За это время из «Лаборатории автоэкспертиз» компания выросла в многопрофильную независимую экспертную организацию, профессионально работающую в области оценки всех видов имущества, технических и финансово-экономических экспертиз, а также расширила географию работы до всех уголков России. О становлении бренда «Экскон» на кировском рынке, конкуренции и важности квалификации эксперта — Ольга Ташлыкова, владелец и директор экспертно-консультационной фирмы «Экскон».Ольга Вячеславовна, расскажите о том, как Ваша компания выходила на рынок?
– «Экскон» выходил на рынок осенью далекого 1998 года, на пике кризиса. Начинали с автоэкспертиз, что понятно из первоначального названия «Лаборатория автоэкспертиз». Спустя два года было принято решение поменять наименование на «Экскон» - составное от слов «экспертиза» и «консультация». Вообще, сложностей на старте было много, как и у любого нового бизнеса без протекций со стороны государства или крупных инвесторов. Работа начиналась на голом энтузиазме, желании стать лучшими в своей сфере и с постоянным стремлением к совершенствованию. Я очень благодарна своему отцу, Вячеславу Колобову, за то, что он вдохнул жизнь в «Экскон» и дал компании правильный вектор развития – профессиональная и независимая экспертиза.
В любом бизнесе не просто выстоять в конкурентной борьбе. Расскажите о постулатах Вашего бизнеса, которые никогда не нарушаете?
– Одна из важнейших истин в бизнесе – изначально определиться, чем ты точно не будешь заниматься. Диверсификация, безусловно, важна. Но еще важнее четко определить нишу и растить свой бизнес в ее пределах. «Экскон» изначально задуман как независимая экспертная и оценочная компания. Поэтому в сложные периоды с падением спроса мы никогда не делаем две вещи, которые могут казаться очевидными: • никогда не занимаемся оказанием юридических услуг; • никогда не опускаемся до демпинга. За уже девятнадцатилетний период «Экскон», как и другие экспертные компании, сталкивался с провалами спроса. Этому способствовали и законодательные изменения, и в целом рыночная конъюнктура. Но мы никогда не приходили к тому, чтобы заниматься юридическими услугами. В первую очередь потому, что юридические услуги – это представление интересов стороны. В такой ситуации наша репутация независимых экспертов просто будет утрачена: невозможно играть на стороне заказчика как юрист и одновременно изображать независимость. Во вторую очередь, это просто совершенно другая ниша, иначе устроенная профессиональная среда. Для нас юристы – одна из целевых аудиторий, формирующих значительную часть портфеля экспертиз. Вообще наша сфера довольно конкурентная. На рынке работает много оценочных и экспертных компаний, а также индивидуальных оценщиков и экспертов. Большинство наших конкурентов специализируются на одном-двух профессиональных направлениях – оценка, автоэкспертизы, строительно-технические экспертизы. На этом фоне мы выгодно от них отличаемся и можем на высоком уровне решить практически любую экспертную задачу, обеспечивая тем самым большую часть потребности заказчика в независимых экспертизах, в том числе комплексных, многопрофильных. Что касается демпинга, это боль всей отрасли.
Мы не можем себе позволить демпинг, потому что несем довольно большие издержки на повышение квалификации и профессиональную переподготовку экспертов, приобретение и содержание измерительного и диагностического оборудования, использование профессионального и лицензионного ПО. Все это делается именно для наших заказчиков, чтобы результат исследования (экспертиза, оценка), который они нам доверили, отвечал современным требованиям и был действительно полезен, а не только «в рамочку повесить».
Как сложился весь комплекс оказываемых вашей компанией услуг?
– Мы долго шли к оптимальной структуре своего профессионального профиля. Оценка, наверное, является определяющим направлением по одной простой причине – существует большое количество ситуаций, где она требуется в обязательном порядке:
• передача имущества в залог;
• оспаривание кадастровой стоимости с целью снижения завышенной налоговой нагрузки;
• корпоративные процедуры (допэмиссия, сделки с заинтересованностью и проч.);
• сделки с государственным и муниципальным имуществом;
• внутриведомственные требования.
Бывает, наши заказчики просто путают, например, определение стоимости восстановительного ремонта при ДТП или затоплении помещений с оценкой, называя это оценкой ущерба. Определение ущерба и расчет стоимости имущества – разные сферы деятельности. И тем приятнее отвечать «да» клиенту, обратившемуся пусть и с неправильным вопросом, но в нужную компанию, где ему окажут помощь.
Какие направления самые востребованные?
– К настоящему времени мы специализируемся на девяти профессиональных направлениях: оценка стоимости, строительно-техническая экспертиза, энергетические обследования (энергоаудит), теплотехническая экспертиза, автотехническая экспертиза и трасология, товароведческая нятней. Но выделить какие-то из направлений как самые любимые или наиболее востребованные – неразрешимая для меня задача.
Расскажите о принципах работы компании? О Вашем коллективе?
– Учитывая специфику отрасли, применение специальных знаний для решения экспертных задач, наша компания во главу угла ставит профессиональный уровень сотрудников. Профильное образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка в ведущих вузах страны, прохождение добровольной сертификации для подтверждения актуальности специальных знаний у экспертов – это основа нашей бизнес-стратегии. В частности, этим летом трое сотрудников завершили обучение по программам профессиональной переподготовки в Московском государственном строительном университете, Российском экономическом университете имени Г. В. Плеханова и Российском государственном университете правосудия. В итоге мы дополнительно получили экспертов со специальностями судебно-оценочная экспертиза, государственная кадастровая оценка, судебная строительно-техническая и стоимостная экспертиза, судебная финансово-экономическая экспертиза. Образование наших сотрудников позволяет выполнять экспертизы, которые не боятся рецензий. У нас подобрался уникальный коллектив единомышленников, глубоко погруженных в свое направление деятельности. Я ценю сотрудников в первую очередь за стремление делать свою работу на совесть, следить за появлением новых экспертных методик и профессионально расти.
Какой Вы управленец? Что мотивирует Вас на работу?
– Моя основная задача – обеспечивать сотрудникам комфортные условия работы. Почти коворкинг (улыбается). Я, как и все сотрудники, страстно люблю сложные, нетривиальные задачи. Именно постоянная работа с новыми ребусами, нетиповыми проблемами заказчиков мотивирует меня ходить на работу. Кроме того, это семейный бизнес во втором поколении, и немаловажный стимул – необходимость сохранения уже наработанного за 19 лет опыта и ответственность перед отцом, основавшим компанию.
Какие планы Вы строите на будущее?
– Мы заняли свою нишу и должны продолжать поддерживать уровень квалификации. Если будет возникать потребность в новых видах экспертиз, мы, безусловно, будем расширять спектр услуг. И еще я планирую организовать собственную лабораторию. У нас довольно большой парк собственного оборудования, в том числе редкого для нашего города, но до полноценной лаборатории пока не дотягиваем.
г. Киров ул. К. Либкнехта 13
mail@ex-con.ru
Читать свежий номер журнала