История моногорода: Как развивался Кирово-Чепецк

История моногорода: Как развивался Кирово-Чепецк

31.08.2020 8709 1

Городу Кирово-Чепецку нет и 70 лет, но история поселения, которое было на его месте, насчитывает несколько веков. О том, как строился и развивался важный промышленный центр области, мы беседуем со старшим научным сотрудником городского музея Владимиром Северюхиным.

Строится микрорайон Боево. Начало 90-х гг. ХХ в. Фото О.Синицы.

- Раскопки, проведенные в 1993 году, датируют появление здесь населенного пункта второй половиной XIII века, - рассказывает он. - А письменные источники свидетельствуют о том, что в 1615 на месте нынешнего Кирово-Чепецка был Никольский погост. Ещё раньше, в 1510 году в жалованной грамоте московского государя Василия 111 упоминается Чепецкий стан, столицей которого был этот погост.

В XVIII веке – это уже большое село с каменным храмом. Его рост был таким стремительным, что вскоре село утратило аграрный характер и стало торгово-промысловым. Здесь жили грамотные, предприимчивые и трудолюбивые люди, которые выпускали мебель, крахмал, тканные наконечники для полотенец, много другой продукции.

В 1873 году местный крестьянин Яков Бровцын открыл в селе спичечную фабрику. По своей мощности она занимала второе место в губернии. К концу XIX века в селе работали три школы, библиотека, пароходная пристань.

- А с чего началось развитие промышленности?

- После Октябрьской революции возникла идея создать здесь крупный промышленный узел. В первую очередь речь шла о строительстве крупнейшего в Европе бумажного комбината. Сырья хватало, проблем с доставкой леса по рекам тоже не было.

Кроме того, планировалась гидроэлектростанция, но потом решили, что это очень затратно. Как раз к тому времени здесь обнаружили залежи торфа – дешевого сырья для производства электроэнергии. В результате, в 1935 году началась реализация проекта по строительству ТЭЦ.

Однако в 1938-м работы заморозили – не хватило средств. В годы Великой Отечественной войны на их завершение были брошены все силы: в Кировскую область эвакуировали большое количество заводов, и им требовалась электроэнергия.

В 1942 году электростанция дала ток. Это была самая мощная ТЭЦ региона. Она получила название Кирово-Чепецкой, поскольку располагалась в устье реки Чепцы.

А поселок строителей, а потом и сотрудников станции, стал рабочим поселком Кирово-Чепецким. В таком статусе он существовал с 1942 до 1955 года, после чего получил статус города, сохранив в названии историю своего рождения.

Школа №1 в пос.ТЭЦ 50-е гг. ХХ в. Фото из архива Матвеевой Антонины Петровны.

- Расскажите про историю КЧХК.

- Химический комбинат начали строить еще в 1938 году. Здесь планировалось производить фосфорные удобрения, но помешала война. Для сварки танков требовался карбид кальция, выпуск которого здесь и наладили. Параллельно была построена линия по производству боеприпасов.

В 1946 году предприятие поменяло профиль – здесь решено было построить новое производство для создания компонентов сначала атомной, а потом и водородной бомбы. Сюда поехали известные ученые, опытные инженеры и студенты-«краснодипломники», квалифицированные рабочие, одним словом - элита.

В результате собрался уникальный коллектив, который мог выпускать практически все. Потребовались стране фторопласты – пожалуйста, наладили их производство. Причем, первые в СССР! Технология промышленного производства фреона для холодильников – тоже наша разработка. Искусственные клапаны сердца выпускают в Кирово-Чепецке и по сей день.

Но промышленность города – это не только химкомбинат. Позже был построен завод «Вэлконт», который работал на авиационную промышленность. Он появился в связи с тем, что вышло постановление Совета министров СССР о том, что женщинам моложе 40 лет нельзя работать на вредном производстве. Еще раньше для них была построена швейная фабрика, ныне, увы, закрытая. Еще в городе очень развито мебельное производство.

Стоянка такси и автобусов возле школы №4. Из архива Мокрецовой Н.П.

- Что представлял собой Кирово-Чепецк советских времен?

- Городские власти и руководство химкомбината вкладывало огромные средства в развитие социальной сферы – спортивной, культурной…

Не было никаких проблем со снабжением – о дефиците в Кирово-Чепецке не знали. А бесплатные квартиры можно было получить вплоть до 90-х годов.

Архитектурный облик города формировали сначала проектировщики из Москвы, а начиная с 60-х годов- из Ленинграда. Город застраивали строго по плану и в результате каждого микрорайона свое лицо, соответствующее архитектурной «моде» своего времени. Так, при создании Черемушек дома расположили таким образом, чтобы создавать искусственные сквозняки. Это позволяло избежать «застойного» воздуха. В 7-м и 8-м микрорайонах сохранили участки леса и т.д.

Разъезд «Боево». 70-е гг. ХХ в. Фото из архива Дуняшева А.З.

Детская художественная школа тоже была построена по индивидуальному проекту архитекторами из Ленинграда. Недаром она считается одной из лучших в области. В городе есть еще школа искусств и музыкальная школа. Отмечу и два медицинских объекта – 7-этажные больницу и поликлинику. Такие, не в каждом областном центре есть, не то, что в районном.

Из последних реализованных проектов – «Олимп Арена», которую очень долго ждали любители спорта и строительство биатлонного комплекса «Перекоп». Спортивным объектам уделяли много внимания – первый в области каток с искусственным льдом, первый дворец спорта с бассейном.

То же самое и с озеленением. Однажды тогдашний директор химкомбината Яков Терещенко узнал, что в одно из соседних сел к родителям приехал человек, который после войны руководил коммунальным хозяйством города Советск (бывший Тильзит) в Калининградской области. Его звали Иван Потапов. Терещенко решил, что человек, не понаслышке знакомый с европейской городской культурой, будет Кирово-Чепецку полезен.

У газетного киоска. Начало 90-х гг. ХХ в. Фото О.Синицы.

Потапов возглавил исполком Совета депутатов – по сути, возглавил город, и с энтузиазмом принялся за работу. Он высаживал цветы, деревья. Люди пожимали плечами – неужели нет более важных дел? Но у Потапова было перспективное видение развития Кирово-Чепецка. В результате, в 1967 году наш небольшой город победил во Всесоюзном городе по озеленению, благоустройству и чистоте.

- Слышал, есть интересная история о том, как жителей приучили соблюдать очередь при посадке в автобус.

- Да, было такое дело. На остановках были столпотворения – автобусы буквально штурмовали. Решили проблему радикально: ввели 100-рублевые штрафы. Представляете, что это значит при советских зарплатах? На остановках дежурили сотрудники милиции и дружинники. Не соблюдаешь очередь – штраф! Приучили к порядку быстро – достаточно было несколько дней таких дежурств. Зато потом долгое время у всех гостей города был культурный шок – люди спокойно заходят в салон, соблюдая очередь.

Но это был единичный случай. Как правило, такие меры не требовались – жители сами следили за чистотой и порядком. Практически каждый двор был закреплен за предприятиями, и шло даже негласное соревнование – у кого чище… Редко встретишь, чтобы кто-то бросил на тротуар билет или окурок – сразу подойдут и спросят, зачем, мол, мусоришь. Когда люди относятся к городу, как к своей квартире – это очень важно.

- Как развивается город сейчас?

- Конечно, не столь активно, как раньше, но движение есть. Новым направлением стало малоэтажное строительство. Кроме того, активно ведется благоустройство. Одним словом, Кирово-Чепецк не стоит на месте.

Беседовал Вадим Шабалин

Фотографии предоставлены "Музейно-выставочным центром" города Кирово-Чепецка.


VK TW
0
Guest
Так-то городу уже почти 94
Имя Цитировать
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений