Дорогая свалка

03.05.2015 16:41:00 2276 0

Приживется ли в Кирове раздельный сбор мусора?

Какое «мусорное» будущее ждет Кировскую область и появятся ли когда-нибудь в регионе мусоросортировочные и мусороперерабатывающие заводы? Об этом размышляли гости радиостанции «Эхо Москвы в Кирове» в рамках программы «Разворот на бизнес».
 
«Мусорное» будущее
Олег Прохоренко, главный редактор газеты «Бизнес Новости в Кирове»:
- Тема сегодняшнего «Разворота на бизнес» - «Дорогая свалка. Можно ли зарабатывать на мусоре?». В 2010 году была принята концепция обращения с отходами производства и потребления на территории региона, которая определила основные направления работы, предусмотрела необходимость внедрения системы раздельного сбора мусора и его переработки. У нас в гостях сегодня директор института естественных наук ВятГГУ, экс-глава департамента экологии и природопользования Кировской области Алла Албегова. Алла Викторовна, к вам вопрос: Как обстоит дело с реализацией концепции?
 
Алла Албегова:
- В концепции был один спорный момент: она предусматривала строительство полигонов в каждом муниципальном образовании. У нас 46 муниципальных образований, и сегодня только четверть из них обеспечена объектами размещения отходов. При этом до сих пор у нас была возможность строить только два объекта в год, то есть на строительство всех полигонов потребовалось бы 40 лет. И самое главное, строительство полигонов не создает условий для развития цивилизованной системы сбора и транспортировки отходов. В связи с этим было принято решение провести научно-исследовательскую работу, которая должна была дать ответ на вопрос — какие новые современные технологии можно использовать? В итоге была разработана территориальная схема так называемых узловых или инвестиционных площадок. На этих площадках будет размещаться инфраструктура по переработке отходов. Но появятся они не в каждом муниципальном образовании, а по принципу «куста». Если конкретнее, то предполагается создание двух коммунально-промышленных территорий — вблизи Кирова и в Вятскополянском районе. По остальной территории области планируется создание еще 14 инвесплощадок, на которых будут размещаться только небольшие мусоросортировочные станции, которые бы позволяли изъять вторичный ресурс и направить его на коммунально-промышленные территории.
 
Олег Прохоренко:
- Они появятся за счет частных инвестиций или государственных средств?
 
Алла Албегова:
- Безусловно, планировалось, что это частные инвестиции.
 
Олег Прохоренко:
- У меня вопрос к Сергею Щерчкову, зампреду правительства области. Сергей Владимирович, есть ли попытки выйти на структуры, которым потенциально было бы это интересно?
 
Сергей Щерчков:
- Я хотел бы для начала озвучить задачи, которые мы преследуем. Их две: в наших населенных пунктах, во-первых, должно быть чисто, а во-вторых, должны быть решены вопросы экологической безопасности. Сегодня ни одна из задач в полной мере не решена. На территории области, например, огромное количество несанкционированных свалок...
 
Алла Албегова:
- 594.
 
Сергей Щерчков:
- Я думаю, департамент экологии еще не все свалки сосчитал. Поэтому с точки зрения экологической безопасности складирование отходов на полигонах — не решение вопроса в целом. В цивилизованных странах система выстроена по другому: из того мусора, который собрали соответствующие организации, выделяются все фракции, которые можно пустить в дело, остальное сжигается, в результате чего получается полезный продукт, а «хвосты» (порядка 10% от собранного мусора, который невозможно переработать или сжечь) — складируются на полигонах.
 
Олег Прохоренко:
- Так может, цивилизованные страны вынуждены это делать? Территории там все же небольшие.
 
Сергей Щерчков:
- И нам нужно убеждать население в том, что наши территории тоже небезграничны. Действующие полигоны вырабатывают свой ресурс. Нам нужно принципиально решать вопрос. Понятно, что быстро мы мусоросортировочные и мусороперерабатывающие заводы не построим. На какой-то обозримый период (5-7 лет) мы должны будем искать новые территории для полигонов. Но за эти 5 лет мы должны решить вопрос в целом.
 
Олег Прохоренко:
- С чего начинать?
 
Сергей Щерчков:
- Нужны отправные точки. Мы начали как раз с того, что заказали научно-исследовательскую работу, которая показала нам, как эта система должна быть выстроена в целом, в идеале. Второй вопрос — за чей счет банкет? Если мы сегодня спросим, готово ли население платить за раздельный сбор и переработку мусора, половина нам точно скажет, что не готова. Мы живем в условиях жесточайшего бюджетного и финансового кризиса и любое повышение тарифов будет воспринято как минимум негативно.
 
Светлана Занько, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы в Кирове»:
- Между тем, в наших квитанциях со следующего года будет изменена строка «сбор и вывоз твердых бытовых отходов» на «услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами». Как я понимаю, именно эти средства планировалось направить на создание системы по сбору и утилизации бытовых отходов?
 
Алла Албегова:
- Частично. И по прогнозам экспертов, внедрение этой системы планируется не раньше начала 2017 года. В целом же государство предлагает другой ход. Вводится понятие так называемого экологического или утилизационного сбора. Производителям отходов (например, упаковочной продукции) предлагается либо самостоятельно их утилизировать, либо платить утилизационный сбор. Так вот именно этот сбор будет направлен в субъекты для развития этой инфраструктуры.
 
Светлана Занько:
- Предприятия уже хором говорят: «Вы же понимаете, что это будет заложено в стоимость продукции». То есть платить в итоге все равно будем мы.
 
«Все упирается в деньги»
Олег Прохоренко:
- Я другого понять не могу: много раз уже говорилось, что мусор — это золотая жила, и не обязательно драть с потребителя в три шкуры. Возможно ли зарабатывать на мусоре?
 
Светлана Занько:
- По данным Ростехнологий, не менее 40% скопившегося в стране мусора — это ценное вторичное сырье...
 
Игорь Крысов, коммерческий директор компании САХ:
- Очень важный вопрос — где находятся эти отходы. Если мы говорим о Кировской области, то заниматься вторичными ресурсами не очень выгодно, так как нет предприятий, которые занимались бы переработкой. Есть отдельные виды отходов, на которых можно заработать — металл, пластиковые бутылки. С бумагой уже сложнее. Стекло — это вообще тупик.
 
Светлана Занько:
- Игорь Витальевич, вы много лет говорите о необходимости строительства в области мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводов. Но эти идеи никак не воплощаются. В чем все-таки корень зла?
 
Игорь Крысов:
- Все упирается в деньги. Тем более, что сфера обращения с отходами — регулируемая государством, и нельзя просто так увеличить тарифы.
 
Алла Албегова:
- В Российской Федерации также нет инфраструктуры по переработке отходов, поэтому транспортная составляющая (по перевозке отходов) может перекрывать все остальное. Что касается тарифов, то предполагается, что сейчас будет единый финансовый поток: утилизационный сбор, взимаемый с предприятий, будет аккумулироваться на уровне федерации, а дальше направляться в субъекты в виде субсидий по целевому направлению, в том числе на покрытие дефицита между тарифом и затратами оператора отходов.
 
Сергей Щерчков:
- Вообще лучше на конкретных примерах говорить о том, как выстроить систему сбора и переработки отходов, как работать с инвесторами. Мы изучали опыт нескольких регионов. В Липецке, например, пошли следующим путем: они приняли решение утилизировать старый полигон ТБО, построить новый, а также за счет средств городского бюджета построить мусоросортировочный завод. Сказано-сделано. Построили завод, закупили отечественное оборудование... Однако дело не пошло: наше оборудование отказывалось сортировать мусор. Тогда перед ними встала дилемма: либо все это замораживать, либо найти частного инвестора. Такой частный инвестор нашелся, причем липецкий. Он закупил испанское оборудование стоимостью 3,5 млн евро, затем вышел на гордуму, которая принимала решения по тарифам, показал завод и объяснили, что если работать по этой схеме, тарифы нужно увеличивать на 50%. Депутаты рядились, торговались, но в конечном итоге тарифы действительно выросли, правда на 30%. Сейчас мусор привозится на завод, сортируется, выделяется полезная фракция (не более 15% - это металл, стекло, пластик, бумага), затем то, что нельзя переработать, прессуется в аккуратные кубики и вывозится на полигон. Далее они продают бумагу, железо, стекло, а пластик перерабатывают на заводе сами.
 
Светлана Занько:
- Как-то фракции полезной маловато.
 
Сергей Щерчков:
- Маловато. Это к вопросу о том, можно ли зарабатывать на мусоре. Я спрашивал учредителей этого завода: если убрать тарифную составляющую, если просто привозить мусор, сможете ли вы на нем зарабатывать? Они ответили: никогда. Может быть, лукавят. Но я почему-то им верю.
 
Светлана Занько:
- А что может кардинально переломить ситуацию? Что нужно, чтобы бизнес мог зарабатывать на переработке мусора?
 
Сергей Щерчков:
- Повышение тарифов. Но сейчас мы к этому не готовы. Поэтому нужно рассматривать другие схемы — строительство заводов за бюджетные средства, которых тоже пока нет.
 
Алла Албегова:
- Первые шаги в этом направлении — это возврат средств в субъекты через систему утилизационного сбора. Деньги в том числе должны пойти на строительство таких предприятий. Кроме того, если мы хотим простимулировать переработку, мы должны запретить размещение определенных видов отходов на полигоне. Вторая мера — тариф на захоронение должен быть выше, чем на переработку. Эта идеология заложена в новом законе.
 
Не золотые горы
Олег Прохоренко:
Так или иначе, даже если мы 15 % от мусора будем перерабатывать, а остальное все равно вывозить на полигоны, не превратится ли наша область в скором времени в одну большую свалку? Или все-таки территория бывших полигонов будет использоваться в дальнейшем под другие задачи и цели?
 
Алла Албегова:
- Законодательство определяет, что эксплуатирующая организация обязана рекультивировать земли и возвратить их в оборот. Другой вопрос — для каких целей? Есть довольно интересный опыт Удмуртской Республики: они рекультивировали один из объектов, облагородили, посадили деревья и сейчас там прекрасно отдыхают лыжники. Если вы появитесь на этой территории, вы даже не заподозрите, что это территория бывшего полигона.
 
Олег Прохоренко:
- Игорь Витальевич, еще к вам вопрос по поводу раздельного сбора мусора. Стоит ли шкурка выделки? Вы сейчас вынуждены переделывать контейнеры, отдельно заказывать мусоровозы. Однако по крайней мере в первое время люди сваливали в контейнеры все подряд. Улучшается ли качество мусора? Есть ли прогресс и приживется ли раздельный сбор мусора в Кирове?
 
Игорь Крысов:
- Думаю, приживется. Прогресс есть, хотя и медленный. В дальнейшем мы перейдем на современные контейнеры, современный парк мусоровозов. И так или иначе мы не оставляем планы по строительству мусоросортировочного завода.
 
Светлана Занько:
- Поэтому вы, в том числе, заинтересованы в том, чтобы население все активнее и активнее сортировало. Какая помощь в этом вопросе вам нужна?
 
Олег Прохоренко:
- В Германии я изучал этот вопрос. Там все построено на экономике. Когда ты выбрасываешь весь мусор в один контейнер, он заполняется быстрее, соответственно и платить приходится больше. Когда ты выбрасываешь пластик, упаковку, бумагу, стекло в отдельный контейнер, который вывозится бесплатно, общий контейнер заполняется медленнее, соответственно и платить приходится меньше. То есть ты платишь только за тот мусор, который нельзя в дальнейшем переработать.
 
Игорь Крысов:
- Сейчас мы внедряем подобную систему в частном секторе. Раньше частный сектор был привязан к общим площадкам. Сейчас мы предлагаем установить индивидуальный пластиковый контейнер, заключить с нами договор. Наше предложение следующее — выдать бесплатно еще два контейнера — желтый и синий - для пластика и бумаги. Вывоз этих контейнеров будет осуществляться бесплатно.
 
Олег Прохоренко:
- То есть, чем больше ты туда выкинешь, тем меньше заплатишь. Итак, наша программа подходит к концу и я задаю финальный вопрос: можно ли заработать на мусоре?
 
Игорь Крысов:
- Конечно, можно. Но пока мусорные горы отнюдь не золотые. Это очень сложный бизнес.
 
Подготовила Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте