Алексей Кабашов
Можно и горы свернуть
Интервью начальника Государственной жилищной инспекции Кировской области Алексея Кабашова.
Законодатель постепенно очищает рынок ЖКХ от недобросовестных игроков. Появляются новые требования, направленные на развитие здоровой конкуренции, при этом инициатором их установления может выступить обычный гражданин. Также нередко к работе подключаются и силовики. Об этом «БН» рассказал начальник Государственной жилищной инспекции Кировской области Алексей Кабашов.
- Алексей Леонидович, какие принципиальные изменения произошли за последнее время на рынке лицензирования управляющих компаний?
- Насчет принципиальных пока говорить рано: сфера достаточно молодая, лицензирование деятельности по управлению жилыми домами появилось в апреле 2015 года. Сейчас законодательство совершенствуется, стираются шероховатости. Часть нововведений связана с изменениями в Жилищный кодекс (Федеральный закон № 485-ФЗ), большинство из которых заработали с 11 января этого года. Серьезное изменение касается срока выдачи лицензии: раньше выдавалась бессрочно, сейчас срок ограничен 5 годами.
Порядок продления срока уже определен правительством Российской Федерации. Постановление принято 13 сентября. При принятии порядка продления срока действия лицензии учтен один из «показателей добросовестности» УК на этом 5-летнем пути – решение о продлении срока действия лицензии будет приниматься с учетом отсутствия у лицензиата грубых нарушений лицензионных требований. В упомянутом сентябрьском постановлении также определено, что будет отнесено к таким нарушениям. Еще одно изменение касается параметра, отражающего отсутствие тождественности или схожести до степени смешения в названиях управляющих компаний.
Почему возникла необходимость данных изменений? Чтобы управляющим компаниям не удавалось вводить людей в заблуждение при фактической смене на доме управляющей организации, но без очевидных для граждан сигналов, свидетельствующих о том, что смена произошла.
Другими словами – часто УК меняли реквизиты, регистрируя новое юридическое лицо под прежним наименованием или с незначительными изменениями своего наименования (например, была буква прописная, стала заглавная, или кавычки в наименовании «переехали» немножечко в другое место и т.п. случаи), а граждане часто об этом и не догадывались, на слух-то воспринимается так же. В итоге формально компания «новая», но по факту те же лица, предлагающие те же услуги, с теми же проблемами.
При этом, как правило, такими манипуляциями занимались, когда у «старой» компании дела были плохи, вплоть до банкротства. В большинстве случаев это связано с большими долгами за коммунальные услуги, которые УК по непонятным нам причинам не оплачивают ресурсоснабжающим организациям. Часто ссылаются на неплатежи со стороны жильцов. Но собираемость платежей от граждан в Кировской области составляет около 95%, это относительно высокий показатель. Вместе с тем накопленные долги за ресурсы исчисляются миллиардами рублей. И объективно эти объемы сформировали не только жильцы-неплательщики. Поэтому управляющим компаниям и ресурсоснабжающим организациям необходимо проводить дополнительную работу с такой категорией граждан по взысканию с них долгов, но не забывать аналогичную работу выполнять в отношении друг друга.
- Сумма меняется?
- Постоянно. Там, где дополнительно поработали с должниками, часть погасили. Где-то произошло накопление новых долгов. Но не следует исключать и случаи, когда заявленные суммы долга не всегда верные. В результате происходит корректировка цифр. Процесс сложный. Более того, ГЖИ Кировской области повлиять на него не может, так как в хозяйственную деятельность организаций не правомочна вмешиваться. При появлении сигналов о недобросовестности УК при расчетах с ресурсоснабжающими организациями направляем сведения в МВД. И они уже вправе изучить историю проблемы более детально.
- Переход на «прямые договоры», на ваш взгляд, это необходимость или лоббирование чьих-то интересов? Почему одни УК поддерживают такой переход, а другие выступают категорически против?
- Подобные механизмы применялись и ранее. Расчеты производились напрямую между собственниками и, к примеру, «ККС» или «КТК». Тем не менее много примеров, когда в схеме расчетов есть посредник – УК, которая и выставляет счета конечным потребителям, собирает деньги, а дальше должна их перенаправить организации, поставляющей соответствующий ресурс. В предложенных законодателем изменениях, я думаю, заинтересованы все, кто желает иметь «прозрачную» схему расчетов, чтоб не возникали неожиданные сюрпризы с отключением ресурса за неуплату, о которой никто из жильцов даже не подозревал.
Почему УК выступают за прямые договоры? Если расчеты будут вестись напрямую между собственниками и ресурсниками, для УК жизнь облегчится. К ним не будет вопросов ни от жильцов, ни от правоохранительных органов, потому что движение денег идет по понятной линии – от одной точки в другую, минуя третью. Думаю, в прямых договорах заинтересованы те УК, которые не пытаются от своего «посредничества» в цепочке получить дополнительную выгоду. В отличие от тех УК, которые деньги от жильцов за ресурс получили, непонятно куда их потратили, остались с долгами и ушли в банкротство или просто сменили «вывеску», например, создав новое юридическое лицо.
- Эти лица снова приходят получать лицензии? Как вы принимаете решение в отношении них?
- Заявление в лицензионную комиссию подают в отношении «новой» компании (формально), у которой может быть и новый директор и (или) учредители. Но зачастую находим определенную аффилированность с лицами из «старой» компании. Найти такую связь между соискателем лицензии и компанией «из прошлого» с негативным опытом помогают и ресурсоснабжающие организации, и федеральная налоговая служба, и правоохранительные органы, и представители общественности. Но законодательство на сегодняшний день построено так, что члены лицензионной комиссии не могут в качестве аргумента для отказа в выдаче лицензии приводить связь директоров или учредителей «старой» компании с негативной репутацией с «новыми и чистенькими» соискателями лицензии.
Если «новая» компания соответствует установленным формальным требованиям, перечень которых ограничен и они достаточно просты, оснований не выдать ей лицензию у лицензионной комиссии нет. Аналогично в отношении принятия решений по критерию, связанному с тождественностью или схожестью названия – он так же не привязан к «подноготной» лиц с плохой репутацией, прошлое учредителей или директора не учитывается. Мы стараемся максимально объективно подойти к рассмотрению вопроса о выдаче лицензии, чтобы при принятии решения было понимание – с кем имеем дело, каковы риски и как наши отношения регулировать в дальнейшем.
- Все-таки сфера полномочий ГЖИ постепенно расширяется…
- Расширяется. Сказать, что мы на себя взяли много властных полномочий – слишком громко, но ежегодно (иногда и не по разу) в федеральном законодательстве появляются дополнительные параметры для проведения проверок, вносятся корректировки, позволяющие наши полномочия реализовать более четко.
Из последних серьезных новшеств я бы отметил ряд дополнительных полномочий, связанных с работой в государственной информационной системе ГИС ЖКХ. Ее плюс в том, что нет необходимости взаимодействовать с подконтрольным субъектом. Все можно делать удаленно, со своего рабочего места. Если видим, что в системе не хватает данных или они говорят о факте нарушения, тут же реагируем.
- Сколько у вас подконтрольных объектов?
- Потенциально – каждый многоквартирный дом. Их в Кировской области более 11 тысяч, не считая домов блокированной застройки, которых более 50 тысяч (они тоже обладают признаками многоквартирного дома, но таковыми не являются). А еще есть и подконтрольные субъекты – это все управляющие компании, ТСЖ, ТСН, ЖСК, ресурсоснабжающие организации, органы местного самоуправления, региональный оператор Фонд капитального ремонта Кировской области, а со следующего года – оператор ТКО. В итоге получается более 1200 организаций. Мы должны их всех контролировать на постоянной основе. Это огромный объем работы. По факту наши ресурсы очень ограничены, недостаточны, поэтому в первую очередь работаем по сигналам (обращения, жалобы). Плотно взаимодействуем с прокуратурой, помогаем им при проведении прокурорских проверок. В последнее время активнее пошла работа с УМВД по Кировской области – в большинстве своем это случаи, связанные с подделкой подписей в протоколах и решениях общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах. По отдельным моментам работаем со Следственным комитетом.
- Сферу ЖКХ называют самой коррумпированной и даже бандитской. Насколько это оправдано?
- Так можно сказать про любую сферу, про любое направление деятельности, где фигурируют деньги, идет оказание услуг, какое-то материальное поощрение. Если мы видим злоупотребления со стороны недобросовестных лиц в сфере ЖКХ, наверное, негативные факторы, о которых вы спросили, имеют место быть. Или, например, задаешь компании, претендующей на получение лицензии, и как раз из той категории, о которой мы уже говорили, вопрос: «У тебя же бизнес убыточный, ты в долгах. Зачем вновь идешь за лицензией?», а ответа нет. Видимо, не все так плохо у них.
При этом мы видим в СМИ сюжеты на тему ЖКХ, читаем обращения через наш сайт, встречаемся с гражданами, которые приходят рассказать, что в их домах месяцами или даже годами ничего не делается. Они справедливо спрашивают: «Где наши деньги и чем занимаются лица, нанятые нами для управления домом?». Наверное, с учетом таких примеров, доля правды в подобных высказываниях о «бандитском» облике сферы все же есть.
Лично мое мнение – все зависит от людей. Пока каждый человек в этой системе – от специалиста самого низкого ранга до большого руководителя – не начнет работать добросовестно, ответственно и честно, элемент коррупции будут обсуждать всегда. И очень многое способны изменить обычные граждане, которые в том числе и к нам за помощью приходят. Без их решений и контроля с их стороны за теми, кого они наняли для управления своим имуществом, невозможно кардинально переломить ситуацию. Реально эти люди вполне могут сдвинуть глыбу накопившихся проблем в своем многоквартирном доме. Представители ГЖИ, в свою очередь, им всегда помогают рекомендациями, разъяснениями законодательства, а при наличии оснований – реагируют, принимая меры административного воздействия к нарушителям.
Другой вопрос, что мы нередко отрабатываем по жалобе, находим нарушения, наказываем. Следующая жалоба – такая же, тот же дом, на ту же компанию. Опять наказываем. Потом снова и снова, но ничего не меняется.
- Штрафы маленькие?
- Как раз достаточно серьезные – до 300 тысяч рублей. Мало это или много – все относительно. Вопрос, каким образом в итоге компании компенсируют затраты, которые выплачивают государству в виде штрафов? По сути, они живут на деньги, которые им платит клиент. Видимо, часть этих средств тратится не на дом, а на штрафы. Так происходит, потому что прямого окрашивания денег в разрезе каждой строки в счете-квитанции нет. А если у компании домов много, как все эти денежные потоки администрируются этой управляющей организацией? В данном направлении, считаю, тоже необходимо законодательно обеспечить полную «прозрачность», чтоб денежные средства для оплаты штрафа компенсировались, например, за счет прибыли компании, или ее зарплатного фонда, а никак не со статей на содержание общего имущества многоквартирного дома. Деньги, выплачиваемые жильцами на основе выставленных счетов-квитанций, должны тратиться только на те цели и нужды многоквартирного дома, которые в указанных счетах обозначены.
- Чтобы лишить компанию лицензии, много нужно собрать «улик» против нее?
- Необходимо провести достаточно серьезную работу. Раньше было сложнее. Сейчас тоже непросто, но теперь появились дополнительные основания для аннулирования лицензии, конкретика по срокам. На законодательном уровне закреплена норма: если за определенный период УК не устраняет выявленные недостатки на доме, мы вправе исключить дом из реестра. Условно говоря, отправить дом в открытое плавание, чтоб его могли «забрать себе» другие участники рынка. Если в течение определенного периода компания теряет 15% и более площади находящихся под ее управлением домов, у нас появляется основание для обращения в суд по поводу аннулирования лицензии. В Кировской области был всего один случай исключения домов из реестра за неисполнение предписаний (УК работала в Лузском районе).
Новшество этого года – возможность исключать из реестра все дома компании, признанной банкротом. Как компания-банкрот может управлять жилым фондом, если у нее у самой проблемы и она зарплату своим работникам платить не может? Логичное решение – «забрать» у нее дома и на конкурсной основе раздать под управление тем, кто готов это делать.
Еще одна причина для аннулирования лицензии – неоднократное препятствование проведению проверок в течение года. Как правило, это заключается в игнорировании со стороны подконтрольного субъекта наших запросов о предоставлении информации по проблемным моментам, на которые жалуются граждане. Причем раньше использовался термин «календарный год», сейчас это период, равный 12 месяцам, то есть «жизненный цикл» факта наличия нарушения «не оборвется» 31 декабря, как это было ранее. В 2017 году ГЖИ Кировской области 36 раз привлекала УК за воспрепятствование проверке к административной ответственности, в этом году – 17 раз, но он еще не завершился. Случаев лишения лицензии за неоднократное препятствование проведению проверок пока не было в Кировской области.
Еще одна серьезная проблема заключается в том, что предписания не исполняются повсеместно или исполняются из рук вон плохо, в итоге поток жалоб растет. Та же ситуация со сменой названий. До того, как с 2018 года была введена административная ответственность за схожие до степени смешения (или тождественные) наименования компаний, мы проанализировали весь реестр. Если видели признаки нарушений – информировали об этом УК. Большинство среагировали, но не все. Сейчас, если в течение года дважды выдано предписание о необходимости приведения наименования компании в соответствии с требованиями, и оно дважды не исполнено, мы получаем право исключить все дома, которыми управляет компания, из реестра.
- На ваш взгляд, можно ли изменить ситуацию на рынке ЖКХ без кнута?
- Можно, только многое на этом пути зависит от гражданской позиции собственников. Пока собственники помещений не начнут контролировать состояние своего дома, свою УК или ТСЖ, и за каждый рубль, как говорится, не начнут им «душу вытряхивать», – очевидно ничего не изменится. А с учетом количества проблем в сфере ЖКХ и имеющихся незначительных ресурсов ГЖИ Кировской области на сегодняшний день по сути с большим трудом пытается успеть «залатать пробоины», о которых сигнализируют жильцы. Но если граждане все же поймут, что и они в определенной степени несут ответственность за свое имущество и принимаемые в отношении него решения, и если добавить к этому конструктивный диалог с органами власти, то все возможно. Совместно можно и горы свернуть.
- Часто ли приходится работать вхолостую?
- Да, существенная часть работы идет, как говорят, «в корзину». Возьмем для примера ситуацию в поселке Безбожник, где зимой была проблема с котельной, неготовностью домов к отопительному сезону – люди замерзали. Были явные нарушения. Об этом знала вся область – СМИ неоднократно сообщали о ситуации. Мы подготовили все документы в суд (это месяцы работы: выезды, проверки, оформление документов, заблаговременное уведомление всех сторон и т.д.). Суд вынес решение – нарушение малозначительное. Условно говоря, виновному сделали устное замечание – «погрозили пальчиком». Такие примеры, к сожалению, есть.
Всегда была проблема с привлечением должностных лиц. Чтобы должностное лицо привлечь к ответственности, его нужно соответствующим образом уведомить – должна быть отметка, что уведомление получено лично.
А должностные лица уведомления, как правило, не получают, а еще чаще просто уклоняются от их получения. Мы уже и через их приемные пытались уведомлять, и на дом выезжали, составляли акты о том, что отказался принять уведомление либо отсутствовал на месте в рабочее время. Но суды это во внимание не берут. Мы сейчас прорабатываем иные механизмы, потому что из-за таких формальностей должностные лица уходят от ответственности, так как либо заканчиваются сроки привлечения к ней, либо суды отказывают в удовлетворении исков и в итоге – нет возможности поставить в деле точку. И при этом законодательство не позволяет действовать более быстро и жестко.
- Но оно меняется…
- К счастью, да. Мы свои мысли по его совершенствованию стараемся в Москву направлять. Регулярно ездим на различные совещания, мероприятия, озвучиваем свои проблемы и предложения. Когда я пришел в ГЖИ в мае прошлого года, увидел такую картину: люди не верили, что их инициатива, инициатива отдельно взятого специалиста из региона может быть как-то отражена в серьезном документе.
Причем и в других регионах похожая история. Я работал на федеральном уровне и знаю, откуда все эти инициативы берутся и как обрабатываются. Говорю сотрудникам: начинайте, пробуйте, работайте! И они стали пробовать, готовить предложения от региона по корректировке федерального законодательства. Например, предложения одного из специалистов юридического отдела ГЖИ Кировской области были отражены в проекте документа федерального уровня. В Москве сидят точно такие же люди, которым нужно понимать, что происходит «на земле». Понятно, что локальные проблемные участки для Москвы далеки, там разрабатываются более глобальные, стратегические вещи. Но когда там возникает потребность получить опыт, практику и знания регионов, чтобы затем все это «вложить» в очередной стратегический документ, федеральные органы власти с удовольствием принимают инициативы, предложения и использует их в своей работе. После этого начинает что-то меняться во всей стране. Все реально!
- Совсем недавно озвученная предпринимателем из Белой Холуницы проблема нелегальных перевозчиков стала причиной цепной реакции по всей стране. Тему об ужесточении законодательства в этой сфере начали активно обсуждать в эшелонах власти самых разных уровней…
- Это один из показателей, что связь между простым человек и властью в Кремле работает. Обычный гражданин может изменить ситуацию во всей стране. Просто нужно поверить в это и пробовать, тогда что-то сдвинется. Я об этом всегда говорю сотрудникам: начинайте потихонечку со своего рабочего места. Вы не обладаете какой-то большой властью, но, если станете по-другому относиться к своим обязанностям, начнете критичнее относиться к сомнительной информации от УК, поток жалоб от жильцов многоквартирных домов пойдет на спад. Когда подконтрольные субъекты станут понимать: если ситуация дошла до прихода инспектора, который в любом случае добьется устранения всех нарушений, но уже с последствиями в отношении нарушителя – тогда в их интересах будет в приоритете максимально оперативное исправление проблемы, до попадания информации о ней в ГЖИ, а не как сейчас – поход в суд, чтобы оспорить выданное инспектором предписание, несмотря на то, что нарушение очевидное и дело для УК заведомо проигрышное.
- Ваша карьера началась с ИТ-сферы, занимали должности от специалиста до управленца в разных сферах. Почему столько направлений и как оказались в Кирове?
- Да, я получил разносторонний опыт. Переезд связан со здоровыми, как я считаю, амбициями, которые не позволяют мне стоять на месте. Когда понимаю, что где-то «уперся», начинаю искать варианты для саморазвития. Если в текущем направлении на данный момент их не вижу – ищу в других сферах.
В последние годы занимал руководящие посты. Бывают ситуации, когда необходимо срочно решать проблему, а – некому, желающих нет. То есть уже «горит» – надо «тушить». Складывалось так, что я оказывался именно в тех местах, где надо «тушить», налаживать работу – выполнять роль «кризисного управляющего» или, как еще говорят, требуется «пожарный менеджмент». Поступило предложение переехать и попробовать себя в Кировской области. Согласился, так как очень интересно было коснуться новых для меня направлений. Сначала поработал в министерстве имущественных отношений (до этого был связан с деятельностью в области недвижимости). Через полгода помощь остро понадобилась в ГЖИ Кировской области. Не стал отказываться: мне всегда было интересно не просто спокойно сидеть на месте, а все время познавать что-то новое, при этом добиваясь положительного эффекта в деле, которым занимаюсь. Всегда же приятно видеть позитивные результаты своей работы. Надеюсь, для рынка ЖКХ региона они таковыми и окажутся.
При этом от информационных технологий я далеко не ушел и не собираюсь – мы живем в 21-м веке и, например, свою работу я вполне могу организовать удаленно, где бы я ни находился. Информационные технологии, используемые в работе, в этом очень помогают. Более того, при имеющихся объемах информации без автоматизации процессов ее сбора и обработки – сегодня никуда. Поэтому и в ГЖИ Кировской области стараемся максимально использовать эти блага цивилизованного мира. Прошлый опыт очень помогает.
Анастасия Белова
a.a.belova@mail.ru
Досье
Кабашов Алексей Леонидович – начальник Государственной жилищной инспекции Кировской области.
Родился: 19 октября 1982 года в Германии.
Образование: высшее. В 2004 году окончил Таганрогский государственный радиотехнический университет (специальность «Организация и технология защиты информации»).
В 2010 году прошел профпереподготовку по курсу «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)».
Карьера:
2004 – 2007 гг. – инженер отдела безопасности и защиты информации Таганрогского отделения Сбербанка России.
2007 – 2009 гг. – работал в структуре ФГУП «ФКЦ «Земля» (от специалиста до начальника подразделения).
2009 – 2010 гг. – начальник отдела ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».
2010 – 2016 гг. – заместитель начальника управления оценки объектов недвижимости Росреестра.
2016 г. – назначен заместителем министра, начальником управления земельных отношений мингосимущества Кировской области.
С мая 2017 года – руководит ГЖИ Кировской области.
Женат, воспитывает дочь.
Блиц:
- Вы позитивный человек?
- Я реалист, но в любой ситуации, даже негативной, ищу плюсы.
- Какой вы руководитель?
- В меру строгий и, одновременно, лояльный. Всегда довожу до понимания сотрудников: без дисциплины нет порядка.
- Что цените в людях?
- Честность и порядочность.
- Хобби?
- Активный образ жизни. Раньше занимался борьбой (самбо, дзюдо), сейчас регулярно тренажерный зал, физкультура. Немного играю в хоккей. Недавно на «Вятских холмах» участие принимал – бежал 3 км. С супругой начали осваивать конный спорт.
- Любимая кухня?
- Всеяден, люблю самые простые блюда. Например, пюре или макароны с курицей.
- На что не жаль потратить деньги?
- На любимых и родных. А куда их еще тратить?
<a href="/">herema</a>
|
По факту наши ресурсы очень ограничены, недостаточны, поэтому в первую очередь работаем по сигналам (обращения, жалобы).
|