального алкоголя). Взглянем на факт более тревожный: производство водки в регионе стремительно сокращается. Так, если в 2005 году в среднем за сутки производилось 5 тыс. декалитров водки и ликероводочных изделий, то в 2007 году этот показатель составил 4,7 тыс. дкл., а в 2009 уже 3,9 тыс. дкл. И это не удивительно.
Дела банкротные
Наивно полагать, что в условиях развернутой антиалкогольной кампании, постоянной борьбы с привозным, «подпольным» алкоголем и последствиями кризиса спиртоводочные заводы в Кировской области живут припеваючи. Из 4-х предприятий - Кировского, Яранского, Слободского и Уржумского, - которые еще несколько лет назад исправно работали и платили налоги в бюджет, сегодня стабильно работает лишь «Уржумский СВЗ».
Среди производителей Кировской области его доля (судя по аудиту предприятия за 2009 год) на рынке водки и ликероводочной продукции - более 99%. Объемы продаж «Уржумского СВЗ» за 2009 год составили 1434,6 тыс. дкл., или 75% от всего объема продаж в регионе. Что приключилось с остальными игроками рынка?
- На «Яранском СВЗ» производство алкогольной продукции прекращено с 2008 года, - сообщает глава департамента предпринимательства и торговли Кировской области Павел Ануфриев.
Дела у предприятия идут плохо уже не первый год. В марте 2010 в Арбитражном суде начался судебный процесс о признании «Яранского СВЗ» банкротом. 17 сентября в отношении предприятия начато конкурсное производство. Списочная численность сотрудников в 2010 году составила, по данным центра занятости населения Яранского района, 103 человека. Если верить годовому отчету «Яранского СВЗ», за 2009 год на предприятии в отчетный трудилось 325 человек, в 2008 - 412.
«Слободской СВЗ», история которого помнит еще славные времена купцов Александровых, основавших завод в 60-е годы XIX века, прекратил выпуск продукции, по словам Ануфриева, в мае 2010 года. Действие лицензий на производство, хранение и поставки алкогольной продукции и спирта приостановлено.
12 мая 2011 года в Арбитражном суда состоялись слушания о признании «Слободского СВЗ» банкротом по заявлению банка «Петрокоммерц», которому предприятие задолжало почти 450 млн рублей. Решение пока не принято, заседание перенесено на 8 июня 2011 года. Между тем, в отношении «Слободского СВЗ» с лета 2008 года уже ведется конкурсное производство, срок которого по ходатайству конкурсного управляющего А.Ю. Гошкова 16 мая 2011 года продлен до 18 сентября текущего года.
Гендиректор «Слободского СВЗ» Анна Узлова в светлое будущее завода верит.
- А иначе зачем бы я здесь работала? - говорит она. - Да, ситуация сложная, на заводе осталось работать 250 человек, специалистов активно переманивают на другие предприятия. За те месяцы, что наша продукция не представлена на полках магазинов (водки в продаже нет уже 8 месяцев, спирта - 4 месяца), мы потеряли своего покупателя. Вернуться на рынок будет тяжело. Но возможно.
Ганжела все продумал?
Как получилось, что в области осталось единственное нормально-работающее предприятие?
- Как вам сказать... паны дерутся, - комментирует бывший работник «Слободского СВЗ».
- Причиной сложившейся ситуации стало неэффективное осуществление деятельности собственников предприятий, - продолжает мысль Павел Ануфриев.
- У Яранского, Слободского и Кировского завода дела пошли плохо с того момента, как все эти предприятия купил Николай Ганжела и объединил их в холдинг «Вятводспирт», - достраивает стройную теорию заговора руководитель кировской алкогольной компании, пожелавший остаться «в тени». - Насколько я понимаю, задач, связанных с развитием производства, особо и не ставилось.
Дело как-то сразу не заладилось. Смена директоров, конфликт с Дмитрием Пантелеевым, которому основной акционер «Слободского СВЗ» «Росспиртпром» (51%акций) выдал доверенность на проведение собрания акционеров, судебные разбирательства, инициированные по этому поводу Ганжелой...
В том же 2005 году действующий в то время глава департамента госсобственности правительства области Александр Дмитриев заявлял, что объем производства на всех трех заводах, входящих в холдинг «Вятводспирт», снизился на 17%, а поступление акцизов в областной бюджет - на 13%. Правительство даже предложило передать в управление области госпакет акций Яранского и «Слободского СВЗ», а также «Вятводспирта». Однако и тут, видимо, не срослось. 16 марта 2010 года в отношении ООО «Холдинг «Вятводспирт» введена процедура наблюдения, 17 сентября - процедура конкурсного производства сроком на шесть месяцев.
- Не исключено, что так и было задумано: собственники заводов просто набрали кредитов, а потом, сославшись на плохое экономическое состояние, принялись банкротить предприятия, - развивает мысль все тот же руководитель кировской алкогольной компании.
По мнению Анны Узловой, такая версия совершенно не имеет под собой оснований.
- Я работаю с Ганжелой 11 лет, это глубоко порядочный человек, - утверждает Анна Демьяновна. - Он все кредиты предприятия взял на себя, хотя мог этого и не делать. Хоть и с задержкой, но выплачивает людям зарплату. В России так заведено: упал человек - надо подойти и плюнуть сверху. Никто не думает оказать какую-либо поддержку. Я лично ходила в администрацию области, когда долг по кредиту был всего 5 млн рублей и просила предоставить гарантию, однако помогать никто не стал. Все отвернулись.
Государево веление
Все опрошенные эксперты единодушно также отрицают возможность намеренного передела рынка в пользу единственно-выжившего «Уржумского СВЗ» (который, как известно, контролируется «Системой «Глобус»). В основном, причину бедственного положения предприятий списывают на агрессивную политику государства.
Последнее, чтобы «отрезвить» народ и подзаработать денег, не так давно подняло планку минимальной стоимости бутылки водки до 89 рублей, а к 2014 намеревается «подтянуть» стоимость поллитра до 200 рублей. У производителей возникают небеспочвенные опасения, что народ отвернется от легального «золотого» алкоголя и вспомнит старых-добрых бабушек, таксистов и прочих «поставщиков» дешевого суррогата. В планах депутатов Госдумы, кроме всего прочего, - ограничить алкогольные заводы в размере производимой продукции. Такая мера якобы позволит противостоять нелегальному производству и обороту алкогольной продукции.
Побаиваются представители алкогольной отрасли и предстоящего перелицензирования. Требования серьезно ужесточены, а значит, предприятия, у которых не хватит денег на то, чтобы этим требованиям соответствовать, просто уйдут с рынка. Оставшиеся компании, вполне вероятно, постараются компенсировать затраты, понесенные в процессе получения новых лицензий, за счет наценок на продукцию, а значит, легальный алкоголь вновь подскочит в цене.
- Все изменения законов направлены против легального производителя, - убеждена Узлова. - В целом по России уже закрыто более 300 заводов. Это политика государства. Контролировать меньшее количество предприятий проще.
Не получается ли так, что чиновники рубят сук, на котором сидят? Так, «Уржумский СВЗ» заплатил в бюджеты всех уровней в 2009 году 1 млрд 386 млн рублей налогов, попав в список десяти крупнейших налогоплательщиков региона. А из-за проблем на спиртоводочных заводах поступление акцизов в областной бюджет снизилось с 1631, 6 млн рублей в 2005 году до 1203 млн рублей в 2009-м.
Рычагов не имеется
Логично ожидать, что областным властям должно быть выгодно каким-то образом протянуть руку помощи тонущим предприятиям, дабы увеличить доходы бюджета, не плодить монополистов и сократить долю привозного алкоголя (в 2010 году такового было 22%). Что по этому поводу говорит власть?
- По поручению губернатора области в правительстве ежемесячно проводятся совещания с федеральными структурами по разработке механизмов воздействия на ситуацию, сложившуюся на «Слободском СВЗ» и «Яранском СВЗ», - комментирует Павел Ануфриев. - Но оба предприятия частные, поэтому прямых рычагов влияния на их внутреннюю политику у правительства области нет.
В помощь местным производителям чиновники предусмотрели возможность возврата до 30% акцизов от объема реализованного за пределами региона в 2011-м (сверх показателей 2010-го) алкоголя. Только эта мера Слободкой и Яранский заводы точно не спасет. Им бы производства запустить, не до экспорта пока.
Как будет развиваться ситуация на региональном рынке производства водки и ликероводочных изделий? Прогнозировать решился лишь один эксперт, опять же на условиях анонимности.
- «Уржумский СВЗ» может столкнуться с ситуацией, когда государство в лице «Росспиртпрома» для обеспечения возможности предприятию работать дальше, попросит подарить долю в этом предприятии, - размышляет он. - Тем более, что попытки установить контроль над «Уржумским СВЗ» «Росспиртпром» уже предпринимал. Такие процессы, кстати говоря, происходят сейчас с алкогольными брендами федерального уровня. Что касается заводов холдинга «Вятводспирт», то они уже вряд ли выкарабкаются.
Впрочем, это зависит во многом и от того, такая ли задача стоит перед собственниками, руководством региона и государством в целом.
Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com