Галина Булатова: «Только в системе и только вместе»
Сферу ЖКХ называют бездонной бочкой по поглощению денег и болотом, из которого невозможно выбраться. Но те, кто имеет такое мнение, забывают простые факты. В СССР значительная доля жилищного фонда находилась в собственности государства.
Произошедшая в 1990-х годах приватизация коснулась как промышленных предприятий, так и жилья. Граждане, оформившие квартиры в собственность, не были осведомлены о своих новых правах, а тем более обязанностях; они попросту были не готовы нести ответственность не только за свою квартиру, но и за весь дом с прилегающей к нему территорией в целом. Житель в одночасье стал собственником и принял на себя определенные риски — неважно, сознательно или нет. Например, прежде чем обзавестись автомобилем, каждый на первоначальном этапе оценивает возможные риски. Человек понимает, что необходимо научиться управлять автомобилем не только как средством передвижения, но и как объектом собственности, нужно будет нести расходы на содержание приобретенной техники, в совершенстве владеть знаниями о правилах дорожного движения и соблюдать их, нести определенную ответственность не только за себя и свое имущество, но и за других участников движения. Точно так же с жильём: чтобы научиться управлять им, нужно потратить время и получить знания, обязательные к применению на практике. Введенный в действие в 2005 г. новый Жилищный Кодекс РФ создал основу для формирования отрасли, реформирование которой происходит и по сей день. Но было бы наивно полагать, что собственники мгновенно кинутся изучать представленный свод законов. Основная масса социума живёт по принципу «Так всегда было и так всегда будет». Большинству сложно выходить из зоны комфорта, что-то менять в сложившемся образе жизни, а иногда попросту отсутствует желание. Даже в рамках маленького предприятия небольшое изменение в технологии и то требует времени и усилий на внедрение. А тут — внедрение абсолютно новой системы отношений в огромных масштабах.
Конечно, сфера ЖКХ до сих пор относится к слабому звену секторов экономики. Но достичь реальных изменений и результатов можно только при взаимодействии всех сторон: собственников помещений, управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций, органов власти.
О стратегии развития, плановости в работе - Галина Булатова, генеральный директор управляющих компаний Октябрьского и Первомайского районов г. Кирова.
Достигли дна
По моему мнению, сейчас стало очевидным, что сфера ЖКХ в Кирове достигла дна и уже настала пора от него оттолкнуться. Каждый заинтересованный в этом вопросе, будь то собственник, управляющая компания, поставщик коммунальных услуг, специализированная или обслуживающая организация, представители Администрации города и Правительства области - каждый имеет свое видение этой ситуации. Административный ресурс использует свои рычаги давления на управляющие компании. Управляющие компании в свою очередь пытаются защититься. Все ждут подвоха друг от друга. В результате проблема еще больше усугубляется. Единственно возможное решение выхода из этого затяжного пике — это встреча всех заинтересованных сторон, разработка единой стратегии развития сферы и поступательные, совместные шаги к ее воплощению. Цивилизованное общество всегда стремится к прогрессу.
Все мы любим наш город, все мы хотим, чтобы он был чистым, красивым, современным. Многие видят, что в других городах положение дел не настолько печально, как у нас. Значит, мы имеем возможность, основываясь на опыте других регионов, вывести жилищно-коммунальное хозяйство Кирова на более высокий уровень, было бы желание! На нас как на управляющей компании завязаны работа с ресурсоснабжающими, специализированными, обслуживающими организациями и взаимодействие с собственниками жилья, поэтому мы можем объяснить предысторию создавшейся ситуации, рассказать о болезненных сторонах, и кроме этого мы готовы помочь, но нам нужна поддержка. Все изменения принимаются на уровне власти, мы же как исполнители на местах только принимаем информацию и пытаемся ввести ее в работу. Если все стороны услышат друг друга и встанут на общий путь к положительным изменениям, то в ближайшем будущем ситуация безусловно поменяется к лучшему.
Планы решают все
В решении вопроса совершенствования сферы ЖКХ в Кирове никогда не было четкого плана действий, не было бизнес-планирования внутри компании, не было совместного планирования всеми заинтересованными сторонами тех работ, которые необходимы, не было планирования финансовых потоков. Все всегда делалось в авральном режиме. Учитывая то, что мое первое образование строительное, и именно из этой сферы я пришла в управляющую компанию, мне было странно, почему в сфере ЖКХ нет плановой системы? Любая стройка начинается с проекта, это последовательные действия, в результате которых всем понятно, кто и что должен сделать и в какой срок, просчитывается все до мелочей. Мое предложение - перейти на такую же плановую систему в сфере ЖКХ, создать план минимум на 3 года и следовать ему. Первый шаг к этой системе в своей управляющей компании мы уже сделали - провели полную инвентаризацию обслуживаемого фонда и внутренних процессов работы организации.
За последние полгода я часто езжу по разным регионам и вижу, что они достаточно давно перешли на плановое развитие. У них есть системность не только внутри компании, но и договоренности как с организациями, которые являются поставщиками коммунальных ресурсов, так и со всеми подрядными организациями, с которыми они работают. Все в свое время просто сели за круглый стол и решили работать в едином направлении. Есть план — есть результат.
Учение - свет
Я как руководитель сторонник постоянного развития. В ЖКХ присутствует кадровая проблема - в России нет учебных заведений, которые полноценно обучают работе в сфере ЖКХ, не даются знания, как управлять, как рассчитывать, как планировать. Приходится самостоятельно изучать и обучать. У нас в компании разработан график учебы абсолютно всех сотрудников организации. Внутри компании я лично провожу различные семинары, обучения, показываю на примерах варианты решения задач, делюсь своими знаниями. Это необходимо не только для того, чтобы наши специалисты были более компетентны, это - залог того, что собственники получат конкретный и полный ответ на свой вопрос. Под нашим руководством работает большое количество подрядных и обслуживающих организаций. Еженедельно мы собираемся все вместе, проводим рабочие совещания с обязательным ведением протокола, обсуждаем планы, и каждый четко понимает свою ответственность, с него завтра спросят. Мы озвучиваем свое видение, ставим задачи; подрядные организации отчитываются о своей работе и говорят о возникающих проблемах, чтобы управляющая компания «держала руку на пульсе» в постоянном режиме помощи и возможности решения этих проблем. Важно понимать, что штрафные санкции, применяемые к исполнителям жилищно-коммунальных услуг, совсем не выход из сложной ситуации и не ключ к решению проблем в сфере ЖКХ.
Кроме этого, мы обучаем и обслуживающий персонал - мастеров, слесарей, плотников, кровельщиков. Очень важно, чтобы каждый сотрудник осознавал, что от конкретной работы зависит правильное функционирование всей сферы.
В неделю мы проводим от 16 до 20 общих собраний собственников, тем самым повышая жилищную грамотность населения. Помимо этого в ежедневном режиме ьзаимодействуем с председателями домов, которые в свою очередь простым языком доводят необходимую информацию до своих соседей. Это, несомненно, дает положительные результаты. По сравнению с прошлым годом процент жалоб, поступающих в нашу управляющую компанию, снизился на 15%. Люди стали понимать, куда конкретно расходуются их деньги. Буквально на днях я вела очередной семинар проекта «Школы председателей», запущенного нашей компанией в 2015 году, и уже не было пустых обвинений и криков, люди активно вступали в диалог, получали разъяснения на волнующие их вопросы, благодарили нас за проделанную работу. Это невероятно приятно – видеть реальный результат своих трудов, желание жителей делать совместные шаги на пути к улучшению качества жизни.
Конечно, один в поле не воин, важна сплоченная команда не только в связке «власть — ресурсоснабжающие и подрядные организации - управляющая компания —собственники», но и внутри коллектива. В прошлом году я буквально уговорила прийти в нашу команду нескольких специалистов. И я искренне благодарна своему коллективу за то, что они верят в нашу работу, верят мне как руководителю и не останавливаются на сложном пути к намеченной цели.
Взаимодействие с жителями
Наши управляющие компании – ООО «Управление жилищного хозяйства» и ООО «Управляющая компания Октябрьского района города Кирова» - одни из крупнейших и старейших в городе, которые работают с 2008 года. Мы провели полный анализ деятельности организации, в том числе проанализировали добропорядочность собственников в части оплаты оказанных им услуг и получили следующий результат. Сознательных граждан, которые своевременно оплачивают свои квитанции, можно разделить на 3 категории: те, кто понимает ситуацию, осознает, на что тратится каждый заплаченный рубль, знакомится с нашими годовыми отчетами на официальном сайте. К сожалению, процент этой категории очень низкий. Вторая категория - те, кто получают субсидии и льготы; они понимают, что могут получить от государства компенсацию, поэтому оплачивают счета вовремя. Эта категория составляет самый большой процент по собираемости средств. Третья категория - люди, которые живут правильно, понимают, что надо заплатить, но они не задаются вопросом «за что и почему именно столько?», они просто платят. Есть отдельная категория - неплательщики. В среднем по Кирову процент собираемости составляет 76%, у нас в компании 94-96%. Чтобы достичь таких показателей, мы прилагаем максимум усилий: проводим серьезную судебную работу по взысканию задолженности, предлагаем возможные варианты оплаты, предоставляем рассрочку, проводим различные акции, когда при выполнении определенных условий должники получают возможность не уплачивать начисленные пени, предлагаем рабочие места в контуре обслуживающих организаций. Недобросовестная работа всех УК без исключения - это миф, который подогревается сплетнями, лозунгами непонимающих людей, форумами в Интернете. К сожалению, на форумах чаще пишут одни и те же лица: кому что-то не нравится, сами они при этом не предлагают варианты решений проблемы, кому всегда «все плохо». И создается впечатление, что коммунальщики вообще ничего не делают. В большинстве своем граждане не понимают работу структур ЖКХ, поэтому взаимодействие с населением крайне важно. Мы стремимся к максимальной прозрачности нашей работы: постоянно публикуем разъяснительную информацию в СМИ, проводим семинары, консультации, личные приемы жителей, тесно взаимодействуем с председателями и советами многоквартирных домов. Я убеждена, что нужно рассказывать о деятельности структур ЖКХ уже со школьной скамьи, чтобы подрастающее поколение не видели в нас врагов, а разбирались в сути нашей работы, в жилищном законодательстве, осознавали, как важно оплачивать счета и, главное, куда тратятся собранные денежные средства, понимали свою ответственность. Одним словом, были нашими союзниками и помощниками. Возможно, тогда мы вырастим сознательное поколение не только собственников жилья, но и будущих высококвалифицированных сотрудников сферы ЖКХ.
Главное - желание
Несмотря на то, что сфера ЖКХ - одна из самых сложных, проблемных и постоянно изменяющихся, мне нравится эта деятельность. Я хочу и уверена, что могу все поправить или хотя бы внести значительный вклад в развитие этой отрасли в нашем городе в лучшую сторону. Кто бы что ни говорил, а ругать коммунальщиков по привычке будут еще довольно продолжительное время. В действительности только мы, исполнители жилищно-коммунальных услуг, на деле знаем, какие усилия приходится прикладывать, чтобы делать наш город благоприятным для проживания. Самое главное - должен быть диалог, должна быть постоянная связь органов власти, ресурсоснабжающих и обслуживающих организаций, управляющей компании, жителей домов. Иначе никак.