Александр Рыболовлев

14.06.2016 17:26:00 4450 0

Большие транспортные планы

Александр Рыболовлев, директор ЦДС, в интервью «БН»  рассказал: его предприятие всерьез намерено навести порядок на рынке услуг такси и устроить в городе цивилизованный паркинг.

Александр Рыболовлев.
«Мне очень хочется, чтобы жители Кирова гордились тем, что у них есть такое предприятие, как ЦДС» - говорит директор Центральной диспетчерской службы  Александр Рыболовлев. Сегодня в активе предприятия несколько уникальных проектов, опыт реализации которых приезжают перенимать из других регионов. А скоро их будет еще больше: в ЦДС всерьез намерены навести порядок на рынке услуг такси и устроить в городе цивилизованный паркинг.
 
Не дожидаясь вопросов, Александр Рыболовлев начинает рассказ сам.
«Большая часть наших проектов уникальна, причем их уникальность еще и в том, что на них не было потрачено ни копейки бюджетных денег. Стиль и темп работы задал еще Дмитрий Никулин, когда он был директором ЦДС.
На сегодняшний день у нас идут заказы на наши разработки от регионов РФ. Недавно, например, звонили из города Дзержинска Нижегородской области, им нужно оптимизировать городскую маршрутную сеть для общественного транспорта.
В какой-то мере можно рассматривать ЦДС как учреждение инновационного характера, работающее в транспортной отрасли.
Именно успешность прошлых проектов нас вдохновляет и заставляет двигаться вперед, следующий проект — за счет учета прошлых ошибок - нам удается сделать более качественным, по моему мнению.
Причем, наши проекты не носят какого-то хаотичного характера,  есть определенная стратегия, которую мы совместно с Дмитрием Георгиевичем (Ред. - Никулиным) разрабатывали и которая так или иначе касается транспорта.
Со стороны администрации города проекты курирует Олег Юрьевич Чичибабин.
 
Тогда предлагаю кратко пробежаться по основным из них.
— Если кратко, то первый крупный наш проект — это оснащение городского пассажирского транспорта отечественной системой ГЛОНАСС.
Мы сделали это первыми в России (кто оснастил полностью весь пассажирский транспорт).
К нам даже в свое время приезжал петербургский «5 канал», который рассказал о нашей работе и о том, что мы создали единый диспетчерский центр контроля работы городского пассажирского траснпорта.
Следующий проект — внедрение автоматизированной системы учета оплаты проезда в городском пассажирском транспорте.
Я думаю, здесь нет смысла на чем-либо подробно останавливаться, все и так его знают. Несмотря на сложности, мы запустились в самые кратчайшие сроки, буквально за 2-3 месяца.
Дальше — система контроля доступа детей в школы и оплата школьного питания с помощью транспортных карт.
Менее сложный проект для нас — оптимизация маршрутной сети города Кирова. Почему менее сложный? Ну, там все-таки все было проще, т.к. он проводился совместно с ВГГУ.
Была собрана статистика передвижения жителей города на общественном транспорте, которая потом анализировалась с помощью специализированного программного комплекса PTV-VISION, на выходе - оптимизация маршрутной сети города.
К нам приезжали и приезжают делегации со всей России, особенно большая дружба получилась с городом Бор Нижегородской области.
 
Мы неплохо научились внедрять инновации в транспорте.
Для нас это уже обыденно — безналичная оплата проезда, разные тарифы на проезд, разработка нормативных документов в транспортной отрасли, а еще во многих городах РФ работают на рулонных билетиках. И если даже муниципалитет хочет идти в ногу со временем, то не представляет с чего начать. Поэтому мы часто выступаем экспертами и консультантами для других регионов.  
Я считаю, что наша особенность в том, что мы — бюджетное учреждение, для нас важен социальный эффект, мы не гонимся за прибылью, мы стараемся вывести любую нашу разработку на самоокупаемость.
Мне очень хочется, чтобы жители Кирова знали, что у них есть такое бюджетное учреждение, как  ЦДС. Опыт работы которого приезжают изучать из других регионов страны.
Ну а теперь, давайте к основному. Вы же, наверное, про парковки пришли спросить?
 
И про них тоже. Но начать предлагаю все же с последней новости, с создания муниципальной службы заказа такси. Вы знаете, мне до сих пор непонятно — зачем? Рынок такси сегодня перенасыщен.
— Логичный вопрос. Но вы же понимаете,  что мы это не просто так сделали? Я вам назову порядок цифр: на сегодняшний день в городе непростая дорожная ситуация. Я сейчас не про качество дорог, а про дорожный трафик. Он довольно интенсивный, средняя скорость очень медленная, поэтому пассажирский транспорт просто физически не может ходить по расписанию в часы пик.
Когда мы начали анализировать ситуация в комплексе VISUM, то довольно быстро поняли, что очень серьезно влияют на транспортную систему Кирова машины такси.
На сегодня у нас выдано порядка 10 тысяч лицензий на работу в такси на Кировскую область. Что это такое? Это примерно 4-5 тысяч машин, которые ездят по городу практически ежедневно. Поэтому мы сейчас активно будем изучать фактор количества машин такси в городе и его влияние на транспортную систему в целом.
Отдельно отмечу, что у нас нет своих машин для оказания услуг, мы оказываем услуги по заказу такси для жителей города.
Такси мы стали заниматься, потому что к нам обратился руководитель регионального кировского профсоюза такси Максим Белов.
Ему понравилось, как был наведен порядок на городском пассажирском транспорте, и он хотел бы, чтобы аналогичное было сделано и среди таксистов.
 
Давно это было?
— Первый разговор состоялся примерно год назад. Мы весь год прорабатывали концепцию и вот, с 30 мая, настало время запускаться. Отдельно хочу заметить, у нас каждая машина оборудована детским удерживающим устройством (детским креслом), жители города смогут теперь всегда пожаловаться нам в ЦДС на некачественную работу такси.
А по большому счету там немало вещей, над которыми еще стоит поработать. Сегодня много пробелов в законодательстве, а в сфере услуг такси - тотальное нарушение многих ГОСТов, норм и обязательств (техосмотр, предрейсовое медицинское обслуживание и т.д.). Мы потихоньку будем все это приводить в правовое русло. Водитель такси всегда должен вам давать квитанцию за поездку, неважно — просит его пассажир или нет.
 
Я думаю, ваше благое начинание не так много энтузиазма у горожан вызовет.
— Любое новое всегда воспринимается неоднозначно. Помню, мы вводили транспортную карту в городе. Сколько тогда мы критики выслушивали, и почти всегда критика была необоснованная и некорректная, мягко говоря.
Сейчас уже никто не говорит про транспортную карту она стала обыденностью для многих жителей города. И нас это очень радует.
Еще один важный момент — такси не должно стоить так дешево, как оно стоит сейчас. Меня в этом поддерживают все перевозчики. У нас 20 рублей поездка в автобусе или троллейбусе и от 60 - на такси. 2-3 человека никогда не поедут на автобусе при таком раскладе. Нигде в мире такого нет. Такси должно быть приемлемо дорогим, так как это быстрый, комфортный способ передвижения.
Самое главное: таксисты сегодня работают «лишь бы наработаться».
 
Тем не менее, нет ли у вас опасений, что вас просто «забьют» ценой менее добросовестные конкуренты?
— Есть такие опасения. Но многое — в руках самих таксистов. Сегодня все ревут и говорят о том, какие плохие эти сетевые операторы, которые «сидят в Казани, Ижевске и т.д., а с нас деньги дерут». Ребята, вот мы, вот наши цены, все в ваших руках. Приходите к нам, заключайте с нами договор. Да, у нас будут жесткие правила — на культуру общения, на эстетический внешний вид, на чистоту автомобиля, но ничего сверхъестественного.
 
Сколько таксистов с вами на сегодняшний день сотрудничает?
— Порядка 50-70 машин. И каждый день к нам приходят 1-2 машины. Но мы запустились только 30 мая! Мы еще и рекламу толком не начинали.
 
Как сами таксисты реагируют на ваше предложение?
— По-разному. Где-то скептически, где-то с оптимизмом. Но мы никуда не торопимся. У нас есть стратегия, и мы будем ее реализовывать.
 
Представители диспетчерских служб говорят о том, что сегодня невозможно эффективно контролировать таксистов, а вы собираетесь это делать. Как?
— Слово «эффективно» я не говорил (смеется). Пока размыто федеральное законодательство, почти отсутствует нормативная база субъекта, а на уровне муниципалитета вообще ничего нет, то это будет делать непросто. Но я уверен, все можно делать, главное — задать условия.
Основная наша цель — выравнять цены на поездки в такси (и дать достойно зарабатывать таксистам, хочу заметить, что в советское время профессия таксиста была элитной ), упорядочить количество машин такси в городе (тем самым помочь общественному транспорту) и ограничить рынок «шабашников», чтобы работали только профессионалы.
 
Большой ажиотаж вызвала новость о платных парковках в городе. Вам не кажется, что кировчане не готовы платить за парковку?
— Скажите, а чем менталитет кировчан отличается от жителей того же Нижнего Новгорода, Ярославля, Саратова, Калуги? Я думаю, что ничем. А там это все есть.
Это не надо воспринимать в таком ключе: «Почему мы должны платить?». Я бы сказал: а чего мы должны ждать? Не секрет, что количество машин личного транспорта в городе постоянно растет.
Власть ругают в том числе и за «пробки» в городе, но бесконечно расширять дороги невозможно. Ну, давайте дождемся ситуации, как в Японии, где нельзя купить машину в автосалоне, пока не принесешь им бумагу, подтверждающую право владения гаражом или право долгосрочной аренды места под парковку.
А почему у них так? Потому что они упустили этот момент, когда надо было активно вмешиваться в ситуацию. Спохватились тогда, когда Токио просто «встал». Китай пошел еще дальше: там по четным дням в городе могут ездить только авто с четными номерами, по нечетным — с нечетными. Нам этого же ждать? У нас уже парковочные места превращаются в стоянки, а что дальше будет? Запретить людям машины покупать?
Не надо бояться никаких платных парковок. Все это будет вводиться поэтапно и постепенно. Во-вторых, если вы за что-то платите, наверняка будете и за качество услуги спрашивать? Соответственно, будет и благоустройство, и удобство.
 
Вам не кажется, что введение платных парковок, возможное выделение полос для общественного транспорта и прочие меры, предназначенные для разгрузки города, носят крайне временный характер? Ведь мы знаем, что кардинально ситуацию с пробками сегодня может поменять только дорогостоящее строительство транспортных развязок и расширение полос (которое не везде возможно).
— Кстати, выделение полос для общественного транспорта — вполне реалистичный проект. Мы просчитали все и поняли, что гибридная схема в Кирове возможна, когда выделенная полоса где-то прерывается, а где-то продолжается. Да, это создаст определенные неудобства автолюбителям. Но в таком случае нам просто нужно принять честное решение, что у нас в приоритете —  общественный транспорт или личный.
Сегодня мы пишем транспортную стратегию, которую впоследствии представим на суд общественности и администрации города. Там будет четко сказано, что пассажирский транспорт у нас является приоритетным. В первую очередь, все будет делаться для него, во вторую - для пешеходов, в третью — для велосипедистов с таксистами, а только потом для личного транспорта. Когда мы расставим приоритеты, нам будет легче объяснять общественности, для чего мы делаем то или иное нововведение, и, я думаю, автолюбители с пониманием отнесутся к этому.
Что же касается вашего вопроса про «временные меры». Я уверен, что они как раз не временные. Это все цепочка действий единой транспортной стратегии.
К нам периодически приходят с разными безумными идеями. Наземное метро (монорельс), например. Но это все именно на уровне идей. А где научный подход, где аналитика? Что, например, скажут жители домов, мимо которых этот монорельс с шумом будет передвигаться каждый день? Куда ставить эти опоры? Выдержит ли нагрузку электросеть города (если он будет на электричестве)? На эти вопросы нет ответа.
 
У вас есть многофункциональный проект «транспортная карта». Многие услуги по ней находились до недавнего времени в тестовом режиме (соглашения с кинотеатрами, оплата проезда на пригородных электричках и т.д.). Можно ли узнать какие-либо итоги этих тестов? Есть то, от чего пришлось отказаться?
— Тесты все закончились, как и должны были закончиться. Где-то надо доработать, где-то можно уже запускаться. Но пока полноценно не запускаемся, так как хотим сделать единое приложение для удобства граждан.
Что же касается конкретики, то у нас, например, был вариант производить оплату проезда с помощью мобильного телефона, но при такой форме оплаты стоимость поездки будет дороже на 3%, так как фирма-разработчик хотела брать в качестве оплаты за свои услуги эти три процента с каждой поездки. Провели голосование, люди высказались против. И мы пока оставили внедрение этого проекта, но начали самостоятельно разрабатывать это приложение для смартфонов.
 
Я знаю, что Дмитрий Никулин, который до вас возглавлял ЦДС, задал довольно высокую планку работы. Считаете ли вы, что вам удастся ее удержать?
— Совершенно верно — Дмитрий Георгиевич задал высокую планку. Что могу сказать? Мы начинали вместе, он — задал темп, я держу и стараюсь потихоньку ускорить.
 
Как вы думаете, почему любые изменения вызывают у горожан практически всегда встречное сопротивление?
— Это все легко объяснимо. Я всегда говорю: дайте мне любого критика и час на общение с ним, и через час он встанет на мою сторону.
 
Вы с каждым кировчанином не сможете час поговорить.
— Тоже верно. Но я также понимаю, что каждый критик говорит за себя, а не за людей в целом. Ему неудобно ездить, он говорит: заверните маршрут в мою сторону и я смогу спокойно добираться на работу. А как это отразится в общем на транспортной системе, он не думает.
Что же касается повальной критики, то здесь у меня вопрос больше адресован СМИ. Последние кидаются всегда на «жареное», на негатив, они программируют людей не любить власть. Вы, журналисты, слабо освещаете хорошие вещи. А мне бы очень хотелось, чтобы горожане гордились нашими проектами, потому что многие из них действительно уникальны в рамках России.
Я не говорю о том, что не надо писать про коррупцию, по ЧП и т.д., но почему не пишут о том, что хорошего делается в городе? Ведь делается действительно много.
 
У вас нет чувства, что вы находитесь между двух огней? С одной стороны администрация города требует, с другой — всегда много недовольства со стороны жителей?
— Это нормальное состояние, ведь мы работаем для людей. А администрация не только требует, но и помогает.
 
Беседовала Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru
 
Досье
ФИО: Рыболовлев Александр Аркадьевич, директор МБУ «ЦДС ГПТ».
Дата рождения: 5 октября 1979.
Образование: Высшее техническое (специальность - информационные системы в экономике)
Карьера:
1999г. - ООО «Квазар» - инженер- программист.
2000г. - ГУК «Областной Дом народного творчества» - инженер-программист.
2010г. - МАУ «ЦДС ГПТ» - менеджер по развитию.
2011г. - МБУ «ЦДС ГПТ» - заместитель директора.
С 2013г. - МБУ «ЦДС ГПТ» - директор.
Хобби: Геополитика, информационные системы.
Кино: Документальное.
Книги: «Великая шахматная доска» Збигнев Бжезинский.
Музыка: Любая, по настроению.
Девиз: «Знание — сила»
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений