Метры решают

20.09.2015 14:03:00 2447 0

Об этом законопроекте говорили долго, теперь настало время принимать. На этой неделе Заксобрание Кировской области рассмотрит проект областного закона (соответствующий федеральный уже принят), меняющий налоговые ставки и «точку отсчета» для имущества организаций. Планируется, что последнее будет облагаться налогом на имущество исходя из его кадастровой стоимости. Надо ли говорить, что бизнес от этого не в восторге?

Впрочем, в областном правительстве уверяют, что те, кто до этого платил налог в зависимости от балансовой стоимости, от нового законопроекта только выиграют.

Брать по списку

Представлять законопроект народным избранникам (читай: готовиться к битве) будет зампредседателя правительства Роман Береснев.

Суть поправок довольно проста. С 1 января 2016 года налогообложение отдельных видов недвижимого имущества будет осуществляться на основе их кадастровой стоимости.

Какие это виды? В первую очередь, это объекты, площадь которых равна либо превышает 1000 кв. метров, в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), нежилые помещения, используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Министерство госимущества уже подготовило предварительный перечень объектов недвижимости в Кировской области, которые подходят под указанные критерии. В качестве основы для его подготовки использовались сведения кадастрового либо технического учета объектов капитального строительства, определяющие целевое назначение объектов недвижимости. Однако увидеть его общественность сможет не раньше, чем через 2–3 недели, так как власть на местах списки еще уточняет и выверяет.

Отмечается, что до 30 ноября утвержденный правительством Кировской области перечень должен быть представлен в налоговый орган, после чего в отношении объектов недвижимости, включенных в указанный перечень, будет применена новая система налогообложения. Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, речь идет о примерно 52,5 млн рублей, которые дополнительно в следующем году получит областной бюджет (Ред. – Все собранные деньги остаются в регионе).

«Сразу отмечу, что это прогнозная сумма, – прокомментировал «БН» зампред Роман Береснев. – Очень много будет зависеть от списка объектов и их конк­ретной кадастровой стоимос­ти. В районах облас­ти уже идет работа по уточнению списка.
Думаю, в течение 3 недель список объектов по г. Кирову будет приведен в соответствие с реальностью и будет вывешен онлайн для ознакомления. Нам важно учесть общественное мнение с точки зрения того, включен ли тот или иной объект в налого­облагаемую базу. Я ожидаю, что после всех уточнений и сверок общее количество зданий площадью от 1000 кв. м уменьшится примерно до 300 объектов».

На вопрос о том, стоят ли 52,5 млн рублей того негатива, который, скорее всего, обрушится на местную власть со стороны бизнес-сообщества, Роман Александрович отметил, что принятие областного закона и так откладывалось настолько, насколько это было возможно:

«2016 год – это последний год введения этого налога. Многие регионы с 2014 года ввели налог исходя из кадастровой стоимости. Мы здесь точно не лидер с точки зрения сроков. Что же касается тех, кто попадает под новый закон (а именно торговые центры). При всем моем уважении к этому виду бизнеса, я не вижу у них никаких особых кризисных явлений. Торговые центры как строятся в городе, в том числе и в тех местах, которые не сильно нравятся горожанам, так и продолжают строиться. Вроде бы кризис, а стройки никто не замораживает. Не так давно ВятГУ провел исследование сферы потребительского рынка областного центра. Один из выводов исследования: в городе переизбыток торговых площадей, но тем не менее, предприниматели продолжают вкладываться в строительство именно торговых центров».

Спорный кадастр

Важным элементом нового законопроекта, по мнению зампреда, является и принцип социальной справедливости:
«У нас часть предпринимателей платит имущественный налог исходя из балансовой стоимости, а есть предприниматели, которые находятся на «упрощенке», которые его не платят вообще. То есть у нас есть примерно одинаковые торговые центры, один из которых налог вносит, второй не вносит. Справедливо это или нет?

Мы примерно посчитали: для тех, кто платит по балансовой стоимости, это нововведение даст снижение налоговой нагрузки. Они сегодня по балансовой платят больше, чем завтра будут платить по кадастровой стоимости.

Мы общались с представителями бизнеса и совместно приняли решение именно с учетом кризиса не вводить ставку сразу в размере 2%. В следующем году налоговая ставка по этому виду налога составит 1%, в 2017-м – 1,5%, и только к 2018 году мы вый­дем на 2%, которую предполагает Налоговый кодекс».

Надо отметить, что бизнесменам в этом плане несколько повезло. С 2016 года платить налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости недвижимости, будут и обычные физлица. Правда, ставка для них определена сразу в 2%.

Предполагается, что камнем преткновения для многих станет собственно кадастровая стоимость.

«Она установлена по усредненным показателям кадастровой палатой, но всегда есть возможность обжаловать кадастровую стоимость. У нас создана соответствующая комиссия при Управлении Росреестра Кировской области. Кто не согласен с кадастровой стоимостью, пожалуйста, обжалуйте. С Палатой не договорились – можно обращаться в суд. Такая возможность у бизнеса есть, как есть и время для проведения выверки», – резюмирует Роман Береснев.

В свою очередь, бизнес-сообщество сомневается, что все будет так просто.

«У предстоящих изменений есть свои плюсы и минусы, – говорит вице-президент ВТПП Андрей Усенко (входит в рабочую группу по обсуждению данного законопроекта). – Они направлены на выравнивание конкуренции, так как более адекватно отражают рыночные условия. В то же время есть целый ряд вопросов. Например, почему налог, исходя из кадастровой стоимости, будут платить только те, чьи площади начинаются от 1000 кв. метров? Чем отличается торговое помещение в 999 кв. метров от такого же, но на 1 кв. метр больше? Мы, как вариант, предлагали «обложить» всех. Это было бы более справедливо, если мы говорим о том, чтобы создать одинаковые условия для конкуренции.

При этом данный налог является не «автоматическим», а реестровым. То есть объект должен попасть в список и иметь кадастровую оценку, при этом мы знаем, как в свое время у нас была проведена кадастровая оценка зданий. Думаю, очень скоро предприниматели начнут массово нанимать независимых оценщиков и проводить оценку по новой.

Мы предлагали нашему правительству три основных пункта. Во-первых, это применение регрессивной шкалы по площадям объектов, когда в один год уточняются объекты, площадью от 2000 кв. метров, и им начисляется налог. В следующий год уточняется список по объектам от 1000 кв. метров, через год – от 500, и т.д. И, таким образом, со временем изменения законодательства постепенно охватят всех, но будет время на то, чтобы отработать сами механизмы реализации нового порядка исчисления налога. Во-вторых, мы предлагали не вводить сразу ставку в размере 2%, а начать с 0,7%, что позволит сохранить доходы бюджета на уровне текущего года. Здесь к нам, можно сказать, прислушались, хотя ставка на первый год все-таки установлена в 1%. Тем не менее, мы знаем, что есть объекты в районах, чей налог после нововведения увеличится в 50 и более раз. В частности, это касается помещений облпотребкооперации. Как им быть? Сразу закрываться? И третье наше предложение касалось создания специальной «согласительной комиссии», которая будет в досудебном порядке рассматривать неоднозначные ситуации, связанные с применением этого закона. Повторюсь, не все наши предложения были приняты в рамках рабочей группы, поэтому мы будем продолжать работу по их интеграции в закон и в рамках заседания комитетов ОЗС.

Надо понимать, что у торгового бизнеса и так серьезный «провал» в этом году, а благодаря увеличению размера налогооблагаемой базы этот провал будет еще больше. На чьи плечи это все ляжет? Конечно же, в итоге на плечи конечного потребителя».

«Бизнес харкает кровью»

Бизнесмен и ритейлер федерального масштаба Дмит­рий Потапенко, который на минувшей неделе вновь посетил Киров, был в оценках еще более суров:

«Кадастровая стоимость сегодня одна из болезненных точек для предпринимателей, так как она зачастую бывает выше ее рыночной стоимости, – пояснил он свою позицию «БН». – Ее повышение уже привело к увеличению налогового бремени в 17 раз. Дальнейшая «дойка» бизнеса через кадастровую стоимость в очередной раз приведет к уходу «в тень» и коррупционной составляющей. Потому что суды идут долго и медленно, а пока вы судитесь, вам надо как-то платить эти налоги. Предприниматели будут договариваться с оценщиками и тем самым снижать налоговую нагрузку. Плюс номинальное банкротство, перебрасывание имущества на другие юрлица и т.д. Уже сейчас это идет сплошь и рядом, а когда большинство поймет, что они «влетели», то весь этот процесс пойдет еще активнее. Бизнес сегодня и так, что называется, кровью уже харкает».

Отдельный момент касается льгот. Некоторые наши «соседи» по ПФО (и не только) ввели льготы для тех или иных представителей торгового бизнеса (в основном выполняющих социально-значимую функцию), у нас пока речь о них не идет.

«От льгот решили пока принципиально отказаться, – говорит Роман Береснев. – Хотя у нас есть предприятия потребкооперации, которые работают преимущественно в районах и могут обладать большими площадями. Думаю, мы еще будем внимательно анализировать практику, которая будет складываться, и в дальнейшем я не исключаю введения определенных льгот».

В заключение также хочется отметить любопытный момент. Разумеется, власть на местах, разрабатывая данный законопроект, говорит о воле федерального законодателя (в лице Госдумы). Тот, в свою очередь, ссылается на главу государства. А вот что говорит об этом Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию в еще экономически благополучном 2012 году (с чего, собственно, все и началось):

«Считаю также, что для укрепления собственной налоговой базы регионов надо предоставить им право перейти к налогообложению недвижимого имущества, исходя из кадастровой стоимости, причем начиная уже с 2014 года. Но это должен быть самостоятельный выбор регионов, и при этом должна быть завершена вся работа по оценке объектов недвижимости и выверке данных об их владельцах».

Автор материала при всем желании так и не увидел в этом беспрекословную волю главы государства, а лишь пожелание. Однако спустя два года в регионы уже спускается законопроект, обязательный к исполнению. Общеизвестно, что слова президента не обсуждаются, поэтому мы тоже не будем рисковать. Однако вопрос о том, не перейдет ли скоро «кровохарканье» бизнеса (термин Дмитрия Потапенко) в кровотечение с летальным исходом от все повышающейся налоговой нагрузки, все-таки повисает в воздухе.

Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте