С мест – наверх: о проблемах транспортной отрасли
На площадке библиотеки им. Герцена прошло выездное заседание общественного совета при федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), общественного совета при минтрансе Кировской области и региональной общественной палаты. Эксперты, общественники, областные и городские чиновники обсудили вопросы, которые необходимо донести до федерального уровня.
— Почему собрались в расширенном составе в Кирове? Региональный вектор от проблематики, связанной с транспортной безопасностью, сегодня усиливается. Вроде бы принимается много хороших правильных постановлений, решений на уровне правительства РФ, Госдума много работает в этом направлении – с нормативно-правовой базой всё выглядит неплохо. Вместе с тем, когда начинаются процессы реализации этих документов, появляются сложности и проблемы, – пояснил причины визита председатель общественного совета при Ространснадзоре Владимир Белозеров.
С учетом активности представителей экспертного сообщества Кировской области, которые входят в том числе в ОП РФ, ОПКО, общественный совет при региональном минтрансе и работают при федеральных общественных советах, площадку для дискуссии в Кирове назвал благоприятной и демократичной.
Планомерное обновление
— У нас в стране с 2015 года каждый десятый маршрут в сельские населенные пункты и малые города был закрыт. А в целом по ПФО 40% населенных пунктов не имеют транспортного сообщения с районным центром, мы здесь говорим и про населенные пункты с населением 5-10 человек, – сообщил зампред Общественного совета при Минтрансе РФ, член комиссии Госсовета по направлению «Транспорт» Илья Зотов. – Сейчас формируется шесть направлений для решения вопросов отрасли к заседанию президиума Госсовета: по тарифам, по цифровому развитию и по кадрам, по общей стратегии, по инфраструктуре, по градостроительству и нормативному регулированию.
Одной из ключевых проблем нехватки транспорта для пассажирских перевозок эксперты назвали его износ.
Он добавил, что в регионе «возраст» до 5 лет – у 40% подвижного состава, до 10 лет – у 34%, выше 15-ти – у 22%. Для обновления, напомнил Драчков, в 2021 году за счет целевой субсидии было закуплено 117 автобусов большого и малого класса. В 2022-ом приобретена еще 61 единица транспорта. Замминистра добавил, что в 2021-2022 годах «цены на автобусы выросли минимум на 37%», поэтому единиц техники обновили меньше запланированного. «Высвобождающиеся» у КПАТа автобусы направили в муниципалитеты.— Во время подготовки к заседанию Госсовета уже говорили: по троллейбусам, трамваям предприятия-производители работают, но всю потребность по автобусам в необходимом для России объеме одномоментно обеспечить не могут, – отметил замминистра транспорта Кировской области Артем Драчков.
Артем Драчков подчеркнул, что «на этом мы не останавливаемся». Напомнил об одобренной заявке – около 500 млн рублей – для использования специальных казначейских кредитов: «На эти деньги планируем приобрести 78 автобусов малого и среднего класса и направить их для перевозки в сельские населенные пункты и межмуниципальные маршруты».
Сообщил и еще об одной заявке на 612 млн рублей, которая идет на конкурсной основе и сейчас рассматривается. «По информации Фонда развития территорий, в ближайшие дни будет рассмотрена. Если одобрят всю сумму, мы потребность населенных пунктов Кировской области в автобусах закроем», – добавил замминистра.
Как поделят автобусы
— Распределение автобусов будет только между областным и городским предприятием или и частными, которые также нуждаются в обновлении парка техники? Если да, то какой порядок распределения? Если нет, то есть ли политика у минтранса, чтобы сделать услугу по обслуживанию пассажирским транспортном монопольной, чтобы других частников на рынке не было? – спросил член общественного совета при региональном минтрансе Лев Саламатов.
— Автобусы по одобренной (прямой. - ред.) заявке распределят на межмуниципальные направления, а муниципальные образования будут заключать договоры с частными перевозчиками. Ни минтранс, ни Кировская область не может передавать транспорт в частные руки: законодательство этого не позволяет. Заявка, которая рассматривается, тоже полностью пойдет на муниципальные образования, – прокомментировал министр транспорта Кировской области Алексей Петряков.
Что касается прописанного порядка распределения техники, его изначально, еще на стадии подачи заявок, запрашивает федеральный минтранс – в какие муниципалитеты и сколько автобусов «поедут».
— Мы спрашивали у муниципалитетов, их запросы при формировании заявок учтены. Кто-то один автобус запросил, кто-то 2-3. В случае одобрения второй заявки мы удовлетворим потребности в технике муниципальных образований на 90%. Даже с коллегами общались, спрашивали, какой автобус лучше подойдет для нашего региона. Не просто какой мы захотели, а который удобно использовать зимой, летом, по непроходимым трассам, – заверил министр.
— По поводу выступления представителей минтранса. Автобусы, приобретенные ранее, шли на районы. Нам, ООО-шкам, их передают в аренду. Все последствия вы представляете. По отданным «освободившимся», которые раздали по районам... Они... подзаборные: КПАТу не нужны, он получил новые, – поделился директор ООО «Юрьянское АТП» Игорь Леушин.
Предприниматель добавил, что его ООО обслуживает 4 района и «за ситуацией с закупками мы следим».
— Когда районам предлагали закупить автобусы и спрашивали потребность, там было заложено софинансирование. Нет на него в районах денег, районы дотационные, поэтому и давали заявки по минимуму. А вы говорите, что сейчас в районах всё будет. Если у меня 20 автобусов, а дадут в лучшем случае пять, какое это обновление подвижного состава? А вы заявляете, что в области все сельские маршруты транспортом будут обеспечены, – продолжил Игорь Леушин.
Что касается финансовой поддержки перевозчиков, недополученные затраты частично компенсируются за счет субсидий. Но и чиновники, и тем более сами предприниматели в один голос заявили: денег не хватает.
— Ежегодно в местных бюджетах предусматривается расходная часть на компенсацию части затрат перевозчиков. К сожалению, в связи с большим износом автобусов, цен на горюче-смазочные материалы, ремонт подвижного состава, обеспечение транспортной безопасности и безопасности дорожного движения денег для возмещения убытков от перевозок недостаточно, – констатировал в своем выступлении Артем Драчков.
— Был задан вопрос по поводу возможности выделения средств на обновление подвижного состава частным перевозчикам. В этом году Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) совместно с денежными средствами из Фонда национального благосостояния предусмотрели 73 млрд рублей для обновления подвижного состава. Это порядка 4 тысяч единиц в ближайшие два года. Программа действует, заявки в ГТЛК можно подавать, в том числе и частным перевозчикам. Может, ставка не совсем приятная, но гораздо ниже, чем по рынку – 7-8%. Если у предприятий возникнут вопросы по работе программы, обращайтесь, свяжем с ГТЛК для выстраивания работы, – сказал Илья Зотов.
Троллейбусы отправили на «высокий уровень»
Проблематичной эксперты назвали и ситуацию с городским электрическим транспортом. Как напомнил Артем Драчков, Кировская область не попала для обновления троллейбусного парка в программы «Чистый воздух» и БКД.
— Сейчас ждем программу, которую хочет разработать Минтранс РФ, чтобы по ней обновить городской электрический транспорт. Но, несмотря на это, руководством АТП и МО «Город Киров» подана заявка на обновление троллейбусов, в том числе за счет участия через инструменты ГТЛК. Поэтому план у МО «Город Киров» есть, стратегия выбрана. Думаю, общими усилиями сможем обновить городской электрический транспорт. Он экологичный, и люди им пользуются, – сказал замминистра.
— Проблема с троллейбусным парком, сетями общая для регионов. Сейчас запущена «дорожная карта» по обновлению транспорта в РФ. Собираются данные, они будут формироваться к концу года. Хотелось бы, чтобы подобных программ было больше. Мы сейчас по ситуации с автобусами более-менее справляемся. Появилось много инструментов – инфраструктурный кредит, специальный казначейский кредит. По троллейбусам пока есть проблема, и ее надо решать на высоком уровне, – добавил во время обсуждения темы Алексей Петряков, обращаясь Владимиру Белозерову.
На стадии производства
Для минимизации проблем на уровне регионов во время обсуждения темы безопасности пассажирских перевозок прозвучало и предложение систему слежения за водителями устанавливать на заводах-изготовителях.
— Чтобы завод-изготовитель закладывал программное обеспечение, оборудование для отслеживания действий водителей. Сейчас мы с директором КПАТа в пилотном режиме тестируем систему «Антисон» (система мониторинга состояния водителя на базе искусственного интеллекта и компьютерного зрения, – ред.). Иногда, когда смотришь на фотографии водителей за работой, удивляешься, что он делает во время движения. Хотелось бы, чтобы подобное программное обеспечение было внедрено именно на заводе. Чтобы автобус был оснащен не только подушками, ремнями безопасности, но и оборудованием для отслеживания действий водителей. Информация затем передавалась бы в центральное управление, и на нее можно было бы реагировать, – озвучил предложение приехавшим экспертам Алексей Петряков.
— Вопрос совершенно правильный. Мы с Ространснадзором его поднимали неоднократно, он в поле зрения. Думаю, какие-то шаги уже предпринимаются в плане работы с производителями, поставщиками техники. При закупочной деятельности в этом случае цена не намного увеличится, но такое решение избавит регионы от этой проблемы, – прокомментировал Владимир Белозеров.
Илья Зотов в целом обратил внимание на качество техники.— Ничто не мешает предприятию при формировании технического задания заложить систему «Антисон». Завод ее установит. Мы это проходили, – отметил позднее член общественного совета при Ространснадзоре, экс-глава КПАТ и АТП, а сейчас руководитель автотранспортных предприятий в Ярославской области Денис Пырлог.
— Качество техники, которая поступает в регионы по программам обновления, оставляет желать лучшего. Мы знаем пример Санкт-Петербурга, где сгорело 12 автобусов. В итоге вице-губернатор отправил обратно на завод более 100 единиц новой техники, которые уже поступили в город или планировались к отправке. В других городах подобные ситуации тоже происходили, – обозначил проблему эксперт. И предложил ее решать также на уровне законодательства.
— Это всё о чем говорит? Деньги на обновление подвижного состава появились. Предприятий у нас в стране не так много, и, видимо, решили заниматься халтурой. В авиации, автопроме есть определенные требования: если выявляются технические проблемы – вся партия отзывается. Так было с «Боингами», автомобилями в больших количествах. Необходимо в законодательстве предусмотреть подобные нормы, чтобы вся партия отзывалась, а регион имел возможность на эти деньги закупить новую технику. Потому что бардак сегодня творится форменный, – сказал Зотов.
«Серые» игроки
Причиной нерентабельности перевозчиков Артем Драчков назвал и снижение пассажиропотока: «Работающие в районах перевозчики видят это на межмуниципальной сети. Большой отток из-за нелегальных перевозчиков, которые забирают львиную долю прибыли у легальных на местах».
— Это сквозная для регионов проблема. Ленинградская, Ивановская, Липецкая области – везде, где мы были, она звучит. Думаю, надо с Ильей Сергеевичем (Зотовым, – ред.) объединять усилия. Найти лекарство от этой болезни сложно, но надо работать, – прокомментировал Владимир Белозеров.
— Нужно менять законодательство. Суммы штрафов увеличить в разы, а не оставлять в 500 рублей, – внес предложение к заседанию Госсовета Артем Драчков.
— Огромную долю выручки у перевозчиков уводят нелегалы, – поддержал Денис Пырлог. – Вчера зашел на автовокзал Кирова, насчитал порядка 14 машин нелегальных перевозчиков – это кого смог идентифицировать. На самом деле их больше: еще есть перевозчики, работающие без лицензии на машинах до 8 мест и по так называемым заказным перевозкам.
Комментируя в целом ситуацию, добавил, что «борьба с ними, к сожалению, за последнее время не ведется или ведется меньше, потому что нелегалов становится больше». Обращаясь к общественникам, экспертам и чиновникам, отметил: «совместными усилиями мы сможем какой-то механизм выработать».
И озвучил свое предложение:
— Единственный механизм, который поможет сейчас активно бороться с нелегальными перевозчиками, – конкурировать с ними по стоимости билетов. К примеру, цена до населенного пункта 90 км от Кирова порядка 350 рублей, вчера смотрел. В ряде других регионов она ниже на 100-150 рублей, потому что разницу дотирует бюджет. Есть тариф для пассажира, есть тариф для перевозчика: разница для перевозчиков покрывается из бюджета. Можно и дальше повышать стоимость проезда, но мы все понимаем, что отток пассажиров превысит все плюсы от повышения стоимости проезда. Поэтому считаю, необходимо начать финансировать эту сферу. На несколько лет заморозить как минимум тарифы, чтобы для населения цены не росли.
— Проблема с нелегалами очень острая, – поддержал Илья Зотов. – В 2016 году по итогам Госсовета в Ульяновске был выработан перечень поручений, в том числе о конфискации транспортного средства. Это единственно возможный вариант решения проблемы с нелегалами. Забрали – и никакой перевозки не будет.
Эксперт также сообщил о предложении создать цифровую платформу.
– Она будет включать по всем субъектам все «цифровые» перевозки. Хочешь выполнять заказную перевозку – вноси свои маршруты и работай, вопросов нет. Если тебя нет в реестре – конфискация транспорта. Это предложение также было озвучено на заседании комиссии Госсовета по направлению «Транспорт» (7 августа 2023 года, - ред.). Считаю это самым действенным механизмом, – сказал Илья Зотов.
«Сельский водитель»
Нехваткой финансирования участники совещания аргументировали и проблему кадров.
— Дефицит не только водителей, но и обслуживающего персонала – слесарей, контролеров ОТК, механиков. Техника умнеет и ремонтировать ее старыми дедовскими методами с помощью молотка и кувалды не получится. Возрастные кадры уже не хотят или не могут переобучаться, а перевозчики уходят в другую сферу. Достаточно открыть объявления: предлагаемая зарплата водителя грузового автомобиля на порядок выше, чем предлагают водителю автобуса, который перевозит сотни пассажиров и отвечает за их жизни ежедневно, – сказал Денис Пырлог.
— На КПАТе работал замечательный водитель автобуса, его «переквалифицировали» в замечательного дальнобойщика. Парня на межгороде хватило на 10 лет. Раньше была хорошая норма закона, которая касалась, к примеру, водителей лесовозов – уход на пенсию раньше на 5 лет. Нельзя ли вернуть эту норму и чтобы она работала? – озвучил предложение член региональной группы по ремонту и содержанию дорог при ОПКО Андрей Крысов.
— Это серьезные социальный вопрос – попасть в список тех, кто имеет право на льготный выход на пенсию. Его необходимо изучить и исследовать. Сформировать четко и направить в социальный блок. Наверняка аргументы в системе социального обеспечения найдутся, – сказал Владимир Белозеров.
— Необходимо создание отдельной программы по подготовке водителей. Особенно необходима мотивация для работы на сельских территориях и в малых городах. Наподобие «Земского доктора» или «Сельского учителя» нужно создать программу «Сельский водитель». Мотивация работы в городе понятна. Зачем водителю на селе работать за те деньги, которые ему предлагают, – непонятно, – сказал Илья Зотов, добавив, что по этому направлению также идет работа.
По итогам совещания все эти и другие предложения и рекомендации, прозвучавшие в адрес региональных и федеральных структур, будут собраны и проанализированы членами Общественного совета. И позиция экспертов дойдет до федерального уровня.