Как избежать "инструмента подавления"?
709
0
Сегодня, 16 июля, депутаты комитета по промышленности, энергетике, ЖКХ и лесному комплексу, строительству, транспорту и связи ОЗС единогласно поддержали федеральный законопроект о внесении изменений в ст. 98 «Устава железнодорожного транспорта РФ». Речь о снижении и справедливом подходе к штрафам для грузоотправителей, которые сами железнодорожники назвали «драконовскими». Законопроект в Госдуму внесли члены Совфеда Вячеслав Тимченко, Олег Мельниченко и Андрей Шевченко.
Штрафы не сопоставимы с ущербом
- Цель — приведение в соответствие размеров штрафов, накладываемых на грузоотправителей, за искажение информации об отправляемых грузах в транспортной накладной , - прокомментировал законопроект вице-спикер ОЗС Роман Титов. - На сегодняшний момент «РЖД» имеет право наложить штрафы до 5-кратного размера стоимости перевозки.
При этом искажения могут быть абсолютно непреднамеренными, подчеркнул Титов.
- Например, изменился вес древесины после погрузки из-за ее намокания. Получается, что штраф не сопоставим с нанесенным грузоперевозчику ущербом. Ущерб — это всего лишь разница между стоимостью перевозки сухой древесины и влажной, а налагается 5-кратный штраф, - привел пример Роман Титов.
«Искажение сведений» может быть связано и с заменой при погрузке по требованию заказчика части номенклатуры отгружаемой продукции при сохранении ранее заявленного веса и т. п.
- Максимальные потери грузоперевозчика в таких случаях составляют именно недоначисленную плату за перевозку грузов. В то же время сумма штрафа может в десятки или даже сотни раз превышать величину таких максимальных потерь, - акцентируется в пояснительной записке к документу.
Содержащаяся в ст. 98 норма позволяет накладывать штраф в размере 5-кратной платы за перевозку грузов на все расстояния, в том числе в случаях, если НЕ возникает угроза безопасности движения и эксплуатации ж/д транспорта и НЕТ факта наличия запрещенных для перевозки ж/д транспортом грузов.
Роман Титов добавил, что изучением ситуации занимался Конституционный суд РФ:
- … и сделал вывод: «... несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности».
Ответственность в разумных пределах
При этом ответственность с грузоотправителя не снимается. Как поясняется в записке, «уплата штрафа грузоотправителем не освобождает его от компенсации причиненного нарушением ущерба».
- Законопроект не отменяет ответственности грузоотправителей за искажение в транспортно-железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, если в результате этого снижается стоимость перевозок грузов, а устанавливает «справедливый» штраф в размере «недоплаты» стоимости перевозки груза, - подчеркивается в документах к законопроекту.
- Разумеется, если грузоотправитель внес искажения в документацию преднамеренно, он будет отвечать, но штраф будет в размере упущенной стоимости перевозок, - резюмировал на сегодняшнем заседании комитета Роман Титов, добавив, что «инициатива правильная, правительство Кировской области ее поддерживает».
По мнению авторов законопроекта, изменение методики расчетов и, соответственно, размеров штрафов «позволит восстановить принцип справедливого распределения ответственности между грузоотправителями и РЖД».
Из практики бизнеса
Законопроект внесен сенаторами Вячеславом Тимченко, Олегом Мельниченко и Андреем Шевченко. Ранее темой в течение длительного времени занимались в Вятской ТТП. Причиной стало обращение самих предпринимателей, которые заявляли о несоразмерных принципу «санкция - тяжесть нарушения» штрафах со стороны РЖД, из-за которых бизнес нес убытки. Адекватность этих санкций у многих вызывала сомнение и возмущение.
К примеру, тему в Вятской ТПП поднимали в конце февраля. Тогда директор «Азиатско-тихоокеанской экспедиторской компании» Ольга Любимова рассказала, что ее компанию за перевес оштрафовали на миллион.
- Почему в Лянгасово взвесили вагон на 64,9 тонн, а в Приморье на этих же весах на 62,5? На меня будут подавать иск в арбитражный суд. И РЖД выиграет его, потому что суд всегда на их стороне, - прокомментировала тогда Ольга Любимова.
Тогда же гендиректор ОАО «Березовский леспромхоз» Иван Малышев рассказал о своем примере — штрафе за выпирающее на 12 см бревно.
- Когда идет перегруз, это может привести к небезопасности движения. Но если речь о недогрузе, то это просто неправильно оформленная документация. Суд имеет право снизить штраф на свое усмотрение. Особенно если юристы со стороны РЖД не будут возражать, - высказал тогда мнение Малышев. - У нас тоже был один случай, когда бревно выпирало на 12 см в рамках габарита вагона. Из-за этого вагон якобы нельзя эксплуатировать, и у нас посылают людей с пилами срезать концы. Но это разве безопасно? - прокомментировал Иван Малышев. - Я был в Финляндии на выставке и видел, как мимо меня проезжал состав с лесом. Я был в шоке от того, как он погружен. Вы что, думаете, финны меньше заботятся о безопасности движения? Мы все адекватные люди. Но если на щитовой платформе торчит 12 см бревна, как это могут повлиять на безопасность?
- Одно дело, когда штраф касается вопроса безопасности движения. Если же в десятикратном размере штрафуется недостоверность сведений в документе, это уже явно несоразмерно, - поддержал коллег и директор компании «Атлант» Иван Козлов. - Получается огромная сумма. С этим надо работать.
Тогда и сами представители РЖД пояснили: суммы штрафов установлены законом, и они не вправе обсуждать эти нормы. Кроме того, напомнили, что железная дорога несет ответственность за перевозимые грузы.
РЖД готовы к корректировкам
После ряда встреч ситуация все-таки изменилась. После обращения палаты законопроект внесли в Госдуму. Тему обсудили в 28 мая в Госдуме РФ в рамках Дней российских железных дорог — на расширенном совещание "О законодательном обеспечении реализации долгосрочной программы развития ОАО "РЖД" на период до 2025 года". Тогда от региона в них принимал участие и вице-президент Вятской ТПП Андрей Усенко. Тогда Андрей Леонидович напрямую задал вопрос об изменении подходов к штрафам президенту ОАО "РЖД" Олегу Белозерову.
Белозеров согласился с тем, что наказание должно быть соразмерно нарушению и "драконовских" штрафов быть не должно. При этом добавил: внесенный сенаторами по предложению Вятской ТПП в ГД законопроект требует доработки. Но в целом на майских слушаниях обозначил позицию железнодорожников: они готовы к корректировке штрафных санкций при условии приоритета безопасности движения.
- Мы получили позицию президента «РЖД». Когда ты разговариваешь с его чиновниками, никаких решений не принимается. Здесь позиция была объявлена достаточно четко и конкретно. Мы работу продолжаем. Очень надеемся, что в течение 2019 года эти изменения в Устав «РЖД» будут внесены, и наши предприятия значительно снизит риски возможности давление со стороны «РЖД», - рассказал в «Особом мнении» после прошедших слушаний Андрей Усенко.
Есть результат
На прошлой неделе в Вятской ТПП сообщили, что вопрос о внесении изменений в Устав железнодорожного транспорта России рассмотрели на Совете госдумы. По итогам рассмотрения законопроект решено направить президенту, комиссии и комитеты Госдумы, Совфед, федеральное правительство, Счетную палату, Общественную палату, федеральные и региональные органы власти для подготовки отзывов, предложений и замечаний.
Рассмотрение проекта федерального закона предварительно включено в план законопроектной работы Госдумы в осеннюю сессию — в октябре. В рамках работы по сбору «отзывов-замечаний» документ обсудят депутаты ОЗС на «пленарке» в ближайший четверг.
Добавим, недавно произошло еще одно знаковое событие в сфере «переворота» отношений между грузоотправителями и ОАО «РЖД»: железнодорожники смягчили правила перевозки скоропортящихся продуктов питания. Соответствующий приказ Минтранса РФ был подписан в июне (тему также неоднократно поднимали вятские предприниматели и довели ее до «верхов»). Новые правила вступят в силу с 8 декабря.
Однако само ОАО«РЖД» форсировало развитие событий: в разосланных в конце июня телеграммах говорится о разрешении досрочно начать перевозку ряда продуктов в универсальных контейнерах и крытых вагонах вместо рефрижераторов. По сути, железнодорожники дали возможность бизнесу заключать договоры на особых условиях, на которые раньше шли с большой неохотой. Подробнее тема — в газете «Бизнес Новости» от 14 июля и на сайте Bnkirov.ru