Монетизация пандемии

Монетизация пандемии

7897 0

Коронавирус оказался куда более серьезным испытанием для мировой и российской экономики, чем предполагалось еще в феврале. Убытки сфер туризма, транспортной логистики, развлечений и ряда других уже исчисляются миллионами и миллиардами. Однако есть бизнес-сферы, которые невольно зарабатывают на фоне общей растерянности.

Неожиданный удар по логистике

На минувшей неделе в ряде торговых сетей появились пустые полки, где раньше стояли крупы, макароны, сахар. За раз некоторые покупатели приобретали по 6–18 рулонов туалетной бумаги. По сравнению с предыдущей семидневкой крупные продуктовые ритейлеры получили прибыль в 200%. Все говорят примерно одно и то же: больше всего покупают макаронные изделия, крупы, соль, сахар, растительное масло, продукты быстрого приготовления, мясную и рыбную консервацию, а также крепкие алкогольные напитки. Кроме того, повышен спрос на влажные салфетки, антибактериальные и дезинфицирующие гели для рук – на эти группы товаров спрос за неделю вырос на 10–30%, сообщили «Бизнес Новостям» представители ритейла.

«Мы никогда не продавали столько крупы и туалетной бумаги, – отметил на экстренном закрытом «круглом столе» «Стресс-тест на коронавирус для бизнеса на рынке продуктов питания» от BBCG президент компании «Азбука вкуса» Денис Сологуб. – Объясню наличие пустых полок в магазинах. Ранее вся логистическая цепочка была оптимизирована на стандартный спрос. Сейчас, когда магазины переживают нашествие покупателей, ресурсов для увеличения поставок вдвое нет. Магазины к этому не готовы».

Он рассказал технологию пополнения складских запасов. Постепенно, за месяц или хотя бы за две недели перед Новым годом или 8 Марта склады пополняются товаром, интересным покупателю именно в этот период. «Широта ассортимента обеспечивается дорогой технологией, отгрузка маленькими партиями – это дорого, – продолжил Денис Сологуб. – В имеющихся сейчас условиях для бизнеса это не вариант. Самое правильное решение сегодня – отменить сборку широкого ассортимента и обеспечить магазины только самым необходимым. Грузить коробками, паллетами и экономить ресурсы для обеспечения простой товарной массы».

«Не стоит верить слухам»

Чтобы не допустить необоснованного роста цен на продукты и обеспечить население товарами первой необходимости, в регионах мониторят цены и товарные запасы. В министерстве экономразвития и поддержки предпринимателей Кировской области также отметили незначительное увеличение спроса со стороны покупателей на отдельные группы товаров. «В первую очередь, это сахар, крупа, мука, консервация, – сообщила в четверг министр Наталья Кряжева и добавила: – Повышенный спрос наблюдается только в городе Кирове, в муниципалитетах ситуация спокойная».

Отсутствие некоторых видов продовольственных товаров в крупных торговых сетях в министерстве также аргументируют «более сложной логистикой в отличие от региональных торговых сетей». «Ситуация находится на контроле. Все федеральные торговые сети заверили нас о достаточнос ти товарных запасов на складах», – подчеркнула Кряжева. «Продуктовые запасы созданы как минимум на месяц, проблем с поставками не предвидится, – заверили и в городском управлении потребительского рынка и поддержки предпринимательства. – Кроме того, в магазинах сохраняются скидочные акции и социальные цены на ряд продуктов. Кировчанам не о чем беспокоиться, ни о каком дефиците продовольствия речи не идет, не стоит верить слухам».

Отсутствие товара на полке еще вовсе не означает, что в России образовалась его нехватка, уверены и в Ассоциации компаний розничной торговли. По мнению экспертов, ситуацию удастся решить: ритейлеры начали перестраивать схемы логистики. Товары, которые пользуются большим спросом, будут доставляться быстрее. Запасов продуктов питания в российских магазинах, по оценкам, хватит на восемь недель.

Психология паники

Ритейл уже увеличил поставки, говорит директор по корпоративным коммуникациям X5 Retail Group Елена Коннова: «Точечный спрос по ряду категорий мы заметили сначала в Москве, далее Московской области и нескольких регионах: Петербург, Казань, Калуга. В остальных ситуация более-менее спокойная: прирост покупателей 10–15%. Поставки мы увеличили в 2–4 раза».

По ее мнению, спрос и ажиотаж на товары утихнут, и их основная причина – в психологии покупателей. «Мы говорим не об объективных причинах – коронавирусе, а о другой проблеме – «макароно-вирусе». Он связан с поведенческими причинами: один начинает паниковать – другие подхватывают. Нас сегодня беспокоит, что люди могут покупать товары не для собственного потребления, а про запас и для перепродажи. Делают запасы явно больше, чем могут потребить за год. Необходимо нам всем прийти в сознательность».

В то же время эксперты отмечают сложности, связанные с введением государственных норм. В первую очередь речь о проверках грузов на границе. «Все ритейлеры, завязанные на импорте, ощутили сложности логистики при переезде границ стран, – отметил на «круглом столе» генеральный директор Artfruit Сергей Вейс. – Проходя границу (как правило, перевозчик делает это несколько раз), он проходит тщательный досмотр вплоть до измерения температуры тела. Машины находятся в пути на 2–3 дня дольше, чем обычно. Соответственно, логистика осуществляется дольше, иногда от этого страдает и продукт».

Такие последствия от усиления мер безопасности правительство страны решило компенсировать другими шагами. С пятницы, 20 марта, введен зеленый коридор на поставки товаров первой необходимости в Россию. Отмена ограничений, в том числе таможенных, пока будет действовать месяц. «Мы вводим зеленый коридор для импортеров и для крупных торговых сетей. На ввоз ряда товаров, в том числе лекарств и медицинских изделий, устанавливается нулевая ставка таможенной пошлины», – прокомментировал в четверг, открывая заседание правительства, премьер-министр РФ Михаил Мишустин.

Шанс для стартапа

Пандемия, несмотря на все негативные влияния, может сыграть ряду отраслей на руку, в том числе стартапам. Если предприниматели грамотно подойдут к выбору сферы деятельности, то монетизация апокалипсиса может оказаться успешной. В сегодняшней ситуации, к примеру, вырос спрос на доставку питания или продуктов на дом, что, в том числе, связано с переходом компаний Кирова на удаленную работу. «Мы фиксируем увеличение количества заказов продуктов через службу доставки. В сложившейся ситуации уже провели переговоры с поставщиками и договорились, что запасы продуктов, на которые наблюдается повышенный спрос, будут пополнены, – прокомментировал директор по развитию торговой сети «Сис тема Глобус» Александр Косулин. – Сроки доставки могут быть увеличены, так как поступающее количество заказов растет. О времени доставки операторы предупреждают, предлагая выбрать временной интервал».

В свою очередь, руководители предприятий, чьих сотрудников нельзя вывести на работу по удаленке, стали закупаться бризерами (приборами для очистки воздуха без необходимости открывать окно), канальными установками для вентиляции или обеззараживателями воздуха.

Как считает управляющий партнер Sabra Capital Гай Збарский, в сложившейся ситуации открылись великолепные возможности для новых игроков и стартапов: онлайн-курсы по приготовлению еды, монетизация онлайн-меню и доставка еды из ресторанов в спецбоксах, умные умывальные аппараты для рук, автомойки с услугой дезинфекции салона.

Аналитики предсказывают, что COVID-19 станет новым гриппом, который не уничтожить. Следовательно, наряду с вирусом будет развиваться и «вирусный маркетинг» – для продвижения продуктов и услуг с пометкой «без коронавируса». Люди готовы будут их покупать, чтобы одной проблемой стало меньше, говорят специалисты.

Мнения

Алексей Чупраков, директор компании «ВикРус»:

– Взрослое поколение, пережившее 80-е годы и тяжелые 90-е, когда продуктов не хватало и на каждом шагу убивали людей, спокойно. Молодежь не переживала подобное, вот и паникует.

Конечно, опасения есть. От коронавируса полностью не изолироваться. И дистанционная работа глобально проблему вряд ли решит: просидишь неделю дома, выйдешь в магазин, рядом кто-то чихнул, и все – заболел.

Пока каких-то жестких мер не предпринимаем, да я и не вижу к этому предпосылок. При экстремальных условиях (введение карантина, строжайшего запрета выхода из дома, на работу) у нас не будет варианта, кроме как подчиниться. Если сотрудники выразят желание уйти на карантин, то как-то будем решать вопрос: часть может работать дистанционно. Однако мы не та компания, которую полностью можно перевести на такой формат работы. Сейчас идет единственный дистанционный монтаж оборудования в Узбекистане. Монтажник сам отказался ехать. К тому же, при возвращении из этой страны ему была бы положена двухнедельная изоляция, а я не готов это оплачивать.

Считаю, все расходы, связанные с введением карантина, лягут на плечи работодателя и сильно отразятся на прибыли. Уже введенные санкции и меры безопасности сказываются на работе, и больше всего страдает бизнес, который зависит от импорта. Лично мы ощущаем общую ситуацию на сроках поставок комплектующих: раньше поставляли за две недели, сегодня говорят о полутора месяцах. Мы, в свою очередь, поставки оборудования не прекращаем, но возможно, так же придется с задержкой отправлять комплектующие.

Виталий Подольский, партнер Chesterfield Fund:

– Многие теряют доходы и работу. И сегодня, считаю, мы даже не вошли в первую стадию кризиса, который уничтожает малый и средний бизнес. Если эти вынужденные меры по борьбе с коронавирусом продолжатся, то на улице будет течь кровь – кровь малого и среднего бизнеса. Потому что ни одно правительство не понимает, как ему помочь. В разных странах принимаются налоговые меры. Что сделает наше правительство, которое всегда игнорировало малый и средний бизнес, – об этом мы можем пока только догадываться.

Мы находимся в очень слабой экономике, не можем заимствовать деньги из-за рубежа. И мы понимаем, что входим в глубочайший кризис, потому что не видим входы и выхода из него, не понимаем природы проблемы, не понимаем, когда и как это закончится. Но мы понимаем: если все эти меры продолжатся более 3–4 месяцев, то весь мир войдет в глубочайшую рецессию. Затем войдем в нормальную экономику, это будет 3–4 квартал следующего года, но по ходу будет массовое уничтожение малого и среднего бизнеса, возможно, крупных компаний. Очевидно, что мы выйдем из кризиса с другой экономикой, с другими подходами.

Елизавета Захарова

zakharova.eli.job@mail.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений