Сельское хозяйство — большое искусство
С директором ООО "Истобенские соления" Виктором Невзоровым мы беседуем о том, как поднять с нуля бизнес, о перспективах сельского туризма и за счет чего будет развиваться агропромышленный комплекс.
- В Истобенске практически все занимались выращиванием и засолкой огурцов, - рассказывает Виктор Сергеевич. - Я сам родом оттуда, и это увлечение не прошло мимо меня. Так сложилось, что со временем оно переросло в полноценный бизнес. Просто в определенный период надоело работать на кого-то другого — решил, что настало время все делать самому.
Крутился, как белка в колесе: начальный капитал небольшой, а входить в рынок надо.
Поначалу ассортимент был небольшой - 2-3 позиции. Продукцию возил по кировским магазинам на своей легковушке, потом, когда объемы выросли — на «Газели» и несколько раз в неделю. Сейчас же мы ежедневно поставляем в торговые точки от 3 до 5 тонн, присутствуем в других регионах — в Коми, в Удмуртии, Архангельской и Вологодской областях. Нынешний ассортимент - около 60-70 позиций.
- Тяжело заходить в другие регионы? Наверняка там и своих производителей хватает.
- Было бы желание, а так это дело времени: заинтересовал ассортиментом и ценой, сегодня продал на тысячу, завтра — на две, потом — на пять. Постепенный процесс развития и расширения бизнеса, вне зависимости от региона.
- Как складывались отношения с торговыми сетями?
- Поначалу непросто, но здесь тоже ничего невозможного нет. Моя предыдущая работа была связана с торговлей, я знаю эту сферу изнутри, что помогает правильно вести переговоры и выстраивать отношения. Конечно, присутствие в торговых сетях очень важно для любого производителя, поскольку на них приходится основная часть рынка торговли.
- Это правда, что в Истобенске используют уникальную технологию засолки?
- Не знаю, насколько она уникальная, но в любом случае довольно интересная. Бочки с огурцами хранятся в проточной родниковой воде, температура которой не выше 5-8 градусов. В результате у них и получается фирменный «истобенский» вкус.
- Есть разница — выпускать продукцию по ГОСТ или по ТУ?
- Она принципиальная. Приведу пример с квашеной капустой. Мы делаем ее в соответствии с ГОСТ — натурального брожения. Есть те, кто готовит в соответствии с ТУ, с добавлением рассола, уксуса и т.д. Затраты несравнимы, но мы идем на них — из желания дать людям качественный продукт. Найти своего покупателя легко, но потерять его — еще проще. Если он один раз купит товар плохого качества, то потом выберет другого производителя. А если так поступит 10 человек, а затем еще больше? Это негативно скажется и на объемах продаж, и на бизнесе в целом. Я ради экономии на качестве рисковать своим делом не хочу...
- Оцените помощь сельхозпроизводителям со стороны государства.
- Она есть, но, конечно, хотелось бы больше. В первую очередь, это касается налогообложения. Оно серьезное — скажем, работа с крупными сетями подразумевает использование НДС.
С банками отношения нормальные — они видят, что мы развиваемся, что мы платежеспособные. Другое дело, что у нас нет задачи работать исключительно на кредитных средствах — хотим больше использовать собственные.
На раннем этапе большую помощь оказал оричевский бизнес-центр — мы получили грант, и направили средства на развитие. Поддержка от него есть и сейчас.
- Откуда берете сырье?
- Капуста и огурцы по большей части свои. Планируем увеличивать площади. Это вынужденная мера — не хотим зависеть от колебания цен. В зависимости от сезона капуста может стоить и 20 рублей за килограмм, и 50.
В то же время прекрасно понимаем, что исключительно своими силами не обойтись. Принято говорить, что Кировская область — регион рискованного земледелия. Я бы сказал, очень рискованного. Урожай спрогнозировать сложно. В мае высадишь капусту, пройдут заморозки, и она пострадает — рост замедлится. Август — сезон сбора огурцов. Случись он холодным, урожай будет меньше. Поэтому для страховки сотрудничаем с сельхозпредприятиями соседних регионов — часть продукции покупаем у них.
- Если у нас рискованное земледелие, то как в таком случае развивать сельское хозяйство?
- Кто хочет развиваться — тот делает это. Главное - желание. Да, есть трудности, но они есть в любой сфере экономики, не только в сельском хозяйстве.
- Курс валют на вашу работу влияет?
- Конечно! Недавно пришлось одному человеку это объяснять и доказывать. Спрашивал — какое вы вообще отношение имеете к курсу доллара и евро? Сахар — биржевой товар, соль — тоже. Сухой чеснок и хрен производят в Китае, там и закупаем. У нас их почему-то не выпускают. Удобрения, оборудование... Прямая зависимость от курса валют. К сожалению, это сказывается на конечной стоимости продукции.
- На ваш взгляд это нормально, что аграрная страна вынуждена закупать чеснок за границей?
- Нет. Это опять же к вопросу о том,что сельское хозяйство требует колоссальных вложений. Только тогда будет отдача. Скажем, в этом году по России хороший урожай картофеля. Но он гниет. Кто может позволить себе купить современные вытяжки для хранилищ и оборудование для автоматического контроля температуры, тот урожай сохранит. Но далеко не все имеют такие средства. Остальные или отдадут картошку даром, или она пропадет. И как им в такой ситуации прогнозировать работу на следующий год?
- В последнее время набирает популярность агротуризм. Как к этому относитесь?
- Честно — не вижу в Кировской области для него больших перспектив. Одна из причин — опять же климат. Как в том анекдоте — у мужчины спрашивают, почему он такой незагорелый, раз велета не было? А он отвечает: «Было, но я в тот день работал». Так же и у нас: как развивать сельский туризм в регионе, где нормальное лето — от силы месяц? Ну, допустим, привезли людей в Истобенск, а там холод и весь день дождь поливает. И куда им деваться? Это по-вашему туризм?
С другой стороны, если найдутся увлеченные люди, которые будут готовы вложиться в развитие хорошей инфраструктуры, то почему бы и нет? Но этим надо заниматься серьезно, вкладывать душу и тратить все время. Как, впрочем, и в любом другом бизнесе — иначе никак.
- В таком случае ваше отношение к празднику «Истобенский огурец»?
- Хорошее мероприятие. Люди узнали, что есть такое село, где выпускают вкусную продукцию. Можно назвать это брендом. Другое дело, что праздник идет один день, а потом про село забывают.
- Не самое приятное воспоминание о поездке в Истобенск — ужасная дорога от Оричей.
- О чем я и говорю! Сначала создайте инфраструктуру, а уже потом рассчитывайте на то, что туда массово поедут туристы. Кстати, сейчас дорога еще ничего. Когда я учился в школе, ее вообще не было.
- Истобенск — богатое село?
- Это такой устоявшийся стереотип, что здесь все выращивают огурцы и хорошо зарабатывают. На самом деле всерьез этим в селе занимаются единицы. В основном в Истобенске живут пенсионеры, которым тяжело выращивать большие объемы, а молодежь заинтересовать тяжело. Да и стимула нет — потратить уйму сил и потом сдать овощи за бесценок.
- Оценивали, какую долю рынка вы занимаете?
- Честно — нет. Для этого необходимо проводить серьезный мониторинг. На самом деле на нашем рынке игроков много. В этой ситуации основная задача, как я уже говорил, — найти своего покупателя, а не бороться с конкурентами. Если есть люди, которые регулярно приобретают мою продукцию, если я вижу рост, какая мне разница, кто еще зашел в регион?
- Когда у вас пиковый сезон продаж, когда — низкий?
- Летом всегда спад продаж. Высокий сезон - осень-зима и Великий пост. К слову, я сам его соблюдаю.
- Были ошибки в бизнесе, связанные, скажем, с новыми видами продукции?
- Я бы не стал называть это ошибками. Рынок диктует свои условия, и ассортимент в любом случае необходимо расширять. Другой вопрос, что та или иная продукция может не пойти, от такого никто не застрахован.
Но у большинства производителей (и мы не исключение) есть так называемые «паровозы» - классические позиции, на которые всегда есть спрос. Весь дополнительный ассортимент — это «вагоны». Если какой-то из них займет 1-3% от общих продаж, то ничего страшного не произойдет — выедем за счет «паровозов».
- Какой вы руководитель?
- Если я начальник, это не значит, что я весь день сижу в кресле и отдаю распоряжения. Я очень мобильный — постоянно в разъездах. Кроме того, досконально знаю все процессы — как производственные, так и связанные с торговлей. Считаю, что учиться никогда не поздно, поэтому много езжу по стране и перенимаю опыт.
- Куда например?
- В Марий Эл. Там очень хорошо развивается сельское хозяйство. Особенность республики в том, что ставка делает на фермеров — традиционных колхозов практически нет. Им помогают, дают, субсидии, льготные кредиты.
В Горномарийском районе все поголовно занимаются капустой — выращивают очень много, обеспечивают и Марий Эл, и другие регионы. Ездил и смотрел, как строятся хранилища, какой грунт и какие удобрения используются, какие сорта оптимально подходят для квашения и мариновки. Перенимаем опыт, используем у себя. На самом деле, сельское хозяйство — это большое искусство. И если выстроить работу правильно и по уму, то все получится.
- Чего ждете от своего бизнеса в будущем?
- Хочу, чтобы было постоянное движение, чтобы все крутилось-вертелось: новое оборудование, новые технологии, расширение ассортимента. Стоять на месте и думать, что уже всего достиг — не для меня.
Досье
Невзоров Виктор Сергеевич - директор ООО «Истобенские соления».
Родился: в 1981 году в Истобенске.
Образование: высшее (ВГСХА, инженерный факультет).
Карьера: 2003-2009 гг. — торговый представитель;
2009-2014 гг. — супервайзер;
с 2014 г. — директор ООО «Истобенские соления».
Блиц
- Самое важное качество руководителя?
- Умение объективно оценивать ситуацию.
- Кому из известных людей дарили свою продукцию?
- Много кому. Конкретно говорить не буду, вдруг кого забуду — не хочу обидеть.
- Что необходимо улучшить в Кирове?
- Хотел сказать дороги, но, к счастью, их качество стало намного лучше.
- О чем бы спросили у Путина?
- О перспективах малого бизнеса.
- Ваше главное достижение?
- Поднял бизнес с нуля и развиваю его.
Беседовал Вадим Шабалин
vashabalin@yandex.ru