Мусорные переговоры

01.07.2018 09:43:00 1649 0

«Что мы будем делать с мусором?» Так звучала тема первого дискуссионного клуба «Так-то да», заседание которого прошло в библиотеке им. Герцена

Общественники собирались обсудить с властью грядущую «мусорную реформу», но поговорить смогли, в основном, сами с собой: как только, извинившись, зал покинул губернатор, из Герценки ретировались почти все министры и главы районов. До чего договорились участники дискуссии?

«Где ты у меня отходы увидел»?

В Кирове 28 июня впервые состоялся дискуссионный клуб «Так-то да», организованный по инициативе региональной Общественной палаты. Общественники планировали обсудить с первыми лицами региона вопрос, который в скором времени коснется абсолютно каждого жителя области: «Что мы будем делать с мусором?»

- В ближайшее время вся страна без исключения будет переходить на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, - ввел присутствующих в курс дела губернатор Кировской области Игорь Васильев. Его пригласили к участию в дискуссии. И он пришел в сопровождении дружной команды чиновников: профильных министров, а также глав районов, которые прибыли в Киров по случаю проходившего в тот же день пленарного заседания Заксобрания и отказаться от участия в «мусорной дискуссии», видимо, не смогли. Присутствовали в зале Герценки глава администрации Кирова Илья Шульгин и председатель Заксобрания Владимир Быков (которые, правда, не сказали ни слова), представители прокуратуры, общественники, активисты и неравнодушные граждане.

- Тяжело, сразу скажу, идет (ред. - «мусорная реформа»), - рассказала участникам дискуссии специально прилетевшая на мероприятие Альбина Дударева, председатель комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты России. - Нелегальный рынок сопротивляется. Там огромные суммы, которые не доплачиваются в бюджет. Наносится огромный вред окружающей среде. Но я надеюсь, что нелегальный рынок будет побежден, а у нас все-таки будет цивилизованная переработка отходов.

А секретарь Общественной палаты Кировской области Александр Галицких напомнил, что за оставшиеся до перехода на новую систему обращения с ТКО полгода нужно решить огромное количество вопросов.

- Одна бабушка, сельская жительница, по поводу платы за вывоз мусора ответила гениально: «Где ты у меня отходы увидел? Все, что горит — я сжигаю, а все, что съедобно — хрюшка съедает». Это вопрос? Вопрос, - рассказал Галицких. - Или обсуждался еще такой вопрос: у нас часть людей как 10 мая уехали в сад, так обратно вернутся к октябрю. Как будет организована утилизация мусора в садоводческих товариществах? И не придется ли им платить дважды?

Еще вопрос, отметил глава ОПКО: «Мы знаем, планы грандиозные. Должны быть построены несколько предприятий по сортировке мусора на территории Кировской области. И они будут построены, я уверен в этом. А в чьей собственности будут эти предприятия? Потому что инвесторами, по сути, будут являться жители Кировской области, которым предстоит платить за ТКО. Наверное, эти предприятия тогда должны быть муниципальными».

За что будем платить?

В чем суть мусорной реформы? Что конкретно изменится, какие планируют построить объекты, кто, как и куда будет вывозить мусор? На эти вопросы попыталась ответить министр охраны окружающей среды и природопользования Кировской области Алла Албегова.

По словам Албеговой, ежегодно в регионе образуется 518 000 тонн отходов. Все эти отходы, согласно новым требованиям, должны пройти сортировку или обработку, и только после этого отправляться на полигоны. Министерство предложило территориальную схему размещения отходов и мест, где они будут накапливаться и сортироваться. В схеме указаны маршруты, по которым поедут мусоровозы, и любое перемещение отходов вне территориальной схемы с 1 января будет считаться незаконным.

Создана также электронная модель для территориальной схемы, в которой отображаются все мусорные контейнеры, маршруты движения, сортировочные станции, станции перегрузки и полигоны захоронения. Получилось, что в регионе работает 25 официальных полигонов, еще 2 готовятся к сдаче, а муниципалитетов гораздо больше, и полигонов на всех не хватает. Поэтому, постановили в министерстве, мусор придется возить в соседние районе. Чему, разумеется, жители районов вовсе не обрадовались.

До 2022 года в Кировской области должно быть построено 14 мусоросортировочных станций за счет федерального бюджета, а также 14 мусороперегрузочных станций и 5 полигонов захоронения за счет «внебюджетных средств». Еще один объект запланировано построить к 2029 году. Нужны контейнеры, контейнерные площадки, техника. Сумма на 10 лет, необходимая для реализации всех запланированных мероприятий, составляет около 10 млрд рублей. Все расчеты и источники финансирования строительства объектов прописаны в инвестиционной программе. Опираясь на эту программу Региональная служба по тарифам установит новый тариф на отходы. Срок, до которого тариф должен быть рассчитан - 20 декабря 2018 года.

Своеобразной «управляющей компанией» в «мусорной сфере» на ближайшие 10 лет станет подконтрольное мэрии АО «Куприт». Именно эта компания выбрана региональным оператором в сфере обращения с отходами. Она будет заниматься сбором, транспортированием, обезвреживанием, захоронением отходов и самостоятельно искать подрядчиков, цены на услуги которых будут определяться на торгах. Для населения же Региональная служба по тарифам установит единый «мусорный тариф».

За что и сколько будем платить? Этот вопрос адресовали руководителю РСТ Максиму Михайлову. Он пояснил, что пока точно не известно, сколько население будет платить. Тарифная заявка от регионального оператора должна поступить в РСТ до 1 июля, после чего служба начнет производить расчеты и до 20 декабря утвердит тариф. По словам Михайлова, в тариф заложат затраты на сбор мусора, обезвреживание, захоронение, транспортировку, сортировку, на работу полигонов, оплату заработной платы сотрудникам и на инвестиционную составляющую — создание новой «мусорной инфраструктуры».

Дело привычки

Только спустя час после начала дискуссии общественникам, наконец, дали слово. - В моем родном городе целый год горел полигон. За это время прозвучало 12 обещаний, что полигон будет потушен, 17 заверений в том, что ничего страшного не происходит, мы написали несколько десятков обращений, - рассказал чепецкий активист Сергей Алтобаев. - И это пример, когда представители общества мало могут сделать, когда у нас органы контроля и местного самоуправления довольно беззубые.

Сейчас, по словам активиста, в Чепецке занимаются мусором два предприятия. Первый владеет новым полигоном под Просницей, но чтобы не платить взносы за негативное влияние на окружающую среду, незаконно везет мусор на исчерпавший себя полигон в Перекопе. Все надзорные органы об этом знают, но никто ничего не делает. Второе предприятие отвозит отходы в Зуевский район, однако около месяца назад в Чепецке активисты нашли огромную несанкционированную мусороперегрузочную станцию, устроенную этим частником.

- Эти ситуации показывают, какой царит хаос и ад в вопросах обращения с отходами в моем городе, - подчеркнул Алтобаев и задал губернатору вопрос: как будет контролироваться реализация «мусорной реформы» и, в частности, поиск «местечковых» подрядчиков, которые займутся вывозом отходов.

Следующий вопрос прозвучал от члена инициативной группы по вопросу строительства полигона ТБО в деревне Осинцы Виктора Вершинина, который поинтересовался судьбой костинского полигона, ресурс которого давно исчерпан. Свалку закроют к концу года, ответил губернатор, после чего регион будет добиваться привлечения федеральных средств на проведение работ по рекультивации. Гражданину Алтобаеву Васильев посоветовал выехать в Кирово-Чепецк на полигон вместе с надзорными ведомствами (представители последних присутствовали в зале и кивнули в ответ), а по поводу опасений из-за возможных неплатежей за мусор сказал следующее:

- Слушайте, ну все в жизни происходит в первый раз. Что вы драматизируете. Мы еще тариф не рассчитали, а уже плачем и волосы на себе рвем. Простой пример: у нас какое-то время назад не было никакой платы за телефон. Ничего, привыкли, платим.

На этом Игорь Васильев откланялся, извинился и покинул зал. А вопросов было заготовлено еще много. Напомнили о себе, например, противники строительства полигона в Осинцах, заявив, что категорически не рады тому факту, что к ним, согласно территориальной схеме, будут возить отходы из соседних районов и из Кирова.

- Полигон в Осинцах строится на частной земле частным инвестором. Каким способом будет идти контроль? За два года нашей борьбы мы уже получали ответ от Росприроднадзора, что у них нет достаточных оснований, чтобы прийти и проверить, так как земля частная. А что будет дальше, когда сюда повезут отходы? Кто будет за этим следить и кто отвечать в экстренном случае? Ведь уже сейчас мы знаем, что строил полигон ООО «САХ», а затем ООО «Центральный полигон», у которого уставной капитал 10 000 рублей. С кого будем взыскивать, если что-то случится?, - задал вопрос участник дискуссии Александр Ситников.

Ответить на вопросы общественников было уже некому. Буквально через несколько минут после того, как с участниками дискуссии попрощался губернатор, к выходу потянулись один за другим министры, главы районов и прочие чиновники разных рангов. «Вот так важно власти мнение общественности», - сделали выводы те, кто остался. И поговорив еще немного, решили расходиться, чтобы встретиться вновь. 

Мнения

Альбина Дударева, председатель комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты России:

- Долгие годы в Кировской области были самые маленькие тарифы за мусор. Системы не было. Хорошо всем жилось: кто-то ничего не платил, а кто-то ничего не делал. Это должно закончиться. Раз мы мусорим — надо платить. Чем ваша система мне сегодня нравится? У вас пока получается неплохое взаимодействие частника и власти. Даже если частник уйдет, созданная система останется. Мы очень опасаемся за те регионы, куда пришел просто частный бизнес. В основном, строят только полигоны на арендованной земле, бросают все и исчезают, а накопленный экологический ущерб достается региону.

Александр Галицких, секретарь Общественной палаты Кировской области:

- Одна бабушка, сельская жительница, по поводу платы за вывоз мусора ответила гениально: «Где ты у меня отходы увидел? Все, что горит — я сжигаю, а все, что съедобно — хрюшка съедает». Это вопрос? Вопрос. Или обсуждался еще такой вопрос: у нас часть людей как 10 мая уехали в сад, так обратно вернутся к октябрю. Как будет организована утилизация мусора в садоводческих товариществах? И не придется ли им платить дважды? Еще вопрос. Мы знаем, планы грандиозные. Должны быть построены несколько предприятий по сортировке мусора на территории Кировской области. И они будут построены, я уверен в этом. А в чьей собственности будут эти предприятия? Потому что инвесторами, по сути, будут являться жители Кировской области, которым предстоит платить за ТКО. Наверное, эти предприятия тогда должны быть муниципальными.

Мария Петухова

petuhova.mv@gmail.com

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте