Владимир Автономов.

Честная экономика

22.10.2017 16:28:00 1715 0

Для создания благоприятного инвестиционного климата в России нужна предсказуемость, особенно легальной системы: налоговой и судов. Наши суды сегодня, к сожалению, не выполняют свои функции в экономике: они не обеспечивают надежность прав собственности. Так считает профессор Высшей школы экономики Владимир Автономов. На прошлой неделе он стал одним из гостей «Лицейского экономического форума», который состоялся в Кировском экономико-правовом лицее.

Вы хорошо знакомы с нашими кировскими школами, в частности с КЭПЛом, на территории которого мы сейчас находимся?
– Наша Школа высшей экономики и КЭПЛ возникли в одно время, когда страна переходила к рыночной экономике, к другому общественно-экономическому устройству. И все эти годы мы пытаемся соответствовать новой эпохе и создавать для нее новых людей. Я заочно знаком с вашим лицеем по ученикам, поскольку они часто занимают на олимпиадах первые места, потом замечательно учатся, а после — преподают.
Я приехал сюда, в том числе, и в поиске хороших студентов и увидел очень умные ребячьи лица. Надеюсь, что скоро у нас появятся сильные абитуриенты из Кирова.
 
Что нужно понимать сегодня под экономическим мышлением?
– Говорить об экономическом мышлении я буду в своеобразном треугольнике: экономическая наука, экономическая жизнь и экономическое образование. Наука (она мне ближе) трактует человека немного упрощенным образом: он стремится удовлетворить свои интересы, думает о том, как это можно сделать и несет ответственность за свой выбор, которая выражается через экономическую категорию альтернативных издержек. Выбирая что-то, вы всегда чем-то жертвуете — невозможно выбрать сразу все. Но то, что говорит экономическая наука,- в дангом случае неоклассическая микроэкономика,- не исчерпывает экономическую жизнь. Девиз нашей Высшей школы экономики гласит: «Не для школы, а для жизни мы учимся». К сожалению, люди не всегда думают о своих действиях и часто действуют под влиянием эмоций, привычек. С этим надо считаться. К примеру, если вы станете работать в кировской экономике вооруженными только одной теорией, вы можете наломать дров. Поэтому мы в нашей школе над неклассической микроэкономикой надстраиваем следующий этаж: у нас есть курс поведенческой экономики, где мы объясняем, как люди ведут себя на самом деле, как их поведение отклоняется от рационального, как они ошибаются и т.д. В этом году Нобелевскую премию по экономике получил Ричард Талер - профессор Чикагского университета, который занимается именно этим вопросом — тем, как люди реально ведут себя в экономике.
Надо понимать, что экономическая наука — не есть ключик ко всем замочкам. Это сложно-развивающаяся структура, в которой нет совершенно правильных моделей. Их не бывает вообще. Каждая модель — некая абстракция от реальности, и выбирать надо ту, которая больше подходит для поставленной задачи.
 
И каковы правила той экономической логики, которую вы преподаете?
– Очень просты – ты ответствен за свой выбор и его последствия. Также важны правила этичности: рыночная экономика держится на честности. 
 
На каком уровне сегодня экономическая грамотность нашего подрастающего поколения?
– Со всякой образованностью сегодня есть проблемы. С русским языком дела обстоят  хуже всего. С математикой все более-менее в порядке, а искусство писать безударные гласные, кажется, навеки потеряно. Я понимаю, от чего это: дети уже не читают книг, трудно воспринимают печатную информацию. Мы стараемся это исправить: даем много творческих заданий по подготовке презентаций, устных выступлений, по написанию эссе. А с экономикой мы движемся вперед: наши бакалавры уже вполне конкурентоспособны на мировом рынке. Лучшие университеты в Америке, Европе нами покорены. Одна моя студентка поступила в Сорбонну. Я ее спросил недавно, как идет учеба, а она ответила: «Ничего нового в программе пока нет». Лидеры в сфере нашего экономического образования дают его на достойном уровне. С магистратурой, конечно, дела обстоят сложнее, потому что магистров надо учить на основе своих научных наработок, а таких преподавателей у нас не так много. 
 
Как это можно исправить?
– Научное творчество необходимо везде (в банке, страховой компании): для этого не обязательно быть профессором. Мы стараемся прививать ребятам этот навык с первого курса. Так, другие экономические вузы ставят на первое место более прикладную подготовку. Но подобные знания быстро устаревают. К примеру, когда наши студенты закончат бакалавриат и магистратуру, нормативная база той же финансовой системы может измениться. Поэтому мы считаем, что студентов надо учить логически мыслить. Мы с радостью приняли разделение на бакалавриат и магистратуру. Сейчас в ВШЭ первые три курса студент получает общие знания, а специализированная подготовка начинается с IV курса,  то есть довольно поздно по сравнению с другими вузами. Наше правило: сначала пойми логику, а потом надстроишь все остальное. В связи с этим самый приятный комплимент, который мы слышим от работодателей – «ваши ребята умеют учиться, они понимают, что не все знают». Из других  вузов студенты чаще приходят с уверенностью, что знают все. Работать с ними трудно.
 
Профессия экономиста не устарела? Есть мнение, что она может умереть в скором времени.
– Экономисты нетворческих специальностей сегодня редко нужны – для чего, например, операционисты в банках, если банкомат все делает сам. Но люди с творческим характером, способные выполнять нестандартные задачи, будут нужны всегда. Этому мы и стараемся научить студентов - приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, к непривычным ситуациям. 
 
Нужно ли вводить в школе обязательный экзамен по экономике и в целом вводить такой предмет?
– Я - не большой сторонник обязательных экзаменов по какому-либо предмету, потому что чаще всего это превращается в профанацию. Такое было в мое время, когда я, например, сдавал научный коммунизм.  Как только у нас в ВШЭ появилась некая свобода деятельности, мы сразу отменили госэкзамен. Если поставить обязательный экзамен, то, скорей всего, это вызовет только отвращение к предмету.
 
При этом ваша школа всегда выступала за ЕГЭ? Почему?
– Мы были за него и остаемся на этой позиции. На мой взгляд, это более объективный, щадящий режим перехода от среднего образования к высшему. Он свойствен подавляющему большинству стран. Раньше, когда сдавался обычный экзамен, имело значение, например, насколько близко родители ученика знакомы с преподавателями. Кроме того, возможности абитуриентов расширяются в географическом плане – у них появляется возможность поступить в Москву.
Конечно, пока у ЕГЭ много отрицательных моментов: натаскивание на тесты, например, – далеко не самое лучшее. Кроме того, сам формат тестов еще нигде и никогда не внедрялся с такой быстротой, как у нас – всего за несколько месяцев. В итоге, мы быстро ввели новую систему, а сейчас совершенствуем ее до посинения.
 
Насколько вы успели познакомиться с экономикой нашего региона?
– Я не успел еще много о ней узнать, но понимаю, что трудности здесь есть, как и у всех регионов. Недавно, например, ко мне приезжала сестра из Рязани и жаловалась: фирмы закрываются, реальные доходы населения падают. Такова макроэкономическая статистика: последние три года доходы населения падают. Люди вынуждены искать подработку, которая есть не всегда. Даже у наших выпускников есть проблемы с трудоустройством, хотя раньше этого никогда не было. И я думаю, кировский регион – не исключение, поскольку сырья у вас нет. Хорошо живет тот, у кого есть нефть и газ. Остальные стремятся искать свою нишу.
 
Минэкономразвития России недавно сделало прогноз по развитию экономики страны на ближайшие 20 лет: согласно предположению экспертов у нас не будет роста ни доходов, ни пенсий. Каков ваш прогноз?
– Я не люблю делать долгосрочных прогнозов, хотя дело это довольно безопасное. Но при этом и безответственное. Тем более этого не нужно делать в нашей стране, экономика которой так привязана к мировой нефтяной конъюнктуре. Стала мировая экономика замедляться - спрос на нефть упал и мы страдаем. Договорились с Саудовской Аравией - нефть пошла вверх, у нас появились признаки жизни. Конечно, есть какие-то фундаментальные факторы, которые на этот процесс могут повлиять, например, - открытие сланцевых технологий в Америке. После этого мы можем уже не надеяться, что у нас когда-то будет, как в начале 2000-х годов – так хорошо уже точно не будет. Предложение нефти на мировом рынке растет, и России с довольно дорогими источниками  ее добычи скоро трудно будет конкурировать. Это нормально, что мы экспортируем нефть и газ – имея такие преимущества, страна должна этим пользоваться. Но что касается долгосрочного роста нашей экономики, тут нужно говорить давно известные вещи о создании инвестиционного климата. И для него, как известно, нужна предсказуемость, особенно легальной системы: налоговой и судов. Наши суды сегодня совершенно не выполняют свои функции в экономике: они не обеспечивают надежность прав собственности. Какие в таких условиях могут быть инвестиции, когда вы не знаете, кому достанется прибыль от них и понимаете, что у вас могут на ровном месте все отнять? Жалко, что на это сегодня наша власть не реагирует. Это первое, о чем говорит Научный руководитель нашей Школы Е.Г.Ясин – в нашей экономике нужно, прежде всего, создать независимые суды. И тогда все пойдет проще. Игра без правил не даст твердого роста. Пока так будет, прибыль будет вывозиться в оффшоры.
 
А если наша власть повернется в сторону бизнеса, то какие сферы мы сможем развивать?
– На мой взгляд, у нас до сих пор есть некие преимущества по системе нашего образования. Наше население пока еще более-менее образовано, в частности, в технической области. Хотя во многих отраслях уже уходит последнее поколение инженеров. Поэтому надо, не теряя времени, обеспечивать страну кадрами. Это как непрерывный цикл в металлургии – только остудишь печь, и придется все выбрасывать. Преемственность в процессе образования потом уже не вернешь. У нас есть, к примеру, авиационная промышленность: это локомотив, который тянет за собой многие другие производства. Но помогать этой отрасли нужно с умом. О подобном «воспитательном протекционизме» как-то писал известный немецкий экономист Фридрих Лист: надо поддерживать сферу, которая нуждается в выводе на мировой уровень, но как только это произошло, поддержка должна быть убрана немедленно. Сергей Витте был его учеником, пытался воплощать эти идеи на практике, и у него многое получалось.
 
А сегодня у кого-то получается?
– Вы знаете, многие критикуют Эльвиру Набиуллину, но мне кажется, то, что она делает в Центробанке - это здравая политика. ЦБ занялся надзором и это правильно. Принимаются меры по оздоровлению, по санации.  Кроме того, она не дает делать глупости в макроэкономической сфере: например, напечатать больше денег. Центральный банк должен быть консервативным. А функцию развития должны брать на себя другие структуры: минэкономразвития, например, министерство промышленности.
 
Досье
Автономов Владимир Сергеевич, профессор, заведующий кафедрой экономической методологии и истории высшей школы экономики.
Дата и место рождения: 26 февраля 1955 года, Москва.
Образование: экономический факультет МГУ.
Достижения: член-корреспондент РАН (1997; Отделение глобальных проблем и международных отношений), научный руководитель факультета экономических наук НИУ ВШЭ с 2011 года, декан факультета экономики НИУ ВШЭ в 2000-2011 годах. Ординарный профессор ВШЭ. Заведующий сектором институциональных основ экономики Института мировой экономики и международных отношений РАН (с 1997), член Никитского клуба, член президиума Вольного экономического общества. Лауреат премии им. Варги РАН (1994). Член Европейского общества истории экономической мысли.
 
Основные научные интересы:
Структура современной экономической теории;
«Революции» в истории экономической науки;
История и методология экономической науки;
Модель человека в экономической теории;
Перевод и издание трудов классиков экономической науки.
 
Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru
 

Владимир Сергеевич оказался именно таким, каким ожидаешь увидеть профессора московского университета — лишенным всякой напыщенности  и излишней важности, умным и простым. А еще, кажется, как настоящему преподавателю, ему можно было задать любой вопрос и услышать в ответ очень интересную реплику. Он легко согласился дать интервью нашему изданию и беседовал со мной в каждую свободную от форума минутку. Даже вместо обеда.
 
 
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте