Казённая стирка

Казённая стирка

20.09.2020 1185 0

Система управления и распоряжения имуществом города продолжает давать сбой. Нынешние чиновники видят причину в решениях своих предшественников и торопятся исправить ошибки прошлого. При этом промахиваются и в своих действиях, усугубляя клубок проблем.


Используется треть
 
По данным на 1 января 2020 года в составе казны Кирова числится около 4,9 тысячи объектов недвижимости. Это без учета жилого фонда и земельных участков. Их балансовая стоимость превышает 3,9 млрд рублей. Из них 3,3 тысячи объектов переданы в концессию. Из оставшихся 1587 используются лишь 541: 170 переданы в безвозмездное пользование (следовательно, доходы не приносят) и 371 сдан в аренду (доходы от которой в 2019 году составили 251 млн рублей). Об этом на профильной комиссии Кировской гордумы сообщила глава КСП Елена Мерзлякова, отчитываясь о результатах проверки эффективности использования казенной недвижимости. 
 
– В ходе осмотра 26 объектов не установлено фактического нахождения четырех гаражей и здания столовой на Луганской, 59. Выявлены признаки использования сторонними лицами четырех подвалов, являющихся объектами недвижимости, и 8 подвалов, имеющих признаки общедомового имущества, – привела примеры претензий со стороны аудиторов Елена Мерзлякова.
 
Департамент муниципальной собственности – главный за распоряжение и управление городским имуществом – не соблюдает требования о периодичности инвентаризации, из-за чего эффективно им управлять невозможно. Последняя полная инвентаризация прошла в 2011 году, частичная – в 2016-ом. Как пояснили представители мэрии, следующая пройдет до конца 2021 года. Ну, по закону должна быть проведена.
 
«Бюджетная» коммуналка для «Европейского»
 
Проверка показала и более весомые и «затяжные» проблемы. Так, аудиторы выяснили, что коммунальные платежи за ТЦ «Европейский» оплачивает бюджет. Из-за особенностей договора аренды нежилого помещения на Воровского, 43 между мэрией и ООО ТД «Европейский» «были осуществлены расходы на оплату потребления арендатором электроэнергии на 2,4 млн рублей».
 
– Это противоречит принципу эффективности использования бюджетных средств, – подчеркнула Елена Мерзлякова. – Также в 2019 году судом удовлетворены исковые требования ООО ТЦ «Европейский» к департаменту муниципальной собственности о возмещении стоимости услуг по теплоснабжению арендуемых помещений, что также влечет риск неэффективного использования бюджетных средств на 1,5 млн рублей и судебные расходы.
 
– Почему так произошло, что расходы по оплате коммунальных платежей несет администрация?– поинтересовалась глава города Елена Ковалева.
 
Как пояснил глава ДМС Вадим Токарев, ранее заключенные договоры «не предусматривали самостоятельную оплату арендатором, поэтому было вынесено решение о взыскании расходов с департамента».
 
– Пояснять за предыдущего руководителя – почему не включили [условие об оплате коммуналки арендатором] – не стану, – добавил Токарев. 
 
В конце 2019 года был заключен договор купли-продажи помещения. Сделка прошла по закону «о малой приватизации» и с отсрочкой платежа.
 
– Поэтому сейчас все расходы несет ООО ТД «Европейский», – акцентировал Токарев.
 
Во время обсуждения темы депутаты вновь подняли вопрос о законности самой сделки. Как напомнил на заседании депутат Денис Ерохин, в 2012 году здание было оценено в 154 млн рублей. 
 
– Затем в рамках муниципального контракта была произведена переоценка. Прежняя признается не соответствующей нормативным актам, по ней нельзя продавать. Новая оценка – 337 млн рублей. Тем не менее договор купли-продажи в 2019 году заключается по оценке в 154 млн рублей. Ущерб городу – 180 млн рублей!– пояснил Денис Ерохин.
 
И добавил: «Поэтому в этой истории кто-то должен сесть. Понятно, что такой объект по такой стоимости отчуждаться не может».
 
Как пояснил Вадим Токарев, по «обращению одного из депутатов» информация передана в следственные органы. Проводится проверка. Пока результаты городу не представили. «Выводы в любом случае озвучим», –заверил Токарев. 
 
 
При этом добавил один нюанс: единственным основанием для заключения договора купли-продажи, исходя из цены в 154 млн рублей, «явилось мировое соглашение, подписанное главой администрации и начальником департамента муниципальной собственности в 2012 году».
 
– Исходя из него и подписывался уже договор в 2019 году. После оценки этих обстоятельств, думаю, правоохранительные органы выскажут свою позицию, – резюмировал Вадим Токарев.
 
Департаменту дан месяц, чтобы сделать выводы и дать ответ от отчет КСП.
 
Мнение
Владимир Журавлев, депутат:
 

- Основная причина неэффективного распоряжения имуществом – отсутствие цифровой системы, на которой «завязаны» все департаменты и управления, и в которой сконцентированы все данные. И все ведомства несут ответственность за свой блок. Вся жизнь города должна быть в цифре. Сегодня этого нет, используются лишь частичные элементы, к примеру, МКУ «Архитектура».
 
Поэтому мы и предлагали ввести нового главу департамента, который бы занимался информационным и проектным развитием. Будь главой департамента хоть Вадим Андреевич (ред. Токарев), хоть кто, – без этих инструментариев сделать эффективной систему управления имуществом невозможно. На сегодня нет решения о создании такого универсального программного продукта, который синхронизируется со всеми департаментами, пополняется и в итоге позволит сделать информацию по всем сферам жизни доступной для всех.
 
МУП «Кристалл»: реорганизация или ликвидация
 
Если какие-то прежние грехи можно аргументировать действиями  предыдущего руководства, однако проблемы возникают и при принятии сегодняшних решений. После долгих обсуждений на прошлой сессии депутаты дали добро на реорганизацию МУП «Кристалл» в ООО. Это позволит предприятию участвовать в торгах, предназначенных для субъектов малого бизнеса. Сегодня процесс реорганизации оказался под большим вопросом и обозначилась перспектива ликвидации.
 
– По итогам 6 месяцев в справке о финансовом состоянии предприятия говорится об убытке в 3,3 млн рублей. Департамент, как представитель собственника, инициировал вопрос о заседании внеочередной балансовой комиссии, чтобы принять решение о перспективах развития «Кристалла». Заседание отложили для проработки вопроса, – пояснил Вадим Токарев. – С учетом того, что предприятию отказали в предоставлении кредита, финансовая ситуация там сложная.
 
Как дополнила начальник городского департамента экономразвития и предпринимательства Елена Гущина, оборудование, которое используется учреждением, 1981- 1991 годов выпуска. Из транспорта задействованы два автомобиля. Само здание тоже в плачевном состоянии. «Поэтому судьба учреждения будет решаться на балансовой комиссии», – подтвердила Гущина, добавив, что «под наше курирование предприятие перешло в апреле».
 
– Как так получилось, что у нас очередной МУП, который раньше приносил прибыль, оказался в таком плачевном состоянии? Предпринимались ли меры к оздоровлению предприятия, – поинтересовался зампред думы Алексей Рябов. – И почему на этом же оборудовании по итогам 2018 года предприятие приносило прибыль? А на нем работают 35 сотрудников.
 
Как пояснила Елена Гущина, это было возможно за счет участия в аукционах на стирку белья: «В понедельник директор представит информацию о планируемом участии в аукционах, и будем разговаривать с профильными министерствами. В любом случае, если не будет дополнительного приобретения, модернизации, мы понимаем, что качество услуг будет низким. Сегодня уже в ручном режиме идет глажка белья».
 
– На предыдущем заседании, когда мы рассматривали вопрос о смене организационной формы «Кристалла» из МУП в ООО, в качестве основного аргумента как раз называли возможность получения прибыли за счет аукционов: в этом случае предприятие сможет применять рыночные тарифы (сегодня ограничено тарифами, утвержденными департаментом экономики), – продолжила Елена Ковалева. – По происшествии месяца выяснется, что вопрос гораздо серьезнее. Получается, мы прождали полтора месяца и ничуть не продвинулись. Действия произвели, но результата – никакого. Если мы видели, что в сегодняшнем состоянии МУП не может конкурировать, зачем мы затеяли всю эту процедуру?
 
– На тот момент часть аукционов не была объявлена. Директор рапортовала, что будет в них участвовать. Позднее пришла на балансовую комиссию и сказала, что ни в одном аукционе участвовать не смогла. Я не являюсь директором МУПа и не могу принимать решение о том, как ему развиваться. Поэтому на прошлой думе я говорил о том, что мы должны принять решение либо о ликвидации, либо о реорганизации, – прокомментировал Токарев.
 
«Нет, вы не говорили о ликвидации», – в один голос заявили депутаты. «Вы говорили о смене организационной формы, чтобы «Кристалл» мог использовать рыночные предложения, выходить на торги и конкурировать с другими предприятиями. Про ликвидацию не говорили», – возразила Елена Ковалева.
 
– Я сказал в другом контексте, что до конца 2020 года мы должны принять решение либо о реорганизации (федеральным законодательством предусмотрено, что в организационно-правовой форме МУПа могут остаться  только ресурсоснабжающие организации). Поэтому сказал: уважаемые депутаты, мы должны принять решение либо о реорганизации, либо о ликвидации. На тот момент директор предоставлял соотвествующие показатели, поэтому о ликвидации мы не говорили, – прокомментировал  Токарев.
 
– Я почему спрашиваю? Полтора месяца прошло, а ситуация на предприятии только усугубляется. Сейчас, как сказал Алексей Николаевич (ред.: Рябов), использовав имеющийся депозит, «Кристалл» начнет аккумулировать кредиторскую задолженность. В том числе по заработной плате перед сотрудниками. Так понимаю, сегодня «дорожной карты» по решению проблем нет. Через несколько месяцев мы придем к тому, что будет новый арест и муниципальное имущество будет изъято? – продолжила Елена Ковалева.
 
Она напомнила и о химчистке, деятельность которой планировалось закрыть из-за убыточности. «Здание еще не изъято, часть сотрудников уволена. Уведомления выданы не всем, так как необходимо закончить оставшиеся контракты», – пояснил Вадим Токарев.  Как добавила Елена Гущина, «край через два месяца химчистки не будет». По ее словам, уведомления об увольнении выданы всем сотрудникам.
 
Во время дискуссии депутаты подняли вопрос о преднамеренном доведении предприя-тия до такого состояния.
– Умысла это делать не было, – заверил Токарев.– Говорить о том, что ДМС готовит «Кристалл» к банкротству или продаже необоснованно. Даже если мы сейчас решим сделать ООО, чтобы оно стало субъектом малого предпринимательства, то будем должны выставить 75% акций на продажу. И это будет открытый рынок. В любом случае будут мнения, что эти действия были направлены «специально для чего-то там». Вы сами были на предприятии, видели удручающее состояние самого здания. Обрушена часть кладки, но она же не вчера обрушилась. Не замечать этого длительный период времени действительно было нельзя.
 
По поводу изношенности оборудования я уже говорил: от этого тоже никуда не деться. Поэтому сейчас прорабатывается вопрос с министерствами, какая у них будет позиция относительно условий оставшихся аукционов. Если среди условий ограничат допуск только для субъектов малого предпринимательства, мы все равно не успеем не реорганизовать МУП, не продать в нем долю, чтобы стал таким субъектом. Именно поэтому Дмитрий Валерьевич (ред.: Осипов) принял решение об отложении заседания балансовой комиссии. После консультаций по аукционам будем дальше принимать решение о перспективах предприятия. Сейчас вынуждены констатировать, что по результатам промежуточной отчетности за полугодие у них убыток в 3,3 млн».
 
–Неправильно, когда выдают субъективные факторы за объективные», – высказался во время дискуссии депутат Алексей Вотинцев.
 
Депутаты продолжают держать вопрос на контроле. Особом, чтобы не допустить «размывания» и «разбазаривания» имущества города.
 
 
Мнение
Алексей Вотинцев, депутат:

- Ко мне обращались работники МУПа и рассказали о ситуации на предприятии. По мнению трудового коллектива, предприятие рушится сознательно, специально банкротится, чтобы кто-то «сел» на эти деньги и получал прибыль. По конкурсам, в которых принимал участие МУП, формировалась серьезная экономия бюджета. Руководство МУПа (а за последний год оно сменилось три раза) доводило информацию, что при допуске на торги исключительно участников из числа субъектов малого предпринимательства, предприятие не сможет участвовать. Они готовы стирать белье по 32 рубля за кг, и качественно стирать. Сегодняшние контракты другими компаниями выиграны по цене 28 рублей за кг, однако фактически эти цены не выдерживаются. Они растут по другим условиям и доходят до 58-60 рублей. По факту в два раза. Кто на этом зарабатывает? 
 
Сегодня «Кристалл» по факту попал в такую конъюнктуру рынка, из которой не выпутаться. Если мы даже реорганизуем МУП в ООО, чтобы соответствовало условиям для участия в торгах, это подразумевает долю муниципалитета не более 25%. Предприятие просто готовят к распродаже или к чему-то другому? Непонятно. Сегодня предприятие фактически работает, платит зарплату, а больших доходов нет. Формально оно уже ликвидировано. Считаю, что у администрации нет заинтересованности в том, чтобы предприятие работало.
 
Такая ситуация складывается и по другим подобным предприятиям. О каком эффективном распоряжении имуществом может идти речь, если у нас даже нет четкого реестра этого имущества? А такие предприятия, как «Кристалл», должны приносить прибыль и существенную. Халатное отношение к городским предприятиям. Кроме как прибыль, мы ни за что не отвечаем, но в то же время не способствуем, чтобы предприятия эту прибыль обеспечили.
 
Юлия Усинская.


VK FB TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован в ближайшее время
Текст сообщения
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено