Отходы — в деньги
25.06.2017 14:12:00
3022
0
Турецкий инвестор может построить в Кировской области деревообрабатывающий завод. Впрочем, пока к этому сделан только первый маленький шаг.
На заседании комитета по деревообрабатывающей промышленности и промышленному лесопользованию Вятской ТПП представители международной компании «Кастамону», кировский «лесной» бизнес и региональная власть обсудили перспективы расширения сотрудничества.
Требуется сырье
На встрече были как поставщики, которые уже работают с международной компанией, так и лесозаготовители, проявивщие потенциальный интерес. Производство «Кастамону интегрейтед вуд индастри» ориентировано на переработку неделовой древесины. А вопрос реализации низкосортной древесины и древесных отходов достаточно остро стоит в Кировской области, начал встречу старший вице-президент Вятской ТПП Юрий Исупов.
Челикташ Месут, начальник отдела закупок древесины компании «Кастамону», рассказал о заводе, построенном в Татарстане в 2014 году.
— На заводе работают две линии по производству плит МДФ, - сообщил он. - Мощность завода — 1 миллион кубометров продукции. Наша потребность в сырье — 1,5 млн кубометров древесины в год. Одну треть сырья обеспечивает Республика Татарстан. Еще одну треть — южные районы Кировской области и Республика Удмуртия. Оставшуюся треть, около 500 тысяч «кубов» обеспечивает железная дорога.
Челикташ Месут также рассказал, что его компания активно используют закупаемые отходы древесины на производстве плит МДФ и ДСП:
— С одной стороны, мы таким образом снижаем себестоимость продукции. С другой стороны, мы выполняем экологическую функцию.
По словам Александра Морозова, представителя турецкой компании, они готовы увеличить объемы закупки сырья в Кировской области, так как наш регион ближе, чем, например, Архангельская область. Соответственно, себестоимость сырья ниже.
«Ценовая политика у нас, в принципе, интересная. Наши цены вполне конкурентны», - подытожил Морозов.
С кировскими поставщиками древесины татарстанский завод работает «очень дружно и хорошо», подчеркнул господин Челикташ.
Впрочем, ряд замечаний по сотрудничеству у наших бизнесменов к гостю возник.
«Если мы вас потеряем, то сами потеряемся»
— У меня вопрос один: почему у вас коэффициент полнодревесности 0,54?Я про березу ничего не говорю, а по хвое — это мало, нужно минимум 0,57, - первым вступил в диалог Владимир Николаев, генеральный директор «Кировской коммерческой компании»,
— Когда к нам идут с предложением, мы обязательно его обсуждаем, - ответил Челикташ Месут. - Мы можем доложить руководству ваши слова и обсуждать эту тему.
— Проблема коэффициентов приемки древесины всегда была актуальна, - заметил Юрий Исупов.
— Будет ли цена за рубленую древесину (щепа) подниматься выше балансовой? - поинтересовался предприниматель из Суны Сергей Александров. - Мы перерабатываем, окоряем, сортируем на сите, получается, что у нас качество выше, нежели то, что вы будете рубить своей машиной у других предпринимателей.
— Сейчас ничего не могу сказать, Сергей, - ответил Челикташ Месут. - Мы с вами будем обсуждать эту тему. Многие поставщики знают, что мы всегда открыты для обсуждения, любую критику оцениваем и делаем шаг навстречу. Мы понимаем: если мы вас потеряем, то сами потеряемся.
Строить завод у нас — выгодно
Владимир Наймушин, сопредседатель комитета по деревообрабатывающей промышленности ВТПП, обратился к Челикташу Месуту: « А вы не изучали тему строительства таких заводов, как в Елабуге, в Кировской области? У нас сегодня заготавливается около 10 млн кубометров древесины, низкосортной древесины получается около 6 млн «кубов». У нас, к сожалению, очень маленькие мощности по переработке низкосортной древесины — чуть больше 210 тысяч кубометров в год. Инфраструктура, логистика у нас неплохие. В презентации было сказано, что работаете с поставщиками в радиусе 300 километров. А в Кировской области, думаю, вы достигли бы этого показателя в 100-150 километров, что очень выгодно и для вас, и для наших производителей».
Отвечая на вопрос, господин Челикташ сообщил, что у «Кастамону» 8 заводов в Турции. Но компания перестала инвестировать в своей стране.
— В Турции насыщенное производство, конкуренция большая, - сказал Челикташ. - Было приянто решение все инвестиции делать в России. Насколько мне известно, сейчас компания подыскивает регионы. Нам с вами стоит организовать еще одну более детальную встречу (или мы к вам, или вы к нам).
«Нам нужно сырье, и мы хотим очень активно работать в Кировской области», - подытожил Челикташ Месут.
А как у них?
Интересно, что в интервью «РБК» генеральный директор компании «Кастамону» Али Кылыч рассказал, что еще до запуска производства в Татарстане, во время первого визита в Россию, его насторожили три вещи. Первое — здешняя бюрократия, о которой турки были наслышаны. Второе — зимние условия. И третье — вот именно, разный менталитет россиян и турок. Со вторым и третьим «страхом» получилось справиться быстро и без проблем.
На вопрос журналиста «А что с проблемой номер один, с нашей бюрократией?» Кылыч ответил так:
— Смогли и ее преодолеть. Ведь мы находимся в особой экономической зоне, ее руководство нас поддерживает, помогает решить возникающие проблемы. Поддерживают нас и других резидентов ОЭЗ «Алабуга» местная власть и региональная власть, на наши предприятия смотрят как на золотой запас Татарстана! Сам президент республики Рустам Минниханов и его команда очень сильно помогли нам на всех этапах реализации нашего проекта. Мы чувствуем это и очень этому рады.
Появится ли завод «Кастамону» в Кировской области? Очевидно, что все стороны заинтересованы в нем (и турецкая компания, и кировские «лесники», и региональная власть на встрече в ВТПП сделали первый шаг навстречу друг другу). Дело за малым: взять пример с Татарстана и доказать инвесторам, что построить завод в нашем регионе — выгодное решение как для них, так и для кировского бизнеса. Тем более, что мифы и «страхи» о российской бюрократии и морозах у главы «Кастамону» уже развеяны. Главное — не «заморозить» взаимодействие с инвестором на следующих этапах.
Кстати
С приходом в регион компании «Кастамону» может решиться проблема свалок древесных отходов, которая является весьма актуальной для жителей северных районов региона. Об этом говорила и.о. министра охраны окружающей среды Кировской области Алла Албегова. Но не все так просто — значительные затраты при проведении сертификации в рамках фитосанитарного надзора и вопросы железнодорожной логистики при транспортировке низкосортной древесины не дают возможности вывозить отходы деревообработки в больших объемах, чем это происходит сейчас.
Справка «БН»
Завод «Кастамону», который начал свою работу в 2014 году в России в особой экономической зоне «Алабуга» в Татарстане, уже создал около 800 новых рабочих мест непосредственно на производстве, и еще более 2500 – в смежных и вспомогательных отраслях (транспорт, лесозаготовка и т.д.).
Мнения
Владимир Тюрин, и.о. министра лесного хозяйства Кировской области:
— Власти региона готовы бороться за потенциальных инвесторов. У нас сырьевой потенциал, как уже было сказано, весьма велик с точки зрения, в первую очередь, переработки низкосортной древесины. Поскольку вы («Кастамону» — «БН») ведете поиск мест, где можно было бы организовать производство, сегодня хотелось бы сделать первый шаг по взаимодействию с вашей компанией, с тем чтобы правительство области активно участовало в переговорных процессах. Минлесхоз совместно с ВТПП подготовили бы комплекс материалов, доказывающих целесообразность размещения производства именно у нас в регионе, чтобы на следующей встрече более предметно обсудить вопрос с представителями вашей компании.
Георгий Лугинин, депутат Заксобрания Кировской области, член комитета по промышленности, энергетике и лесному комплексу:
— Безусловно, строительство такого завода в Кировской области пойдет только на пользу нашим лесозаготовителям. Объем заготовки низкосортной древесины на территории нашего региона велик — порядка 9 млн «кубов». А перерабатывается у нас всего около 1 млн кубометров такой древесины. Весь оставшийся объем вывозится за территорию области и, частично, уходит в качестве топлива в кочегарки.
Таким образом строительство лесоперерабатывающего предприятия в Кировской области не только помогло бы нашим лесозаготовителям в реализации низкосортной древесины, но и в целом очень положительно бы сказалось на лесном секторе.