Михаил Исупов
02.09.2013 00:09:00
5859
0
Все будет хорошо
Директор Кировского физматлицея и депутат Гордумы Михаил Исупов называет себя оптимистом. Он, например, верит, что реформы образования не добьют окончательно это самое образование и не сделают его платным, что в стране можно создать высокотехнологичную, высоконаучную промышленность, а молодые специалисты в Киров еще приедут. Впрочем, если в это не верить, то что остается?
«Кировская мафия»
− Наверное, самым знаменательным моментом в истории был первый полет человека в космос и запуск первого спутника Земли. Мы тогда показали всему миру, что мы можем... - воодушевленно говорит Михаил Исупов. - Я вообще всегда горжусь своей малой родиной и своей страной. Мы можем очень много, если захотим. Но лень - на уровне государства и нации — огромная наша проблема. Кстати, после запуска первого спутника в Америке собралась комиссия Конгресса, чтобы обсудить, почему русский Иван запустил спутник раньше Америки. И они поняли в чем секрет: мы обошли их в среднем образовании. Тогда они стали учиться у нас, перенимать наш опыт. А мы потом, к сожалению, начали перенимать опыт у них.
Этот патриотичный монолог Михаил Исупов произносит у дверей лицея уже когда мы практически прощаемся. До этого момента мы полтора часа беседовали в тесном кабинете директора, в окружении многочисленных бумаг, дипломов, наград и статуэток. Беседовали как раз о той системе образования, которую Россия, периодически оглядываясь на Америку, строит уже несколько лет. А еще о том, способна ли эта система воспитывать новых Королевых и Гагариных и почему те, кто мог бы ими стать, стараются уехать подальше сначала из Кирова (читай — почти из любого провинциального города), а потом и из России.
- Михаил Васильевич, на страницах нашей газеты художественный руководитель «Театра на Спасской» Борис Павлович в 19-ти пунктах четко изложил причины своего отъезда из Кирова. Вы читали?
- Пока не читал. Знаю, что он уезжает, и это, конечно, очень серьезное событие для нашей культуры. Хотя я лично не знаком с Борисом Павловичем и не отношу себя к театралам...
В общем-то и не про Павловича хотелось поговорить, а про «утечку мозгов». Многое из этих 19 пунктов, в которых речь идет о культуре, можно смело проецировать на образование, медицину, даже бизнес - низкие зарплаты, равнодушие властей, работа «вопреки». Это прискорбно, но талантливые люди из всех сфер деятельности, сталкиваясь с такой действительностью в Кирове, уезжают. И талантливые дети тоже уезжают, едва переступив порог школы...
- Да, примерно 60-70% наших выпускников уезжают из города. Но не нужно думать, что остаются худшие. Уехать в Москву сегодня под силу любому среднему ученику, так как в последние годы поступить в московские вузы (средней руки) достаточно легко.
- Да, но лучшие тоже уезжают.
- Уезжают. Наши лучшие выпускники поступают в МГУ (порядка 10 человек ежегодно), МФТИ, МГТУ им Н.Э. Баумана, Высшую школу экономики. Там уже сложились наши «кировские мафии» среди студентов. Тем не менее, большинство ребят уезжают даже не за тем, чтобы получить хорошее образование. Они задумываются — кем быть дальше, где работать после окончания вуза? Сейчас губернатор много делает для того, чтобы молодежь поступала в кировские вузы, но я критично отношусь к этим шагам: намного лучше будет, если люди будут возвращаться, отучившись в том же МГУ. Сегодня не возвращаются. Допустим, закончил ты вуз, ты — физик, или специалист по нанотехнологиям, и кем здесь работать? За какую зарплату? Наши выпускники, заканчивая Высшую школу экономики, сразу идут на вакансию с заработком 100-200 тысяч рублей в месяц...
- На 20 тысяч в Киров они не поедут, да...
− Пока в Кирове не будет нормальных, интересных для инновационной молодежи рабочих мест, сюда не будут возвращаться молодые специалисты.
−
Кировское «Сколково»
- Вот так всегда: у представителей системы образования претензии к реальному бизнесу, у бизнесменов — ответные претензии к системе образования. Они не могут найти кадры. Некому работать.
- Не могут найти кадры... Вот смотрите, сейчас якобы поднимается кировская промышленность. Появляются заказы на заводах. Другой вопрос, что выполнять эти заказы некому, не хватает токарей, фрезеровщиков, тех, кто стоит у станка. На такие специальности никто не идет учиться. ВятГУ готовит хорошие технические кадры, но очень маленький процент выпускников идет на работу по специальности, потому что нет интересных предложений.. И даже те, кто остается работать в Кирове, как правило, достигнув определенного уровня, начинают искать хорошие вакансии в соседних регионах. И в конце концов уезжают. Именно поэтому я считаю, что привлечение молодых людей в наши вузы — не самое главное. Главное, чтобы человеку было интересно в Кирове после учебы. Как это сделать? Готового решения нет, надо его искать. Допустим, создавать инновационные рабочие места. Создали же в Подмосковье «Сколково». Почему не сделать нечто подобное в Кирове? Научные кадры — инженерные, технические - у нас есть.
- У вас на сайте сегодня прочитала, что вы сами в свое время приняли решение остаться в Кирове.
- Да. Хотя я сдал все экзамены в МГУ и даже получил проходной балл... Но вернулся в Киров. На астрономию в МГУ меня не взяли по состоянию здоровья (зрение не сильно хорошее). А я с 4 класса интересовался астрономией, в 6-м классе знал уже все звездное небо, все созвездия. Еще занимался химией... дома у меня были химикаты, я проводил опыты. Но в итоге выбрал физику, так как она ближе всего к астрономии, и поступил в кировский «пед». Сейчас я об этом нисколько не жалею. Подобная ситуация произошла с моей женой - она приехала в Москву поступать, но передумала и вернулась в Киров. И тоже поступила в «пед». Если бы кто-то из нас остался в Москве, мы бы не встретились. Но я не только по этому не жалею, что остался в Кирове. Здесь я смог себя реализовать. А это же самое главное, чтобы ты был востребован. И среди наших выпускников, кстати, много известных людей, которые тоже реализовались в Кирове — тот же Эдуард Носков, который сейчас строит ракетный завод, или Андрей Петровых, руководитель фирмы «Два Андрея», или руководитель банка «Хлынов» Илья Прозоров. То есть, практика показывает, что в Москве реализовать себя проще, но, как правило, в Москве среди наших выпускников меньше крупных политиков, бизнесменов, они работают, в основном, клерками с высоким уровнем зарплаты.
- Чтобы закончить тему с «утечкой мозгов», задам еще один вопрос: если бы вы не жили в Кирове, то где хотели бы жить?
− Не представляю. Я не думаю о том, чтобы уехать из Кирова. Надо жить у родного дома, вблизи земли предков и стараться найти себе применение на этой земле. Глядя на свою родословную, я вижу, что очень многие разъехались, живут в Прибалтике, в Украине и по всему бывшему СССР. Теряются взаимосвязи... Я считаю, это неправильно.
В пиджаке и с тростью
- Кстати, можете посмотреть иллюстрированный, хотя и достаточно примитивный, вариант родословной...
Михаил Исупов кладет передо мной на стол толстый альбом. Каждая страница посвящена кому-то из его родственников, предков. Таких «страниц» в истории рода Михаил собрал уже более 500. Он «заседал» в архивах с 2003 года. А сейчас составляет родословную для своей жены, ездит по местам ее предков, общается с родственниками...
- Особо известных людей в моем роду нет. По линии отца у меня все предки были крестьянами из деревни, которая находится недалеко от села Кстинино . По линии мамы одна семья была крестьянская, другая - священническая (священники из Вологодской губернии). Вот вы как раз открыли страничку с Малиновскими. Это моя бабушка по линии мамы... На следующей странице - ее отец, мой прадед. Он был священником, учителем. Смотрите, какая у него внешность интеллигентная.
С фотографии на меня смотрит красивый мужчина в пиджаке и с тростью.
- Он был учителем школы в селе Учка, - продолжает Михаил. - Сейчас это маленькое село Лузского района с начальной школой, в которой учится 5 учеников. А раньше там была двуклассная школа для учителей. И вот мой прадед, работая в той школе, рос по служебной лестнице: сначала был коллежским секретарем, потом титулярным советником. И если сравнить с современным учителем, то мой прадед неплохо зарабатывал. Тогда учителя жили лучше. Потом прадед ушел в священники, а в 1937 году его репрессировали. Скончался где-то в лагерях.
- По поводу «неплохо зарабатывал»... По новому закону «об образовании» зарплата учителей не должна быть ниже средней по экономике. Это реально для Кирова?
- Это правило, на самом деле, было прописано и в прошлом законе об образовании. Только никогда не действовало. Буквально с прошлого года эта норма начала выполняться.
- По закону хотелось бы отдельно поговорить. Он вступил в силу 1 сентября. Как мы теперь будем жить?
- Я бы не сказал, что в законе «об образовании» много новшеств. Он просто более подробно прописывает нашу жизнь и изменившиеся реалии. Прошлый закон об образовании был создан в 90-е годы. Думаю, ни дети, ни родители, вообще никаких изменений не почувствуют.
4 сырка
- А набор предметов изменится? Часто слышу доводы о том, что новые образовательные стандарты, которые прописывают набор обязательных для изучения предметов, ведут страну к платному образованию.
- Это фантазии журналистов. Набор предметов принципиально не меняется. Да, появляются обязательные предметы и предметы по выбору. Но если предмет необязательный — это не значит, что его не будет. Школы будут самостоятельно выбирать набор предметов из тех, которые по выбору. У нас физико-математический профиль, и мы больше часов уделим математике и физике. Но чтобы на математику часы добавить, их нужно откуда-то взять, поэтому какие-то предметы будут изучаться не так глубоко. И так было всегда.
- А что насчет дополнительных платных часов?
- Бояться, что образование станет платным не нужно. Во-первых, у школ всегда была возможность зарабатывать, и в нашем лицее платные услуги (не для наших учеников) оказываются уже лет 20. Во-вторых, сегодня есть государственный стандарт, в который входят, по сути, все предметы, то есть их преподавание обеспечено бюджетом. Если мы захотим изучать что-то дополнительно, то можем делать это на платной основе. Если финансирование останется на том же уровне — мы этого делать не будем.
- Тогда что конкретно меняют стандарты?
- В новых стандартах появляются новые требования к содержанию предметов. Если раньше мы говорили о знаниях, умениях и навыках, то сейчас речь идет о развитии компетенций. Что это значит? Мало уметь складывать, делить и умножать, надо еще уметь применять это на практике. Многие ребята в области, например, не смогли правильно ответить на простейший вопрос в ЕГЭ по математике: ты пришел в магазин, у тебя есть 10 рублей, сырок стоит 2.40, сколько сырков ты сможешь купить? Ребенок, который умеет делить, скажет, что 4,2 сырка. Но нельзя купить 4,2 сырка. Поэтому правильный ответ - 4. Тоже самое по физике: мы порой преподаем физику так, что потом взрослый мужчина не знает, как починить элементарный прибор. Компетенция - это умение применять полученные знания на практике, в обычной жизни. И по новым требованиям ребенок в начальной школе должен не только уметь читать, писать и считать, он должен, например, уметь набирать текст на компьютере, искать информацию в интернете, выкладывать информацию в интернет, должен уметь обрабатывать фото, видео, аудиоматериалы. Причем этого многие учителя не умеют делать.
- Вы новые стандарты поддерживаете?
− В них ничего плохого нет, все зависит от того, как это будет реализовываться. По новым стандартам мы учимся сейчас в начальной школе. В этом году новые стандарты вводятся в 4 классе. В 5 классе - через два года; стандарты для средней школы будут вводиться, думаю, года через 2-4.
Назад в 80-е
- Надеюсь этот процесс будет не слишком болезненным. Например, я заканчивала школу в том самом году, когда впервые экспериментально сдавали ЕГЭ. Мы были в шоке, учителя тоже. Да и сегодня еще страсти вокруг ЕГЭ не утихают.
- Я совершенно не противник ЕГЭ. Много говорят, что тесты — неэффективная форма проверки знаний, что нельзя писать тесты по литературе, по русскому языку. Это неправда. В ЕГЭ есть задания, которые предусматривают развернутые ответы: по физике — решение задачи, по литературе — эссе, в английском языке — аудирование.
- А обмануть ЕГЭ можно?
- Как?
- У представителей некоторых кавказских республик это отлично получается.
- В Кировской области система настолько эффективно работает, что невозможны какие-либо коррупционные моменты. Я эту систему знаю изнутри. И дети некоторых известных людей, например, плохо сдают экзамены. И от министерства образования к Кировской области по ЕГЭ никогда никаких претензий не бывает. Ругать ЕГЭ из-за частного случая в кавказских республиках? Давайте лучше вспомним, что, когда я заканчивал школу, у меня было около 10 выпускных экзаменов, а потом надо было еще поступать в институт и сдавать 3-4 экзамена. Сейчас обязательных выпускных экзаменов — два предмета — математика и русский язык. Если ты не хочешь поступать в вузы, тебе достаточно этого. И посмотрите, какая пресса больше всего ругает ЕГЭ? Москва. Потому что в Москве образование стало неконкурентноспособное в целом. Москвичам трудно конкурировать с провинцией, и они бьют тревогу, говорят, что ЕГЭ - это плохо. Я считаю, что ЕГЭ — единственная на данный момент объективная система оценки. Другой вопрос, что ЕГЭ не должен быть единственной формой оценки. На творческие специальности нужно проводить дополнительный экзамен, по физике и математике, наверное, есть смысл учитывать участие в олимпиадах, потому что это проявление определенного уровня мышления.
- Я вашу позицию поняла. Хотела еще поинтересоваться вашим мнением о реформе академии наук.
- Я бы оставил этот вопрос без комментариев, потому что немного не в теме. А вообще, реформы никому не нравятся. Что касается образования, я бы вернул ту систему, которая была в 80-е годы. Тогда наше образование было прекрасным, не надо было ничего менять и реформировать. Вообще, лучше тратить деньги и энергию на то, чтобы улучшать то, что есть, а не менять. То же образование требует просто финансовых вливаний, а все реформы связаны с тем, что денег не хватает и надо предпринять какие-то меры, чтобы потратить на образование как можно меньше денег.
- А сколько надо денег? Кто-то озвучивает эту цифру?
− Нет, таких цифр нет. В городском бюджете на образование приходится львиная доля расходов, порядка 40%. Городу нужны новые школы (в новых микрорайонах), а новым школам — новое оборудование, учителя. Но денег нет. В целом сумма, которая требуется на образование, составляет несколько годовых бюджетов города. Кадров тоже громадная нехватка. В целом же учителя у нас прекрасные, дети хорошие, условия есть, нужно только сделать небольшое финансовое вливание и наша система образования могла бы без всяких нововведений работать хорошо.
Все будет хорошо
- Михаил Васильевич, зачем вам депутатство?
- Часто задают такой вопрос. Наверное, я пошел в депутаты потому, что захотелось чего-то нового. Есть несколько этапов в жизни, когда я в какие-то дела окунался с головой: в 99-м году — в аспирантуру, когда закончил ее — в родословную, когда там более-менее все легло по полочкам, нашел себе новое занятие — стал депутатом. Я депутат по 13 избирательному округу (Филейка). В начале сентября мы открываем на Филейке Центр местной активности. То, чего населению сейчас не хватает — это именно общественной активности. Люди не понимают, что очень многие вопросы по современному законодательству они должны решать сами, и если население активность не проявит, ничего с мертвой точки не сдвинется. Самое главное, что есть активные люди, которые могут работать и привлекать других активных людей. А значит есть надежда, что все будет хорошо.
- В свое время один из депутатов Гордумы в интервью заявил мне, что депутат муниципальной думы, по сути, ничего не решает. У него нет никаких полномочий. И кому нужна дума без полномочий?
- Да, депутат муниципальной думы вряд ли может горы свернуть. Тем более, что вклад одного депутата незаметен, потому что все решается коллегиально. Но есть еще другая работа — работа с избирателями, с жителями, и тут, я считаю, депутат может сделать очень много. Надо только не сидеть на месте. Я хожу по собраниям жильцов, разъясняю какие-то вопросы, помогаю создавать ТОСы, привлекать гранты.
- Мне всегда было интересно, как вы, как депутат, который по долгу службы интересуется политикой, разговариваете с детьми на тему Навального, оппозиции, митингов, запрета пропаганды гомосексуализма и прочих обсуждаемых вопросов.
- Дети не задают таких вопросов. Но я, если честно, против подобных мероприятий, хотя сам когда-то был в некотором роде радикальным человеком. Молодость прошла и я стал человеком с более устоявшимися взглядами. Своих учеников я нацеливаю на то, что пусть кто-то выходит, митингует, спорит, а нам надо учиться и работать. Митинги — это для тех, кому делать нечего.
- Что лично вас больше всего беспокоит в современной России и какое будущее вы видите для Кирова?
– Основная проблема все же в том, что вся Россия и, в частности, Кировская область живет за счет ресурсов — нефть, газ, лес, золото. Причем в нашем регионе мы даже не можем по-хорошему распоряжаться теми немногими ресурсами, которые у нас есть: лес разрабатывается совершенно стихийным образом. А промышленность, к сожалению, не развивается вообще. И именно поэтому наши специалисты уезжают из Кирова в Москву, из Москвы за границу — они там реализуют себя и находят те рабочие места, которых заслуживают. Это, пожалуй, самая главная проблема, которую надо решать. Мы запускаем спутники космической связи, которые выходят из строя, потому что все они основаны на микросхемах, процессорах не нашей и не американской сборки (американцы не дают нам для космической отрасли свои микросхемы), а тайваньской или китайской сборки, причем они не предназначены для работы в космосе. Когда-то наша промышленность была на высоком научном уровне. И мне больно от того, что это ушло. Нет развития промышленности — нет хороших зарплат — нет специалистов высокого уровня — нет развития. Как выйти из этого замкнутого круга? Не знаю. Но, думаю, мы решим эту проблему. И у нас будут развиваться высокотехнологичные производства. Именно с этим я связываю будущее России. В целом же говорить о будущем очень сложно. Я живу сегодняшним днем.
В просторном фойе лицея на скамеечках сидят обеспокоенные родители. Их дети в одном из классов, знакомятся друг с другом. Им предстоит учиться вместе несколько лет. У них еще все впереди, и высокотехнологичное будущее тоже строить им.
Беседовала
Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com
Досье:
Михаил Исупов, директор КОГОАУ «Физико-математический лицей»
Дата и место рождения: 13 февраля 1969 года, Киров
Образование: окончил в 1991 году физический факультет Кировского государственного педагогического института им. В. И. Ленина, кандидат педагогических наук.
Карьера:
1991 – 2002 – учитель физики средней школы № 14 г Кирова, учитель физики средней школы № 35 (ныне – КФМЛ);
2003 – 2006 – заместитель директора КФМЛ по-методической работе;
с июля 2006 – директор КМФЛ.
С марта 2012 – депутат Кировской городской Думы V созыва.
Учитель физики высшей квалификационной категории, дважды обладатель гранта Сороса, четырежды лауреат Всероссийского конкурса учителей физики и математики, победитель конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (2006, 2011). Награждён медалью им. Януша Корчака, нагрудным знаком «За содружество» Федерации независимых профсоюзов России, почётной грамотой Министерства образования и науки РФ, грамотой Российской академии образования.
Увлечения: составление родословной, рыбалка, походы за грибами.
Что для вам счастье: Счастливый человек — это тот, кто с радостью идет на работу и с радостью возвращается домой.
Если не собой, то кем бы вы хотели быть: Если бы я снова начал жизнь, прошел бы ее этим же путем.
К каким порокам вы чувствуете наибольшее снисхождение: Если к порокам относить человеческие грехи, то разве к ним может быть снисхождение? Может быть, когда человек теряет голову и совершает нехорошие вещи из-за любви, можно его простить.
Способность, которой вам хотелось бы обладать: Завидую людям, которые умеют петь, играть на музыкальных инструментах. Мне не дано.
Любимый литературный персонаж: К сожалению, мало читаю художественной литературы. Мне нравится фантастика.
Девиз: Все, что ни происходит, происходит к лучшему.