Алексей Жаравин
Есть, куда расти
Чтобы сделать прибыльным городское автотранспортное предприятие, нужно полтора года. За это время произойдет продажа части его имущества, а также слияние автобусного и троллейбусного парков в единую профильную компанию пассажирских перевозок. Перемены, связанные с именем нового руководителя «АТП» Алексея Жаравина, начнутся уже этой осенью.
Первое, что бросается в глаза в его кабинете — пустота. Ни тебе телевизора с комплектом мягкой мебели, ни серванта с кружками-рюмками на случай высоких гостей, ни дорогих канцтоваров и сувениров на рабочем столе, которые не столько для пользы, сколько для антуража обычно раскладывают чиновники и директора... Портретам Путина-Медведева тоже не нашлось места в спартанской обстановке бывшего сотрудника мэрии. «А мне зачем»? - Жаравин считает себя человеком, у которого все есть и вполне доволен парой столов, несколькими стульями, да компьютером. Чтобы хорошо трудиться, большего не надо.
Место своими руками
Ваш уход из администрации пришелся на период кадровых перестановок, которые начал сити-менеджер после избавления от приставки «и.о.». Дмитрий Драный недоволен специалистами, которые с ним работали, или там были какие-то иные причины?
- Не могу говорить за других. Мое решение об увольнении созрело задолго до того, как Дмитрий Драный лишился приставки «и.о» - в декабре прошлого года. Но, чтобы никого не нервировать перед выборами, проработал еще полгода. В конце марта я проинформировал руководство, что собираюсь увольняться. И три месяца потихоньку увольнялся.
Что вам не нравилось на прежнем месте?
- Повлияло несколько факторов. Они довольно стандартные. Первый — пять лет на одном месте, соответственно, надо двигаться дальше и развиваться. Второй — нагрузка была серьезная, приходил домой периодически в 9-10 вечера, поэтому после такого режима начались некоторые проблемы со здоровьем. К тому же перестало устраивать соотношение зарплаты и нагрузки, которая там была. Пошел искать, где зарплата больше.
Сейчас вы директор «Автотранспортного предприятия». Почему выбрали эту работу, которая напрямую не связана с вашей предыдущей деятельностью?
- Большой разницы нет, каким предприятием руководить. Экономика есть экономика, что в транспорте, что в другой сфере. В принципе, работая начальником УДМС, я входил в советы директоров не только транспортных, но и других предприятий, учредителями которых является администрация, поэтому более-менее представляю, чем должен сейчас заниматься. Нельзя сказать, что я совсем со стороны сюда пришел и никогда ничего подобного не делал. Вопросами автотранспортного предприятия мне приходилось заниматься с первого дня работы в мэрии: создание единого акционерного общества вместо нескольких ОООшек проходило через мои руки.
Вы сказали, что входили в состав советов директоров нескольких предприятий. Каких еще, кроме «АТП»?
- «Кировского транспортного предприятия» и «Куприта».
То есть вы, будучи членом совета директоров «АТП», сами освободили себе место, отправив прежнего руководителя Николая Дубровина в свои замы?
- Кадровые решения принимаются главой администрации. Он решил поменять руководство и предложил мне эту должность. Чтобы переход был плавным, прежний руководитель остался работать на предприятии. Так же поступили на «КТП» при смене директора.
Земля по требованию
Как вы оцениваете результаты своей работы на прежней должности? Что удалось, а что можно было сделать лучше?
- Самому себя оценивать не всегда корректно. Где-то для себя в уме держу, но озвучивать не буду. Одно скажу — результаты есть. Например, доходы городского бюджета от муниципальной собственности в 2011 году по сравнению с 2007, когда я пришел, выросли почти в 2 раза.
При этом у контрольно-счетной палаты были регулярные претензии к мэрии, связанные с бюджетным планированием, в частности, с постоянными корректировками муниципальной программы приватизации и с якобы неадекватной стоимостью объектов, прописанных в этой программе...
- Избежать замечаний было нельзя, потому что программу приватизации периодически корректировали под те задачи, которые нарезались по доходной части бюджета. Когда в конце года составлялся бюджет на следующий период, мы планировали свои неналоговые поступления по УДМС. Получалась сумма, допустим, 1,2 миллиарда. Под нее составляли перечень объектов на продажу. А в апреле-мае возникают непредвиденные расходы у управлений, которые в администрации деньги не зарабатывают, а тратят. Это образование, культура, раньше здравоохранение еще было, и говорят: нам надо столько-то. Где взять? В УДМС. И нам снова ставят задачу принести несколько дополнительных миллионов рублей в бюджет. Вот вам и очередная корректировка программы приватизации.
У предпринимателей было много вопросов по назначенной стоимости этих объектов. Вроде, на продажу выставляются, но их никто из-за «убитого» состояния по высокой цене не покупает.
- За последние пару-тройку лет объекты не продавались из-за общего кризиса. В первом полугодии 2008 года продажи земли и зданий шли «на ура». В том числе не сильно ликвидных. С середины 2008-го как отрезало. Аукционы остановились. Даже то, что раньше бы с руками оторвали, просто перестало пользоваться спросом. Год-два прошли, ситуация начинает выправляться, но мы до сих пор не вернулись к прежнему уровню продаж. Поэтому да, есть объекты, которые не можем продать, но скидывать цену почти до нуля тоже ни к чему. Пусть лучше они законсервированными постоят, а через пару лет, когда закончатся последствия кризиса, их можно будет продать за бОльшие деньги.
По поводу денег. Население активно протестовало против строительства отеля «Хилтон». Граждан возмутило не столько то, что к этому приложила руку фирма, ранее принадлежавшая Никите Белых, сколько то, что исчезнет одно из самых зеленых и живописных мест города. При этом мэрия, как владелец участка, получит всего миллион рублей после того, как он перейдет в собственность «Инвестиционно-строительной компании». В то время как земля в том районе, по словам одного из источников, знакомых с ситуацией, стоит гораздо дороже.
- Земля в собственность компании так просто не перейдет. Не забывайте, что миллион рублей она платит просто просто за оказанные муниципальным учреждением услуги, а не за землю. Она будет оплачиваться отдельно, ее еще никто никому не отдал. Частная компания возьмет участок в аренду и будет за него платить, либо выкупит. Цена, по которой возможен выкуп, оговаривается в 36 статье Земельного кодекса. До 1 июля приобретение участков под объектами недвижимости шло по семикратной годовой ставке земельного налога. Сейчас эту стоимость должно утвердить областное правительство. Не для «Хилтона» утвердить, а вообще. Когда появится соответствующее постановление, можно будет говорить о покупке земли, в том числе под отелем.
Право аренды земли в этом же парке имени Кирова выиграл «Макдоналдс». И тоже в зеленой зоне. Но главное не это. Почему аренда сроком на год? Ведь «Макдоналдс» интересует только собственность на землю.
- Администрация проводила аукцион на право аренды, потому что так больше возможностей контролировать строительную организацию. Если бы участок продавался в собственность сразу, мы бы могли получить через год не небольшое кафе, которое прописано в аукционной документации по аренде, а маленький десятиэтажный торговый центр или еще что-нибудь. Когда объект будет построен и введен в эксплуатацию, у собственника возникнет право на земельный участок. Владелец недвижимости имеет право взять в аренду или выкупить землю под ней. Он сам выбирает, как поступить. Более того, он обязан оформить права на участок.
Кстати, вспоминается история с «Европейским», в котором оказалась заниженная арендная плата на 3 этажа, прописанная до 2023 года. Здание также было включено в программу приватизации по стоимости, адекватность которой вызвала споры на последнем заседании гордумы IV созыва. Как вы можете это прокомментировать?
- Стоимость определялась экспертами несколько лет назад и составляла около 300 миллионов рублей. Отказ в продаже первых этажей по «малой приватизации» был строго формальным. Объект недвижимости ТЦ «Европейский» - единое семиэтажное здание. Торговый дом «Европейский» является арендатором части этой недвижимости, не состоящей на самостоятельном кадастровом учете. Поэтому сегодня не может быть речи об отдельной продаже только первых трех этажей. Вы же не сможете продать кухню отдельно от своей квартиры. На данный момент обсуждается вопрос по поводу ведения отдельного кадастрового учета, чтобы сделать возможной раздельную продажу, но я к этому отношения уже не имею и не знаю, чем дело кончится.
Транспортное слияние
Есть предположения, что сейчас к приватизации готовится часть имущества «АТП», например, база на Производственной, 45. И поскольку у вас есть опыт подготовки объектов к приватизации, высказывались версии о том, что ваше назначение на должность директором предприятия не было случайным...
- В принципе мы планируем развивать профильное направление работы предприятия — пассажирские перевозки. База на Производственной, 45 в этом процессе не задействована и вряд ли будет, поэтому действительно рассматривается возможность ее отчуждения. Но это будет не в этом году, а, скорее всего, в 2013-м или 2014-м. Вырученные деньги будут направлены на обновление автопарка и производственной базы.
В 2012 году уставный капитал ОАО «Автотранспортное предприятие» по решению Гордумы увеличился на 12 миллионов рублей. Это связано с ростом инфляции или появлением новых задач в работе предприятия?
- Это ежегодная программа развития транспорта, которая действует в отношении двух открытых акционерных обществ - «АТП» и «КТП». Ежегодно в уставные капиталы двух организаций город перечисляет денежные средства. На эти деньги мы покупаем транспортные средства. Я думаю, вы сами видите, что по городу ездят большие новые красные автобусы. Их приобрели как раз по программе пополнения уставного капитала.
Накануне выборов, 28 февраля, автопарк «АТП» и «КТП» пополнился 20 новыми автобусами «НефАЗ» и 10 троллейбусами БТЗ. И тут же нам в редакцию стали звонить работники «КТП», рассказывать, как троллейбусы «начиняли» двигателями с отработавших свой век машин, возвращая на завод-изготовитель их содержимое, потому что было заплачено лишь за корпусы. Вы в курсе той истории?
- По «КТП», насколько я помню, для удешевления процесса использовали абсолютно живые комплектующие с ранее отработанных троллейбусов. Электродвигатели — это вещь такая, довольно неубиваемая. Соответственно, покупать новый троллейбус с новым электродвигателем не всегда есть смысл. Поэтому, действительно, шло приобретение кузовов первой комплектности. То есть практически готовых троллейбусов, в которых нет электродвигателя. Электродвигатели снимались со старых машин, которые раньше выходили на линию.
Это не влияло на качество техники?
- Абсолютно. Да и пассажиру, согласитесь, удобнее ехать в новом троллейбусе, потому что там новый кузов, новые сиденья, хорошая печка, но ему без разницы какой двигатель там стоит.
Сейчас идут разговоры о слиянии «Автотранспортного предприятия» и «Кировским транспортным предприятием». Это правда? Насколько такое объединение было бы целесообразно?
- Действительно рассматривается такой вопрос. Решение будет приниматься, скорее всего, осенью. Укрупнение профильных предприятий — это всегда плюс. Опыт таких объединений у нас уже есть. Взять те же самые бани. Была куча бань, почти десяток предприятий, часть из которых была прибыльной, часть убыточной. В результате провели реорганизацию банного комплекса и объединили в одно предприятие. Сегодня существует одно муниципальное предприятие «Латунские бани», которое работает с прибылью. Сократились расходы на административно-управленческий персонал, организация оперативно перераспределяет свои финансовые ресурсы для внутренних ремонтов и так далее. То же самое в отношении транспорта. Два предприятия, которые занимаются перевозками на территории города Кирова. Есть небольшая специфика и там, и там: у нас автобусы, у них троллейбусы. Но принцип один и тот же. Если мы объедимся, пойдет кумулятивный эффект, то есть уменьшатся затраты на административный персонал, ряд других затрат. Предприятие будет лучше развиваться.
А кто возглавит объединенное предприятие?
- Это решит глава администрации.
Спасительные 15 рублей
Из-за убыточности отрасли, перевозчики предсказывают полное опустошение рынка в 2012 году, связанное с постоянным ростом цен на ГСМ и увеличением стоимости технического осмотра на 400%. Вы что думаете?
- Я бы тоже не сказал, что мы сидим на большой прибыли. На сегодняшний день у предприятия нет сверхприбыли, но надо учитывать, что мы влезли в довольно серьезное обновление парка. Соответственно, есть крупная закредитованность и идут выплаты процентов по кредитам. Не знаю ситуацию на других предприятиях, у нас пока да, по первому полугодию убыток. Задача по году — выйти на прибыль. Мы рассчитываем сделать это в том числе за счет повышения тарифов на проезд. Если не повышать тариф, перевозки в городе могут остановиться. Я так понимаю, что решение о росте цен на проезд практически принято, соответственно, с 1 сентября мы вздохнем немного свободнее.
Насколько улучшатся в результате этого повышения экономические показатели транспортных предприятий?
- Улучшатся. На 100 процентов сейчас это не просчитать, потому что рост платы за проезд будет довольно своеобразным. С одной стороны, везде объявляется, что стоимость поездки вырастет до 15 рублей, но нельзя забывать, что вводятся также электронные карты. Человек, который их купит, будет платить прежние 12 рублей. Каким будет соотношение людей, предпочитающих карты и наличный расчет, заранее просчитать невозможно, поэтому ситуация не понятна.
Но это все равно будет выгоднее для вас, потому что карта дает право на 60 поездок, а сегодняшний проездной их количество не ограничивает.
- Большая часть людей, которая ездит по проездному, пользуется им дважды в день. Конечно, если человек постоянно живет в общественном транспорте, он приносит мне убыток. Этот убыток можно сократить с помощью ограничений, которые налагает электронный проездной. Но решать их судьбу будет в том числе РСТ.
Если посмотреть в целом, каким вы видите будущее отрасли пассажирских перевозок в Кирове?
- Прогнозов пока не дам, рано еще. Но не думаю, что будет что-то падать. У меня задача и от руководства, и моя внутренняя заниматься развитием предприятия и максимально занимать рынок перевозок. Это возможно в том числе с помощью пополнения автопарка за счет дополнительных средств в уставном капитале. Чем больше перевозок, тем выше прибыль.
Также будем сокращать расходы. Основной из них — топливо. Мы планируем вести переговоры с поставщиками ГСМ о снижении цен. Если не получится, начнем искать других. Нужно оптимизировать коммунальные расходы. Посмотрите на это здание (Жаравин указывает рукой на прямоугольный барак напротив проходной — Ред.). У него же какие попало двери, какие попало окна. Из-за этого большие теплопотери... Чтобы «АТП» стало более прибыльным и успешным, нужно год-полтора. У предприятия есть все ресурсы для этого.
Настрой у вас позитивный, несмотря на предстоящий кризис...
- Какой? Специфика кризиса в том, что люди перестают друг другу платить, сохраняя ликвидку. Чем больше разговоров о кризисе, тем реальнее его приближение, потому что люди начинают «зажимать» деньги, у всех падают обороты и начинаются реальные проблемы. Кризис в головах, в экономике он появляется именно оттуда. Не знаю, будет ли кризис на самом деле. На нашем предприятии он отражается в меньшей степени, большую роль играет сезонность. Летом люди все разъехались — у нас кризис. В сентябре приехали — плохие времена закончились.
А как у вас складываются отношения с другими руководителями-транспортниками? Ведь у вас, по сути, самое выгодное положение на рынке — учредитель покрывает за счет городского бюджета ваши затраты, кроме того, есть административный ресурс для решения возникающих проблем за счет прежних связей...
- Я бы не сказал, что все наши расходы оплачиваются за счет бюджета. Мы - самостоятельное юрлицо, коммерческая организация, которая занимается зарабатыванием денег. Единственная помощь от бюджета, которая появилась года три назад, - это программа по техническому переоснащению предприятия. Все остальное зарабатываем сами.
Как про нас говорят, что есть какие-то преференции, точно так же могу сказать про коллег, у которых свои плюсы в работе, мне недоступные. Например, серые схемы по зарплате.
Возраст в работе не мешает? Все-таки вы довольно молодой начальник.
- Трудно было только в правительстве области, когда руководящую должность занял в 23 года. Приходилось что-то кому-то доказывать. Моим коллегам было по 40-50 лет. Сейчас такой проблемы нет.
Вы знаете, на самом деле понимание экономики у людей советского периода и современных совершенно одинаковое. И те, и другие рассуждают как западные капиталисты. Может быть разная терминология, но суть одна. Сейчас достигают успеха те, кто смог перестроиться в 90-е. Кто измениться не пожелал, остался за бортом.
Вы не жалеете, что ушли с прежнего места?
- Нет. Я изменил то, что меня не устраивало. Мне здесь интересно.
Беседовала Надежда Курнакова
kurnakova_1985@mail.ru
Досье:
Алексей Викторович Жаравин, генеральный директор ОАО «Автотранспортное предприятие»
Дата и место рождения: 21 апреля 1979 г., Киров
Образование: высшее юридическое, Вятский государственный гуманитарный университет
Семейное положение: женат
Карьера:
2001 г. - ООО «Вятюрсервис» (группа компаний «ПроБизнесКонсалтинг»), юрист;
2002-2004 гг. - КОГУ «Кировское областное государственное управление автомобильных дорог», ведущий юрисконсульт;
2004-2007 гг. - департамент госсобственности правительства Кировской области, главный специалист отдела; начальник отдела; начальник управления; заместитель директора департамента;
2007-2012 гг. - администрация города Кирова, заместитель главы и начальник управления муниципальной собственностью;
с 2012 г. - генеральный директор ОАО «Автотранспортное предприятие».
Любимая кухня: все, что вкусно. Люблю готовить сам, особенно мясо.
Жизненная философия: У меня, как у любого другого человека, есть свои принципы. Если их пересказывать, история получится скучная, как мой кабинет... Главное в жизни – душевное спокойствие, сохранение оптимизма в любой ситуации.