Найти и удержать
30.08.2015 13:21:00
1920
0
Кировские предприниматели предпочитают до последнего не сокращать работников.
Нынешний кризис продемонстрировал любопытную тенденцию. В отличие от, скажем, 2008 года, предприниматели до последнего предпочитают не сокращать работников, а снижать заработную плату либо переводить на неполный рабочий день. Логика понятна: кризис когда-нибудь закончится, а где потом кадры брать? Впрочем, даже сегодня многие отмечают, что рынок труда так и не смог превратиться из «рынка работника» в «рынок работодателя».
Вопросы:
1) Аналитики говорят о том, что сегодня рынок труда из «рынка работника превратился в рынок работодателя» (работодатель диктует свои условия). На сколько вы это почувствовали на работе своего предприятия, своих коллег по цеху?
2) На сколько сегодня вам стало легче (или, наоборот, тяжелее) привлечь кадры? Почему? Какие сотрудники наиболее востребованы?
3) Сегодня наблюдается тенденция, когда работодатели предпочитают не увольнять работников, а сокращать заработную плату и/или сокращать рабочий день. Отмечаете ли вы эту тенденцию? Чем на ваш взгляд она более выигрышная по сравнению с обычным сокращением штата?
4) Ожидаете ли вы существенных изменений с кадрами в вашей компании/на рынке труда до конца года?
Андрей Маури, руководитель ГК «Маури» и КРО «Деловая Россия»:
1. Я считаю, что работодатель всегда диктовал и будет диктовать свои условия. Другой вопрос, как к этому относится работник. Прошедшие "жирные" годы принесли не только завышенную, никак не связанную с производительностью труда зарплату, но и сформировали особую психологию отношения к смене работы у людей. Даже уволенный по статье работник мог буквально перейти через дорогу и устроиться на новое место, так как "рабочие руки нужны всем". Сейчас с этим переходом будет сложно, а значит, и в головах работников, через желудок, произойдут изменения. По крайней мере, я на это искренне надеюсь.
2. Как бы ни менялась экономическая ситуация в стране, а квалифицированных кадров больше от этого не становится. Даже на простые рабочие специальности именно хороших работников найти сложно. Это очень парадоксальная ситуация, когда безработица высока, желающих вроде бы много, а выбрать некого. Да, намного больше стало откликов на одну конкретную вакансию, но качество реальных соискателей от этого не выросло. Не исключено, что причина в «вымывании» кадров из регионов (в том числе и из нашего). Все стоящие специалисты уезжают в мегаполисы на лучшие условия и перспективы.
3. Желания сокращать зарплату у меня лично нет, но и повышать ее просто так тоже невозможно. Все понимают, что реальные доходы падают, и все ждут. Но ждать бесконечно тоже невозможно: запас прочности может закончиться быстрее, чем наступят «светлые времена». В общем, смутное время и тревожное.
4. Прогнозы — дело неблагодарное, и все это знают. Все (или очень многое) будет диктовать конкретная экономическая ситуация, а она пока не радует своими перспективами. Меня тревожит то, что становится все больше людей, не желающих брать ответственность на себя. Это просто бич сегодняшнего времени. При этом велико сегодня и давление государства на бизнес. Оно не просто велико, оно уже у критического уровня... Даже сложно представить, чем в итоге все может закончиться.
Сергей Штин, директор компании «Силворлд-Стрижи»:
1. Вы знаете, я не ощутил серьезного изменения в сторону того, что появился избыток рабочей силы, из которой легко выбирать (то есть, «рынок работодателя»). Нет, этого не произошло. Сейчас действительно напряженная ситуация, многие держатся за свои рабочие места. Или наоборот, начинают искать что-то другое. На первое место выходит стабильность выплаты заработной платы и перспектива дальнейшей работы. Но сегодня, как ни странно, инициатором прекращения трудовых отношений является не работодатель, а все-таки работник. Так как нет массовых сокращений, то нет и паники на рынке труда, опасений, что ты останешься без работы и так далее. Сегодня, как уже правильно отметили, идет сокращение заработной платы, но не сокращение штатов. А люди довольно серьезно закредитованы. Поэтому многие просто вынуждены искать дополнительные и стабильные заработки.
2. Достаточно сложно в сегодняшней ситуации сохранить нужный тебе персонал. Чем более сложная ситуация на предприятии (а это следствие рыночной ситуации), тем меньше ты можешь предложить своим работникам каких-то бонусов и т.д. Особенно тем сотрудникам, в которых ты очень заинтересован. Поэтому сегодня компании, у которых финансовая ситуация неплоха и которые имеют некий «жирок», чтобы пережить кризис, активно начинают пользоваться ситуацией и переманивать кадры более высокими зарплатами. Другая сторона медали заключается в том, что менее квалифицированные кадры, которые менее востребованы на рынке, окончательно теряют возможность выгодно трудоустроиться.
Впрочем, несмотря ни на какой кризис и ни на какие изменения, количество кредитов у людей не изменилось. Они могут меньше покупать продуктов и еще чего-то, но оплачивать те кредиты, которые у них сегодня есть, они в любом случае должны. И поэтому, как бы они ни были лояльны к работодателю, они не пойдут работать за сумму меньшую, чем сумма их кредитов. Как правило, она составляет до 70% их месячных доходов. Так что получается, что для работодателя почти ничего не изменилось с точки зрения стоимости кадров.
3. Мы являемся градообразующим предприятием, и нам важно сохранить кадры и не производить каких-либо сокращений. Поэтому сегодня у нас речь идет об изменении графика работы таким образом, чтобы люди могли еще где-то подработать либо компенсировать нехватку доходов домашним хозяйством. Как один из вариантов.
4. Ситуация такова, что сегодня мы находимся в состоянии определенного равновесия, и все выдерживают паузу, насколько могут. Но это не может продолжаться бесконечно. Есть ограничения по резервам как у предприятий, так и у людей. Если появится положительная динамика, тогда можно терпеть дальше и ждать позитивных изменений. Но если ситуация в ближайшее время не выправляется (это более вероятный сценарий), тогда начнет накапливаться критическая масса, и на рынке труда возникнет очень тяжелая ситуация. Начнутся сокращения, которые будут иметь эффект домино.
Дмитрий Сергеев, гендиректор строительной компании «Маяковская»:
1. Для нас, наверное, сегодняшняя ситуация несколько отличается от других. У нас коллектив стабильный. «текучки» нет. Можно ли сказать о том, что «люди стали держаться за места»? У нас они и раньше держались. Никаких глобальных изменений я, как работодатель, в этом году не почувствовал, как не почувствовал каких-либо «плюсов» либо «минусов» от сегодняшнего кризиса. Но, повторюсь, это скорее нетипичная ситуация для строительной отрасли. Мне кажется, что в целом по нашей отрасли ситуация будет несколько иная: снижение объема строительно-монтажных работ, которое сейчас происходит, несомненно, приведет к высвобождению кадров.
2. Мне сложно сказать, так как необходимости в наборе персонала у нас давно нет, повторюсь. Поэтому, мне непросто оценить сегодняшнюю ситуацию касательно привлечения специалистов. Но, учитывая, что идет высвобождение кадров, то специалистов сегодня искать стало значительно проще. Заменить непутевых и нерадивых работников, нарушающих трудовую дисциплину, либо работников с низкой квалификацией тоже будет гораздо проще. Думаю, что и требования работников к уровню заработной платы уже несколько снизились. Для нас, как для работодателей, это будет очевидное преимущество.
3. Я думаю, что это вынужденная мера. И у работника в любом случае есть право выбора. Он может согласиться на предложенные условия либо уйти и искать себе работу с прежним уровнем оплаты труда и полным рабочим днем. Хотя мне лично кажется, что лучше для работника получать меньшую заработную плату и иметь меньше работы, чем остаться вообще без нее. Это лучше, чем быть невостребованным на рынке труда.
Просто еще есть некая специфика нашей отрасли. Если у тебя упал объем строительно-монтажных работ, куда, кроме основных работ, ты можешь задействовать своих работников? Никуда.
4. Не думаю, что ситуация с кадрами и рынком труда как-то серьезно изменится до конца этого года. Я этот кризис сравниваю с 2008 годом. Тогда ситуация начала выравниваться только года через три. В отношении этого кризиса у меня точно такие же прогнозы.
Владимир Николаев, гендиректор ОАО «Кировская коммерческая компания»:
1. Да, стало полегче. Но ненамного. Сейчас еще лето, и среднестатистический работник еще не подумал о том, что надо идти на зиму работать в теплое место (смеется). Люди еще в отпусках и на дачах (сами понимаете, кризис кризисом, а отпуск по расписанию), и еще только думают о том, что делать дальше. Я думаю, начнется деловой сезон, тогда и можно будет делать какие-либо выводы о том, стал сегодня рынок труда «рынком работодателя» или не стал. Хотя, как показывает мой опыт, это все очень условно. Никогда рынок труда не был по-настоящему «рынком работодателя». В конце концов, Трудовой кодекс никто не отменял.
2. Мы, знаете, что больше почувствовали? Что кадры не то чтобы стало легче искать, скорее, их стало легче удерживать. Во всяком случае нет какой-то большой ротации. Люди стали больше отдавать себе отчет в том, что сегодня не то время, чтобы бегать с место на место. Однако, привлекать мы тоже пытаемся. Особенно нас интересует молодежь.
3. Я не отмечаю данную тенденцию, если честно. Ни на своем предприятии, ни у «коллег по цеху». Что касается нас, то у нас всегда был принцип оплаты труда в соответствии с проделанной работой. Условно говоря, у нас сдельная оплата, а не окладная. Хотя, признаю, что такая стратегия, наверное, себя в чем-то оправдывает. По крайней мере, так условный работодатель сможет сберечь свои кадры во время кризиса. Ведь всегда есть некий контингент людей, который, пока имеет какую-никакую работу, не станет искать другое место. Консервативное мышление дает о себе знать.
4. Что касается именно рынка труда, то я думаю, что он для работодателя изменится в лучшую сторону до конца года. Серьезных подвижек к улучшению экономической ситуации я пока не вижу, а это значит, что работников искать будет все легче: люди будут больше держаться за свои места и не ждать больших зарплат. Ситуацию вы сами видите: заводы сегодня либо останавливаются и банкротятся (например, как Машзавод им 1 мая), либо сокращают выпуск своей продукции. Строительная отрасль тоже не лучшие времена переживает. Так что, я не жду пока каких-либо серьезных изменений.
Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru