Роман Береснев

01.03.2011 6227 0
Не стоит заигрываться
Уже около года в Кировской области отсутствует главный федеральный инспектор Татьяна Терехина. Как некогда сообщил нижегородский «Коммерсантъ», одной из причин «пропажи» считается ее отказ увольняться по собственному желанию. Полпред Григорий Рапота не подтвердил нижегородской прессе существование конфликта с подчиненными, объясняя сокращение кировского ГФИ «внутренними организационно-штатными изменениями и кадровой оптимизацией». Вместо Терехиной в официальных мероприятиях участвует Роман Берестнев. «Бизнес Новости» решили узнать о ситуации из первых уст, а помимо этого выведать, какие ступени карьерной лестницы предшествуют должности федерального инспектора.

Выбора не было

В ряде неправительственных СМИ прошла информация, что аппарат полпреда президента в Приволжском федеральном округе вообще может так и не возродить этот пост в Кировской области. Это правда?
- В конце прошлого года в Кировской области была сокращена должность главного федерального инспектора. Решение в этом вопросе принимаю не я. На сегодняшний день человека, который занимает должность главного федерального инспектора, в области нет. То, как ситуация будет развиваться дальше, зависит от руководства. Я считаю, что отсутствие должности главного федерального инспектора в регионе негативно не скажется на результатах нашей работы в целом.

Результаты работы федеральных инспекторов не освещаются, люди могут судить о вашей работе лишь по появлению на публике. Поэтому сложно сказать, изменилось ли что-либо в деятельности аппарата с тех пор, как должность ГФИ была сокращена.
- На мой взгляд, конкретного человека не должно беспокоить, есть определенное должностное лицо или нет, он должен ощущать, работают государственные органы в целом или нет. А мы работаем, претензий и вопросов к нашей работе нет.

Должность федерального инспектора может предполагать перемещение в другие регионы. Если вам предложат что-то подобное, поедете исполнять обязанности в другие пенаты?
- Я очень комфортно ощущаю себя на территории Кировской области и не работал в других регионах (исключая какие-то разовые поездки). Даже службу в армии я проходил (тогда это можно было) в Кировской области. Здесь я хотел бы не только жить, но и принести пользу, тем более есть и желание, и возможность.

Родились вы в Кирове. А первая ступень карьерной лестницы - должность главы администрации Гарского сельсовета Оричевского района (так сказано на сайте федеральных структур). Как судьба занесла вас в Оричи?
- Если быть более точным, родился я в Оричевском районе, в поселке Зенгино. Папа на тот момент работал в Зенгинской средней школе, а мама еще училась здесь, в кировском педагогическом институте. Поэтому при рождении зарегистрировали меня в Кирове. Но детство и юность прошли именно в сельской местности. Там я окончил среднюю школу, после учился в пединституте на историческом факультете, а затем вернулся и начал работать в своем родном районе.

Вам 21 год, на дворе лихие 90-е - время активного развития бизнеса. А вы в столь молодые годы решили делать карьеру чиновника, почему?
- Выбора не было. Дело в том, что после окончания четвертого курса пединститута я решил поступать на юридический факультет. В тот год начал действовать новый закон об образовании, когда второе высшее стало платным. Найти средства на обучение в учительской семье - большая проблема, и у меня еще собственного источника стабильного дохода не было. На семейном совете было решено обратиться в администрацию Оричевского района с просьбой о заключении договора на целевое обучение, согласно которому я мог получать образование, но должен был работать в системе органов местного самоуправления. Поэтому так получилось, что первым местом моей работы стала администрация Гарского сельского округа, которая находилась в поселке Зенгино.

Опыт в провинциальной администрации неплохой, наверное, получили?
- Конечно, это был очень сложный жизненный этап, потому что приходилось работать в том месте, где тебя знали еще мальчишкой. Когда меня спрашивают, какой опыт я получил во время этой работы, я говорю: «Я ничего не развалил». И это уже хорошо, поскольку что-то создать было совсем непросто – на дворе были, как вы правильно говорите, «лихие девяностые». Затем после администрации поселения продолжил работу в администрации района, так госслужба меня и затянула...

В 2003 году вы переехали в Киров и начали работу в правительстве. От кого-то конкретного поступило предложение?
- Да. Предложение поступило от губернатора того периода - Владимира Сергеенкова. Он порекомендовал меня на должность заместителя председателя Комитета по делам молодежи Кировской области, и вот тогда я переехал из родных Оричей в Киров.

Самообразование

«Молодежку» вы курировали с 2003 по 2006 год, и в течение этих лет также продвинулись по карьерной лестнице с зампредседателя до председателя того самого комитета. Здесь кроме «ничего не развалил», удалось что-то созидательное?
- Когда я пришел работать из районной администрации в комитет по делам молодежи, то, можно сказать, испытал некий шок. Меня поразила бурная и очень непростая деятельность Комитета: различные движения, каждому необходим индивидуальный подход. Безусловно, опыт работы в администрации пригодился, определенные чиновничьи навыки уже  выработались: это и грамотная работа с документами, и общение, - работа государственного служащего предполагает именно эти направления деятельности. Цели, которые я для себя ставил, на мой взгляд, были достигнуты.

Есть конкретные примеры?
- Конечно. В 2004 году я вводил молодежную жилищную программу. На тот период сумма, выделяемая на молодежные жилищные программы, составляла чуть более 5 млн рублей. Поэтапная работа  привела к увеличению финансирования до 100 миллионов. И это были уже средства не только регионального, но и федерального бюджета, которые на молодежную жилищную программу мы в те годы получили впервые.

Сейчас юноши и девушки стремятся попасть в политику и на должности госслужащих, так скажем, «играют» в руководителей. Существует несколько молодежных объединений: парламент, общественная палата, молодежное правительство, может быть мой список не полный...
- Совершенно верно, список можно продолжить. В Кировской области достаточно высокий  уровень развития молодежных программ в сравнении с общероссийскими показателями. И мы говорим не только об общественных инициативах, таких как молодежный парламент и молодежное правительство, помимо этого в Кировской области достаточно развиты военно-патриотические и волонтерские направления, можем похвастаться и опытом поддержки молодежи. Мало кто знает, что именно в комитете по делам молодежи предоставление грантов как одна из форм поддержки гражданских инициатив было  введено значительно раньше, нежели в других управлениях правительства Кировской области. Причем, они были ориентированы не только на студенческую, но и на сельскую молодежь.

Представим молодого человека с амбициями. Помогут ли ему данные структуры для продвижения по карьерной лестнице?
- Думаю, да. Повторюсь, что есть определенные навыки, которые формируются при работе среди госслужащих или депутатов, у меня, к примеру, их никто не формировал, и в первое время мне было достаточно сложно. Когда человек находится в подобных сферах, в дальнейшем он и проявляет себя (вернее, есть шанс себя проявить). Если посмотреть на тех, кто был еще в первом составе молодежного парламента, то можно привести примеры достаточно успешных и государственных служащих, и бизнесменов, молодые люди смогли себя найти и реализовать. Хотя, на мой взгляд, опять же, ребята, которые приходят в молодежный парламент, иногда заигрываются, больше видят игру, нежели понимают необходимость конкретной деятельности. Задачи, поставленные на том первом заседании, до сих пор не все удалось выполнить. Хочется, чтобы они использовали этот опыт для обучения и профессионального становления, а не для перетягивания одеяла в свою сторону. Конкретных дел было, к сожалению, не так много.

Мы говорим с вами об обучении молодого поколения. И конечно, кроме общественных и политических институтов, более значительную роль играет фундаментальное образование, которое дают в школах, колледжах и вузах. Сейчас идет бурное обсуждение реформы образования. Как вы считаете, существует необходимость в изменениях?
- Модернизация любой сферы нужна. В том числе и системы образования. Но некий здоровый консерватизм все же должен присутствовать. Необходимо сохранить положительные черты советской системы образования, уделяя должное внимание современным технологиям, новым методам обучения, развитию способностей учеников, повышению технической оснащенности школ. Помимо этого, должен развиваться и кадровый потенциал. Прекрасно известно, что уровень зарплат наших педагогов невысок и не способствует сохранению хорошего кадрового состава. Все эти проблемы должны решаться в совокупности, не нужно ограничиваться изменением набора изучаемых предметов.

Один из главных аргументов реформаторов – предоставление учащимся права выбора. Насколько дети к этому выбору готовы?
- Поверьте, еще со времени работы в молодежной сфере я могу сказать, что в большинстве своем студенты при поступлении в вузы не очень представляют целей своего обучения. У многих даже до последнего звонка нет представления, куда они будут поступать, а мы им сейчас хотим предоставить возможность выбора из определенного числа предметов . У меня, к примеру, до 9 класса очень хорошо шла математика, но в итоге я стал гуманитарием... Может, мы излишне ограничиваем выбор..., может, человек не готов его еще делать. Поэтому много и негативных отзывов об этой реформе.

Может быть, учащихся просто хотят разгрузить?
- Да,  мы понимаем, что нагрузка на ребенка в системе образования чересчур велика. Данные показывают, что сегодня абсолютно здоровых детей практически не существует. Поэтому нагрузка, конечно, должна снижаться, но каким образом и за счет чего – нужно думать и размышлять. У нас в России почему-то не принято двигаться эволюционным путем, постепенно нарабатывая определенную практику. Есть модельный принцип, давайте отработаем его в каком-нибудь муниципальном районе. Посмотрим, что даст опыт.

Где текучка, там нагрузка

Чиновники обычно держатся за свои места. Но, наверное, без текучки все равно не обходится?
- С 2006 по 2009 год, пока я осуществлял деятельность в управлении, количество государственных гражданских служащих в Кировской области было сокращено на треть. Ряд служащих были переведены в государственные учреждения, где-то действительно реальные сокращения происходили...

Получается, при сокращении возрастает нагрузка на каждого госслужащего?
- Безусловно. Президентом России вновь поставлена задача сократить большое количество федеральных чиновников... у нас есть опасения, что в некоторых случаях мы можем получить не очень хорошие результаты. В частности, сейчас происходит сокращение в органах внутренних дел. Уберут в первую очередь людей, работающих с населением (участковые, сотрудники ГИБДД). Тем не менее, и сейчас не решен вопрос нагрузки на государственного служащего. Нормировать его работу очень непросто, надо каждые полномочия разбить на определенные действия. То есть, к примеру, взял бумажку – просчитай, сколько это времени заняло. Идея сокращения, конечно, разумная, но ее нужно тщательно проработать.

Работы у чиновников хоть отбавляй, но у населения, несмотря на это, складывается негативное отношение к данной социальной группе. Есть ли смысл бороться с этим предвзятым отношением?
- А вы найдите хотя бы один положительный фильм про чиновника. Про милицию, например, можно найти положительные примеры, и об армии, но о чиновнике нет ни одного. Деятельность государственных или муниципальных служащих всегда освещается с негативной точки зрения. Я просматриваю блоги, и негативный образ создается повсеместно: чиновник попался на взятке, чиновник не сделал этого, не досмотрел того, ничего не сделал, чтобы завод по производству крови работал..., хотя у каждого чиновника есть определенная компетенция, лишь в рамках которой он имеет право работать. А зачастую у населения нет четкого понимания компетенции чиновника. Естественно, если бы оно было, негатива было бы в разы меньше.

Как надзорный федеральный орган вы можете вмешиваться в дела местных федеральных структур?
- Деятельность федерального инспектора сводится примерно к трем основным позициям. Во-первых, это координация работы федеральных структур, работающих на территории региона. Конечно, есть проблемы во взаимодействии, есть вопросы, связанные с кадровым обеспечением, есть вопрос о  том, как выстроить работу ряда структур для решения общих проблем. В рамках таких задач приходится работать.
Помимо всего прочего, мы координируем и взаимоотношения федеральных и региональных органов, а также органов местного самоуправления. Я регулярно встречаюсь с руководителями департаментов правительства, бываю в органах местного самоуправления. Естественно, стараюсь поднимать вопрос взаимодействия между главой района и прокурором, начальником управления внутренних дел, пожнадзором, роспотребнадзором и так далее. Решать, конечно, не все получается сразу, но подходы мы находим. Например, по инициативе прокурора области проведено совещание с главами муниципалитетов. Сами понимаете, что контроль прокуратуры над органами местного самоуправления сегодня очень серьезный, но он должен быть более разумным.

Да, после события в «Хромой лошади» прокуратура и пожнадзор перешерстили буквально все районы.
- У нас всегда крайняя мера - это закрытие. Требования противопожарной безопасности должны быть едины и понятны для всех, а не как у нас: сегодня по предписанию одного органа меняем высоту дверного проема, а завтра по предписанию уже другого — меняем обратно.

Недавно начавшая работу приемная президента – тоже сфера ваших полномочий?
- Совершенно верно. Приемная президента ведет регулярный прием. Обращений большое количество.

Доходят ли они до адресата?
- Большинство из них могут и должны рассматриваться на местном уровне. Например, вопрос по поводу дома на Энгельса 82 /1, построенного «Кировским домостроителем». Думаю, все наслышаны, что этот застройщик в связи с процессом банкротства начал вести себя не совсем адекватно. Нам пришлось договариваться с управлением Росреестра об ускоренном оформлении процесса регистрации будущих жильцов, понимая, что завтра-послезавтра компания может стать банкротом. Последний пример - проблема в Вересниках, мы вынудили местную администрацию прокомментировать ситуацию общественности. Проблема была поднята, и как минимум четыре федеральных структур взяли ее на контроль. К сожалению, администрация откликнулась не совсем оперативно...

А наказания применять вы в силах?
- У нас нет полномочий наказывать структуры, которые не находятся в нашем подчинении. Что касается федеральных структур, то такая практика наказаний сегодня есть, и она будет дальше развиваться. Как и в любой организации, лица, которые не справляются со своими профессиональными обязанностями, заменяются другими.

Роман Александрович Береснев, федеральный инспектор по Кировской области.
Дата и место рождения: 28 ноября 1972 года в г. Кирове.
Карьера:
1994-1995 - служба в Российской Армии
1995-1997 - администрация Гарского сельсовета Оричевского района Кировской области;
1997-2003 - администрация Оричевского района Кировской области;
2003-2006 - заместитель председателя, председатель комитета по делам молодежи Кировской области;
2006-2009 - заместитель руководителя администрации правительства Кировской области, начальник управления организационной и кадровой работы;
с 28.12.2009 - федеральный инспектор по Кировской области аппарата полномочного представителя президента России в Приволжском федеральном округе.
Любимое блюдо: всеяден.
Любимый фильм: хорошие советские фильмы.
Любимая музыка: по настроению.
Увлечение: книги, спорт.
Девиз: Относись к людям так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе.
 
Беседовала
Юлия Шевцова
kor-julia@mail.ru
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений