"Освоить деньги любой ценой"
Контрольно-счетная палата Кировской области провела проверку 35 районов и городских округов региона. Комиссия анализировала законность и эффективность использования бюджетных средств по программе "Формирование современной городской среды в населенных пунктах за 2017-2019 годы".
Ее финансирование, в том числе и из федерального бюджета, за три года составило – более 1 млрд рублей.
Безнаказанные нарушения
Нынешние темпы благоустройства не позволяют в среднесрочной перспективе отремонтировать все требующие этого объекты. Недостижение целевых показателей грозит региону штрафными санкциями – возврату денежных средств в федеральный бюджет, как это было в 2018 году. Тогда из-за больших неосвоенных в Кирове средств (31 млн руб.) область вернула в федеральный бюджет 2,1 млн рублей.
Помимо областного центра, целевые показатели в 2018 году не были достигнуты в Лузе, Советске, Белой Холунице и др. Нашлись и те, кто скрыл невыполнение показаталей, предоставив недостоверные отчеты об использовании субсидий.
Чаще всего муниципалитеты в графах выполненных работ отмечали те участки, где работы не были завершены, или проведены, но не в полном объеме.
К примеру, в Советске детские площадки не были установлены на семи дворовых территориях. В отчетность дворы попали, как комплексно благоустроенные, однако необходимые работы были проведены лишь в 2019 году.
В соглашении между министерством энергетики и ЖКХ и муниципалитетами отсутствуют меры ответственности за предоставление недостоверных отчетов.
Также среди излюбленных прегрешений муниципалитетов числятся нарушение порядка инвентаризации, нецелевое расходование денежных средств, неправомерное размещение заказа у единого поставщика, изменение условий контракта, завышение объемов работ.
Проблемы муниципалитетов
Председатель контрольно-счетной комиссии Кирово-Чепецка Наталья Двинина по видеосвязи озвучила несколько проблем, с которыми чаще всего сталкиваются муниципалитеты при реализации программ.
- Кирово-Чепецк, как моногород, с 2017 года получает средства и ежегодно принимает участие в реализации данного проекта. Основная проблема – недостаточное качество выполненных работ. К счастью, не допущено нецелеове расходование средств и, в принципе, показатели отчетности выдержаны.
1 проблема: финансовая непредсказуемость.
- Как правило, муниципалитеты получают деньги уже после утверждения бюджета, - рассказывает Двинина. - К тому же средства идут лишь на один год. Получается, что предсказать и просчитать программу до конца срока ее реализации, до 2024 года, – невозможно.
Да и муниципалитеты не напрягаются и не считают даже те средства, которые необходимо для выполнения работ в полном объеме. Как правило работа идет «с колес»: торги запускают в августе – октябре, а акты приемки работ принимаются в декабре.
2 проблема: кадровый вопрос.
- В 2006 году в области реализовывалась программа «Реформирование финансов», которой занимался конкретный человек. Сейчас одни и те же люди реализуют и программу поддержки местных инициатив, и проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», и проект по формированию комфортной городской среды.
Учитывая объемы работы, допускаются ошибки, и, следовательно, эффективнось использования средств снижается.
3 проблема: принцип комплексности
- Зачастую данный принцип отсутствует. К примеру, жители еще в 2017 году самостоятельно подавали заявки на участие в проекте. В результате провели ремонт дворовых территорий, но междомовые проезды отреставрировали частично – через один.
4 проблема: методологическая сопровождение
- Проверка документов и смет идет слишком долго, а размещение процедур торгов проходит в течение месяца. Результат – два потерянных месяца, выделенных на административные процедуры.
При проверке смет мы видим, что убирают из списков работ озеленение и благоустройство - мол, это текущие работы. Однако ощущение целостности из-за стирания этих рубрик теряется.
5 проблема: отсутствие конкуретнции
- Из-за длительной нехватки бюджетных средств подрядчиков мало, интерес к работам – мало. В Кирово-Чепецке в 70% договорах участвовал лишь один подрядчик. Нет снижения цены – нет эффективности использования средств.
Если бы подрядчики понимали прогнозируемость финансов на 2-3 года, то могли бы покупать технику, оборудование, что привело бы к определенной конкуренции среди подрядчиков. Но нет конкуренции, и администрация в этих условиях вынуждена работать с теми подрядчиками, которые заявились.
Дыры в финансировании
Госпрограмма предусматривает ежегодную поддержку только для 11 монопрофильных муниципальных образований и городов Киров, Котельнич и Слободской. В остальные муниципалитеты средства поступают один раз за весь период.
— Проверки показали, что программно-целевой метод при реализации программы на местном уровне используется неэффективно, муниципальные программы разрабатываются и утверждаются формально и с многочисленными нарушениями. Деятельность органов местного самоуправления не обеспечивает решения проблемы низкого уровня благоустройства муниципального объединения, а направлена на точечное освоение бюджетных средств по конкретным объектам, – подчеркнул аудитор счетной палаты Евгений Сунцов.
Паралич бюджета
Проверили и субсидии в министерстве энергетики и ЖКХ и администрации города кирова. Из федерального бюджета было выделено в общей сумме 288 млн рублей. В 2018 году освоено всего лишь 250 млн рублей.
— Освоенные министерством энергетики и ЖКХ средства, 259 млн руб., использовались с финансовыми нарушениями – недостижения показателей использования субсидий. Ощий объем нарушенией – 374 млн рублей. Я призываю к усилению контроля за реализацией программы и выполнениюцелевых показателей, – выразил мнение рукодитель Федерального Казначества по Кировской облисти Олег Гвызин. – Потому что, начиная с января 2020 года мы выходим на контроль всех программ, чтобы понять, что же происходит с освоением средств. Хотелось бы обратить внимание, что сегодня те нарушения, которые допускаются при расходовании средств федерального бюджета, могут привести к штрафным санкциям - возврату денег в Москву. Вы представляете, что такое вернуть из областного бюджета столько миллионов? Это паралич областного бюджета! То, чего нельзя допустить.
Юрий Лаптев, председатель Контрольно-счетной палаты Кировской области:
— Мы предлагаем рассмотреть вопрос об оптимизации организационных процедур: начиная от инвентаризации, кончая условием получения субсидий. Ведь в 94% проверенных муниципалитетах не выполняются условия получения субсидий. Что, согласно закону, влечет за собой административную ответственность. Пусть организационными вопросами занимаются на местах, а в министерстве сосредоточить свое внимание не на контрольных функциях, а на методологическом сопровождении и практической помощи. Необходимо устранить все нарушения, персональная ответственность лежит на глав муниципальных образований, в особенности по фактам нецелевого использования средств.
И обращаюсь к главам районов: наведите порядок в бухгалтерском учете. Внушительные цифры нарушений, связанные с этим. В 2020 году КСП совместо с муниципальными контрольно-счетными органами проведет мониторинг использования финансовых средств по реализации программы "ФСГС". Отчет направят губернатору, в ОЗС и прокуратуру.