Исполнительный директор «ОПОРЫ РОССИИ» Андрей Шубин.

Андрей Шубин: "Без реформы системы контроля и надзора ничего не изменится"

02.06.2019 12:06:00 2003 0

В России действует огромное количество устаревших норм и требований, мешающих нормальному развитию бизнеса. Об этом, настроениях в бизнес-среде, реформах и сшитых белыми нитками уголовных делах против предпринимателей «Бизнес Новостям» рассказал исполнительный директор «ОПОРЫ РОССИИ» Андрей Шубин.

- Андрей Николаевич, как, по вашим оценкам, сегодня чувствует себя малый и средний бизнес?
 
- По-разному. Надо понимать, что половина малого бизнеса — это торговля, в которой несколько сегментов - нестационарная, мобильная, торговля в павильонах, оптовая, розничная, торговля отдельными видами товаров. Сейчас идут очередные реформы. Одна из них - по внедрению онлайн-касс. С одной стороны, в систему «зашит» отличный маркетинг: можно увидеть лицо покупателя, проанализировать периодичность его приходов, спрос — сделать анализ рынка. С другой стороны — это затраты. Понятно, что многие одномоментны. Нужно приобрести саму кассу (хотя предусмотрены налоговые вычеты). Если торговое помещение находится в полуподвале, необходимо усиливать интернет. А фискальный накопитель требует ежегодной замены. Мы пытались это изменить, но силовой блок выступил за фискальный накопитель, аргументируя необходимостью криптозащиты, защиты от подделывания данных и так далее. Для бизнеса, работающего с минимальной выручкой, это затраты.
 
На ситуацию влияют и другие факторы. Возьмем для примера торговые сети. Особенно в регионах: ритейл заходит — малый бизнес вокруг закрывается. Это системная, сложная проблема, которую нужно решать и давать часть территории субъектам малого бизнеса. У него нет таких объемов, такой матрицы продуктов, какие есть у торговой сети. Он не может дисконтировать цены, потому что сети снижают цены на определенные социально-значимые виды товаров, к примеру, хлеб, муку, яйца. В общей матрице за счет покупательского потока сетевики они разбивают маржу по другим направлениям: к ним ходят разные группы населения, с разной покупательской способностью. За счет дисконтирования цен на этот минимальный набор продукции происходит переток покупателей от субъектов малого предпринимательства в сети. Малому бизнесу становится экономически нереально с ними конкурировать. Большая задача и роль любого региона — обеспечить баланс интересов. С одной стороны, торговые сети для нас, как для потребителей, это разнообразие товаров. С другой, с точки зрения экономики, важно, чтобы в городе оставались местные предприниматели. Они будут платить налоги в местный бюджет, а торговая сеть аккумулирует выручку в субъекте федерации, где зарегистрирована.
 
 
- Ваше объединение выступило с инициативой отсрочки применения касс для ряда предпринимателей. 23 мая Госдума поддержала пролонгацию возможности не использовать кассы ряду ИП, применяющим ЕНВД и патентную систему налогообложения, до середины 2021 года. Это можно считать победой?
 
- Да, с одной стороны, мы этого добились. С другой - пришлось сделать непростой выбор. Мы говорим обо всем бизнесе, при этом есть малый и средний бизнес, работающий в сфере ККТ. Они потратились: заблаговременно закупили на склады технику (вспомнив первую волну реформы, когда аппаратов катастрофически не хватало), набрали специалистов для обслуживания касс, а «ввод в эксплуатацию» отменили.  Нам пришлось выбирать, чтобы максимально соблюсти интересы большего числа людей. Все-таки ИП больше. Есть, допустим, предприниматели, занимающиеся народными художественными промыслами. Они работают с минимальной маржой и подпадают под пролонгацию. Сейчас рассматривается возможности установки единой кассы для штата таксистов, курьеров и других сфер. Налоговая ищет варианты, чтобы оптимизировать затраты для разных игроков на рынке.
 
Одна из реформ связана с маркировкой товаров. Шубы прочипировали, на очереди – новый список продукции. Это тоже затраты. При этом, как показывают наши опросы, покупательская способности снизилась, рубль подслабел. Коллеги-предприниматели отмечают, что цена закупки товаров возрастает, расходы на логистику тоже увеличиваются. Помню, год начинался с 41 рубля за литр бензина, сейчас заправляюсь в Москве по 45-46 рублей. Это все ложится на плечи предпринимателей и в конечную цену для потребителей.
 
Если в целом брать глобальную статистику, то сильных потрясений не произошло. Число ИП даже увеличилось. Посмотрим, что будет 10 августа, когда обновляется реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. 
 
- Насколько сильно ситуация отличается в разных сферах?
 
- Настроение у всех разное. На рынке оказания медицинских услуг частные клиники говорят о росте спроса и прибыли. У производителей кабельной продукции (этот рынок ближе к среднему) многое зависит от цены на медь на мировом рынке. Они тоже чувствуют себя более-менее нормально. Взять стройку — там проблемы. В жилищном строительстве сейчас идет очередная реформа, связанная с эскроу-счетами, дольщиками. У строителей все зависит от крупных игроков, хотя, по сути, почти вся стройка — это малый бизнес. Работы со слаботочкой, прокладывание инженерных коммуникаций, установка кондиционеров, отделка, дизайн – все делают малыши. Они зависят от генподрядчиков, у многих из которых финансовые сложности.
 
Отдельная тема — рестораторы, где большинство проблем связанно с контролем и надзором. Поверьте, Роспотребнадзор в любом кафе найдет массу причин для предписания. Действует очень много лишних, устаревших требований к ведению бизнеса, которые никто не может посчитать. Яйца надо варить чуть ли не в трех водах, при этом на яйце должна быть маркировка. Как, если яйца варишь? Раньше нельзя было в холодильнике в одном отделении хранить мясо и овощи. Это при том, что все давно упаковывается в вакуум, и риски, которые были раньше, сейчас не актуальны. Многие нормы устарели, но они действуют. С хорекой в этом плане вовсе беда, их проверяют все. Вопросы, связанные с контролем и надзором, сейчас основные на повестке дня.
 
Государство пытается их решать. Сейчас правительство запустило «регуляторную гильотину», которую мы полностью поддерживаем. Коллеги уже один законопроект написали, второй на выходе. Поставлена огромнейшая задача - ликвидировать все старые нормы и оставить нормальный контроль и надзор. Это направлено на стимулирование и развитие экономики. Без изменения системы работы контроля и надзора ничего не изменится.
Гильотина и направлена на то, чтобы отрезать все старое и сформировать законодательство – не репрессивное, а направленное на помощь в развитии бизнеса.
 
 
- В докладе бизнес-омбудсмена Бориса Титова, который он на минувшей неделе представил президенту страны, в очередной раз поднимается тема уголовного преследования предпринимателей. У 54% опрошенных в результате возбуждения дела бизнес закрылся. Бизнес-объединения давно добиваются, чтобы за экономические преступления не сажали за решетку на период предварительного следствия, а использовали другие механизмы, к примеру, залог. Ситуация меняется?
 
- У Титова цифры не поменялись, даже выросли. Ситуация с уголовным преследованием не меняется. У нас давно работают Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов, они созданы в 50 регионах. Ключевая задача — помогать, консультировать, одиозные случаи выносить в прессу. При Генпрократуре создана рабочая группа по таким вопросам, в которую входят все бизнес-объединения. Мы совместными усилиями пытаемся добиться пересмотра дел, если есть злоупотребления со стороны проверяющих или конкретного следователя.
 
Необходимо оценивать соразмерность правонарушения и наказание: вменяется 100 млн рублей (это признается особо крупным размером), а приостанавливается работа фирмы, которая делает обороты в 2-3 млрд рублей. Предприниматель может возместить убыток, оставить залог, но на практике такой механизм применяется редко. Зато фигуранту дела вменяется много других статей. Одна из серьезных – мошенничество группой лиц. Сейчас пошла практика вменять организованную преступную деятельность (ред: ст. 210 УК). Это более тяжкая статья, а «преступное сообщество» состоит из директора и бухгалтера, иногда подрядчика. Многие такие дела белыми нитками сшиты. Недавно летал на суд в Горно-Алтайск, там предпринимателю вменяли мошенничество в особо крупном размере. Даже почерковедческая экспертиза делалась в другом регионе по копии документов, что является процессуальным нарушением! Мы парня вытащили, продолжает работать, но тогда несколько месяцев он просидел в изоляторе. А у него только-только дети родились.
 
Естественно, эта ситуация с преследованием бизнеса очень усугубляет предпринимательский климат. Особенно когда в качестве показательной порки выносится на всеобщее обозрение. Это очерняет бизнес с точки зрения общей концепции, популяризация предпринимательства работает в другую сторону.
 
- Меняется ли, на ваш взгляд, отношение к предпринимателям? 
 
- Из Уголовного кодекса статья за спекуляцию исчезла в 1996 году — 23 года назад. За это время нормальное отношение, на мой взгляд, еще не сформировалось. Особенно если смотреть с точки зрения людей старшего поколения. Помните, раньше во всех телепередачах, сериалах показывали малиновые пиджаки, золотые цепи, а все история были связаны с тем, что украл, обманул, продал некачественный товар. При этом огромное количество предпринимателей – это социально-ответственный бизнес, который трудоустраивает население, обеспечивает людей заработной платой, помогает благоустраивать территории. А сколько люди вкладывают в детские дома, школы, садики? При царской России действовала купеческая гильдия и целый кодекс поведения купца и промышленника. Было абсолютно нормальным давать деньги на благотворительность. В той же Москве все создано купцами: электрификация города, коммунальная сфера, здравоохранение, обучение, канализация, запущены первые трамваи - все было сделано на деньги предпринимателей. Сейчас происходит все то же самое. Многие не хотят об этом говорить, но этим занимаются.
 
Предприниматели разные. В основном все — созидатели, которые предпринимают, созидают. Это люди, которые создают рабочие места, делают добавленную стоимость, благоустраивают территории. Их деятельность нужно пропагандировать.
 
- Это делается?
 
- Сейчас приходишь к подросткам: «Кем хотите стать?» Кто-то, идейный, планирует стать врачом или учителем, но таких мало. Процентов 70 хотят идти на госслужбу, в госбанк, работать в крупной корпорации или силовых структурах. Это беда, потому что предпринимательство не преподается, в школах о нем не рассказывается. Экономика заточена на глобальные процессы, а микроэкономика, финансовая грамотность, тема навыков предпринимательства — как управлять, с чего начать, как собирать деньги — этого в школах не преподается, потому что не прописано в федеральных образовательных стандартах. Школы сопротивляются. Кто должен преподавать предпринимательство? Только сами предприниматели, а их не пускают в школы – директор и учителя не заинтересованы. Жесточайшее противоречие.
 
В Ульяновской области отличный кейс. Ввели (пока внеурочно) курс «Лига школьного предпринимательства». Подготовили учителей вместе с предпринимателями, и школьники 7-11 классов изучают основы бизнес-деятельности, на практике знакомятся с действующими предприятиями, разрабатывают первые бизнес-проекты. Во многом в Ульяновской области запуск такой программы – заслуга губернатора и его команды. Потребовалось пять лет, чтобы запустить проект. Продвигали «мягкой силой», через колено никого не ломали, но за 5 лет внедрили. В большинстве школ все-таки не понимают, кто такой предприниматель, почему он должен ходить в школу и учить детей. 
 
 
- В различных документах и программах фигурирует сочетание «субъекты малого и среднего предпринимательства», а практически всегда идет речь только о малом. Где средний?
 
- Его очень мало. Из общей массы в 6 млн предпринимателей среднего бизнеса - чуть более 18,6 тысячи субъектов.  Главная проблема - страдает система акселерации. При переходе со спецрежима на общий налоговая нагрузка возрастает в разы. Задача – сделать этот переход - из микро- к малому бизнесу, потом к среднему, затем плавно уйти в крупный бизнес – плавным. Пока она в стране не выполнена, мы над этим работаем.
 
- Как оцениваете работу Кировского регионального отделения «Опоры»?
 
- В каждом отделении есть свои плюсы и минусы. В Кировской области ребята активничают, пытаются донести проблемы, но пока не хватает системности. Сейчас как раз будем встречаться, все это проговаривать. У «ОПОРЫ РОССИИ» накоплен богатый опыт деятельности в других отделениях, задача - синхронизировать общую практику и лучшие региональные, и перенести сюда. У нашего региона есть огромный ресурс для развития, есть запросы на качественную проработку проблем. Это же все экономика, предпринимательство, городские деньги. 
 
Есть задача и привлекать сообщество предпринимателей. У нас регион, к сожалению, не склонен к объединению. Многие предприниматели работают сами по себе, а всегда легче работать и решать проблемы объединившись. Еще лучше, когда организация представляет сразу не все типы бизнеса, а отраслевые ассоциации.
 
- Вы живете в Москве, а Киров называете нашим городом. Потому что родились здесь?
 
- Не только родился, но и учился. Это по-прежнему мой родной город.
 
- А какие-то преференции для кировского отделения есть?
 
- Наоборот. С них спрос двойной, и даже тройной. Здесь еще есть над чем работать, и мы работаем.
 
Анастасия Белова
a.a.belova@mail.ru
 
Досье:
 
Шубин Андрей Николаевич – исполнительный директор общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».
Родился: 10 августа 1984 года в Кирове.
Образование: высшее. В 2006 году окончил Высшую Школу Экономики (по специальности «юриспруденция международно-публичного права»), окончил курсы «Переводчик в сфере профессиональной деятельности» при ВШЭ.
Трудовая деятельность. С 2006 года работает в «ОПОРЕ РОССИИ»:
апрель 2006 – апрель 2009 г.г. – юрисконсульт;
апрель 2009 – декабрь 2010 .г. – начальник отдела правовой экспертизы и аналитики проблем предпринимательства; 
декабрь 2010 – февраль 2013г.г. – зам. исполнительного директора, руководитель Центра правовой экспертизы и аналитики проблем предпринимательства;
февраль 2013 – наст. время - исполнительный директор.
Женат, воспитывает дочь.
 
Блиц:
На что не жаль потратить деньги? На семью, друзей, благое дело.
 
Что для вас главное в жизни? Семья.
 
Как воспринимаете критику в свой адрес? Нормально, это часть развития. Главное - без критиканства.
 
Какой бы вопрос задали при встрече Путину? Можно с вами поработать?
 
Жизненное кредо: Делай добро.
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте