Транспортная реформа: перезагрузка
В Кирове появится программа комплексного развития транспортной инфраструктуры — как минимум, до 2030 года. Техзадание для подрядчика уже подготовлено, в июле планируется провести конкурс. На его проведение федерация выделила более 17,7 млн рублей.
Такого раньше не было
Создание такой программы - обязательное требование к участникам проекта «Безопасные и качественные дороги». Официально у города появятся сразу три стратегических документа: комплексная программа развития транспортной инфраструктуры, комплексная схема организации обслуживания населения общественным транспортом (с учетом пригородных перевозок) и комплексная схема организации дорожного движения в Кирове.
На сегодняшний день подготовлено техническое задание на проведение этих проектных работ. По планам, они будут выполнены к декабрю этого года. В дальнейшем программа пройдет процедуру общественных слушаний и будет утверждаться гордумой. Об этом на заседании профильной рабочей группы, состоявшемся на прошлой неделе, рассказал зам. начальника департамента городского хозяйства Дмитрий Печенкин. Он добавил, что до настоящего времени как таковых документов территориального планирования в городе не было.
- Это будет конкурс, не аукцион . Почему конкурс? Потому что здесь сложный набор мероприятий по выполнению в том числе научно-исследовательских работ, если брать, например, исследование интенсивности движения. Необходимо определить подрядчика, тот проектный институт, который сможет это реально сделать, имеет свою производственную базу и опыт работы, в том числе по разработке данных программ, - пояснил Печенкин.
На сегодняшний день специалисты изучили в том числе практику субъектов, которые уже приступили к реализации программ. Подготовленное техзадание для Кирова составлено с учетом практических мероприятий и состоявшихся конкурсов, которые прошли в других субъектах, добавил выступающий.
- На сегодняшний день до города Кирова доведены средства на объявление конкурса — 17,735 млн рублей. Это средства целевые. На эту сумму мы, как один из участников Кировской городской агломерации, в июле этот конкурс проведем и определим подрядную организацию для разработки документов, - резюмировал Дмитрий Печенкин.
Местные или приезжие?
В первую очередь, члены рабочей группы поинтересовались: кто займется разработкой таких стратегически важных для города документов.
- Как мы понимаем, выиграет уже заранее спланированная федеральная организация? Мы же знаем, как у нас формируется конкурс. Помните дорогу Киров-Русское? - задал вопрос депутат гордумы Владимир Журавлев.
- Еще раз повторюсь: это будет конкурс, а не аукцион, - парировал Печенкин.
После долгих расспросов Журавлева он признался, что была встреча с проектным институтом из Воронежской агломерации, который «ведет разработку таких программ в большинстве субъектов».
- Это одна из лучших практик, приведенных Федеральным дорожным агентством. Схема, по которой программа была реализована в Воронежской агломерации, это одна из лучших практик в агломерациях, участвующих в этом проекте (БКД — прим Bnkirov.ru). Но в любом случае это будет конкурс, о конкретном подрядчике мы сейчас не говорим, - подчеркнул Печенкин.
- Мы не должны забывать, что органы власти одновременно должны являться организатором и модератором вопросов развития. Киров по многим направлениям не осуществляет самостоятельных действий, в том числе проектировочных, - продолжил Владимир Журавлев. - Я вижу причину в том, что власть не заинтересована, чтобы местные проектировщики или подрядчики по каким-то разным причинам участвовали в этих конкурсах. У нас в Кирове несколько проектных институтов. Они могли бы справиться, изучив опыт тех, рекомендованных. Тем более, есть информационно-цифровые технологии. Может, своих подключить? Надо выращивать местных экспертов. Специалист растет по время работы.
К дискуссии подключился сити-менеджер Илья Шульгин. Во-первых, подчеркнул он, «понятно, что без местных специалистов мы далеко не уедем»:
- Пока приедут какие-то «звезды», пока поймут, как живет город. Невозможно даже за осмысленно короткий срок понять, куда должен город развиваться в части генплана, в части развития дорожно-транспортной сети. Работа комплексная, сложная и без местных специалистов обойтись нельзя.
С другой стороны, работа серьезная, стратегически важная и требует колоссального подхода. Шульгин вспомнил об одной из последних разработок, связанных с дорожно-транспортной сетью города, которой занималась местная организация.
- На мой взгляд, или разработка не самая удачная или воплощение дурацкое.
Вовращаясь к теме улично-дорожной сети и привлечения местных кадров, Илья Шульгин рассказал об апрельском разговоре с зав. кафедрой архитектуры и градостроительства ВятГУ Геннадием Безверховым. Геннадий Михайлович предложил включить в рабочую группу местных специалистов по разработке техзадания — и по генплану, и по подразделам - по дорожно-транспортной сети, ливневой канализации и по другим системам жизнеобеспечения.
Это одна часть. Когда мы преодолеваем эту часть работы, то уже ищем открытым конкурсом серьезные компании, которые могли бы эту работу сделать. И у нас получится некий симбиоз: обязательно наличие местных, при этом хотелось бы привлечь определенных «звезд» из Москвы, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга. Сегодня организаций, которые могут выполнить такую работу, можно по пальцам пересчитать, добавил Илья Шульгин. Напомним, ранее о катастрофической нехватке профессиональных кадров на рынке проектировщиков и изыскателей говорил и генеральный директор ООО институт «Кировводпроект» Владимир Смирнов.
- Я часто от вас слышу, что надо привлекать местные кадры. Это без всякого сомнения. С другой стороны, все-таки документ должен быть надгородским. Мы сначала должны себе поставить определенную серьезную планку, потому что время ограничено. По большому счету, в 5-летнем горизонте планирования нам необходимо совершить определенный прорыв: улицы почистить-замостить, тротуары наконец-то сделать, аварийные деревья поменять, а новые посадить. Когда по всему городу растут американские клены и тополя — это признак деградирующей территории, - добавил Илья Шульгин.
Традиция накопления хорошего
Глава администрации сделал акцент на том, что вся работа по улучшению инфраструктуры города должна вестись не сиюминутно, не одним разом. Пусть понемногу, но ежедневно. Только в таком случае «через определенное время получается совершенно удивительный результат».
В качестве примера напомнил о комментариях кировчан по поводу проведения Дня города.
- Отзыв, который получили после Дня города: не без огрехов, погода подвела, звук, возможно, какой-то там не тот был (в соцсетях кирочане пожаловались на качество звука на концерте группы «Звери — прим. Bnkirov.ru). Я был на Дне города. Честно говоря, не ценитель таких музыкальных публичных выступлений, тем не менее музыка хорошая и громкая. Получил ли удовольствие каждый гражданин, который пришел на площадь? Не знаю, но в целом мне показалось, что настроение хорошее. И люди не собрались бы здесь, если бы не хотели. Потом был салют, и он был был организован на внебюджетные деньги. Думаю, как раз с таких небольших вещей и начинается традиция накопления хорошего. Нам в Кирове нужно ее начать, - сказал Илья Вячеславович.
Коснулся и темы организации маршрутной сети, где много нареканий связано с сокращением тролейбусов, неудобными конечными остановками. Напомнил участникам группы о ситуации с запуском электрички до Нововятска, которую обсуждали на прошлой неделе.
- На фоне обсуждения запуска электрички до 41 микрорайона выясняется, что туда проще продолжить автобусный маршрут, над чем мы сейчас и работаем. Если там уже есть автобусный маршрут, надо просто сделать так, как люди просят. Это же элементарно. Оказывается, надо делать остановку. Сколько стоит остановка? Почему ее нельзя сварить и поставить? Для меня это загадка. Мы сейчас все эти вещи рассматриваем, потому что (как говорится, интернет нам в помощь) это все довольно просто делается, - сказал Шульгин.
Он дополнил: надеюсь, что и своими силами, и с привлечением специалистов извне эти все вопросы город сможет решить. Планомерное решение таких локальных вопросов как раз и приведет к созданию и, главное, эффективной реализацию масштабных стратегических документов.
В частности, речь о разработке нового генплана Кирова (напомним, на разработку нового генплана — на 2020 по 2040 годы выделены средства, создана группа для разработки проекта документа).
- Важно, чтобы все его разделы были проработаны, чтобы не было в нем никаких глупостей, очевидного общественного несогласия. В этом году работа в этом направлении запланирована. Бог даст, деньги найдем, заработаем, где-то сэкономим и эту работу запустим как можно раньше. Рассчитываю, что где-то в июльскую сессию нам надо принципиально все эти вопросы решать. За июнь-первую декаду июля потрудиться, чтобы до сентября вы имели серьезный фронт работы. Уже в сентябре подойти с серьезными результатами, а в октябре отчитаться по пределанной работе на Урбанистическом форуме. Такой вот сжатый план, - обратился в участникам рабочей группы Илья Шульгин.