Себе дороже
Решение о перенаправлении кировских отходов на резервные свалки грозит предприятиям, которые их обслуживают, огромными штрафами и банкротством.
Кировские мусоровозы, откликнувшись на призыв регоператора АО «Куприт», дружно двинулись по направлению к так называемым «резервным» полигонам ТКО – в Слободской, Оричевский и Зуевский районы.
Официально, как следует из купритовского письма, перевозчики должны ежедневно совершать «не менее пяти рейсов» на оричевский полигон и «не менее двадцати рейсов» на слободской при средней загрузке «не менее 7 тонн». В действительности, конечно же, число этих рейсов в полтора-два раза больше – так, по крайней мере, утверждают местные жители. А загрузка – в полтора-два раза выше, этого не скрывают и сами перевозчики.
Мы будем придерживаться исключительно официальных цифр – и официального, опять же, заявления начальницы управления обращения с отходами областного министерства охраны окружающей среды Ирины Петуховой о том, что при такой нагрузке резервных полигонов без проблем хватит на 3,5 года – пока власть будет строить новые объекты.
Мусорная арифметика
Пять мусоровозов с загрузкой в 7 тонн – это 35 тонн в сутки, а 20 тонн, соответственно, – 140. Следовательно, за ближайший год на оричевскую «свалку» из Кирова вывезут примерно 12,8 тысячи тонн, а на слободскую – 51,1 тысячи. Всего, к слову, в Кирове за год образуется порядка 130 тонн отходов, то есть в два раза больше, но про то, куда регоператор собирается деть вторую половину, мы пока не будем – потому что не знаем.
Далее. Все три эти «свалки» – и оричевская у деревни Кокорины, и слободская у деревни Скоковы и зуевская – являются объектами II категории негативного воздействия на окружающую среду. Следовательно, для них определены жесткие годовые лимиты на размещение отходов (до 20 тысяч тонн в год, более запрещено согласно Постановления Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029), которые прописаны в территориальной схеме по обращению с отходами в Кировской области и подтверждаются выданными документами Росприроднадзора.
Для слободской «свалки» определен объем в 16 тысяч тонн в год, для оричевской – 6,47 тыс. тонн, для Зуевской 6,18 тыс. тонн. И заключены договоры с региональным оператором.
Счетчик с 25-кратным ростом
Исходя из этих цифр предприятия, эксплуатирующие полигоны, вносят в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду. Размер ее рассчитывается по специальным «Правилам исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду», которые утверждены постановлением правительства Российской Федерации №255 от 3 марта 2017 года. При этом – и это уже важно – любое превышение установленного лимита автоматически влечет за собой применение к расчету повышающего коэффициента Кср, равного двадцати пяти. А это значит, что размер платы за негативное воздействие автоматически увеличивается в 25 (!) раз.
Если требования регионального оператора будут выполнены (а перевозчики стараются изо всех сил), то на оричевскую свалку за год только из Кирова привезут 12,8 тысячи тонн при лимите в 6,47 тысячи, а на слободскую – 51,1 тысячи при лимите в 16 тысяч тонн – при том что обе эти свалки, помимо прочего, принимают еще и местный мусор. Соответственно, суммы, которые эксплуатирующим организациям при таком раскладе придется выложить за негативное воздействие на окружающую среду, окажутся реально астрономическими. А лишних денег у них нет по определению: рентабельность полигонов постановлением правительства России установлена в 0%.
Санкционные перспективы
Но и это еще не все, поскольку – помимо резкого роста налоговой нагрузки, – превышение лимита на размещение отходов чревато еще и административной ответственностью по статье 8.2 КоАп РФ. Причем санкция этой статьи для юридических лиц предусматривает не только серьезные (до 250 тысяч рублей) штрафы, но и административное приостановление деятельности на срок до трех месяцев.
Кто придет первым — Росприроднадзор или налоговая?
Оставим за скобками техническую неготовность районных полигонов к приему таких объемов мусора, хотя потратиться на спецтехнику им также придется неслабо: час аренды даже не самого дорогого бульдозера-уплотнителя типа Shantui, который способен утрамбовать принятый мусор до нормативного состояния, стоит сегодня порядка 3 тысяч рублей. А купить собственный – за 100 тысяч долларов – скромным районным предприятиям не по карману.
Впрочем, про технику – это уже лишнее. Оно ж и без нее понятно, что больше года при таких незапланированных издержках ни ООО «Предприятие по утилизации бытовых и промышленных отходов», которое эксплуатирует свалку в Скоковых, ни МУАТП «Оричевское», которое работает в Кокориных, даже при всем желании не протянут: Росприроднадзор не прихлопнет – так налоговая прибьет.
На фото: Копия свидетельств о постановке на госучет альтернативных «свалок» в Оричах и Скоковых. В них указано, что оба объекта ко II категории негативного воздействия на окружающую среду. По закону, на них разрешено размещать до 20 тысяч тонн в год. На закрытом полигоне в Осинцах в прошлом году была размещено 129 тыс. тонн, в этом планировалось еще больше, поскольку законодательство и сам объект позволяют это сделать.