Анатолий Чурин.

Анатолий Чурин

30.10.2016 21:35:00 4726 0

Без прочного тыла

Пока идет активная смена команды в правительстве, обратим свой взор на тех, кто «пережил» не одного губернатора и, наверное, имеет право высказать свое мнение, с чего нужно начинать управление регионом. Анатолий Чурин руководил образованием Кировской области 27 лет. Выйдя на пенсию, он ушел в законодательную власть. Чурин уверен:  в Заксобрании важно не столько критиковать, сколько искать приемлемые решения.

 

Анатолий Михайлович, свою законотворческую деятельность вы начали очень активно. К вам прислушиваются в ОЗС?

– Особенность работы в Законодательном собрании такова, что без поддержки коллег вряд ли можно решить даже самый простой вопрос. И мне кажется, что при обсуждении проблем, связанных с семьей, с детьми, их здоровьем и образованием партийная принадлежность депутатов должна отходить на задний план, а преобладать должен здравый смысл. Нечто подобное и произошло на заседании комитета по социальным вопросам, когда обсуждалось предложение по отмене компенсаций на детей, посещающих детские сады, и тех доплат, которые были установлены для поощрения учителей. Предложенный законопроект не получил поддержки большинства депутатов социального комитета. И это правильно, поскольку в Кировской области данные компенсации получают 80% родителей, чьи дети посещают детсады. Но, к сожалению, на пленарном заседании ОЗС большая часть депутатов, проигнорировав решение  нашего комитета, отказала детям и их родителям в поддержке. Вновь принятый закон заметно сократил  число семей, имеющих право получать компенсацию. Были также частично отменены и ранее введенные меры поощрения лучших учителей.

В этом плане вам проще работать в законодательной власти, чем в исполнительной?
– Далеко не проще! Работая в правительстве, я был поставлен в определенные рамки. Отстаивал интересы отрасли и тех, кто работает в образовании. Часто бывало, что с чем-то не соглашался. Но если решение принималось, я не мог его не соблюдать. Однако, надо заметить, многое удавалось: были введены льготы для учителей, новые знаки внимания и поощрения для них. А сегодня будто бы все пошло в обратную сторону.
Став депутатом, вместе со своими товарищами по фракции я стремлюсь отстоять социальную справедливость, обеспечить поддержку всем кто в ней нуждается. И здесь важно не столько критиковать, сколько искать приемлемые решения.

Зачем вы пошли в депутаты, почему не дали себе возможность просто отдыхать?
– Я отдыхал целый год. Когда вышел на пенсию, появилась возможность гораздо больше читать, регулярно просматривать периодику, размышлять о вызовах, с которыми сталкивается Россия и путях ее развития. И очень обидно, что при активной внешней политике у нас нет прочного тыла. Мы находимся в опасном положении: внешние вызовы требуют быстрейшего подъема экономики, а страна уже не одно десятилетие топчется на месте. У государства не находится средств даже для лечения тяжело больных детей. И это позор!   
Весной на меня вышли представители нескольких партий с просьбой принять участие в выборах. Я отдал предпочтение коммунистам, потому что КПРФ разработала целый набор программных документов, реализация которых позволила бы кардинальным образом  изменить положение в экономике, образовании, сельском хозяйстве. Кроме того, я воспитывался в Советском Союзе на совершенно иных принципах. И тогда слова «братство народов», равенство, справедливость не были пустым звуком. Мне кажется, что идеалы, в которые верили наши отцы, живы и сегодня.

Как относитесь к первым шагам нового руководства региона?
– По опыту прошлых лет я знаю, что когда приходит новый глава региона от него многого ждут. К сожалению, прошло мало времени и непонятно, есть ли у новой команды представление о выправлении положения в экономике. Пока же, как мне кажется, избран давно опробованный подход, заключающийся в затягивании поясов, сокращении расходов, пресловутой оптимизации. Кроме того, идет избавление от прежних руководителей ведомств. При этом никто не объясняет, зачем это делается, и какие ошибки совершила старая команда. На мой взгляд, это большой просчет.

Как, по вашему мнению, можно решить проблему госдолга?
– Сегодня доходы бюджета снизились, а закредитованность выросла. Кроме того, около 800 кировских предприятий встали на налоговый учет в другие регионы. Что делать? Надо создавать условия для развития  предприятий, работать с ними, общаться с руководителями – все они на самом деле патриоты своей малой родины и не хотели бы убегать от налогов. Но надо пойти им навстречу.



На образование в следующем году будет выделено 11,7 млрд рублей, больше, чем получат другие секторы в социальной сфере. Это достаточная сумма?
– Нет, этого явно будет недостаточно, как и в прошлые годы. Хочу заметить, что в Кировской области самые низкие в стране расходы на образование. И как следствие - низкие зарплаты, растущее число зданий образовательных учреждений, требующих комплексного ремонта, быстрое старение педагогического корпуса.

Но при этом мы имеем достаточно высокий уровень качества образования?
– Да, пока педагогическим коллективам удается его удерживать. Область по-прежнему в десятке лучших регионов. Но цифры, которые сегодня заложены в бюджете на сферу образования, меньше тех, что были два года назад. Это означает, что возможности наши сократились. И когда сегодня у учителей пытаются отнять льготы по оплате коммунальных услуг, которые они получают еще с 30-х годов, это печально. Надо понимать, что сегодня 40-45% педагогов – ветераны труда, которые уже на пенсии, но все еще работают. Если их лишат льгот, они уйдут. А молодых давно уже не прельщают условия, предлагаемые современной школой.

Что касается зарплаты, учителя жалуются: ради достойного заработка им приходится брать по две ставки, классное руководство, кружки... Они загружены работой.
– Нынешняя система оплаты труда учителей не является справедливой и эффективной. Ставка у учителя маленькая, и чтобы получить приличную заработную плату, он вынужден брать дополнительные часы. Работа на полторы-две учебные ставки изматывает учительство, не позволяет уделять достаточного внимания внеклассным мероприятиям, индивидуальным занятиям с детьми. Но и при этих запредельных нагрузках зарплата учителей в Кировской области не только перестала расти, но в последнее время заметно сократилась.


Многие говорят, что сегодня теряется смысл самого слова «учитель», его авторитет. Для многих детей и родителей он уже не «царь и бог», как было раньше...
– В СССР образование было социальным благом, государство направляло на его поддержку значительные средства, понимая, что оно является основным социальным лифтом для подрастающих поколений. Сейчас образование свели к некой услуге, за которую педагог и получает свою скудную зарплату. Новый министр образования Ольга Васильева в одном из первых интервью сказала, что это неправильно, что образование не должно считаться услугой, за которую родителям нужно платить. Теперь очередь за государством - поддержит ли оно заявление министра!

Васильева, кстати, уже успела сделать немало интересных заявлений. В частности, она сказала, что ЕГЭ ждут изменения.
– Да, ЕГЭ будет меняться, но во что в итоге превратится этот экзамен, пока не ясно. Последние два-три года под давлением общественности ЕГЭ заметно изменился: выросло качество экзаменационных материалов, поубавилось количество тестовых заданий и т.д. Однако полностью избавиться от негатива не удалось. Проблемой остается «натаскивание» на ЕГЭ в ущерб плановому образовательному процессу, избыточные и дорогостоящие меры безопасности.  Нельзя превращать выпускные экзамены в полицейскую акцию.

За те 27 лет, что вы находились у руля системы образования региона, что удалось сделать?
– Главное, что в сложные 90-е годы нам удалось сохранить образовательную систему в полном объеме, высокую работоспособность педагогических коллективов. Система образования Кировской области не потеряла своего качества и возможностей.
Кроме того, мы создали совершенно новую систему управления отраслью, приблизив департамент образования как орган управления к муниципальным образовательным учреждениям: созданы образовательные округа в районах области. Это позволило резко повысить  оперативность управления и контроль над происходящими процессами.
В результате наши кировские дети получают образование лучше столичного. Любой крупный российский вуз имеет землячество из кировских школьников, и  нам часто говорят о том, что наши ребята отличаются от остальных: тем, что они умеют работать самостоятельно. Мне бы очень хотелось, чтобы наша кировская система образования сохранила то лучшее, что у нас есть. Если регион растеряет возможности образовательной системы, его ждет печальное будущее. В образование нужно вкладывать необходимые ресурсы и это многократно окупится.

Беседовала Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru


Досье
Анатолий Михайлович Чурин, депутат Законодательного собрания Кировской области, глава департамента образования Кировской 
области в 1988-2015 годы.
Дата и место рождения: 26 мая 1951 года, г. Киров.
Образование: высшее, КГПИ им. В.И. Ленина, учитель истории и обществоведения.
Карьера:
1972-1973 гг. - Опаринская восьмилетняя школа, учитель истории;
1973-1974 гг. - служба в рядах Советской Армии;
1974-1978 гг. - учитель истории школы рабочей молодежи №8 г.Кирова;
1978-1980 гг. - директор средней школы №39 г.Кирова;
1980-1987 гг. - заведующий Первомайским районным отделом народного образования;
1987-1988 гг. - заместитель заведующего областного отдела народного образования;
1988-2015 гг. - возглавлял областной орган управления образованием (областной отдел народного образования, областное управление народного образования, департамент образования).
С сентября 2016 года – депутат Заксобрания.
Семейное положение: женат, двое детей.
Увлечения: фотография, собаки, огородничество.
Литература: историческая, «Овод» Э.Л. Войнич, «Как закалялась сталь» Н.А. Островского.
Музыка: советская, а также А. Малинин и Е. Ваенга.
Любимая кухня: все, что готовит супруга.
Девиз: Всегда оставаться самим собой!


От автора

Анатолий Михайлович пригласил нас к себе домой. Живет он за городом. Если бы мы готовили телевизионную программу в духе «Пока все дома», получился бы интересный видеоряд с экскурсией по жилищу, рассказом о его долгом строительстве, любимых собаках, четырех подобранных на улице кошках. И разговор с обязательными атрибутами в виде кофе и печенья.

Вопросы от читателей:

Анастасия Мергасова, юрист:
Новый министр образования заявила о том, что нужно вернуть в школы работы на приусадебных участках и уборку школьных помещений. Вы поддерживаете эту идею?

Отчасти я согласен: раньше мы действительно мыли доски и убирали кабинеты. Но кому из детей это нравилось? Все потому, что не было создано никаких условий: вот тебе ржавое ведро, швабра, грязная тряпка - мой пол. Да, сама идея справедливая: надо с детства воспитывать привычку убирать за собой, учиться организовывать свой труд. Но для этого должны создаваться необходимые  условия: место для переодевания, наличие рабочей одежды, инвентарь и т.д. Однако, на мой взгляд, гораздо важнее вовлекать школьников в производительный труд, обеспечивая их подготовку к сознательному выбору будущей профессии.


Анна Корзунина, учитель английского языка МБОУ «Лицей» (г. Кирово-Чепецк):
Многое ли, на ваш взгляд, изменится в системе подготовки кадров для школ в связи с объединением вузов?

– Очень многое будет зависеть от способности вузов обеспечить высокий уровень педагогического образования. Я пока не в курсе того, как выстроена сегодня работа внутри нашего опорного вуза, и не могу судить о результатах. Мы с коллегами-депутатами договорились, что изучим вопрос подготовки кадров для сферы образования в новом университете и направим свои предложения в правительство. Я считаю, что надо заранее заказывать специалистов нашему вузу и оплачивать этот заказ из областного бюджета. Тогда мы сможем быть уверены в том, что учителей нам хватит.
Но в целом я считаю, что педагогическое образование в России нуждается в серьезном осмыслении применительно к современным особенностям, как в экономике, так и в общественной жизни. Однако однобокость подготовки специалистов с упором на конкретные области знаний, без учета методик преподавания, возрастной психологии и детской физиологии, не позволяет выпускникам вузов стать в достаточно короткие сроки профессионалами высокого уровня. Требуется кардинально поменять практику отбора молодежи на педагогические специальности, используя лучший зарубежный опыт.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений